Fortification.ru

Общая категория => Брестская крепость => Общий => Захоронения на территории Брестской крепости и г. Бреста => Тема начата: Gurock от 17 Мая 2012, 21:57

Название: Экипаж 72 орап 11.05.1944 (Бирюков-Бараненко-Шамалуев)
Отправлено: Gurock от 17 Мая 2012, 21:57
Поиски продолжаются.
В мае 1944-го года в районе Гершон (тогда 5 км. южнее Бреста,сейчас - территория города) был атакован и сбит советский самолёт. Экипаж погиб. На месте падения обнаружены остатки фюзеляжа... На памятнике лётчики числятся неизвестными, надеемся что завтра будут новые находки,которые позволят определить тип самолёта и его экипаж. На снимке - ребята из поискового отряда пытаются определить фамилии членов экипажа по дате падения самолёта....

(http://s019.radikal.ru/i626/1205/0e/336aa33c7751.jpg) (http://www.radikal.ru)

Поиски продолжаются. В мае 1944-го года в районе Гершон (тогда 5 км. южнее Бреста,сейчас - территория города) был атакован и сбит советский самолёт. Экипаж погиб. На месте падения обнаружены остатки фюзеляжа... На памятнике лётчики числятся неизвестными, надеемся что завтра будут новые находки,которые позволят определить тип самолёта и его экипаж. На снимке - ребята из поискового отряда пытаются определить фамилии членов экипажа по дате падения самолёта....
а какая точно дата?

май-июнь 1944 го.Самолёт предположительно ПЕ-2
Название: Re: Экипаж 72 орап 11.05.1944 (Бирюков-Бараненко-Шамалуев)
Отправлено: Егорыч от 18 Мая 2012, 08:51
На всякий случай, для инфы. О летчике воевавшем на ПЕ-2, едва не сбитым над Брестом в 1944г.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E0%F5%F0%E8%ED%EE%E2,_%C3%F0%E8%E3%EE%F0%E8%E9_%D4%B8%E4%EE%F0%EE%E2%E8%F7 (http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E0%F5%F0%E8%ED%EE%E2,_%C3%F0%E8%E3%EE%F0%E8%E9_%D4%B8%E4%EE%F0%EE%E2%E8%F7)
Название: Re: Экипаж 72 орап 11.05.1944 (Бирюков-Бараненко-Шамалуев)
Отправлено: Adv1seR от 18 Мая 2012, 23:43
На всякий случай, для инфы. О летчике воевавшем на ПЕ-2, едва не сбитым над Брестом в 1944г.
Очень даже полезная ссылка. Смысл в том, что май 1944 для активный действий в р-не Бреста - рановато. Волне вероятно что сбитый самолет летал как раз на разведку.
Теперь по порядку.

Версия №1.
Памятник установлен в полукилометре южнее деревни Гершоны Брестского района Бресткой области, около полотна железной дороги Брест – Влодава, в 1976 году на братской могиле неизвестных советских лётчиков, погибших здесь 30 мая 1944 года. По различным данным, в могиле захоронены двое или трое лётчиков, в том числе – одна женщина. Участок могилы размером 2 на 3 метра обнесён металлической оградой. На типовом бетонном надгробном памятнике высотой 1,5 метра установлена плита белого мрамора с текстом. Первоначальный текст - «Вечная слава лётчикам экипажа советского самолёта, погибшим здесь в борьбе с немецкими оккупантами»; современный текст - «Неизвестному экипажу советского самолета, погибшему при освобождении Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков в мае 1944 года». Фамилии захороненных здесь советских лётчиков, наименование авиационной части, в которой они служили, тип и марка погибшего самолёта не установлены. «60 лет назад, 30 мая 1944 года, - рассказывает со слов очевидцев председатель Гершонского сельсовета Логвинко М.И., - наш бомбардировщик возвращался, отбомбившись, из-за Буга. Немцы пытались подбить его зенитками, но не смогли. Подбили наш самолет, летевший без прикрытия, два атаковавших его "мессершмитта". Местные жители нашли на месте взрыва упавшего самолета только фрагменты тел двух погибших летчиков. По длинным волосам удалось установить, что одним из членов экипажа была женщина».
http://aircraft-museum.ucoz.ru/index/gershony/0-53 (http://aircraft-museum.ucoz.ru/index/gershony/0-53)

По этой версии надо смотреть потери авиации за 30.5.1944г. в р-не Бреста. Вдруг что-то и попадется.
Название: Re: Экипаж 72 орап 11.05.1944 (Бирюков-Бараненко-Шамалуев)
Отправлено: Adv1seR от 18 Мая 2012, 23:50
Теперь общие наводки для поиска. В нужном нам районе в нужное нам время действовали 16-я и 6-я воздушные армии. Вот примерно их состав:

16 ВА:
...16-я воздушная армия также начала готовиться к боевым действиям в новых операциях. В это время в ее составе были 3-й бак (241-я и 301-я бад), 6-й сак (221-я бад и 282-я над), 271-я нбад, 2-я гвардейская и 299-я шад, 234, 283 и 286-я иад, 16-й одрап, 98-й окрап и 65-я окраэ. В результате непрерывных тяжелых боев в авиадивизиях оставалось по 40 — 60 самолетов. Всего в армии было 658 боевых самолетов.

