Центральный корпус. Слева- спальные помещения "кубрики".
Одно из восьми спальных помещений.
Южный корпус- вспомогательные помещения.
Северный корпус- вспомогательные помещения.
Полковая школа жила своими заботами и делами. Учебные занятия, тренировки, караулы, все шло своим чередом.
Из письма родным от 11 июня 1941 года курсанта Игольникова Л.П.:"...Привет из Бреста. Напишу немного о своей жизни. Жизнь моя, как говорят, идет колесом. Совершаем без воды переходы по 30-40 километров. Пройти сейчас 30 километров - это для меня все равно, как раньше 12. В воскресные дни - заслуженный отдых: спортивные игры, кинофильмы, постановки...".
Однако, как и в любой армии, не все так было "радужно". Комначполитсоставу всех степеней до июня приходилось много работать. Это становится понятно из предвоенных документов.
В конце марта 1941 года в частях 6 сд работала группа Управления политической пропаганды ЗапОВО. Вот "неутешительный результат" ее деятельности из докладной записки о состоянии партийно-политической работы в 125 сп (касаемо полковой школы):
"- Воспитательная работа с младшими командирами отсутствует... В результате большое количество младших командиров не являются примером в соблюдении воинской дисциплины. Так например: младший сержант полковой школы Постнов, ранее отличник боевой и политической подготовки в марте месяце получил 10 суток строгого ареста...
- Партийно-политическая работа в большинстве подразделений страдает отвлеченностью от задач боевой подготовки решаемых подразделениями. Планы массово-политической работы не нацелены на политическое обеспечение задач боевой подготовки, поставленных в ротном расписании на неделю. По ним нельзя определить чем занимается подразделение в данную неделю, а по некоторым даже трудно определить, что это план воинской организации.
Так например: полковая школа 125 сп по расписанию 25 марта занимается тактической подготовкой, а по плану массовой работы вечером 24 марта проводятся соревнования по волейболу. 27 марта по расписанию школа отрабатывает задачи по огневой подготовке, по плану массовой работы вечером 26 марта проводится собеседование по 1-й главе "Краткого курса истории ВКП(б)" в то время, как школа на инспекторской проверке по огневой подготовке получила оценку "плохо"...
- Работа партийных и комсомольских организаций не была нацелена на работу с каждым коммунистом и комсомольцем, отстающим в боевой и политической подготовке, с целью подтягивания их до уровня передовиков в учебе и дисциплине. Так например: в полковой школе 125 сп из всех младших командиров имеется один член ВКП(б) - младший сержант Оспищев, однако его отделение самое отстающее в школе, а в его отделении имеется всего один комсомолец - курсант Голубь (прим.- Голубев Н.А.), который также является одним из отстающих в отделении. Парторг же старший политрук Бирюков и секретарь президиума КСМ организации тов. Жуковский, даже не поинтересовались, почему эти товарищи отстают, не говоря уже об оказании им конкретной помощи. В этой же полковой школе 3 комсомольца получили оценку "плохо" по политзанятиям, 10 комсомольцев отстают по огневой подготовке. Однако дополнительной работы с ними не организовано. Неслучайно поэтому, что из 73 комсомольцев только 17 комсомольцев являются действительными передовиками в боевой и политической подготовке...
- Командиры подразделений и их заместители по политчасти недостаточно опирались в своей повседневной работе на партийные и комсомольские организации, не всегда ставили перед ними конкретные задачи, не направляли их работу на выполнение задач боевой подготовки, поставленных на день. Подтверждением этого достаточно привести следующие факты:
в полковой школе 125 сп КСМ организация состоит из 73 человек, однако, ни начальник школы, ни его заместитель по политчасти старший политрук Бирюков не интересовались работой КСМ организации. Они не знали, что КСМ организация в течении 3-х месяцев работает без плана, что за все 3 месяца проведено 1 заседание президиума и ни одного совещания комсомольских групп. Их также не беспокоило, что за все 3 месяца проведено 1 КСМ собрание. О том как они руководят КСМ организацией говорит и такой факт: на 28 марта секретарь президиума наметил провести собрание об "Авангардной роли комсомольцев в боевой и политической подготовке". Однако 27 марта вечером ни начальник школы, ни его заместитель о собрании ничего не знали. 27 марта секретарь КСМ президиума решил провести заседание, на котором заслушать отчет 3 комсомольцев по боевой и политической подготовке: отличника, имеющего хорошие оценки и отстающего, об этом старший политрук Бирюков также ничего не знал. Только наше вмешательство заставило секретаря КСМ президиума отказаться от такой ничего не дающей и давно осужденной повестки дня.
