Автор Тема: "Библейские патриархи" против легендарных генералов".  (Прочитано 11204 раз)

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
Начну с экскурса в Историю : ".. "Крепость Оскарсборг - кулак Осло-фьорда" - так эта твердыня образно называлась в старое время. Расположена она в теснине Дробакзунда, на островах Сев. и Южн. Кахолмен - месте, самой природой созданном для защиты подходов к норвежской столице. Первые укрепления здесь появились ещё в 1644 г. при Кристиане IV, короле Дании и Норвегии и представляли из себя примитивные артиллерийские блокгаузы. Было это во время шведско-датского конфликта 1643 - 1645 гг., после чего укрепления были срыты.
В начале 1840-х гг, при шведском короле Оскаре I ( Норвегия тогда была частью Швеции ), появился проект инженер-капитанов Broch и Irgens по защите Христиании ( так тогда назывался Осло ). Проект предусматривал возведение центрального форта в виде артиллерийской башни Мантоламбера и двух казематированных батарей - Западной и Восточной, а также открытой Южной батареи. Работы начались в 1846 г. с возведения вспомогательного форта у пристани на 5х7-дм бомбических орудий в казематах.
В 1848 г закончены постройкой Восточная и Западная прибрежные казематированные батареи на 10х7-дм бомбических орудия каждая, и в 1856 г. - введён в строй центральный (главный форт). Оскарсборг стал одной из сильнейших морских крепостей в Северной Европе. В 1870-х гг. крепость была перевооружена нарезными орудиями ( Центральный форт - 8-дм пушками Арсмстронг 1854 г., Восточная и Западная прибрежные батареи - 5-дм орудиями Паллисера). К с.в. от главного форта возвели новую Восточную батарею на 2х8-дм орудия системы Армстронга. Южную батарею основательно перестроили для размещения новых шведских 226-мм орудий. Пролив к западу от о. Ю.Кахолмен заблокировали подводной стеной из 30-и тонных гранитных блоков.
Появление нарезной артиллерии потребовало основательно перестроить крепость. Амбразуры центрального форта замуровали, у фронтальной стены насыпали многометровой толщины земляной банкет. Наконец в 1875-93 г.г. впереди ( южнее ) главного форта устроили новую Южную ( Главную ) батарею и вооружили её 2х8-дм орудиями Армстронга, одним 12-дм орудием Круппа L/22 M1877 и тремя новыми 280-мм орудиями Круппа M1891, которым дали библейские имена - "Аарон", "Моисей" и "Иешуа".
В 1875 в Дробакзунде установили минное поле из управляемых гальванических мин с минной станцией на Ю. Кахолмене, а в 1892 на С.Кахолмене установили 4 57-мм шведских пушки Finspong, для прикрытия этих полей. Таким образом у Оскарсборга появилась своя МАП (минно-артиллерийская позиция). В 1890-х началось строительство батарей на высоких берегах пролива Дробакзунд - Husvik (57-мм), Kopås на 3х150-мм орудий Арсмстронга, на о. Håøya (280-мм) и другие. Одновременно стали строить опорные пункты сухопутной обороны крепости. Тогда же началось возведение на территории крепости пулемётных противо-аэропланных и противо-дерижабельных батарей ( тогда не было аббревиатуры ПВО ).
Целеуказание для орудий крепости осуществлялось при помощи т.н. "орографов" - шведско-норвежкой дальномерной системы. В 1896 построили павильон орографа на С. Кахолмене, в 1906 - две новых станции на берегах Осло-фьорда в 15-20 км. южнее Оскарсборга. В начале 1900-х крепость получила 4 прожекторных станции с 90-110 см прожекторами - 2 на о.Кахолмен, и по одному в пос. Дробак и Nesset.
1899-1901 на С.Кахолмене построили первую в Норвегии подводную торпедную батарею с тремя пусковыми установками для торпед ( "самодвижущихся мин" Уайтхеда ). 1905 г. - появление в крепости телефона, связавшего батареи, центральный пост и станции орографа. 1916-17 гг модернизация батарей на берегах пролива, перевооружение противо-аэропланных батарей 75-мм орудиями Кане.
