Автор Тема: Западный остров (Пограничный остров, Тереспольское укрепление).  (Прочитано 231958 раз)

Оффлайн СДА (Дмитрий)

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 1059
    • E-mail
Уважаемые участники форума!

В данной теме предлагаю размещать материалы, связанные с Западным (Пограничным) островом.
« Последнее редактирование: 21 Июля 2021, 19:57 от igorg25 »
"Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!" © Н.В. Гоголь, "Тарас Бульба"

Оффлайн 75

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 3706

Оффлайн СДА (Дмитрий)

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 1059
    • E-mail
К сожалению, не располагаю ни фотографиями, ни "официальными" фактами из различных источников, в том числе литературных. Поэтому прошу форумчан выкладывать в данную тему, у кого что есть.

P.S.: Я на форуме человек новый, так что прошу "ветеранов" форума направлять и корректировать мои действия. ;)
"Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!" © Н.В. Гоголь, "Тарас Бульба"

LOKI

  • Гость
К сожалению, не располагаю ни фотографиями, ни "официальными" фактами из различных источников, в том числе литературных. Поэтому прошу форумчан выкладывать в данную тему, у кого что есть.

P.S.: Я на форуме человек новый, так что прошу "ветеранов" форума направлять и корректировать мои действия. ;)

нормально человек тему создал.....обсуждали ведь, НЕ НУЖНА отдельная тема.....нет же.....посмотрим как без помощи Суворова она будет заполняться....будет на 4-й странице болтаться...за то ТЕМА!!!!!

Оффлайн СДА (Дмитрий)

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 1059
    • E-mail
нормально человек тему создал.....обсуждали ведь, НЕ НУЖНА отдельная тема.....нет же.....посмотрим как без помощи Суворова она будет заполняться....будет на 4-й странице болтаться...за то ТЕМА!!!!!
Интересный подход ... Про Кобринское и Волынское отдельные темы создавали, а про Тереспольское не нужно?

Я так думаю, что события на Западном острове меньше всего изучены. И тему создавал для того, чтобы заполнить этот пробел. А заодно собрать всё в одном месте, а не рыскать по всем веткам.
"Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!" © Н.В. Гоголь, "Тарас Бульба"

LOKI

  • Гость
Так НЕТУ информации по Западному......НЕТУ....

Оффлайн Adv1seR

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4623
    • E-mail
Одно дело что нету информации (почти), другое - есть ли смысл в новой теме именно сейчас. Что-то сомнительно, что вновь прибывшие изучили хотя бы половину существующих тем. Я вот "Известных и неизвестных" третий раз перечитываю, и только теперь разобрался со всеми ссылками и раскидал инфу по всем бойцам в соответствующие папки. И это маленькая тема, там 30 страниц..... Про "Архив" вообще молчу. Дал знакомому ссылку на наш сайт - говорит не буду пока регистрироваться, там месяц надо читать, чтобы хоть чуть-чуть быть в теме. И это человек из Бреста ;)
Если до сих пор тему именно по Западному не создали, значит действительно как сказал LOKI "НЕТУ информации".
Пока в теме 7 ответов, из них 1 "по теме" :)
« Последнее редактирование: 27 Июня 2011, 20:07 от Adv1seR »

Оффлайн СДА (Дмитрий)

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 1059
    • E-mail
Если тема не нужна, так давайте её закроем и никогда не будем открывать! А во всех ветках большими буквами напишем - про Западный остров ничего не знаем!

А для чего мы тогда здесь на форуме собрались? Разве не для того, чтобы в истории героической защиты Брестской крепости было меньше "белых пятен"? Так давайте не будем опускаться до рассуждений "нужно-не нужно". Раз мы здесь, значит "нужно"!

Давайте сначала "поскребём по сусекам", обобщим материал, в том числе "официальный". Готов принять в этом самое непосредственное участие.

P.S.: Уважаемые модераторы! Я так понимаю, что решение по теме - за вами. Если вы решите, что теме - быть, то не сочтите за труд зачистить здесь оффтоп, который я спровоцировал. В любом случае, заранее прошу меня извинить за собственный оффтоп.
"Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!" © Н.В. Гоголь, "Тарас Бульба"

Оффлайн Adv1seR

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4623
    • E-mail
Если тема не нужна, так давайте её закроем и никогда не будем открывать! А во всех ветках большими буквами напишем - про Западный остров ничего не знаем!

