Общая категория > 1941 Командиры БК

Полковой комиссар Фомин Е.М.

(1/12) > >>

kadet-1963:
Здравствуйте, уважаемые форумчане! Может кто подскажет, за что был понижен в своё время в должности Фомин Е.М.? Я сам являюсь офицером запаса и понимаю, что для такого понижения и с такой должности нужны очень веские причины. Об этом говорит и не присвоение ему звания Героя Советского Союза. Я в своей службе "захватил" ещё Советскую армию и знаю не понаслышке, что кто-кто, а политработники друг друга не забывали ни в наградах, ни в должностях, ни в "бытовых" вопросах. В советское время такая информация о Фомине Е.М. по понятным причинам была скрыта. Но и в наше время, так сказать, "тайна покрыта мраком". Или я что-то упустил?

Егорыч:
Защитники Брестской крепости возвращаются через десятилетия…

Читать полностью:
http://naviny.by/rubrics/society/2010/11/04/ic_articles_116_171107

— Известно, что отец ваш в Брест попал из-за того, что его оклеветали. Как вы считаете, почему на пике казалось бы блестящей карьеры его неожиданно переводят в Брест с понижением в должности?

— Да, действительно, в марте 1941-го перевод отца в Брест был неожиданным. Его сослуживцы рассказали, что тогда перевод Фомина восприняли как выражение доверия к нему: раз переводят в Брест, значит, укрепляют западную границу. Слухи о том, что там неспокойно, уже были. Но нас с мамой мучил вопрос: почему отца унизили накануне войны незаслуженным понижением в должности — сделали заместителем командира по политической части с мотивировкой, что он якобы не справлялся с обязанностями замполита дивизии. Кстати, звание полковой комиссар все-таки оставили.

Изучая архивы Министерства обороны, я долго не мог разобраться — почти везде хорошие характеристики! Но в одной из литовских аттестаций утверждалось, что у комиссара Фомина кабинетный стиль работы и в целом он занимается «гнилым либерализмом». Но сослуживцы утверждали обратное: если отца и можно было застать в кабинете, то очень редко, ведь все время он проводил с бойцами! Кстати, саму дивизию, одну из лучших в Харькове, в этом документе назвали отстающей по всем видам боевой и политической подготовки, и всю вину взвалили на отца. В общем, несоответствие между тем, что я узнал об отце от его сослуживцев, и тем, о чем прочел в архивных документах, было разительным. Все знали: это — оговор. Вероятно, он кому-то сильно мешал, возможно, тем, что часто проявлял несогласие с высшим начальством и был слишком инициативным и самостоятельным.

— Но вы же добились отмены этого приказа о понижении в должности. Расскажите, как!

— Я еще успел связаться с одним из тех, кто подписал негативную аттестацию отца, — бывшим заместителем начальника отдела политпропаганды 2-го стрелкового корпуса, в состав которого в 1940-41 годах входила дивизия отца. Первый его ответ был однозначен: «Не знаю, ничего не подписывал». Второй: «Да, подписал». Мол, материалы представила комиссия, сам же в дивизии никогда не был, к Фомину лично претензий не имел. И вдруг неожиданно признался: «По содержанию подписанной мной на вашего отца аттестации видно, что на меня было оказано авторитетное давление. Иначе я бы ее не подписал».

— Удалось узнать имя «авторитета»?

— Замначальника отдела так и не сказал этого. Но одного признания в том, что на него оказали давление, было достаточно. Я хотел добиться отмены приказа о понижении в должности, поэтому в сентябре 1989-го направил письмо министру обороны СССР Язову и просил пересмотреть дело отца. После того, как письмо походило по разным управлениям и отделам, мне ответили: оснований для пересмотра дела нет и отмены приказа, соответственно, не будет. Но за честь отца вступились его сослуживцы. По мнению ветеранов, в Министерстве обороны просто не захотели вникнуть в суть дела. Они потребовали от министра еще раз вернуться к делу полкового комиссара Фомина — отправили повторное письмо в 90-м году. В ответном письме из министерства шла речь об отмене ложных обвинений и восстановлении отца в прежней должности военного комиссара посмертно...

