Автор Тема: Бронепоезда nr.53 "Śmiały" и nr.55 "Bartosz Głowacki"  (Прочитано 10610 раз)

Оффлайн 75

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 3706
Re: Бронепоезда nr.53 "Śmiały" и nr.55 "Bartosz Głowacki"
« Ответ #10 : 08 Ноября 2017, 16:25 »
Бронепоезд №55 «Бартош Гловацки» (Pociąg pancerny nr.55 "Bartosz Głowacki")

Июль 1920 г. Польский Генштаб потребовал подготовить несколько бронепоездов взамен утраченных во время боев с Красной Армией. Во исполнение этого распоряжения Управление строительства бронепоездов в Кракове в августе изготовило два бронепоезда: "Śmierć" (Смерть) и "Bartosz Głowacki". Последний был назван в честь участника восстания под предводительством Тадеуша Костюшко.


"Bartosz Głowacki" в 1920 г. На башне первого артиллерийского вагона указано собственное имя "Maryś" (Маруся).



Бронепоезд включал две крытые артиллерийские бронеплощадки с центральной башней на крыше, открытую артиллерийскую площадку и нескольких штурмовых (пехотных) вагонов. Артиллерийские бронеплощадки получены из небольших немецких товарных вагонов, бронированных стальными листами и снабженных центральной орудийной башней на крыше. В башнях с круговым обстрелом размещались русские 76,2-мм орудия Путиловского завода обр. 1902 г. На артиллерийской платформе аналогичное орудие монтировалось на тумбовой установке и прикрывалось щитом. Штурмовые вагоны представляли собой деревянные товарные вагоны с бойницами для пулемётов и винтовок и наблюдательной или пулемётной башенкой на крыше. Стрелковое вооружение бронепоезда составляло 10 пулемётов (Bergmann LMG – один из многочисленных клонов пулемёта Максима) и 70 винтовок.. Локомотивом служил бронированный в Польше немецкий паровоз типа G7 (№4460, изготовлен в Breslau)


« Последнее редактирование: 10 Января 2018, 08:45 от Oleg 75 »

Оффлайн 75

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 3706
Re: Бронепоезда nr.53 "Śmiały" и nr.55 "Bartosz Głowacki"
« Ответ #11 : 08 Ноября 2017, 16:28 »


Старший лейтенантStanisław Pigoń, лейтенанты Tadeusz Strumiłło и Olgierd Grzymała-Grzymałowski на фоне бронепоезда Bartosz Głowacki" (1920 г.). Видны оба артиллерийских вагона и бронепаровоз.



Формирование бронепоезда завершилось 30 августа 1920 года. 31-го августа состоялось освящение, после чего его перегнали в Варшаву. 2 сентября "Bartosz Głowacki" направлен на фронт в расположение 15-й пехотной дивизии 4-й армии (вместе с бронепоездом "Wilk" (Волк). К этому моменту в ходе войны произошёл коренной перелом. "Чудо на Висле" отбросило Красную Армию до Бреста и Гродно. Но поляки на этом останавливаться не собирались. С 10 сентября "Bartosz Głowacki" действовал на линии Брест - Черемша (в сторону Бельска). В ходе боёв 18 - 19 сентября два его орудия получили повреждения, третье разорвалось 20 сентября. При этом погиб один член экипажа, ранено четверо. Однако и в таком состоянии поезд участвовал в захвате станции Свислочь (вблизи Волковыска). После этого бронепоезд временно вооружили обычными полевыми орудиями на железнодорожных платформах. В ходе сражения на реке Нёман "Bartosz Głowacki" поддерживал наступление группы генерала Юнга на Волковыск (взят 23 сентября). Бронепоезд проявил себя в этот день поддерживая атаку 62-го пехотного полка на деревню Полонка на р. Свислочь. В ночь с 24 на 25 сентября он прикрывал польское отступление из Волковыска (под натиском контрудара 27–й стрелковой дивизии). В это время поезд имел 6 вагонов с двумя полевыми пушками и десятком пулемётов. После заключения перемирия, с ноября 1920 г. бронепоезд использовался командованием 2-й армии и с лета 1921 г. базировался в Лиде.
« Последнее редактирование: 10 Января 2018, 08:46 от Oleg 75 »