В мае — июне в состав 16-й воздушной армии после доукомплектования возвратились 1-я гвардейская и 273-я иад. Кроме того, вновь прибыли 8-й иак, 4-й шак, 132-я бад, 300-я шад и 19-й иап.

8-й иак, которым командовал Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации А. С. Осипенко, находился на [142] доукомплектовании. Его 215-й иад (156, 263, 813-й иап) командовал полковник М. Н. Якушин, отличившийся в боях с фашизмом в республиканской Испании. 323-ю иад (149, 246, 269, 484-й иап) возглавлял полковник П. П. Рыбаков. Обе авиадивизии имели немалый боевой опыт.

4-й шак прибыл под командованием Героя Советского Союза генерал-майора авиации Г. Ф. Байдукова. Авиакорпус только начинал боевую деятельность. 196-я шад (289, 657, 946-й шап) и 199-я шад (136, 569, 724, 783-й шап), возглавляемые подполковником К. К. Грищенко и полковником Н. С. Виноградовым, были сформированы из авиаполков, выведенных с фронта на доукомплектование. Вновь прибывшая 132-я бад (командир генерал-майор авиации И. Л. Федоров) была включена в состав 6-го сак. 300-я шад (106, 382, 724, 904-й шап), которой командовал полковник Т. Е. Ковалев, имела небольшой боевой опыт.

19-й иап, возглавляемый подполковником П. Ф. Чупиковым, в бой с немецко-фашистскими захватчиками вступил еще в первые дни войны. Полк находился в непосредственном подчинении командующего ВВС и был укомплектован сильнейшими летчиками.

Прибывшие на усиление армии 8-й иак, 4-й шак и 300-я шад были приняты на тыловых аэродромах в 200 — 300 км от линии фронта и включились в интенсивную подготовку к боевым действиям. С молодыми летчиками 4-го шак и 300-й шад на штурмовку вражеских войск дважды вылетали опытные командиры 2-й гвардейской и 299-й шад.

6 ВА:
В связи с тем что 2-й Белорусский фронт свой участок, охватывавший Полесье с юга, и находившиеся на нем войска передал 1-му Белорусскому фронту, 6-я воздушная армия 2-го Белорусского фронта, которой командовал Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Ф. П. Полынин, в апреле 1944 г. вошла в состав 1-го Белорусского фронта и была подчинена командующему 16-й воздушной армией, как члену Военного совета фронта{12}.

К концу апреля в 6-ю воздушную армию входили: 3-я гвардейская шад (33, 70, 71-й гвардейские шап) — командир полковник Г. А. Сухоребриков, с июня — подполковник А. А. Смирнов; 336-я иад (163, 265, 483-й иап) — командир полковник С. М. Петров, с июня — полковник С. П. Гращенков; 242-я нбад (661, 717, 997-й нбап) — командир полковник Д. А. Абанин, с мая — полковник П. А. Калинин; 72-й орап и 93-й окрап — командиры подполковники А. Я. Гаврильченко и К. М. Мясоедов. Армия имела 263 самолета.
Название: Re: Экипаж 72 орап 11.05.1944 (Бирюков-Бараненко-Шамалуев)
Отправлено: КАЮР от 19 Мая 2012, 00:19
А что , женщина - член ЭКИПАЖА - это массовое явление ? Хотя не факт , что это не пассажир из (для ? ? ? ) немецкого тыла  ;)
Название: Re: Экипаж 72 орап 11.05.1944 (Бирюков-Бараненко-Шамалуев)
Отправлено: Adv1seR от 19 Мая 2012, 00:22
А что , женщина - член ЭКИПАЖА - это массовое явление ? Хотя не факт , что это не пассажир из (для ? ? ? ) немецкого тыла  ;)
Если ночной бомб. полк - то их хватало. Для Пе-2 редкость, но были. Да и опять же - радист, разведчица и т.п. "для немецкого тыла" - вполне.
Название: Re: Экипаж 72 орап 11.05.1944 (Бирюков-Бараненко-Шамалуев)
Отправлено: Gurock от 19 Мая 2012, 01:03
На май месяц "ночники" туда не долетали,да и судя по найденным частям это именно ПЕ-2.
Название: Re: Экипаж 72 орап 11.05.1944 (Бирюков-Бараненко-Шамалуев)
Отправлено: Adv1seR от 20 Мая 2012, 02:46
Если самолет из частей дальней разведки - по документам без наводки шансов крайне мало.
Вроде как над памятником шефствует местная школа. Может поискать там "старослужащих" из нынешних или бывших учителей, а вдруг чего вспомнят?

И ещё - а само захоронение планируют вскрывать? Ведь если останки захоронены местными жителями, то есть шанс что что-то упустили.
Название: Re: Экипаж 72 орап 11.05.1944 (Бирюков-Бараненко-Шамалуев)
Отправлено: Егорыч от 20 Мая 2012, 08:22
Насколько понимаю три направления дающие результат:
- Воспоминания
- обнаруженные, документы, медальоны...
- Серийный (заводской) номер борта

Сбитый весной 44-го наш самолет над оккупированной территорией и не вернувшийся на свой аэродром - это же не рядовой боец сгинувший навсегда в кромешном аду 22-24 июня, когда сотни немецких разнокалиберных артиллерийских стволов обстреливали крепость...
Название: Re: Экипаж 72 орап 11.05.1944 (Бирюков-Бараненко-Шамалуев)
Отправлено: Gurock от 20 Мая 2012, 08:28
Если самолет из частей дальней разведки - по документам без наводки шансов крайне мало.
Вроде как над памятником шефствует местная школа. Может поискать там "старослужащих" из нынешних или бывших учителей, а вдруг чего вспомнят?