А для чего мы тогда здесь на форуме собрались? Разве не для того, чтобы в истории героической защиты Брестской крепости было меньше "белых пятен"? Так давайте не будем опускаться до рассуждений "нужно-не нужно". Раз мы здесь, значит "нужно"!
Никто вроде не писал, что "никогда не открывать". Речь шла о том, что материала мало. Ладно, раз открыли, давайте действовать. Потом Александр64 пройдется с метлой по первым сообщениям.

Итак, те фото, про которые я говорил. Начнем издалека, но они имеют непосредственное отношение к Западному острову. Поясню позже в статье.


Оффлайн Adv1seR

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4623
    • E-mail
В материале К.Б.Стрельбицкого о боевых действиях Пинской военной флотилии (далее ПВФ) в начале войны упоминается Брест, а также речь идёт и о показанных на фото катерах.
Читаем внимательно и полностью!
«…Увы, из Бреста на флотилию смогли вернуться не все военные моряки, ибо как выяснилось из анализа архивных документов, из состава ПВФ там находились не только члены гидрографической партии… В фондах Центрального военно-морского архива в Гатчине хранится бывшее ранее секретным донесение начальника Организационно-строевого отдела ПВФ  капитана 2-го ранга Ивана Васильевича Гуськова за № 0248, направленное им 29 августа 1941 года в Москву в адрес начальника ОРСУ ВМФ. В приложенном к нему «Именном списке безвозвратных потерь личного состава с 22.6. по 20.8.1941 г. Пинской военной флотилии» мы находим две одинаковые записи – «Пропал без вести 22.6.41 в гор.Бресте». Они касаются командира отделения мотористов Штаба ПВФ старшины 2-й статьи Тихона Семёновича Кобца и шофёра краснофлотца Василия Андреевича Ткаченко, персональные данные по которым приведены нами в приложении. Как же оказались эти военные моряки в Бресте к началу войны?
…Относительно краснофлотца В.А.Ткаченко мы с большой долей уверенности можем предположить, что он был прикомандирован от Пинского военного порта со своей машиной к гидрографической партии лейтенанта Кузьмина, и именно на этом грузовике начальник партии, как мы только что прочитали выше, утром 22 июня ездил из своего расположения в погранотряд и обратно. После этого В.А.Ткаченко, очевидно, получил приказ Г.Ф.Кузьмина эвакуировать так же упомянутые выше им «имущество и материалы» в Пинск, куда, однако, так и не прибыл…К сожалению, отсутствие в сохранившихся документах ПВФ указаний на марку и номер машины В.А.Ткаченко не позволяют нам точно идентифицировать этот «морской грузовик» по многочисленным известным сегодня немецким фотографиям уничтоженной или брошенной в Бресте советской  автотехники…
Относительно же старшины 2-й статьи Т.С.Кобца значительную информацию любезно сообщила нам заместитель директора по научной работе Мемориального комплекса «Брестская крепость-герой» уважаемая Лариса Григорьевна Бибик, за что мы выражаем здесь ей свою искреннюю благодарность. В своём письме от 16 декабря 2009 года она привела известные ей упоминания о неком моряке, бывшем 22 июня 1941 года в Брестской крепости. Анализ данных Л.Г.Бибик в сопоставлении с уже имеющимися в нашем распоряжении другими материалами привёл нас к однозначному выводу, что речь шла именно о Т.С.Кобце.
Как известно, к началу войны в Тереспольском укреплении на Западном острове на базе Окружной школы младшего начальствующего состава Пограничных войск НКВД Белорусской ССР были развёрнуты внештатные курсы шофёров, которые возглавлял старший помощник начальника отделения Отдела тыла Управления погранвойск старший лейтенант Ф.М. Мельников. Его жена Татьяна Григорьевна Мельникова впоследствии вспоминала о первых часах войны, в частности, следующее: «…добежали до конюшни и спрятались с бойцами – человек 12… Был морячок с катера. Знал мужа. Его ранило в руку, рука распухла…». Бывший вместе с ней их сын Борис Фёдорович Мельников вспоминал об этом эпизоде следующим образом: «…Мы вместе с группой раненых солдат бросились от моста к конюшням, что были расположены слева от моста [Прим. Л.Г.Бибик – Мост с Тереспольского укрепления в Цитадель]. Помню в этой группе бежал моряк (на нём была морская форма), он обслуживал два небольших катера, которые обычно стояли возле моста. Моряк был ранен в левую руку, пуля, очевидно, засела в кости, так как рука сильно распухла и посинела. Он бежал, придерживая здоровой рукой раненую». Напомним, что Т.С.Кобец был по своей штатной должности командиром отделения мотористов, и направление его в Брест для обслуживания неких катеров было, таким образом, абсолютно объяснимо. Таким образом, упомянутый в воспоминаниях обоих Мельниковых моряк – это, без сомнения, именно он.