Оффлайн 75

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 3706
Re: Бронепоезда nr.53 "Śmiały" и nr.55 "Bartosz Głowacki"
« Ответ #12 : 08 Ноября 2017, 16:34 »
После польско-советской войны "Bartosz Głowacki", в числе 12 других поездов, признан пригодным к дальнейшей эксплуатации. Подвижный состав, тем не менее, вскоре заменили более боеспособным. Импровизированные стрелковые вагоны вернули к роли товарных. Артиллерийские вагоны с центральной башней передали другим бронепоездам. А впоследствии – вывели в резерв.
Оба оригинальных вагона "Гловацкого" с центральной башней служили долго. Во второй половине 1920-х они, вероятно, входили в состав одного из 12 бронепоездов, но информации об этом обнаружить не удалось.
После сокращения бронепоездов в 1930-е их вывели в резерв, хотя и модернизировали в это время (скосили углы для установки пулемётов, устроили сдвижные двери, установили 75-мм орудия wz.02/26).
источник francis-maks.livejournal.com



Командир бронепоезда в сентябре 1939г. - капитан Анджей Подгурски (kpt.Andrzej Podgórski).

С началом боевых действий в сентябре 1939г. бронепоезд №55 входил в состав оперативной группы «Вышкув» (Grupa Operacyjna "Wyszków"). С 3 сентября решением Главнокомандующего был определен в состав резервной армии «Прусы» (Odwodowa Arma "Prusy").  С 4 по 12 сентября  месте с бронепоездом №53 «Смелый» (Pociąg pancerny nr 53 "Śmiały") перемещался с места на место без конкретных боевых приказов, за исключением патрулирования железнодорожной линии Скирневице – Жирардув (Skierniewice-Żyrardów) 8 сентября.
7 сентября 1939г. бронепоезд №55 находился в Скирневице, 8-го – в Варшаве, 10-го – в Минске Мазовецком и Седльце, 11-го – в Лукуве, 12-го – в Мендзыжеце. В этот период бронепоезд не вступал в прямые боестолкновения с противником, однако его команда и техника участвовала в ликвидации последствий бомбардировок и восстановлении поврежденных ж/д путей в районах действия, в частности 11 сентября в Лукуве.  В этот же день была значительно усилена противовоздушная оборона «55-го» – в подвергшемся бомбардировке Лукуве командой бронепоезда было обнаружено брошенное 40мм зенитное орудие «Бофорс обр.36, которое  было быстро установлено на одну из платформ бронепоезда.

С 13 сентября оба бронепоезда (№53 и 55) были направлены в Брест. 14 сентября бронепоезд №55 впервые принял участие непосредственно в боевых действиях в р-не ст. Жабинка к востоку от Бреста. 55-й был направлен в этот район для проверки появившейся информации о появлении там передовых частей 3-й танковой дивизии вермахта.

Для атаки в направлении моста через р. Мухавец, к югу от железнодорожной линии, были направлены 4 выгруженные с дрезин танкетки TKS, однако 3 из них были подбиты огнем 20-мм пушек немецких бронемашин, находившихся на мосту (людских потерь в экипажах не было).  Действия немецких бронемашин воспрепятствовали также применению в бою штурмового взвода. Только огонь артиллерий находившегося на ж/д переезде бронепоезда заставил немецкие бронемашины отступить.
 
Позднее бронепоезд №55 вступил в бой с наступавшими с южного направления (от Каменца Литовского) передовыми подразделениями 3-й танковой дивизии вермахта, уничтожив несколько единиц бронетехники и приостановив тем самым их наступление. Группа танков 5-го полка 3-й тд, используя особенности местности, попыталась отрезать бронепоезд №55 от Бреста, однако эти действия были пресечены артиллерией бронепоезда. После этого бронепоезд подвергся обстрелу из орудий батареи 75-го полка артиллерии вермахта. По завершении 45-минутной артиллерийской дуэли «55-й» отступил в направлении Бреста, в целом выполнив поставленную боевую задачу.