ЕвроТатарин:
Насколько мне помнится, в дивизии, где служил Фомин, произошел самострел или что-то в этом роде. Замполит за это и ответил. Более точно Ростислав знает.

kadet-1963:
Спасибо большое! Но вопросов осталось не меньше. Попробую объяснить.
1. Версия, что Фомина Е.М. "оклеветали". Всем известно, что в конце 30-х - начале 40-х такие "оговоры" практически всегда заканчивались либо увольнением из армии, либо арестом. Как видим Ефим Моисеевич не был ни уволенным из армии, ни тем более арестованным. А если всё-таки оклеветали, то в чём? Вопрос открыт.
2. Версия, что у Фомина Е.М., как комиссара дивизии, был "кабинетный стиль работы". Дивизия - это не подразделение, а соединение. Штаб дивизии в основном выполняет планирующие и контролирующие функции для полков и подразделений прямого подчинения. Следовательно, все должностные лица управления дивизии основное время проводят в кабинетах, иногда выезжая в подчинённые подразделения с контрольными проверками. Как видим, и эта версия тоже имеет изъяны.
3. Версия, что Фомин Е.М. "не справлялся со своими служебными обязанностями". Ефим Моисеевич за 6 (!) лет сделал карьеру в РККА, став военным комиссаром дивизии, пройдя при этом служебную лестницу от самого низа (т.е. не являлся "дикорастущим назначенцем") и неоднократно поощряясь вышестоящим командованием. И в 32 (!) года имел звание полковник (Гаврилов в 41 год - майор, Зубачёв в 43 года - капитан. Оба прошли Гражданскую и финскую, Гаврилов закончил академию им. Фрунзе). И вдруг, видите ли, внезапно перестал справляться со своими служебными обязанностями? Странно, не так ли?
4. Версия, что Фомин Е.М.  занимался "гнилым либерализмом". Но если он имел "кабинетный  стиль работы", то по отношению к кому или чему он проявлял "гнилой либерализм"? И за такие действия тоже или увольняли из армии, или переводили на другую работу, не связанную с личным составом. Но должность заместителя командира полка по политчасти (в отличии от должности комиссара дивизии) наоборот предусматривает непосредственную и тесную работу с личным составом. Согласитесь, не совсем понятное и логичное решение.
5. Версия, что Фомина Е.М. понизили в должности из-за самострела в дивизии. Ну, эта версия совсем, как говорится, "не катит". За такие ЧП, так сказать, по "политической линии"  несли взыскания политруки рот, батальонов. Ну, ещё замполиты полков, куда ни шло. А комиссары дивизий.... Можно допустить, что за неоднократные в течение короткого времени (что мало вероятно) самострелы в частях дивизии мог получить взыскание и комиссар дивизии. Но уж точно никак ни понижение в должности!
6. Версия, что Фомина Е.М. невзлюбил какой то "высокопоставленный авторитет".  Опять таки, за что? Что-то личное? За служебное вроде бы и не за что. И что это за такой "высокопоставленный авторитет", если его "рука" чувствуется и в наши дни. Ведь что-то всё равно мешает восстановить справедливость и присвоить Фомину Е.М. звание Героя России, или Героя Беларуси. Ну никак не могут (или не хотят?) различные инстанции признать подвиг Фомина Е.М. Ведь Гаврилов П.М. тоже перед войной "висел на крючке" у политических органов, но это же не помешало присвоению ему звания Героя Советского Союза.

Gurock:
ИМХО: Орден Ленина - высшая награда Советского Союза,так что не стоит петь песни что заслуг Ефима Моисеевича Фомина "не признали",выше уже ничего не было. Награждать сейчас наградами и званиями СССР - глупость на уровне присвоения ныне живущим ветеранам генеральских и маршальских званий. Давать звание "Герой Белоруси" - унижение памяти Ефима Моисеевича. Да и возьмите в руки книгу "Брест.Июнь.Крепость" - сколько там указано людей которые не меньше Фомина заслуживают наград и званий!? А о многих из них не узнают хотя фамилии и то что они совершили известно.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии