Уважаемый г-н Tuzh. Всезнайкам трудно в общении, ещё трудней в самооценке. Чаще в полемике импонируют люди с тезисом: Scio те nihil scire - Я знаю только то, что ничего не знаю... или как в 1м послании апостола Павла к коринфянам (8, 2): "Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так,
как должно знать".Зимняя война. В феврале 1940 г, Северо-Западный фронт под командованием С.К.Тимошенко(7 и 13 армии), вышел к финским позициям у Выборга, развернув: 34-й стр. корпус а части 50-го корпуса вышли к Сайменскому каналу и войска столкнулись с неожиданностью, финны открыли шлюзы в верхней части Сайменского канала. Обилие сообщающихся озер служит "компенсатором" сезонных колебаний уровня вод. Дороги проходят невысоко от воды, но и в озерах и реках: - паводков не бывает. Когда вода из системы Сайменского канала была выпущена, это привело к возникновению огромной зоны затопления. В некоторых местах вода поднялась на 6 м, в районе станции Тали частям РККА пришлось форсировать районы, затопленные ледяной водой на 2,5 м, чтобы потом штурмовать расположенные на высотах финские дзоты.
4 марта части РККА получили приказ о начале "ледового похода"по обходу правого фланга финнов по льду Финского и Выборгского заливов. Группа из 6 дивизий 23-го и 10-го стр. корпусов должна была выйти к материковой части Финляндии юго-западнее Виипури. Для чего была усилена аэросанными отрядами и инженерными частями, снабженными мощными бульдозерами, способными прокладывать в 75-см снегу поверх морского льда дороги шириной до 3х метров.
Группе дальнего обхода(70-я стр. дивизия комдива М.П. Кирпоноса, с 34 танками и 72 орудиями) пришлось наступать по льду под огнем финских орудий бойцы гибли от не только от взрывов снарядов, но и в образующихся после разрывов полыньях. Даже когда берег стал виден, положение частей не стало легче: с суши их встретил огонь финских войск. Окопы и стрелковые ячейки пришлось рыть в снегу, покрывавшем морской лед. Несмотря на невероятные трудности, обе группы выполнили задачу. Во многом помогла маскировка, стальные шлемы пехота белила мелом или известкой. Валенки, намоченные снаружи, обледеневали но и не пропускали воду. Кобурное оружие держали за пазухой — тогда оно не отказывало на морозе. К лютому холоду приспосабливались не по-уставному, а по-таежному, превращая зиму в союзника.
Л\с не был обеспечен в достаточной степени теплой одеждой. Обмороженными РККА потеряла, по официальным данным, 132,2 тыс. чел. Злосчастная 44-я дивизия, попавшая под Суомуссалми в окружение, прибыла с Украины даже без суконного обмундирования, в брезентовых сапогах в декабрьскую стужу!

В тылу РККА находился 1-й горнострелковый корпус «финской народной армии», развернутый на базе 106-й стр. дивизии и примерно на 2/3 состоявший из этнических финнов и карелов. Укомплектован, обучен и обеспечен корпус был плохо, в БД участвовал — лишь 1 полк. «Красные финны» были в трофейном польском обмундировании цвета хаки с малиновыми погонами и петлицами и в ушанках без эмблем. Армию пришлось срочно переобмундировывать из будёновок и подшлемников в шапки – ушанки, бушлаты, тулупы и телогрейки под шинели.

Трагическая Зимняя война стала школой для русских, в преддверии морозов 1941 и 1942 годов, не мало было заимствовано от финнов, и в тактическом плане ведения боёв вдоль дорог.