« Последнее редактирование: 10 Января 2018, 08:47 от Oleg 75 »

Оффлайн 75

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 3706
Re: Бронепоезда nr.53 "Śmiały" и nr.55 "Bartosz Głowacki"
« Ответ #13 : 08 Ноября 2017, 16:38 »
Покинув Брест, бронепоезд отошёл ко Львову. Участвовал в обороне города. Сдался частям РККА 22 сентября.

После ремонта включён в состав 58 полка 9 дивизии войск НКВД по охране железных дорог. При этом в составе бронепоезда остались: бронепаровоз, два артиллерийские платформы (сохранившие 75-мм пушки), контрольные платформы. Дислоцировался в Белостоке. Командир - старший лейтенант Илларион Павлович Подгорный.

Суммарно вооружение составляло: две пушки 75mm wz.02/26, 10 пулемётов 7.92mm wz.08 Maxim (2 на зенитных установках в башенках бронеплощадок). Штатный лёгкий бронепоезд РККА имел на вооружении четыре 76,2-мм пушки обр. 1902 г. Путиловского завода, и 14 7,62-мм пулемётов Максима обр. 1910/1930 г.г. (в том числе 4 - в башнях и 2 – на зенитной установке на тендере паровоза).

« Последнее редактирование: 10 Января 2018, 08:47 от Oleg 75 »

mikado 5448

  • Гость
Re: Бронепоезда nr.53 "Śmiały" и nr.55 "Bartosz Głowacki"
« Ответ #14 : 08 Ноября 2017, 21:23 »
Цитировать
Для атаки в направлении моста через р. Мухавец, к югу от железнодорожной линии, были направлены 4 выгруженные с дрезин танкетки TKS, однако 3 из них были подбиты огнем 20-мм пушек немецких бронемашин, находившихся на мосту (людских потерь в экипажах не было)

То есть TKS в р-не Жабинки были с этого БП ? Есть их несколько фото.

Оффлайн 75

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 3706
Re: Бронепоезда nr.53 "Śmiały" и nr.55 "Bartosz Głowacki"
« Ответ #15 : 08 Ноября 2017, 22:03 »
Да, в районе Жабинки действовал этот БП в 1939 году. Если есть фото ТКС, добавляйте.

Оффлайн 75

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 3706
Re: Бронепоезда nr.53 "Śmiały" и nr.55 "Bartosz Głowacki"
« Ответ #16 : 09 Ноября 2017, 07:23 »
Как раз там идет разбор всех FT и данный эпизод в теме описан и дополнен фотографиями.

Оффлайн Исследователь

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4382
  • Незадолго до ДМБ-86-осень
    • E-mail
Re: Бронепоезда nr.53 "Śmiały" и nr.55 "Bartosz Głowacki"
« Ответ #17 : 24 Декабря 2017, 19:27 »
Обращают на себя внимание начищенные сапоги этого немца на этом фото, якобы, снятом после боя :) Сравниваем с сапогами других "экскурсантов" у танкетки.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий

mikado 5448

  • Гость
Re: Бронепоезда nr.53 "Śmiały" и nr.55 "Bartosz Głowacki"
« Ответ #18 : 24 Декабря 2017, 22:09 »
Так я же не утверждаю что фото сделаны друг за другом-там даже погода на фото разная !
Просто на перекрёстке у млына тутэйшие поставили арку для встречи....Красной Армии !С соответствующим приветствием.
Есть пару фот на эту тему

mikado 5448

  • Гость
Re: Бронепоезда nr.53 "Śmiały" и nr.55 "Bartosz Głowacki"
« Ответ #19 : 22 Июня 2018, 11:56 »
Жабинка