И ещё - а само захоронение планируют вскрывать? Ведь если останки захоронены местными жителями, то есть шанс что что-то упустили.
Нашли даже деда который хоронил.Но информации это дало мало.
Название: Re: Экипаж 72 орап 11.05.1944 (Бирюков-Бараненко-Шамалуев)
Отправлено: Егорыч от 20 Мая 2012, 08:38
Ох, уж эти деды и бабушки... Забавно даже. Бывает слушая их, так и подмывает продолжить их воспоминания. Волей или не волей благодаря исследовательскому зуду, Инету и другим источникам, мы порой не меньше, а больше знаем. Они только о своём, а мы складываем пазл из суммы общей информации :P
Название: Re: Экипаж 72 орап 11.05.1944 (Бирюков-Бараненко-Шамалуев)
Отправлено: КАЮР от 20 Мая 2012, 09:04
судя по найденным частям это именно ПЕ-2.

... Включая разновидность Пе-3 ? ? ?
Название: Re: Экипаж 72 орап 11.05.1944 (Бирюков-Бараненко-Шамалуев)
Отправлено: Gurock от 20 Мая 2012, 09:18
На Белорусском фронте не применялся...
Название: Re: Экипаж 72 орап 11.05.1944 (Бирюков-Бараненко-Шамалуев)
Отправлено: Егорыч от 20 Мая 2012, 11:25
май  1944  года.
 Брест-Литовский , территория Белорусской ССР, во время ВОВ - оперативная зона "Люфтфлот 6".
Согласно отчету от 31 мая  1944  года, в составе Шт./JG51 было записано 16 самолётов "ФВ-190А" из них в эксплуатируемом состоянии - 16 шт. (все).
Всего самолетов в подчинении 6-го ВФ (Люфтфлот 6) в это время имелось 836 шт., из них 104 одномоторных истребителя, в основном, из JG51.
_____________________________
+
Лингенау, фельдфебель Эрих (Fw. Erich Lingenau).
Немецкий летчик, пилот штабного штаффеля JG51 в период c марта по август 1944 года.
…до конца прошёл весь путь обычного пилота штабного штафеля.
Эрих стал тем самым солдатом, прямо из жесткой поговорки "война и трупы солдат - бизнес для тех, кто богат".
Все свои победы одержал, воюя в составе штабного штаффеля.
Первая его подтверждённая победа - советский штурмовик "Ил-2", сбитый им 28 марта 1944 года, в 07:05 на малой высоте 200 метров.
Вторая - бомбардировщик "Пе - 2", летевший на высоте 2000 метров, записанный в отчёте на следующий день, 29 марта 1944 года.
...28 и 29 июня летчики St./JG51 отметились 6 победами - по три за день. 3 самолёта сбил Хюбнер, 2 - Люддеке, а один самолёт сбил Лингенау.
30 июня 1944 года Люддеке и Хейм, в районе н.п. Бяросы, каждый сбили по одному "Пе - 2".
Название: Re: Экипаж 72 орап 11.05.1944 (Бирюков-Бараненко-Шамалуев)
Отправлено: КАЮР от 20 Мая 2012, 12:31
А что , женщина - член ЭКИПАЖА - это массовое явление ? Хотя не факт , что это не пассажир из (для ? ? ? ) немецкого тыла  ;)
Если ночной бомб. полк - то их хватало. Для Пе-2 редкость, но были. Да и опять же - радист, разведчица и т.п. "для немецкого тыла" - вполне.

125-й гвардейский бомбардировочный Борисовский орденов Суворова и Кутузова авиационный полк им. М.Расковой (http://www.allaces.ru/cgi-bin/s2.cgi/sssr/struct/p/bap587.dat)  ???
Название: Re: Экипаж 72 орап 11.05.1944 (Бирюков-Бараненко-Шамалуев)
Отправлено: Adv1seR от 20 Мая 2012, 12:44
Что касается женщин в составе экипажей - только за вчерашний день 3-4 записи проскакивало. Части не нашего направления, поэтому всерьез не рассматриваю.

Мне все же дата интересна. Если даже нашли того кто хоронил, может он точнее вспомнит?
30 мая - это скорее всего разведка.
30 июня - это уже другое дело.

Если самолет был одиночный, без прикрытия, и за 1,5 месяца до непосредственно наступления - это разведчик. А у них будет записано "не вернулся с боевого задания", ведь никто из сослуживцев не видел где конкретно он пропал....... Попадались документы на несколько ПЕ-2 сбитых на Ковельском направлении, но это все же далековато.
Название: Re: Экипаж 72 орап 11.05.1944 (Бирюков-Бараненко-Шамалуев)
Отправлено: Егорыч от 20 Мая 2012, 14:43
Пока всё сходится, что самолет-разведчик. Может и женщина в эипаже - фотограф  ???
Вроде как этот самолет преимущественно использовался как разведчик, а не бомбардировщик. Первоначально варианты планировался как истребитель (?!) Высота подъема, скорость... 
Название: Re: Экипаж 72 орап 11.05.1944 (Бирюков-Бараненко-Шамалуев)
Отправлено: Adv1seR от 20 Мая 2012, 18:06
"Пешки" по-разному использовались. В бомб. полках их очень много было. Достаточно скоростной, нормально бронированный, хороший боезапас берет. В общем очень неплохая машина. Ну а на разведку -поснимали все лишнее, топлива побольше, и вперед.