После окончания первой мировой войны норвежский военный бюджет был существенно урезан. Норвегия в то время была очень бедной страной, к тому же основные усилия по обороне были перенесены на приграничные форты и МАП у входа в Осло-фьорд. Никакой модернизации Оскарсборг в этот период не увидел, более того, были разоружены несколько внешних батарей, что не осталось без внимания германской разведки. Тем не менее Оскарсборг сыграл свою решительную роль в событиях второй мировой войны. Его звездный час настал в апреле 1940 года ..." - http://www.nortfort.ru/oscarsborg/
« Последнее редактирование: 07 Апреля 2017, 22:13 от Ринат Гимадеев »
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
..Поразительное совпадение или ирония судьбы, но в крепости, преграждавшей путь немцам, стояли немецкие же орудия образца 1891 года калибром 280-мм, изготовленные на заводах Круппа в Эссене. В 1894 году норвежцы закупили их в Германии и установили в Оскарсборге. Орудия сохранились до Второй мировой войны и оставались самыми крупными артсистемами в Норвегии. И когда в апреле 1940 года отряд немецких кораблей во главе с тяжёлым крейсером "Блюхер" и в составе броненосца ( "карманного линкора" ) "Лютцов",- стал прорываться к Осло,-  обрушили всю свою мощь на соотечественников их создателей – моряков "Кригсмарине" и солдат "Вермахта" , находившихся на борту крейсера "Блюхер".. досталось и "Лютцову" ... Р.S. ТКР "Блюхер" назван в честь Гебхарда Леберехта фон Блюхера, князь фон Вальштадт ( Gebhard Leberecht von Blücher ) — это прусский фельдмаршал, участник ряда Наполеоновских войн, командующий прусскими войсками в боевых действиях против вернувшегося Наполеона, победитель при Ватерлоо. Броненосец "Лютцов" - назван в честь Адольфа фон Лютцова ( Adolf Wilhelm Freiherr von Lützow ) — это немецкий национальный герой, барон, возглавивший партизанскую войну в тылу войск Наполеона, оккупировавшего Германию.
« Последнее редактирование: 07 Апреля 2017, 23:14 от Ринат Гимадеев »
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
"..Тяжелый крейсер «Блюхер» был вторым кораблем серии крейсеров типа «Адмирал Хиппер». Корабль, получивший литерное обозначение G и условное название Erzatz Berlin (нем. – «замена «Берлина»), обусловленное внешнеполитической игрой (Германия пыталась представить постройку нового крейсера как замену крейсера «Берлин», остававшегося в составе флота со времен Первой мировой войны), был заложен на стапеле завода «Блом и Фосс» в Гамбурге 15 августа 1936 года. 8 июня 1937 года он был спущен на воду и получил название, как указывалось выше, в честь прусского фельдмаршала Гебхарда Леберехта фон Блюхера. Современные кораблестроители часто называют второй корабль в серии «первым серийным», что связано с большим количеством изменений в конструкции, вносимых по опыту строительства и эксплуатации первого корабля. Как правило строительство второго корабля в серии затягивается, и «Блюхер» также не избежал этой судьбы. Лишь 20 сентября 1939 года, на год позже запланированного срока, он был официально принят в состав "Кригсмарине". Данные о геометрических размерах и эксплуатационных характеристиках крейсера, приводимые в различных источниках, существенно отличаются ( http://warspot.ru/1601-pervyy-i-posledniy-boy-blyuhera ). Как видно из приведенных данных, расхождения в водоизмещении и осадке крейсера, приводимых современными изданиями и специальными справочниками времен Второй мировой войны, весьма ощутимы. Объяснение этому можно найти в книге историка британской разведки Дональда Маклахана «Тайны британской разведки». В случае с крейсерами типа «Адмирал Хиппер» и линкорами типа «Бисмарк» немецкая разведка через военно-морского атташе организовала утечку ложной информации с заниженными водоизмещениями судов за счет указания их малой осадки. Первоначальным желанием немцев было доказать соответствие характеристик своих кораблей требованиям Вашингтонского договора об ограничении морских вооружений, но результат превзошел самые смелые ожидания. Союзники сами для себя объяснили малую осадку кораблей незначительной глубиной Кильского канала и Финского залива, приняв данные на веру, что привело к ошибкам в их кораблестроительных программах. В качестве ходовой установки крейсера использовались 12 паровых котлов и 3 турбозубчатых агрегатов мощностью 132 000 л.с. (по данным «Справочника корабельного состава военно-морских флотов мира. 1944 год» – 82 000 л.с). Ходовая установка позволяла развивать скорость в 32 узла. Дальность хода корабля составляла 6500 миль при скорости в 15 узлов (по данным «Справочника корабельного состава военно-морских флотов мира. 1944 год» – 3000–16 000 миль; по данным, приведенным в книге Вальтера Хубача «Захват Дании и Норвегии» – 6500 миль). Несколько различаются и данные о бронировании крейсера, приводимые различными источниками. Наиболее полные данные о бронировании крейсера приведены в работе Сергея Патянина «Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего Рейха»: главный пояс – 80 мм (по данным «Справочника корабельного состава военно-морских флотов мира. 1944 год» – 127 мм); нос – 40 мм; корма – 70 мм; палуба – 30+30 мм; траверсы – 80 мм; башни главного калибра – 50–160 мм (по данным «Справочника корабельного состава военно-морских флотов мира. 1944 год» – 80 мм); барбеты – 80 мм; боевая рубка – 50–150 мм.
