Олег, причина та же- снятие естественного растительного слоя, служившего хоть какой то защитой!
Логика навеса повторяет логику вырубки деревьев на сводах: раз рушится сверху, значит и защитить надо сверху.
Первые сомнения в профессиональности такого подхода у меня возникли просто потому, что подозрительно мало примеров использования навесов при защите разрушающихся памятников архитектуры. Хотя такой способ известен, но он применяется редко несмотря на доступность и дешевизну. Как правило, это отдельно стоящий узкий объект типа башни. Казалось бы, использование должно быть массовым: выветриваются и мокнут стены - ставьте навесы, защищайте от атмосферных осадков. Но никто их не пропагандирует. В подборке литературы, которую я привела внизу, мне встретился перечень реставрационных мероприятий 1946-47 годов на разрушающихся памятниках Кавказа (древность древняя, расползались на глазах откопавших их археологов). Пункт, посвященный кровле, был предпоследним - под номером 12(!). А под номером 1, кстати, - вырубка растительности (за исключением тех случаев, когда ученые видели, что деревья держат стены - прямо как у нас). Забегая вперед, скажу, что во всех встреченных источниках укрепление сверху идет предпоследним пунктом.
Самое элементарное: есть такое понятие как капиллярное движение воды, которое поднимает ее по трещинкам здания
снизу вверх, а не наоборот. Навес от этого не защитит никак.
Более того, в современных источниках основной причиной разрушения зданий (в том числе и сводов) профессионалы в один голос называют
ослабление фундамента.
Большинство памятников архитектуры и истории, являясь национальным достоянием, находятся в аварийном состоянии из-за быстро развивающихся деформаций их подземных частей. Обследование более четырехсот объектов на территории более двадцати городов показало, что около 70% из них деформированы, в том числе в результате ухудшения гидрологических условий. Причем в последние годы большей деформации подвергаются капитальные здания старой застройки с ослабленной временем конструктивной жесткостью подземной части и убывающей, под действием эрозионных процессов остаточной прочностью конструкционных материалов верхнего строения. Скальный В.С. Изменение гидрогеологической среды архитектурных памятников.
Состояние арок и сводов, служащих элементами перекрытий, находится в прямой зависимости от состояния вертикальных несущих конструкций — стен, колонн, пилонов, а следовательно, от состояния их строительного материала, фундаментов и основания...
Разрушению сводов могут способствовать различные неоправданные ремонтно-реставрационные мероприятия, например покрытие сводов непроницаемой цементной, бетонной или иной «защитной» коркой. Реставрация памятников архитектуры. Подъяпольский С.С., Бессонов Г.Б., Беляев Л.А., Постникова Т.М. М., 2000.
Конечно, у нас тут планируется вовсе не непроницаемая корка, а всего лишь зонтик, но вред от непроницаемой защиты выяснился только на практике, в теории, наверняка, тоже все выглядело убедительно. То, что зонтик бесплатно обойдется - это, конечно, хорошо, но дай Бог, чтобы он не спровоцировал, например, скопление конденсата под своей поверхностью, то есть впрямую не навредил. Или что-то, что даже спрогнозировать сейчас нельзя. Как он себя поведет - НИКТО не знает, потому что это просто не описано, а описанные общие принципы спасения памятников архитектуры совсем другие. Вместо того, чтобы следовать им, уничтожим "Бернардинки" неудачным экспериментом, зато впишем страницу в учебники о том, как не надо делать? Тоже интересная задача.
Первое, что делают при консервации - укрепляют
низ, а вовсе не верх. Тысячи древних памятников веками стоят без крыш, но как только до них доходят руки реставраторов, те почему-то кидаются к фундаментам, а не навесы делать. Хотя бы как временное решение. Второе, что делают профессионалы - вводят инъекции спецрастворов в кладку. Дальше углубляться не буду, но если "дорожная карта", которую собираются разработать чиновники вкупе с местными энтузиастами, не включает в себя независимую экспертизу и присутствие научного руководителя, никто не сможет прикрыться добрыми намерениями, если с "Бернардинками" случится катастрофа. Не говорите, что вас не предупреждали. Неудачная реставрация вследствие недостатка знаний - слишком частая причина гибели памятников.
Подборка материалов по теме:
http://art-con.ru/node/2