В тех же данных, полученных от Л.Г.Бибик, мы находим ещё целый ряд упоминаний о катерах в Бресте. Так курсант уже упоминавшихся выше курсов шофёров Михаил Иванович Мясников писал, что «до войны наше отделение было прикреплено к Тютюнику. Потом получили 3 катера и Тютюник ушёл туда». Там же находим выдержку из воспоминаний самого Ивана Фёдоровича Тютюника, к началу войны в звании сержанта командовавшего автомобильным отделением транспортной роты 17-го Краснознамённого Брестского пограничного отряда Пограничных войск НКВД Белорусской ССР. Вот, что он вспоминал впоследствии: «…катеров было 11 штук. Я был командиром катеров. Моряк был из Пинской [военной] флотилии как инструктор по вождению на воде, какие знаки, какие сигналы по правилам движения на воде. 24.06.[1941] мы заканчивали курс подготовки. Нам была поставлена задача: отработать маневренность, причал[ивание] к берегу и отчаливание от берега, и мы занимались отработкой целый месяц. От завода был представитель, и я принимал катера и спускали на реку…». Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод о том, что катера в количестве 11 штук прибыли в Брест в первой половине мая и тогда же были спущены на воду реки Мухавец, после чего на ней и на Западном Буге проходило обучение пограничников плаванию на них, планировавшееся до 24 июня 1941 года. Для этого из ближайшего оперативного объединения Советского Военно-Морского Флота, каковым являлась ПВФ, в 17-й погранотряд в Брест с флотилии был командирован «моряк-инструктор», кем был уже неоднократно упоминаемый нами выше Т.С.Кобец.
Впрочем, «пограничные моряки» (а точнее – речники), к началу войны уже не просто всё ещё учились, но и уже вполне освоили катера. Об этом свидетельствует следующий фрагмент воспоминаний дочери старшины музыкального взвода 333-го стрелкового полка 6-й стрелковой дивизии И.В.Зенкина Валентины Ивановны Зенкиной (Сачковской): «На границе были частые тревоги. Помню, в последнюю предвоенную пятницу [то есть 20 июня 1941 года] от железнодорожного моста прорвался в нейтральные воды немецкий катер и взял направление к Тереспольской башне. И только после того, как заметил, что к нему направился наш [катер], он повернул назад». С большой долей вероятности можно допустить, что в этом ответственном выходе за рулём катера находился сам старшина 2-й статьи Т.С.Кобец. Оставив в стороне неизвестные тогдашней школьнице тонкости возможности наличия нейтральных и территориальных вод на довольно неширокой пограничной реке, каковой являлся Западный Буг, поблагодарим её за столь ценное свидетельство о факте реального использования здесь пограничного катера, чему она, проживавшая в квартире в башне над Тереспольскими воротами, откуда был хорошо виден речной плёс, являлась живой свидетельницей. (Одновременно можно точно идентифицировать тот самый «немецкий катер», о котором вспоминала В.И.Зенкина. Речь идёт о лёгком «штурмбооте» образца 1939 года из состава 902-й команды штурмовых катеров (StuboKdo 902.) обер-лейтенанта Б.Баллетсхофера (Oblt. B. Balletshofer), вскоре после описанного эпизода принимавшей участие в штурме Брестской крепости. Разведывательный маршрут «прорыва» этого «немецкого катера» всего через два дня точно повторили «штурмбооты» с немецкими десантниками.)
В музейной экспозиции Мемориального комплекса «Брестская крепость-герой» выставлена составленная в 1977 году Л.Г.Олешко «Схема расположения служб на Западном острове», на которой под номером «17» обозначена «Стоянка катеров». Судя по этой схеме, она находилась на реке Западный Буг несколько выше Тереспольского моста. Однако известные нам к настоящему времени немецкие фотографии Брестской крепости конца июня – июля 1941 года не просто документально подтверждают наличие в крепости катеров, но и указывают реальное место их дислокации на момент начала агрессии. Первая из этих фотографий была сделана, очевидно, непосредственно в ходе боёв за крепость (на снимке запечатлены ещё дымящиеся развалины), и на ней ясно видны советские катера, находящиеся в полузатопленном состоянии у противоположного берега в реки, в районе бывшей польской «Сапёрной пристани». Очевидно, что до нападения противника они находились не просто на плаву, а, возможно, частично были вытащенные (носами) на берег. На снимке ясно просматриваются корпуса 7 катеров, по меньшей мере, один из которых имеет минимальные повреждения и находится на плаву практически без крена. На другом снимке, сделанном с немецкого самолёта при облёте крепости уже явно после окончания боёв за неё, нам так же хорошо видна эта стоянка катеров, но уже с некоторыми изменениями: во-первых, больший обзор снимка позволяет нам предположить наличие чуть выше пристани по течению затопленных остатков ещё 2 катеров, а, во-вторых, в положении катеров у берега произошли некоторые изменения. Ещё больше они заметны на третьем имеющемся в нашем распоряжении снимке, сделанном вновь с Тереспольского моста, откуда видны корпуса уже лишь 3 катеров (и, возможно – фрагмент четвёртого). Эти изменения мы можем объяснить либо тем, что немцы проявили к советским катерам определённый интерес, либо тем, что, скорее, их повреждённые деревянные корпуса под воздействием поступающей в них воды постепенно меняли своё положение. Но самое главное, что из этих трёх фотографий можно сделать однозначный вывод о том, какие именно это были катера.
Речь идёт о стандартных советских речных полуглиссерах типа «НКЛ-27». Проект этого служебно-разъездного катера на основе предшествующего ему туристско-прогулочного был разработан к 1934 году под руководством инженера Д.Т.Карпова в Москве в Центральном конструкторском бюро Главлесмаша Народного комиссариата лесной промышленности Союза ССР и поэтому получил шифр «НКЛ» (от сокращённого «Наркомлес»). Он был принят в Регистре СССР в категории «Р» (речные суда) как «пассажирский катер с деревянным корпусом для служебных перевозок на внутренних водных путях». Открытый корпус безреданного катера полуглиссирующего типа (отсюда его краткое название – полуглиссер) изготовлялся целиком из древесины: набор – из ясеня и сосны, днище и обшивка – из 10-мм – 12-мм сосны, а палуба – из 5-мм фанеры. Габаритные размеры катера (для движения по реке и для перевозки по железной дороге) составляли 7,00 х 1,68 х 0,55 м (высота борта – 0,76 м), фактически же размерения «НКЛ-27» были несколько меньшими - 6,49  х 1,63 х 0,27 м. При полном водоизмещении в 1,45 т и наличие на борту 6 человек (рулевой-моторист и 5 пассажиров) скорость полного хода катера достигала 35 км/час, при которой на одной заправке бензина он мог пройти 250 км. В качестве главного двигателя на катер устанавливался карбюраторный автомобильный бензиновый мотор ГАЗ-ММ мощностью 50 л.с., с помощь реверсивной муфты вращавший гребной винт фиксированного шага. Полубалансирный подвесной руль приводился в действие ручной румпельной рулевой машинкой со штуртросовой проводкой. Катер имел  бесштоковый речной якорь-верп, футшток, 4 световых сигнально-отличительных фонаря (топовый, кормовый и два – зелёный и красный – бортовых), а так же автомобильную фару в качестве курсового прожектора; из штатного противопожарного оборудования на борту имелось 2 пожарных ведра, 2 огнетушителя и кошма.
Полуглиссера «НКЛ-27» нашли широкое признание у советских военных как ещё до начала войны, так уже и в ходе неё. В ходе боевых действий они широко применялись на реках для связи, разведки рек и их берегов, промера глубин, патрульной службы, перевозки раненых, а так же в качестве десантно-высадочных плавучих средств. В инженерных войсках Красной Армии «НКЛ-27» применялся для выполнения вспомогательных работ при устройстве переправ, входя, в частности, в группы моторных средств основного предвоенного советского понтонного парка Н2П.
Простота конструкции «НКЛ-27» позволяла различным небольшим судостроительным предприятиям страны ещё перед войной выпускать эти глиссера крупными сериями. Так известно, что в первом полугодии 1941 года только военным промышленностью было поставлено в целом 30 единиц полуглиссеров «НКЛ-27», из которых треть, как мы теперь знаем, оказалась к 22 июня 1941 года в Бресте.
Свой рассказ о «брестских» катерах, встретивших утро первого дня войны на границе с Германией, мы считаем необходимым завершить следующим историческим фактом: точно такие же полуглиссеры «НКЛ-27» из состава советской Днепровской военной флотилии закончили Великую Отечественную в мае 1945 года на реке Шпрее, став, таким образом, единственными кораблями Советского ВМФ, принявшими участие в битве за Берлин!»