Артиллерийское вооружение крупных немецких надводных кораблей, строившихся после прихода Гитлера к власти, было организовано почти оптимальным способом – оно состояло из артиллерии главного калибра (размещенной в башнях), универсальной артиллерии среднего калибра и зенитных автоматов. Данные о составе артиллерийского вооружения, приводимые в различных источниках, практически идентичны.
Артиллерия главного калибра состояла из восьми орудий калибра 203 мм (длина ствола – 60 калибров, дальность стрельбы – 176 кабельтовых, масса снаряда – 122 кг, скорострельность – 4 выстрела в минуту), установленных в четырех двухорудийных башнях, расположенных попарно на носу и корме корабля, что позволяло обеспечивать одновременный бортовой залп всеми орудиями.
Зенитная артиллерия крейсера состояла из двенадцати универсальных орудий (6 спаренных установок) калибра 105 мм (длина ствола – 65 калибров, дальность стрельбы – 96 кабельтовых, масса снаряда – 15,1 кг, скорострельность – 12–15 выстрелов в минуту), двенадцати зенитных автоматов (6 спаренных установок) калибра 37 мм (длина ствола – 83 калибра, дальность стрельбы – 46,5 кабельтовых, масса снаряда – 0,745 кг, скорострельность – 50 выстрелов в минуту), десяти зенитных автоматов калибра 20 мм (длина ствола – 65 калибров, масса снаряда – 0,15 кг, скорострельность – 150–160 выстрелов в минуту). Универсальные орудия и зенитные автоматы располагались по периметру корабля, обеспечивая круговой перекрестный огонь.
Торпедное вооружение крейсера состояло из четырех строенных торпедных аппаратов калибра 533 мм. Корабль мог взять на борт 160 мин, что позволяло использовать его в качестве минного заградителя.
В 1930-е годы существовала определенная мода на использование гидросамолетов для вооружения крупных надводных кораблей (предполагалось использование самолетов для противолодочной обороны, ведения разведки и корректировки огня). Авиационная группа крейсера «Блюхер» состояла из четырех гидросамолетов, для запуска которых корабль был оборудован катапультой.
Крейсеры типа «Адмирал Хиппер» были типичными рейдерами, предназначенными для действий на удаленных коммуникациях противника, а также для борьбы с относительно слабо вооруженными вражескими кораблями..."
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
"Лютцов" принадлежал к тяжёлым крейсерам типа «Дойчланд» — это тип тяжёлых крейсеров "Кригсмарине" времён Второй мировой войны. Всего было построено 3 единицы: «Дойчланд» (Deutschland), «Адмирал Шеер» (Admiral Scheer) и «Адмирал граф Шпее» (Admiral Graf Spee).
