Автор Тема: Оборонительный вал длиной более 40 км ???  (Прочитано 27025 раз)

Оффлайн francis-maks

  • Посетитель
  • Сообщений: 37
Хавчи
« Ответ #60 : 13 Декабря 2011, 19:20 »


Первым предвестником и ориентиром, который и в дальнейшем позволял определить местоположение вала, стал подходяще направленный ряд деревьев. Мы спешились и попытались найти сам объект.
Извините, вам запрещён просмотр содержимого спойлеров.
« Последнее редактирование: 22 Декабря 2011, 14:42 от Александр64 »

Оффлайн francis-maks

  • Посетитель
  • Сообщений: 37
Барсуки
« Ответ #61 : 13 Декабря 2011, 19:27 »
Покинув первый обнаруженный фрагмент вала мы выбрались на дорогу и продолжили движение в направлении на Хавчи. Не доезжая деревни, у реки Усвейки, свернули на вполне приличную грунтовую дорогу ведущую на юг - в Барсуки. Миновав их, остановились возле покосившегося знака. И пешком поднялись на гребень холма - осмотреться.

В отличие от довольно низменного и болотистого места предыдущей точки, тут уже чувствовуется Оршанская возвышенность. Восточнее холма находится, собственно, деревня. Домов немного, все старые, но откровенно ветхих и пустых не видно.



Извините, вам запрещён просмотр содержимого спойлеров.
« Последнее редактирование: 22 Декабря 2011, 14:43 от Александр64 »

Оффлайн francis-maks

  • Посетитель
  • Сообщений: 37
Бобовка
« Ответ #62 : 13 Декабря 2011, 21:43 »


От Барсуков дорога уходила на юго-запад, почти перпендикулярно валу. Но мы рассчитывали за Будищами развернуться на восток. Пересечь вал, вдоль берега Усвейки достичь Рыжанок, снова повернуть на юго-запад и вновь пересечь вал севернее Бобовки. Или же, не пересекать вал и вернуться обратно в Будище. Однако, на пути у нас, пардон за каламбур, встало отсутствие пути. Грунтовая дорога от Будищ на Рыжанки оказалась заброшенной. Поэтому, мы решили воспользоваться запасным вариантом и добираться до Бобовки через Слидчаны. Тут дорожная сеть снова преподнесла нам сюрприз. Прямой дороги от Будище до Слидчан, обозначенной на карте, мы не обнаружили. Зато, уходящая несколько западнее, пунктирная линия оказалась вполне качественной грейдированной дорогой.
Извините, вам запрещён просмотр содержимого спойлеров.
« Последнее редактирование: 22 Декабря 2011, 14:45 от Александр64 »

Оффлайн francis-maks

  • Посетитель
  • Сообщений: 37
Запрудье
« Ответ #63 : 13 Декабря 2011, 21:47 »


Следующую точку мы надеялись обнаружить без проблем. Пересечение дороги с высоковольтной линией – заметный ориентир. Однако, не всё оказалось так просто.



Для начала мы немного заплутали в Высоком Городце. Когда-то здесь было аж три «Городца» - один «Вышний» (нынешний Высокий) и два «Нижних» (село и фольварок, слившиеся впоследствии в Низкий Городец). Сейчас же граница между населёнными пунктами чисто условная – сёла срослись в один «городец». Подпитываясь, постепенно отмирающими, мелкими деревнями. Впрочем, не чехарда «городцов» сбила нас с толку, а отсутствие указателей и мудрёная траектория дороги на Запрудье. Чтобы попасть туда пришлось на выезде из Городца пересечь по мосту Усвейку и тут же, развернувшись на 180 градусов преодолеть её приток. Дорога имела довольно оригинальное покрытие -«грейдированный асфальт». Вероятно, старый асфальт был разбит уже настолько, что его решили снять. Но его следы всё ещё угадываются.
Извините, вам запрещён просмотр содержимого спойлеров.
« Последнее редактирование: 22 Декабря 2011, 18:10 от Александр64 »

Оффлайн francis-maks

  • Посетитель
  • Сообщений: 37
Волосово
« Ответ #64 : 13 Декабря 2011, 21:54 »