Но в любом случае ключевой здесь момент - что был одиночный самолет. Летом 1944г. советская авиация уже могла себе позволить выделить хотя бы пару истребителей в прикрытие и не отправлять бомбить немцев одиночный самолет. Только если он был раньше поврежден и отклонился от маршрута...
Название: Re: Экипаж 72 орап 11.05.1944 (Бирюков-Бараненко-Шамалуев)
Отправлено: Adv1seR от 20 Мая 2012, 20:17
Да, загадка с этим майско-июньским самолетом...

Оперативная разведка в 16 ВА на "нашем" направлении началась с начала июля. Непосредственно на Брестском направлении действовал 16 одрап, на Люблинском - 72 орап.
Тоже и по 6 ВА - есть описание боевых действий, в т.ч. разведки, с начала июля...

Дальний разведчик вероятно...

P.S. а дед что-нибудь помнит про женщину в экипаже? Ведь откуда-то появилась эта версия про "длинные волосы"..?
Название: Re: Экипаж 72 орап 11.05.1944 (Бирюков-Бараненко-Шамалуев)
Отправлено: КАЮР от 20 Мая 2012, 20:53
Да, загадка с этим майско-июньским самолетом...

Оперативная разведка в 16 ВА на "нашем" направлении началась с начала июля. Непосредственно на Брестском направлении действовал 16 одрап, на Люблинском - 72 орап.
Тоже и по 6 ВА - есть описание боевых действий, в т.ч. разведки, с начала июля...

Дальний разведчик вероятно...

Махринов таки в МАЕ 1944 года на Брест летал ? ? ?

... Командир звена 72-го отдельного разведывательного авиационного полка 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта

В общем , надо нечто подобное :

(http://s019.radikal.ru/i637/1205/44/4e242c7dcdd1t.jpg) (http://radikal.ru/F/s019.radikal.ru/i637/1205/44/4e242c7dcdd1.jpg.html)
Название: Re: Экипаж 72 орап 11.05.1944 (Бирюков-Бараненко-Шамалуев)
Отправлено: Егорыч от 20 Мая 2012, 20:59
Минуточку, но в моем посте № 139 у немцев фиксируются подбитые "Пе-2" в марте и июне 44г. Совсем не обязательно, что самолет был сбит в районе Бреста. Экипаж мог пытаться дотянуть из оттуда где был подбит, но в конечном итоге упасть у Картуз-Березы или конкретно у Гершон.
Спутать март 44-го с июлем или августом местные жители вряд ли могли. Пока что одни вопросы, но будем надеяться последуют и ответы.
Название: Re: Экипаж 72 орап 11.05.1944 (Бирюков-Бараненко-Шамалуев)
Отправлено: Егорыч от 20 Мая 2012, 21:23
Бобруйско-варшавское направление

К середине апреля 1944 г. в авиадивизиях армии оставалось по 40 - 60 самолетов. Всего в 16-й ВА было 658 боевых самолетов.

В связи с тем что 2-й Белорусский фронт свой участок, охватывавший Полесье с юга, и находившиеся на нем войска передал 1-му Белорусскому фронту, 6-я ВА 2-го Белорусского фронта, которой командовал Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Ф.П.Полынин, в апреле 1944 г. вошла в состав 1-го Белорусского фронта и была подчинена командующему 16-й ВА.

При подготовке к наступлению (апрель - июнь 1944 г.) авиачастями ВА было произведено до 48 тыс. небоевых самолето-вылетов, из них около 27 тыс. учебно-тренировочных. В этот период ВА произвела 4538 боевых самолето-вылетов и бомбоштурмовыми ударами нанесла противнику немалый ущерб в живой силе и боевой технике. В 84 воздушных боях было сбито 68 самолетов противника.

24.06.44 г. в 16-й ВА насчитывалось 2319 исправных боевых самолетов, из них 331 дневной и 149 ночных бомбардировщиков, 661 штурмовик, 1108 истребителей, 70 разведчиков и корректировщиков. Боеготовых экипажей было 1846. На левом крыле фронта в 6-й ВА было 321 самолет и 248 боеготовых экипажей. Обе армии имели превосходство в численности над авиацией противника.

Название: Re: Экипаж 72 орап 11.05.1944 (Бирюков-Бараненко-Шамалуев)
Отправлено: Gurock от 20 Мая 2012, 21:25
Да, загадка с этим майско-июньским самолетом...

Оперативная разведка в 16 ВА на "нашем" направлении началась с начала июля. Непосредственно на Брестском направлении действовал 16 одрап, на Люблинском - 72 орап.
Тоже и по 6 ВА - есть описание боевых действий, в т.ч. разведки, с начала июля...

Дальний разведчик вероятно...

P.S. а дед что-нибудь помнит про женщину в экипаже? Ведь откуда-то появилась эта версия про "длинные волосы"..?
Он в похоронах принимал участие....
Название: Re: Экипаж 72 орап 11.05.1944 (Бирюков-Бараненко-Шамалуев)
Отправлено: Adv1seR от 21 Мая 2012, 01:38
Махринов таки в МАЕ 1944 года на Брест летал ? ? ?
Летал. В целом действия ВА даны по книгам крупных командующих. У них как всегда общие моменты и естественно нет сводок каждодневной работы. А задание на Брест могло быть и разовым - отсняли тыл противника и всё. Было штук 5-7 разведподразделений в этих двух армиях. Нужна или толковая книга по их боевым действиям летом 1944г., или воспоминания, или просто должно повезти. В том что есть в ОБД буквально несколько экипажей, подходящих нет.
По 72-му полку Махринова есть потери экипажей 26.04., 12.05., 11.06., 4.07., 9.07., 18.07., 22.07. (в т.ч. 1 попал в плен). 9.07.1944г. полк потерял сразу 2-х Героев Советского Союза, вероятно были в 1 самолете...

В общем , надо нечто подобное :
Нечто подобное и смотрим, да нет пока подходящих. Есть на примете пару экипажей из других полков, но как установить - "не вернулся с боевого задания", куда летал - не указано....
   
Название: Re: Экипаж 72 орап 11.05.1944 (Бирюков-Бараненко-Шамалуев)
Отправлено: Gurock от 21 Мая 2012, 19:59
Могила двух лётчиков сбитого под Брестом в мае-июне 1944-го года самолёта Пе-2. На сегодня фамилии не установлены....

(http://s49.radikal.ru/i124/1205/0f/32e28002a51f.jpg) (http://www.radikal.ru)
Название: Re: Экипаж 72 орап 11.05.1944 (Бирюков-Бараненко-Шамалуев)
Отправлено: Gurock от 22 Мая 2012, 01:00
(http://s019.radikal.ru/i630/1205/46/d70a8dc681c3.jpg) (http://www.radikal.ru)
Название: Re: Экипаж 72 орап 11.05.1944 (Бирюков-Бараненко-Шамалуев)
Отправлено: Adv1seR от 22 Мая 2012, 01:10
насчет самолета: я, наверно, фильмов про войну насмотрелся- могло ли быть, что самолет летел с пассажиром из тыла врага?

в данном конкретном случае - почти исключено. Для вывоза кого-либо из вражеского тыла самолет должен там сесть. Были ли за Бугом в мае 1944г. партизанские аэродромы - сомневаюсь. Да и для этих целей использовали У-2/По-2, который может сесть где угодно, а не громадину вроде ПЕ-2.

Про длинные волосы - только в одной статье со слов очевидцев. Хиппи в советской авиации вроде не было, тогда получается что женщина. Но это скорее пилот в данном случае, чем пассажир. Опять же это могли видеть очевидцы - в форме была или нет и т.п.
Название: Re: Экипаж 72 орап 11.05.1944 (Бирюков-Бараненко-Шамалуев)
Отправлено: КАЮР от 22 Мая 2012, 02:50
Может и лишнего напишу, но нашли пакрышку от того самолета. Очень просили не постить, но....после сегодня....слов больше нет!!!!!!!
Юра, кинь фотку покрышки, а то слух идет, что нашли чуть-ли не ось с колесом.

Это ладно еще , вот основной вариант Пе-2 был ТРЁХМЕСТНЫЙ , а в могиле , если верить , останки только двоих ...
Название: Re: Экипаж 72 орап 11.05.1944 (Бирюков-Бараненко-Шамалуев)
Отправлено: Gurock от 22 Мая 2012, 14:45
Только что приехал с места падения Пе-2.Там сейчас работает 52-ой поисковый батальон. Разница с настоящими поисковиками настолько разительная что просто матов не хватает. Простой пример: у ребят с "Вахты памяти" двое занимались непосредственно копкой,а остальные трое-пятеро шерстили отвал. У поискового - четверо на"лопате",а на "отвале" - никого.....И что они так найдут.... >:(
 Жалко, одна из лучших поисковых групп России в Бресте,а работать им так и не дали...  :-\
Название: Re: Экипаж 72 орап 11.05.1944 (Бирюков-Бараненко-Шамалуев)
Отправлено: Егорыч от 22 Мая 2012, 18:50
Про длинные волосы - только в одной статье со слов очевидцев. Хиппи в советской авиации вроде не было, тогда получается что женщина. Но это скорее пилот в данном случае, чем пассажир. Опять же это могли видеть очевидцы - в форме была или нет и т.п.
Вечная слава таким женщинам, девушкам известным и неизвестным!
http://2cafe.net/15170-belaya-liliya-stalingrada.html (http://2cafe.net/15170-belaya-liliya-stalingrada.html)
Девушки были и пилотами и штурманами...
http://heritage.sai.msu.ru/history/sai_history/sai2005_05.html (http://heritage.sai.msu.ru/history/sai_history/sai2005_05.html)
Название: Re: Экипаж 72 орап 11.05.1944 (Бирюков-Бараненко-Шамалуев)
Отправлено: Егорыч от 25 Мая 2012, 10:33
Выбросить? Но останков только двоих...
- Было два пилота, мужчина и женщина?
- Было трое (еще радист-стрелок), но один успел выброситься ранее с парашютом?
- "Прилетел из-за Буга". Для такого самолета, поднимающегося на высоту несколько километров, дать вынужденный круг на посадку или еще как - территория обхвата весьма велика. Мог и с нашей стороны лететь или уже падать, но на вираже "идти со стороны Буга"?.. 
Название: Re: Экипаж 72 орап 11.05.1944 (Бирюков-Бараненко-Шамалуев)
Отправлено: Егорыч от 17 Июня 2012, 09:36
Про длинные волосы - только в одной статье со слов очевидцев. Хиппи в советской авиации вроде не было, тогда получается что женщина. Но это скорее пилот в данном случае, чем пассажир...
   Жаль, если для родственников погибшей летчицы так и осталось тайной причина и место ее гибели…
Фотофакты о летчицах-женщинах, воевавших наравне с мужчинами.
Мария Долина - 72 боевых вылета на пикирующем бомбардировщике Пе-2, сбросила на противника 45 тонн бомб! 125-й гвардейский бомбардировочный авиаполк (во время Белорусской наступательной операции участвовала в боях за Витебск, Оршу и Борисов).