В довоенном германском флоте числились броненосцами (Panzerschiffe). С 25 января 1940 года переклассифицированы в тяжёлые крейсера. В военно-морской литературе широко распространён термин «Карманный линкор» (Pocket battleship) — ироническая классификация кораблей, придуманная британской прессой 1930-х годов ..." - подробнее см. на : https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%8F%D0%B6%D1%91%D0%BB%D1%8B%D0%B5_%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B0_%D1%82%D0%B8%D0%BF%D0%B0_%C2%AB%D0%94%D0%BE%D0%B9%D1%87%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%C2%BB
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
"..Задержки в ходе строительства сыграли с крейсером злую шутку. Корабль был введен в строй уже во время войны, и работы по устранению выявленных недостатков велись одновременно с боевой учебой. Только в середине ноября 1939 года, после устранения выявленных при приемке недоделок, «Блюхер» смог приступить к предварительным (в современной терминологии – швартовочным) испытаниям. Эти испытания выявили неполадки в машинах, после устранения которых 27 ноября крейсер покинул завод и направился в район Готенхафена, где приступил к ходовым испытаниям. По завершении испытательного похода корабль вернулся в Киль, где работы на нем продолжились. Только 7 января 1940 года «Блюхер», наконец, смог покинуть завод, но ввиду плохой погоды провести стрельбы не удалось, и 17 января он возвратился в Киль, где снова был отправлен на завод для устранения недоделок, которое затянулось до конца марта. Таким образом, корабль, формально находившийся в строю почти полгода, покидал достроечную стенку лишь на 19 суток и «не сделал ни одного выстрела из орудий главного калибра; не проводилось также столь важных общих учений по ликвидации последствий боевых повреждений и борьбе за живучесть» (В. Кофман «Тяжелые крейсера типа «Адмирал Хиппер» (под редакцией С. Сулиги)..."
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
".. Но острая нужда в кораблях для операции «Учения на Везере. Север» (оккупация Норвегии), в которой оказался задействованным весь немецкий флот, заставила Главное командование военно-морских сил Германии включить «Блюхер» в списки кораблей-участников вторжения. Правда, в решении указывалось, что крейсер пригоден для «простых заданий», но при этом не уточнялось, что именно под этим понимается. К чести кригсмарине надо сказать, что немецкое командование было введено в заблуждение военной разведкой и не предполагало встретить в Норвегии серьезного сопротивления. Директива от 1 марта 1940 года гласила: «Принципиально нужно стремиться к тому, чтобы придать этой операции характер дружеского захвата, целью которого является вооруженная защита нейтралитета северных государств. Соответствующие требования будут переданы правительствам с началом захвата. Демонстрации флотов и воздушные демонстрации придадут в случае необходимости необходимый акцент». В соответствии с оперативным приказом №1 группы XXI от 5 марта 1940 года основным вариантом развития операции был вариант «А» (мирная оккупации). О том, насколько сильна была вера в мирный захват, можно судить по следующим пунктам этого приказа: «Правомочное чувство собственного достоинства норвежских вооруженных сил нужно беречь тем больше, что это позволит (при тактичном поведении) завоевать для нас офицерский корпус. Стрелковое оружие и боеприпасы нужно конфисковывать только тогда, когда не гарантировано лояльное поведение войск. Незаконное применение оружия всякого рода должно исключаться в любом случае (например, при охранении боеприпасов)». Согласно указаниям адмирала Кюммеца, немецкие корабли могли открывать огонь только по сигналу с флагмана, игнорируя предупредительные залпы и не обращая внимания на освещение прожекторами, по которым рекомендовалось не стрелять, а ослеплять их операторов собственным боевым освещением..."
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
СИЛЫ и СРЕДСТВА. Германия : ".. Для захвата Осло была выделена 163-я пехотная дивизия (командир – генерал-майор Энгельбрехт, состав дивизии: 307-й, 310-й, 324-й пехотные полки, 234-й артиллерийский полк (3-е отделение легких полевых гаубиц), 234-я противотанковая рота, 234-й эскадрон самокатчиков, 234-й саперный батальон, 234-е отделение связи). Перебросить первый штурмовой эшелон дивизии предполагалась воздушным и морским путями (с помощью самолетов 10-го авиационного корпуса и 5-й группы военных кораблей соответственно). Прочие части предполагалось перебрасывать как по воздуху, так и морем при помощи транспортов. В состав 5-й группы военных кораблей под руководством контр-адмирала Кюммеца входили тяжелый крейсер «Блюхер» (командир – капитан Вольдаг), броненосец «Лютцов», учебный крейсер «Эмден», миноносцы «Меве», «Альбатрос» и «Кондор», l-я флотилия катеров-тральщиков (8 единиц) и вооруженные китобойные суда Рау-7 и Рау-8. Использование транспортных судов при высадке первого эшелона не предполагалось, поэтому его личный состав (около 2000 человек) и технику погрузили на неприспособленные для этого боевые корабли. По данным, приведенным в работе С. В. Шпилькина «Тяжелый крейсер «Блюхер», на корабль погрузили около 830 армейских военнослужащих, из которых 600 человек принадлежало к боевым частям 163-й пехотной дивизии. Остальные были военнослужащими из штабов 163-й дивизии и всей группы войск, предназначенной для захвата Южной Норвегии, а также из частей обслуживания (в том числе персонал будущей немецкой радиостанции в Осло). На корабль погрузили и довольно большое количество боеприпасов – поскольку в погребах все еще находился учебный боезапас, а времени на его выгрузку не оставалось, пришлось забить все штатные хранилища боевыми снарядами, зарядами и патронами. Для армейских взрывоопасных грузов под броневой палубой просто не нашлось места, и их пришлось размещать в торпедной мастерской, а то и просто на верхней палубе, позади переднего торпедного аппарата (ТА) правого борта. Часть грузов оказалась в ангаре, где кроме них хранились 200 кг бомб и резервный самолет (правда, не заправленный топливом). Третий гидросамолет «Арадо» пришлось оставить на берегу – для него просто не было места. В результате и без того не вполне боеспособный «Блюхер» оказался загроможденным опасными в пожарном отношении грузами и потенциально уже потерял значительную часть своей боевой устойчивости..."
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
СИЛЫ и СРЕДСТВА. Норвегия : ".. Сухопутные войска в районе Осло включали в себя части 1-й и 2-й пехотных дивизий. Немцы оценивали их боеспособность следующим образом: «При полной мобилизации для обороны Осло и Осло-фьорда (область 1-й и 2-й дивизии) необходимо рассчитывать на: шесть пехотных полков; два артиллерийских полка; два кавалерийских полка; один батальон самокатчиков; один батальон гвардии. Вместе примерно 17–18 тысяч человек с четырьмя-шестью тысячами легких пулеметов, более 70 тяжелых пулеметов, 20 минометов и 64 орудия». Немцы рассчитывали не допустить проведения в Норвегии мобилизации и фактически иметь дело с двумя развернутыми пехотными полками (3-й и 6-й пехотные полки норвежской армии) общей численностью в 5000–6000 человек, из которых в первые часы боев могли быть задействованы около 2000 человек. Береговая оборона Осло-фьорда представляла собой довольно грозную силу и состояла из двух укрепленных районов. Вначале немцам было необходимо пройти между островами Болерне и Раной, охранявшими вход во фьорд и подходы к главной военно-морской базе Норвегии – Хортену. В состав первого укрепрайона входила батарея калибра 305 мм и несколько батарей меньшего калибра. Второй укрепрайон располагался в проходе узости Дробак. В этом месте Осло-фьорд сужается примерно до 500 м, простираясь между двумя островами Кахольм (Северным и Южным) и скалистым правым берегом. На островах Кахольм находилось шесть артиллерийских батарей (три 280-мм пушки Круппа модели 1891 года со снарядами массой 240 кг) и девять 57-мм орудий, а в Дробаке – три батареи (три 150-мм, два 57-мм и два 40-мм орудия). Кроме того, на острове Северный Кахольм в скальном укрытии располагалась береговая торпедная батарея, имевшая три канала с рельсовыми путями для выпуска торпед. Недостатками норвежских береговых батарей были узкий сектор обстрела и недоукомплектованность личным составом (так, личный состав трехорудийной батареи калибра 280 мм на Кахольме насчитывал всего семь человек). Норвежцами была проведена подготовка к минированию фарватера, но фактически оно не осуществлялось в целях безопасности судоходства. Огромным преимуществом береговой обороны была ее практически полная неизвестность для немцев. В соответствии с немецким Дополнением №3 от 1 апреля 1940 года (ОКМ, 3-й отдел военно-морского командования, Б. № 474) береговая оборона в районе Осло состояла из: «Дребак (около Осло). Форт Оскарсборг: восемь орудий по морским целям. В дальнейшем, по-видимому, подготовленные позиции для батарей по морским целям. В фарватере у Дребака поставлено электрическое минное заграждение»...
