Фортификационное сооружение «Линия Салпа» - крупнейший в Скандинавии военно-исторический объект. Его территория протянулась на 1200 км от побережья Финского залива до Северно-Ледовитого океана.
По-русски «Салпа» означает «засов». Такое определение выбрано не случайно: линия Салпа возводилась для защиты Финляндии от вторжения со стороны Советского Союза. Но для этой цели использовать Линию так и не пришлось: советские войска не настолько глубоко проникли на финскую территорию. Впоследствии именно здесь прошли успешные переговоры о перемирии с СССР в 1944г. Строительство Линии началось весной 1941 г. и осуществлялось руками финских добровольцев и лиц, непригодных к военной службе. Сооружали оборонительную линию на шведские деньги. Кроме того, Швеция помогала собрать добровольцев-строителей со своей стороны и даже организовала специальный строительный комитет в помощь сооружению военных укреплений соседней Финляндии.
В годы Второй Мировой войны строительство Салпы было приостановлено. В финской истории этот период носит название Jatkosota (война-продолжение). В начале 1944 года строительство возобновили и продолжали до конца войны с СССР.
Всего на Линии Салпа было построено 728 бетонных сооружений и использовано 315 км заграждений колючей проволоки. Большая часть фортификационных построек расположена на участке между Финским заливом и озером Кивиярве (Сайма). Дальше на северо-восток тянулись в основном полевые укрепления, стратегические участки защищались гранитными надолбами, бетонными ДОТ и артиллерийскими батареями.
Самый большой участок с постройками Салпы располагается между озером Кивиярве и Финским заливом.
Значительная часть полевых укреплений находится ближе к северо-востоку.
Передовая линия - Миехикяля (Miehikkälä), Лаппеенранта (Lappeenranta), Улямаа (Ylämaa) Виролахти (Virolahti) - находится на узкой полосе между Сайменской озерной системой и Финским заливом. Тыловые линии - Леми (Lemi),Хамина (Hamina), Луумяки (Luumäki) - держат оборону на расстоянии 20-15 км.
Финны против танков использовали надолбы из гранита. Чаще всего их называли «зубы дракона»: надолбы представляли собой вкопанные рядами в землю валуны из гранита, высота которых доходила до 2-х метров. Как правило, рабочие устанавливали их вручную с помощью треноги и лебедки. Каждую отдельную глыбу ставили на «подушку» из гравия и песка и углубляли в землю примерно на 50 см.
Особенности природного ландшафта финны использовали максимально: множество строений Линии Салпа углубляются в гранитные скалы. Бункеры и ДОТ имеют очень прочные потолочные и защитные стены толщиной не менее 2.5 м. Естественные пещеры так же служили неплохим укрытием.
С 2004 года Линия Салпа стала открытым гражданским объектом. С момента окончания войны прошло много лет, а Салпа и по сей день имеет почти первозданный вид. Все строения (бетонные бункеры, траншеи, пробитые в скалах пещеры) имеют хорошую сохранность.
Интересующимся фотификацией туристам предлагается специальный пешеходный маршрут – «тропа Салпа» (Salpa polku). Следуя по нему, можно прекрасно рассмотреть и потрогать фортификационные сооружения ЛС. Путь занимает около 50 км и тянется от Залива до озера Юрикоярви (Juurikojarvi).
На «тропе», приблизительно, каждые пять километров расположены специальные стоянки для отдыха и ночлега. Они оборудованы чистыми туалетами, местами для разведения костров, запасом дров и сооружениями для ночлега. В Финляндии ночевка в машине не разрешается, правда если очень «хочется» и никто не видит, то можно. Поэтому построен высокий настил, с крышей и боковыми стенами из бревен на котором можно разложить спальники. Часто стоянка находится на берегу озера. Тогда к оборудованию еще добавляется домик-раздевалка с «М» и «Ж» и наплавной причал для купания.
Линия Салпа имеет два музея. Один «Бункер-музей», расположен на пересечении ею трассы СПБ-Хельсинки. Приблизительно в двенадцати км от погранперехода Валлимаа. Возле музея есть незатейливая автостоянка, на которой самодеятельные туристы могут оставить свою машину и с рюкзачком заняться осмотром сооружений в ближних и дальних окрестностях, даже на один-два дня. Можно пойти на юг до Финского залива, или до второго музея расположенного возле Миехикюли. Это в двенадцати км на север от Виролахти. Он создан на базе оборонительных сооружений в скальной гряде, чем отличается от «Бункер-музея». Сооружений и траншей, вырубленных в граните множество и они расположены на разных уровнях. Все освещены, находятся в идеальном состоянии и внутренняя атмосфера максимально приближена к боевой обстановке лета 1944 года.
В амбразурах, пробитых в граните, на станках стоят пулеметы Максим в полной готовности с подключенными шлангами водяного охлаждения. И если прихватить с собой из дома боезапас и приятеля поставить на действующий водяной насос, то можно пострелять, ощутив себя в 44-м году, пока сотрудники музея отвлеклись на свои дела. Шутка, однако!
Возле музея в Миехикюле имеется тоже автостоянка, где самостоятельные посетители могут припарковать и оставить на денек-два автомашины. Никто их не трогает.
Сама «Тропа Салпа» хорошо обозначена, размечена вешками и натоптана. Проходит лесом, полями, болотами, скалами и частично по дорогам. При пересечении канав и ручьев сооружены мостики, на скалах стоят лестницы, на болоте сооружены мостки. Сбиться с нее можно, а заблудиться в лесу не возможно. Все время чувствуешь на себе заботу партии и правительства. Финского, конечно!
По тропе лучше всего идти пешком и внимательно смотреть по сторонам, не пропуская дорожки вправо и влево. Они обычно ведут к боевым сооружениям. По Линии можно путешествовать на велосипеде. Но, в этом случае впечатлений несколько меньше, да и частенько приходится тащить его на себе. Но, тем не менее!
http://www.in-finland.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=344&Itemid=67http://www.kolesa.ru/article/avtotur-vyhodnogo-dnja-voennyj-muzej-salpa-v-finljandii-2015-02-09 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D0%BF%D0%B0 http://www.aroundspb.ru/fort/salpa/salpa.phphttp://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g798818-d3535785-Reviews-Virolahti_Bunker_Museum-Virolahti_Kymenlaakso.html