Евдокия Мамаева-Безменова - летчик бомбардировщика А-20 Бостон, 244-го бомбардировочного авиаполка.

(http://i5.pixs.ru/storage/8/2/3/pppJPG_1563283_5051823.jpg) (http://pixs.ru/?r=5051823)
Название: Re: Экипаж 72 орап 11.05.1944 (Бирюков-Бараненко-Шамалуев)
Отправлено: Егорыч от 18 Июня 2012, 23:49
Надежда Никифоровна Федутенко - командир авиационной эскадрильи 125-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка.
(http://i.pixs.ru/storage/5/6/6/dozhJPG_7987559_5066566.jpg) (http://pixs.ru/?r=5066566)
Выполнила 56 боевых вылетов на самолете Пе-2. Сбросила 50,4 т бомб. 15 декабря 1944 года в качестве ведущей эскадрильи в составе девяти Пе-2 нанесла бомбардировочный удар по порту Либава.
Название: Re: Экипаж 72 орап 11.05.1944 (Бирюков-Бараненко-Шамалуев)
Отправлено: РККА от 10 Января 2013, 23:05
Самолет Пе-2 в районе Бреста... Возвращенные имена!

http://www.soldat.ru/forum/viewtopic.php?f=86&t=31639 (http://www.soldat.ru/forum/viewtopic.php?f=86&t=31639)
Название: Re: Экипаж 72 орап 11.05.1944 (Бирюков-Бараненко-Шамалуев)
Отправлено: Adv1seR от 11 Января 2013, 02:34
Самолет Пе-2 в районе Бреста... Возвращенные имена!

http://www.soldat.ru/forum/viewtopic.php?f=86&t=31639 (http://www.soldat.ru/forum/viewtopic.php?f=86&t=31639)
А на форуме была версия про 72 орап! В своих файлах нашел выборку более-менее подходящих по датам и месту потерь сов. авиации, туда среди прочих попали и Бирюков, и Кузнецов:

Номер записи    72787048
Фамилия   Кузнецов
Имя   Николай
Отчество   Трофимович
Последнее место службы   72 отд. развед. Ав. П
Воинское звание   ст. лейтенант
Причина выбытия   пропал без вести
Дата выбытия   11.06.1944
Название источника информации   ЦАМО
Номер фонда источника информации   33
Номер описи источника информации   11459
Номер дела источника информации   495

Номер записи    73944865
Фамилия   Постников
Имя   Николай
Отчество   Яковлевич
Дата рождения   __.__.1919
Последнее место службы   72 отд. развед. ав. полк
Воинское звание   ст. лейтенант
Причина выбытия   пропал без вести
Дата выбытия   11.06.1944
Название источника информации   ЦАМО
Номер фонда источника информации   33
Номер описи источника информации   11458
Номер дела источника информации   247

Номер записи    73944922
Фамилия   Кузнецов
Имя   Николай
Отчество   Трофимович
Дата рождения   __.__.1912
Последнее место службы   72 отд. развед. ав. полк
Воинское звание   ст. лейтенант
Причина выбытия   пропал без вести
Дата выбытия   11.06.1944
Название источника информации   ЦАМО
Номер фонда источника информации   33
Номер описи источника информации   11458
Номер дела источника информации   247

Номер записи    74012701
Фамилия   Бирюков
Имя   Николай
Отчество   Иванович
Дата рождения   __.__.1922
Место рождения   Орловская обл.
Последнее место службы   72 отд. развед. ав. полк
Воинское звание   лейтенант
Причина выбытия   пропал без вести
Дата выбытия   12.05.1944
Название источника информации   ЦАМО
Номер фонда источника информации   33
Номер описи источника информации   11458
Номер дела источника информации   242

Номер записи    74012843
Фамилия   Бараненко
Имя   Сергей
Отчество   Яковлевич
Дата рождения   __.__.1922
Место рождения   Черниговская обл., Батуринский р-н
Последнее место службы   72 отд. развед. ав. полк
Воинское звание   лейтенант
Причина выбытия   пропал без вести
Дата выбытия   12.05.1944
Название источника информации   ЦАМО
Номер фонда источника информации   33
Номер описи источника информации   11458
Номер дела источника информации   242

А вот дальше пробить без работы непосредственно в архиве было невозможно. Молодцы!
И опять же "материализовавшаяся" мысль про 100% определение принадлежности останков по ДНК, этот вариант недавно обсуждали.  Так бы и по крепости!

P.S. все посты про ПЕ-2 есть смысл перекинуть в "Захоронения 1944г."