На поставленный вопрос тов. Бирюкову "почему Вы не интересовались работой КСМ организации?".
Последний ответил:"Я неоднократно спрашивал у секретаря КСМ бюро полка (прим.- политрук Конюченко В.И.) о том, как работает секретарь президиума КСМ организации, последний мне отвечал, что работает ничего и я на этом успокоился".
Старший политрук Бирюков одновременно является парторгом парторганизации полковой школы. В составе парторганизации имеется всего один кандидат партии из курсантского состава - тов. Новоселов (прим.- Новоселкин М.Х.), однако парторг не знает с какого он года кандидат ВКП(б) и в каком отделении находится...
- Самоподготовка красноармейцев и младших командиров страдает существенными недостатками.
Так например: минометный взвод полковой школы 125 сп 26 марта в часы самоподготовки занимался топографией в то время, как этой дисциплины в расписании на неделю не было.
- Ленинские комнаты еще не отвечают требованиям приказа Наркома Обороны. В наглядной агитации слабо отражаются задачи, решаемые подразделением, отличники и итоги соцсоревнования не популяризируются (полковая школа 125 сп). Часть наглядной агитации устарела и еще не заменена. По внешнему оформлению и содержанию наглядной агитации трудно определить какому подразделению принадлежит Ленинская комната. В Ленинской комнате полковой школы 125 сп проводится много бесед и докладов, но эти беседы очень часто проходят отвлеченно от задач, решаемых школой. Недостаточно используется актив из курсантов.
- Партийные и комсомольские организации не всегда своевременно реагируют на нарушение воинской дисциплины тем или иным коммунистом и комсомольцем.
Так например: в полковой школе 125 сп за март месяц 3 комсомольца нарушили воинскую дисциплину, а группкомсорги и секретарь президиума об этом ничего не знают.
Что сделано за период работы группы:
- Для курсантов полковой школы 125 сп сделано 2 доклада: "Как самостоятельно работать с книгой и газетой", "Горький и Красная Армия".
- Начальнику ДКА Брестского гарнизона дано указание оборудовать показательную ленкомнату в полковой школе 125 сп".
Вероятно определенные выводы были сделаны. Полностью "картина" конечно не претерпела изменений, однако положительные моменты начали иметь место.
Из политдонесения отдела политической пропаганды 6 сд по итогам боевой и политической подготовки в мае 1941 года:
"В полковой школе 125 сп заседания президиума комсомольской организации проводятся от случая к случаю, даже протоколы заседания комсомольского президиума не велись...Решения комсомольских собраний неконкретны. По вопросу о состоянии воинской дисциплины на комсомольском собрании полковой школы вынесено ни кого и ни чему не обязывающее решение: "Усилить массовую работу во взводах. Обратить внимание группкомсоргов на укрепление дисциплины во взводах". Сказывается слабое руководство низовыми комсомольскими организациями со стороны полкового бюро ВЛКСМ...В лучшую сторону в организации политзанятий выделяется в 125 сп полковая школа. Групповоды т.т. Руденко, Пузанов, Усубов хорошо готовятся к занятиям, глубоко излагают материал по содержанию. Все группы в достаточном количестве имеют учебники, тетрадями снабжены полностью. Широко развито социалистическое соревнование в группах и помощь отстающим. курсанты и младшие командиры используют каждую минуту для того, чтобы прочитать дополнительный материал. Большинство курсантов прочитали основную литературу красноармейской библиотеки. Например: курсанты Ипатов, Новоселов (прим.-Новоселкин М.Х.) прочитали большинство книг красноармейской библиотеки, многие берут литературу в полковой библиотеке".