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
ПЛАНЫ СТОРОН : ".. Норвежские планы обороны Осло до наших дней не сохранились, а о немецких планах известно следующее:
1 этап – захват аэродрома Осло-Форнебю ротой парашютистов;
2 этап – высадка на аэродроме штаба, двух батальонов 324-го пехотного полка и одной инженерной роты с целью захвата береговых укреплений в Осло-фьорде и порта в Осло;
3 этап – высадка штаба 163-й дивизии, пехотного батальона, полковых подразделений 324-го пехотного полка и прочих подразделений с целью: организации работы порта; занятия города Хенефосс с учебными плацами Хвальсмеэн и Хельгеландмеэн (чтобы изолировать норвежский 6-й пехотный полк); занятия городов Драммен и Конгсберг с учебным плацем Хельстаднеэн (чтобы изолировать норвежский 3-й пехотный полк);4 этап – высадка остальных частей 163-й дивизии и занятие Осло ...
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
ХОД БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ : ".. Рано утром 7 апреля 1940 года крейсеры «Блюхер» и «Эмден» в сопровождении миноносцев «Меве» и «Альбатрос» покинули Свинемюнде и вскоре соединились в районе Киля с остальной частью южной группы вторжения. Отряд незамеченным дошел до Скагеррака, когда в 7 часов вечера его обнаружила и атаковала английская подлодка «Тритон», в свою очередь засеченная «Альбатросом» и давшая залп из неудобного положения. «Блюхер» благополучно уклонился от выпущенных торпед. Чуть позже другая английская подлодка, «Санфиш», также наблюдала немецкое соединение, но атаковать не смогла, хотя и сообщила о нем британскому командованию. Становится понятным, почему в немецкий отряд не были включены транспортные суда – англичане попросту не поняли, что он предназначен для высадки десанта.
Немецкий ордер беспрепятственно вошел в Осло-фьорд, где горели все навигационные огни (расчет на внезапность полностью оправдался). Норвежский патрульный корабль «Пол-III» (мобилизованный в 1939 году китобойный пароход, вооруженный одним 76-мм орудием) осветил прожектором шедший головным миноносец «Альбатрос» и открыл предупредительный огонь. Патрульный корабль не сумел нанести повреждений немецким кораблям и был взят на абордаж экипажем миноносца «Альбатрос». Капитан норвежского корабля капитан-лейтенант Лейф Велдинг-Олсен считается первым норвежцем, погибшим во Второй мировой войне.
Теперь «Блюхеру» и другим кораблям немецкого отряда предстояло пройти по фьорду около 100 км и преодолеть два укрепленных района. Вначале немцы должны были пройти между островами Болерне и Раной. Как только «Блюхер», следовавший со скоростью 15 узлов (предельно возможная скорость для узкого фарватера), вышел на траверз островов, с обеих сторон его осветили прожекторы, а затем раздался предупредительный выстрел, легший недолетом. Немецкие моряки четко следовали указаниям адмирала Кюммеца и не открывали огонь, продолжая движение. Подобное «миролюбие» удивило расчеты норвежских береговых батарей, и огонь на поражение был открыт с существенной задержкой: семь снарядов упали в 100–300 метрах позади колонны немецких кораблей. Единственное, что удалось сделать норвежцам, – погасить огни на фарватере, что привело к снижению скорости немецкого отряда до семи узлов.
8 апреля в 0 часов 45 минут «Блюхер» дал сигнал остановиться и начать высадку в районе базы в Хортене. Для этого часть войск с него и «Эмдена» пересадили на шесть сторожевых катеров типа «R» (Raumboote) и в сопровождении «Альбатроса» и «Кондора» отправили к берегу.