Название: Re: Экипаж 72 орап 11.05.1944 (Бирюков-Бараненко-Шамалуев)
Отправлено: Анатолий Скорюков от 18 Января 2013, 16:56
Под захоронение у Могилки Лётчиков у села Гершоны всё же было.  По словам Уважаемых людей человек, который его произвёл - работник гарнизонного кладбища. Опрошен, точное место покажет. Так, что вариант с анализом ДНК в силе.... тем более, что при желании можно и провести эксгумационные работы на самом погребении, не тревожа останки, оставив их на месте, и только забрать костные образцы на палео ДНК.
Название: Re: Экипаж 72 орап 11.05.1944 (Бирюков-Бараненко-Шамалуев)
Отправлено: 75 от 17 Октября 2015, 18:20
На окраине Бреста откопали фронтовой бомбардировщик

(http://realbrest.by/images/photos/09785cd6fa89ef69a51232c659cbd679.jpg)


http://realbrest.by/novosti/brest-i-region/na-okraine-bresta-otkopali-frontovoi-bombardirovschik.html (http://realbrest.by/novosti/brest-i-region/na-okraine-bresta-otkopali-frontovoi-bombardirovschik.html)
Название: Re: Экипаж 72 орап 11.05.1944 (Бирюков-Бараненко-Шамалуев)
Отправлено: Исследователь от 17 Октября 2015, 19:55
Уважаемый Олег, спасибо за информацию! Но журналистский текст - это, конечно нечто... Убивает знание журналисткой терминологии: "фронтовой бомбардировщик" (а что - бывают "тыловые бомбардировщики"?), "авиасудно"...
Название: Re: Экипаж 72 орап 11.05.1944 (Бирюков-Бараненко-Шамалуев)
Отправлено: kadet-1963 от 17 Октября 2015, 22:09
Уважаемый Олег, спасибо за информацию! Но журналистский текст - это, конечно нечто... Убивает знание журналисткой терминологии: "фронтовой бомбардировщик" (а что - бывают "тыловые бомбардировщики"?), "авиасудно"...

Термин правильный. В авиации применяется такая терминалогия: "Фронтовой бомбардировщик Су-24 (к примеру)". https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83-24  Имеется также "Стратегический бомбардировщик Ту-160 (к примеру)". Разница между этими двумя видами бомбардировщиков (если кратко) - в предназначении и радиусе действия. Кстати, во время 2МВ использовался ещё один вид бомбардировщика: "Пикирующий бомбардировщик Ю-87 (к примеру)"...  Отсюда и разделения авиации по видам и предназначению: "Фронтовая авиация", "Стратегическая авиация", "Разведывательная авиация", "Транспортная авиация", "Армейская авиация", "Авиация ВМФ", "Пограничная авиация"... "Авиасудно" - это тоже из авиационной терминологии. В авиации принято называть летательный аппарат "судном". Конечно, приятнее для уха звучит всё же не "авиасудно", а "воздушное судно". Хотя и первое, и второе определения имеют хождение...
Название: Re: Экипаж 72 орап 11.05.1944 (Бирюков-Бараненко-Шамалуев)
Отправлено: Исследователь от 17 Октября 2015, 22:42
Спасибо, что меня, авиатора ("Бывших лётчиков не бывает!" :) ) и военного историка военно-авиационной терминологии поучили :)
Ну, а, если серьёзно, то и тот и другой "пнутые" мной термины для данной статьи - лажа...
Термин "фронтовая авиация" появился в ПОСЛЕВОЕННОЕ время, и именно к нему относится Су-24 (кстати, первая военная машина, увиденная мной "по службе"). Поэтому в Бресте найден не мифический для 1944 года "фронтовой бомбардировщик", а пикирующий бомбардировщик Пе-2 (кстати, существовали ещё и неупомянутые выше, например, "горизонтальные бомбардировщики", но это уже, видно, "высший пилотаж"...).
Видов авиации не касаюсь, потому что приведённое выше деление к периоду Великой Отечественной тоже отношения не имеет... Равно, как и к данной теме форума...
Ну, а насчёт того, что "определение "авиасудно" имеет хождение - это вообще "авиационно-филологическое открытие"! Согласно терминологии Российской Авиации (практически целиком позаимствованной с флота), существовало определение "воздушный корабль", относившееся к одному-единственному классу и типу самолётов - бомбардировщики "Илья Муромец". В советское время "воздушный корабль" перекочевало из военной авиации в гражданскую, где  -опять же в ПОСЛЕВОЕННОЕ время - изменилось на "воздушное судно". В военной же авиации до сих пор "принято называть летательный аппарат" конкретно самолётом/вертолётом/etc. или же собирательно "машиной", а термин "судно" никак не прижился...
Название: Re: Экипаж 72 орап 11.05.1944 (Бирюков-Бараненко-Шамалуев)
Отправлено: kadet-1963 от 18 Октября 2015, 00:02
Уважаемый Исследователь! Очень рад встретить в вашем лице родственную авиационную душу! Я тоже более 20 лет жизни отдал военной авиации! Правда, у меня все эти годы практика преобладала над теорией. Хотя и теории хватало... И уж поверьте, у меня и в мыслях не было ставить под сомнение Ваши знания по авиационной тематике! Статья писалась в наше, ПОСЛЕВОЕННОЕ время, поэтому журналисты и пользовались СОВРЕМЕННОЙ авиационной терминологией. А описываемый в статье ПИКИРУЮЩИЙ бомбардировщик Пе-2 в современной квалификации относится к ФРОНТОВОМУ бомбардировщику. Так что смысл чисто в ТЕХНИЧЕСКОМ отношении журналистами искажён не был. Меня просто смутила Ваша ирония по "тыловому бомбардировщику", вот я и попытался прояснить этот вопрос (извините, пожалуйста, меня за дерзость!). Если для Вас так принципиально, то в то, ВОЕННОЕ время, не было и СТРАТЕГИЧЕСКОЙ авиации. Вернее, она была, но называлась ДАЛЬНЕБОМБАРДИРОВОЧНОЙ... По вопросу "филологии": за многолетнюю службу в ВВС мне неоднократно приходилось при оформлении документов расследования лётных происшествий пользоваться термином "воздушное судно". Так что смею Вас заверить: термин "судно" (в смысле - воздушное) КРЕПКО прижилось не только в военной авиации, но и в Международной авиационной организации, в Международной организации гражданской авиации (ИКАО). А термин "авиасудно" - это скорее сленговое выражение, оно ИНОГДА используется в НЕОФИЦИАЛЬНЫХ разговорах между авиаторами. По крайней мере мне приходилось его слышать... Вот кто то из "авиационных консультантов" и блеснул перед журналистами своей бравадой... Извините.
Название: Re: Экипаж 72 орап 11.05.1944 (Бирюков-Бараненко-Шамалуев)
Отправлено: Исследователь от 18 Октября 2015, 01:01
Уважаемый авиационный коллега, никаких вопросов! И Вы меня, если что, извините! Благо мы с Вами одного поколения (Вы меня, судя по вашему нику :) , всего на 3 года старше), то вполне продуктивное дальнейшее общение "не по теме форума" мы с Вами сможем продолжить в "Личных сообщениях" и по электронной почте. А пока я Вам пошлю ссылку на эту страницу - http://aircraft-museum.ucoz.ru/publ/literaturnoe_tvorchestvo_polzovatelej_sajta/5 (http://aircraft-museum.ucoz.ru/publ/literaturnoe_tvorchestvo_polzovatelej_sajta/5) , на которой Вы сможете найти четыре пока моих "околоавиационных" :) рассказа (читать - "по-русски", то есть - с конца :) , с "Крайнего" полёта").
Название: Re: Экипаж 72 орап 11.05.1944 (Бирюков-Бараненко-Шамалуев)
Отправлено: mikado 5448 от 18 Октября 2015, 10:44
Ну вы даёте ! ;D
По ссылке присутствует абревиатура КВС-командир воздушного судна !
Как человек,для которого авиация-"слабость",а она же по 2 м.в.-ещё и хобби,могу подтвердить что термины "фронтовой пикирующий бомбардировщик" и "фронтовой бомбардировщик" в литературе по авиации применяются "давным-давно" со времен как СССР так и ныне ! Например,в небезисвестной в 70-ые(!) годы рубрике "Наш АВИА музей" журнала "Техника-Молодёжи" присутствует как раз первый.
Так что спор (вернее,диспут) ни о чём...
А рассказы уважаемого Исследователя читал ещё раньше и долго хохотал-ТАК и про ЭТО всё-таки надо уметь написать !!!
Всё-таки в ВВС свой "шарм" армейской службы.
Название: Re: Экипаж 72 орап 11.05.1944 (Бирюков-Бараненко-Шамалуев)
Отправлено: 75 от 20 Сентября 2016, 16:43
В Бресте состоялось торжественное мероприятие, посвященное открытию памятного знака на месте гибели советских летчиков

