Большую роль играли в Поднебесной и отдельные личности. Например, ВИП-персоны. Такие, например, как Линь Цзэсюй, Ли Хунчжан. О деятельности последнего в военной области и фортификации в т.ч. есть красноречивые свидетельства отечественного очевидца : "Знакомство моё с Китаем началось с посещения маленького приморского городка, о котором в то время (лет тринадцать назад) никто не знал, не ведал, которым и на Дальнем-то Востоке интересовались лишь несколько лиц, близко стоявших к тамошним дипломатическим канцеляриям, да немногие моряки. Имя городка, — Вей-ха-вей, — ничего еще тогда не говорило нам, и старый сибирский «Морж» [ канонерка - прим. Р.Г. ], получивший в октябре 1885-го года предписание зайти сюда по дороге в Чифу, явился, сколько я знаю, первым русским военным кораблем, посетившим этот порт. ..>>.. В глубине огромного залива, ближе к западному краю его, серела куча каких-то строений; а далее виднелись очертания стен в виде правильного пятиугольника, острая вершина которого упиралась в скат одного из холмов. ..>>.. Город расположен приблизительно в полутора верстах от песчаного и отлогого берега моря: обнесен он каменной стеной, вышиною сажени четыре, шириною до 1 1/2 сажень, с несколькими воротами и башнями по углам. ..>>.. Неподалеку от западного угла городской стены стоит на холме каменный памятник, на котором написано, что Вей-ха-вей был выстроен в эпоху Миинской династии для защиты от набегов японских пиратов..." Однако, уже были признаки пробуждения от "летаргии" : "..Вей-ха-вей лежит при входе в Печилийский залив, имеющий громадную важность для Китая: он—кратчайший путь к столице империи, и на Вей-ха-вей возлагается задача стать стражем по одну сторону ворот этого пути; по другой стороне, в 70 милях отсюда, стоит уже такой страж—порт Артур ( Люйшунь ); и порт Артур ( Люйшунь ), и Вей-ха-вей должны представить надежную защиту и опорный базис для китайского флота, оперирующего против неприятеля, если бы тот вздумал высадить войска где-нибудь близ Шаньгай-гуана, лежащего таи, где знаменитая Великая Стена упирается в Печилийский залив и где, как говорят, самый удобный пункт для десанта армии, идущей на Пекин; с весны 1886-го года в Вей-ха-вее должны были начаться работы по углублению и очистке бухты; для защиты от морских волн проектирован длинный мол; проходы между островами и материком будут обстреливаться фортами, которые выстроят на обоих островах, и сильными береговыми батареями; здание минной мастерской уже выстроено вчерне близ города; сюда ожидается офицер английского флота, минер, которому и будет поручена эта мастерская. Вот суть тех любопытных сведений, какие сообщил нам тогда мистер Кирквуд..." И в итоге : "Прошло шесть лет. Судьба опять забросила меня в Вей-ха-вей, и я не узнал старого знакомого: из скромного, безвестного китайского местечка он обратился в грозную, первоклассную крепость, неприступную, как тогда казалось, ни с суши, ни с моря. На обоих полуостровах, окаймляющих рейд с востока и запада, выросли 12 сильных фортов; крошечный островок преобразился тоже в форт. На острове Лиу-кун-тао—три форта, представляющих последнее слово инженерного и артиллерийского искусства. Здесь же госпиталь, угольные склады, обширные мастерские. 57 орудий Круппа и Армстронга (от 12 до 28 см. калибра), между которыми было много скорострельных пушек, составляли вооружение всех этих укреплений. И на материковом побережье, и на островах— электрические фонари для освещения гавани и входов на рейд. Над сооружением грозных фортов Вей-ха-вея много потрудился тот самый фон-Ганнекен, майор германской службы, имя которого так гремело недавно на Дальнем Востоке..." - цитируется из "По китайскому побережью", глава 1, "Город Вей-ха-вей", автор В.Д.Черевков -
http://www.abirus.ru/content/564/623/626/14338/18742/18743.html