Мы проехали все четыре дороги, сходящиеся в перекрёсток у центральной площади в Волосово. По северо-восточной приехали от Высокого Городца, по юго-восточной уехали дальше, а северо- и юго-западными добирались до объекта. И если первая вывела нас к уже привычному прямому участку вала, то вторая – к редану, огибающему село.
Извините, вам запрещён просмотр содержимого спойлеров.
« Последнее редактирование: 22 Декабря 2011, 18:11 от Александр64 »

Оффлайн francis-maks

  • Посетитель
  • Сообщений: 37
Стуканы
« Ответ #65 : 13 Декабря 2011, 22:21 »


В третий раз проехав перекрёсток в Волосово, мы двинулись в направлении на Толочин. От идеи проехать вдоль леса к прямому участку вала южнее Волосово пришлось отказаться в силу отсутствия дороги и желания засветло успеть в Стуканы. Рассчитывая найти деревню, мы свернули на дорогу H3639 Рафалово - Харлинцы. Приемлемая в начале, она постепенно стала превращаться в разбитый тяжёлыми тракторами просёлок. (Впоследствии выяснилось, что мы не заметили не обозначенную на карте развилку и ушли южнее, чем предполагали). Начинало темнеть. Деревни не наблюдалось, правда, по правому борту, возникла пара каких-то полуразрушенных сараев. Наконец, колея приняла угрожающие размеры, не совместимые с клиренсом машины. Мы остановились и вышли осмотреться. Оказалось, что до вала мы не доехали метров десять. Яма, вид которой немало поспособствовал решению об остановке, оказалась местом пересечения дорогой рва. А сараи – остатками Стуканов. Там, где дорога делает резкий поворот направо, находится бруствер вала. Преодолев ров, дорога снова поворачивает налево.

Извините, вам запрещён просмотр содержимого спойлеров.
« Последнее редактирование: 22 Декабря 2011, 18:12 от Александр64 »

Оффлайн francis-maks

  • Посетитель
  • Сообщений: 37
о реданах
« Ответ #66 : 13 Декабря 2011, 22:49 »
Чтобы не ограничиваться повторением, кое-что свежее.

Реданы вала весьма странные. На первый взгляд вал может показаться цепным реданным укреплением. Но такое укрепление предполагает взаимодействие реданов. Для чего расстояние между ними не должно превышать дальности ружейной стрельбы. При длине же куртин в несколько километров, об этом не может быть и речи. В нашем случае взаимодействие возможно только между небольшим реданом у Лящевников и реданом у Больших Липович. Там куртина не превышает 250 метров. Проблема в том, что на карте 1915 года редана у Лящевников (на тот момент фольварок Липовичи) вообще не наблюдается, да и у Больших Липовичей вал будто бы ныряет под село.



Извините, вам запрещён просмотр содержимого спойлеров.
« Последнее редактирование: 22 Декабря 2011, 18:15 от Александр64 »

Оффлайн francis-maks

  • Посетитель
  • Сообщений: 37
Документы.
« Ответ #67 : 15 Декабря 2011, 22:58 »
Товарищ schelkunov подкинул ряд полезных документов. Ссылки я обозначил, а здесь приведу выдержки, касающиеся интересующего объекта а так же некоторый графический материал для иллюстрации вопроса.

Статья III Петербургской конвенция между Россией и Австрией о первом разделе Польши от 25 июля 1772 г.

"Ее апостольское в-во императрица-королева за себя, за своих потомков, наследников и преемников гарантирует формально и самым положительным образом за е.в-вом императрицей всероссийской те земли и области Польши, во владение которыми вступит е.в. в силу общего соглашения и которые состоят из остальной части польской Литвы, а также из части Полоцкого воеводства, находящейся по сю сторону Двины, и равным образом из воеводства Витебского, так что река Двина образует естественную границу между двумя государствами почти до особенной границы между Витебским и Полоцким воеводствами, и следуя по этой границе до пункта, где соединяются три воеводства: Полоцкое, Витебское и Минское; от этого пункта граница пойдет по прямой линии до истока реки Дручи при местечке Орша, а оттуда следуя по течению этой реки до впадения ее в Днепр, так, что все Мстиславльское воеводство, как по сю, так и по ту сторону Днепра, и обе оконечности Минского воеводства выше и ниже Мстиславльского воеводства по сю сторону новой границы и Днепра будут принадлежать Российской империи; от впадения же реки Дручи Днепр составит границу между обоими государствами, сохраняя за городом Киевом и его округом те границы, которые они имеют в настоящее время по другому берегу этой реки."

(полный текст документа см. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/poland1a.htm)

Извините, вам запрещён просмотр содержимого спойлеров.
« Последнее редактирование: 22 Декабря 2011, 18:13 от Александр64 »

Оффлайн francis-maks

  • Посетитель
  • Сообщений: 37
Текст плаката, предписываемого к публикации именным законом Генерал-Губернатору, Графу Чернышову "О принятии под Российскую Державу уступленных от Польши провинций; о назначении жителям срока для принятия присяги; о постановлении столбов на новых границах; о сборах в казну всех публичных доходов и о произвождении суда и расправы в настоящих судебных местах по тамошним правилам и обычаям"  от 16 августа 1772 года.

Как Ея Императорское Величество, Всемилостливейшая моя Государыня, в удовлетворение и замену многих Империи своей на Речь Посполитую Польскую издревле законно принадлежавших, неоспоримых прав и требований, изволит ныне брать под Державу Свою и присоединить на вечныя времена к Империи Своей все нижеименованыя земли и жителей их, а именно: начиная по правому берегу Двины реки от польской Лифляндии включительно, как и часть Воеводства Полоцкаго, на том же берегу лежащую; воеводство Витебское, так что сия река Двина отныне имеет на вечные времена остаться натуральною границею между обеих Областей Империи Российской  и Речи Посполитой Польской, простираяся до пункта частной границы между Воеводств Витебского и Полоцкого, и следуя вниз по сей частной границе до пункта, где соединяются такие же частные границы трёх Воеводств: Полацкага, Витебскаго и Минскаго; оттуда по прямой линии до вершины реки Друеца подле местечка именуемого Ордва, и спускаясь по той реке до впадения ея в реку Днепр, а сею рекою до самого пункта прежней границы между России и Польши вниз по той же реки, таким образом, что вся Польская Лифляндия, часть Воеводства Полоцкаго, лежащая на правом берегу реки Двины, и всё Воеводство Витебское по обе стороны той же реки, всё Воеводство Мстиславльское и верхняя часть Воеводства Минскаго, простирающаяся за линией, протянутой от пункта соединения трёх границ Воеводств  Полацкага, Витебскаго и Минскаго, до вершины реки Друеца, а так как и нижняя часть того же Минского Воеводства, простирающаяся за сю реку и за реку Днепр, отныне навсегда имеют состоять под Скипетром Российской Империи; жители же оных земель  владельцы, какого бы роду и звания ни были, все в подданстве оного. "

http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php полный текст документа - номер закона 13850

Оффлайн francis-maks

  • Посетитель
  • Сообщений: 37
В профиль
« Ответ #69 : 21 Декабря 2011, 23:26 »
Аникиевич в книге "Сенненский уезд Могилевской Губернии" (Издание Могилевского Статистического Комитета. Могилев: Губернская типография, 1907.) пишет про вал следующее: "Величина его снаружи 2-3 аршина ( 1,42 - 2,13 м.), изорва 8 аришин (5,69 м.), ширина 4 аршина (2,84 м.). На топографических картах встречается "дамба 3х3м.. Реальность несколько отличается от того и другого.

На осмотренных участках чаще всего встречается следующий "типовой" профиль:



Так вал выглядит южнее Бобровки (точка 3), неподалёку от Запрудья (4). Глубина вала и высота бруствера могут колебаться на протяжении участка в сторону уменьшения.
Извините, вам запрещён просмотр содержимого спойлеров.
« Последнее редактирование: 22 Декабря 2011, 18:14 от Александр64 »