Около 5 часов 00 минут немецкие корабли подошли ко второму укрепленному району, расположенному в узком проходе Дробак. Перед преодолением второго укрепленного района для немцев сложилась весьма неблагоприятная обстановка: береговые батареи не были захвачены воздушным десантом, были извещены о появлении противника и, с учетом событий в первом укрепрайоне, могли открыть огонь. Разумным представлялось, послав миноносец, катер или тральщик, разведать поведение норвежских батарей и, в случае необходимости, прибегнуть к поддержке военной авиации. По не совсем понятным причинам контр-адмирал Кюммец принял решение о прямом прорыве, причем оставил головным не хорошо бронированный броненосец «Лютцов», а крейсер «Блюхер». Это решение адмирала выглядит особенно странным в свете наличия у него информации о минировании норвежцами фарватера. Вероятно, Кюммец стремился успеть в Осло одновременно с остальными десантными группами и, по возможности, быстрее захватить столицу, а также пребывал в плену внушенных разведкой иллюзий о мирном вступлении в Норвегию.В 5 часов 00 минут (по другим данным – 5 часов 20 минут) орудия калибра 150 и 280 мм батарей Кахольма и Копааса норвежского форта Оскарсборг (комендант – полковник Эрихсен) с обеих сторон открыли огонь с дистанции в 500 м (по другим данным – 1500 м) по «Блюхеру», шедшему со скоростью 7 узлов. Батарея из трех 280-мм орудий сделала два выстрела и добилась двух попаданий (один снаряд попал в пост управления огнем, а второй – в ангар левого борта, вызвав пожар складированных там ГСМ и боеприпасов десанта, что уничтожило два гидросамолета). Батарея из трех 150-мм орудий выпустила 25 снарядов, из которых около двух десятков попало в цель (попадания вывели из строя задний зенитный КДП правого борта и среднюю 105-мм установку, рулевую машину и связь с машинным отделением (руль заклинило в положении «лево на борт», и крейсер развернулся носом к берегу). Попытка немецких артиллеристов открыть ответный огонь не увенчалась успехом. Из-за повреждения главного артиллерийского поста управление огнем пришлось передать третьему артиллерийскому офицеру, находившемуся в носовом КДП, который со своей низкой точки не мог обнаружить ни одной отчетливо видимой цели. Фактически ответный огонь свелся к бесцельной стрельбе 105-мм пушек и зенитных автоматов, не причинившей оборонявшимся никакого вреда. К слову, уже после гибели «Блюхера» подавление уже выявленной им 150-мм батареи стоило броненосцу «Лютцов» трех тяжелых повреждений.
В 5 часов 08 минут экипажу удалось установить временную связь с машинами через центральный пост и ввести в действие аварийное рулевое управление.
В 5 часов 20 минут корпус крейсера был дважды поражен торпедами с левого борта. Обе торпеды попали в центральную часть корабля: одна – в котельное отделение №1, вторая – в переднее турбинное отделение. Противоторпедная защита в какой-то мере выполнила свое назначение, ограничив первоначальные затопления, но все нижние помещения между отсеками V и VII (носовые турбинные отделения и котельные отделения 1 и 2) наполнились дымом. Отказ турбогенераторов при неснижающейся нагрузке привел к быстрому выходу из строя обеих сетей – постоянного и переменного тока.
Норвежские батареи прекратили огонь по «Блюхеру» в 5 часов 23 минуты. Поврежденный крейсер все еще сохранял ход, имел крен около 10 градусов на левый борт и был охвачен пожаром, распространению которого способствовали боеприпасы десанта, погруженные на корабль с нарушением всех мыслимых правил. Огонь полностью прервал сообщение между носом и кормой крейсера, ограничив действие аварийных партий на верхней палубе. Во время тушения произошла детонация боезапаса, помещенного в торпедной мастерской, поэтому весь левый борт ниже носовой 105-мм установки и палуба в том же месте оказались вскрытыми. Командир принял решение поставить корабль на якорь, поскольку из сообщения постов борьбы за живучесть следовало, что правую и левую турбины удастся запустить примерно через час. Корабль стал на якорь восточнее острова Аскхольмен, пожары на его борту быстро распространялись, и их не удавалось локализовать.
Около 6 часов 00 минут произошел сильный взрыв в погребе отсека VII между котельными отделениями 1 и 2. Переборки между котельными отделениями оказались разрушены, а из бортовых нефтяных отсеков стала вытекать нефть, усилившая дымовыделение. Также оказались затопленными котельные отделения 1 и 2, переднее турбинное отделение, отделение генераторов №2 и отсек IV, в котором находились погреба зенитного боезапаса. После взрыва погреба поступление воды стало неконтролируемым, и крен корабля начал быстро увеличиваться.
Около 7 часов утра крен достиг 45 градусов, и капитан Вольдаг отдал приказ покинуть корабль..."
"Порядок в танковых войсках !"