(http://s010.radikal.ru/i312/1609/9a/0cd6de908aa2.jpg) (http://radikal.ru)

http://www.realbrest.by/novosti/istorija-bresta/v-breste-sostojalos-torzhestvennoe-meroprijatie-posvjaschennoe-otkrytiyu-pamjatnogo-znaka-na-meste-gibeli-sovetskih-letchikov.html (http://www.realbrest.by/novosti/istorija-bresta/v-breste-sostojalos-torzhestvennoe-meroprijatie-posvjaschennoe-otkrytiyu-pamjatnogo-znaka-na-meste-gibeli-sovetskih-letchikov.html)
Название: Re: Экипаж 72 орап 11.05.1944 (Бирюков-Бараненко-Шамалуев)
Отправлено: Исследователь от 20 Сентября 2016, 17:08
Уважаемый Олег, спасибо за эту информацию! Уже разместил ссылку на этот материал на двух поисковых форумах и отправил её на "самый профильный" - белорусского музея авиации "Минск-Боровая".
Название: Re: Экипаж 72 орап 11.05.1944 (Бирюков-Бараненко-Шамалуев)
Отправлено: jurav от 24 Сентября 2016, 15:42


В Бресте названы имена погибших летчиков-героев http://www.vb.by/society/history/open_pamatnik_letchikam_brest.html (http://www.vb.by/society/history/open_pamatnik_letchikam_brest.html)
Название: Re: Экипаж 72 орап 11.05.1944 (Бирюков-Бараненко-Шамалуев)
Отправлено: Исследователь от 25 Сентября 2016, 13:04
Возвращаясь к памятнику лётчикам в Бресте: наиболее подробная информация об этом авиаПоиске размещена здесь - http://trizna.ru/forum/viewtopic.php?f=27&t=48820 (http://trizna.ru/forum/viewtopic.php?f=27&t=48820)
Обратите внимание на одного из его активных участников - ещё более активного участника этого форума :)