Автор Тема: 132 отдельный батальон конвойных войск НКВД  (Прочитано 144012 раз)

Оффлайн ЕвроТатарин

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 1399
    • E-mail
Кудинов Григорий Георгиевич – кр-ц, стрелок 3 отд. 1св 2ср. 1920, к-т ВКПб, русский, раб. 7 кл., ткач. Приз. 1940 (возм. Ивановская или Владимирская обл.).
Истина - это правильный порядок слов (цитата из Каббалы)

Оффлайн Юрий32

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 2644
Вязниковский район Владимирской области.

Оффлайн ЕвроТатарин

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 1399
    • E-mail
Значит, правильно я предполагал пару лет назад :D
Истина - это правильный порядок слов (цитата из Каббалы)

Оффлайн ЕвроТатарин

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 1399
    • E-mail
Возможно, появилась еще одна фамилия в списке 132 обкв:

Кулагин Иван Осипович – ст-на-сверхсрочник НКВД. Род. 1912, д. Щепково Павловского р-на Горьковской обл. Приз. 23.11.1934 Павловским РВК.

Родственники пишут, что он был в тюрьме в Пружанах, а перед войной направлен в «штрафной» батальон в БК, где и пропал б/в.

Мне так представляется, что Кулагин И. О. был старшиной пружанского взвода 1 ср, а в феврале-марте 1941, когда шла реорганизация б-на, был переведен во 2 ср. Основания: 1) перед войной ст-ной этого взвода стал Недвига Петр Григорьевич -  с-т, мастер химдела мастерской боепитания 132 обкв. Род. 1918, к-т ВКПб, украинец, служ. 10 кл., учитель. Приз. 1938. Остался на сверхсрочную старшиной взвода в Пружанах.
2) в мат-ле Ю. Смехова «Крепость сражалась» (рассказ Н. Протопопова из 2 ср) есть такой момент об утре 22 июня:
«… мы забежали во внутренний двор цитадели, укрываясь от огня фашистов. Около нас появился старшина нашего батальона. Не помню его фамилию. Но хорошо помню, что он был сверхсрочной службы.
     Увидав меня, он спросил: «Протопопов, как ты здесь оказался?»
     Я коротко рассказал, как вернулся накануне вечером в казарму.
     — Пакет с документами при тебе?
     — Да, при мне — мой напарник шофер из хозвзвода стоял тут же.
     — Немедленно выходите из крепости, — приказал нам старшина, — продолжайте выполнять ранее полученное задание.
     — Есть выполнять ранее полученное задание, — ответили мы.
     Затем он показал нам пальцем на группу женщин с детьми, жавшихся у стены казармы, и добавил: «Ведите их с собой! Им тут не место». — Тут же старшина посоветовал: «К Северным воротам не идите. Этим путем в город не пройдете. Там немцы ведут сильный обстрел. Пробирайтесь вплавь через обводный канал».

Так как далее судьба этого старшины-сверхсрочника (и Кулагина И. О.) не проглядывается, то вполне возможно, что он был направлен в составе дежурного взвода (а то и командовал им) на помощь конвойникам тюрьмы в Бресте, где и погиб.

Истина - это правильный порядок слов (цитата из Каббалы)

Оффлайн РККА

  • Участник проекта
  • Сообщений: 779
    • E-mail


Номер записи    554823920
Фамилия   Судаков
Имя   Василий
Отчество   Иванович
Дата рождения   __.__.1919
Место рождения   Ярославская обл., Ермаковский р-н, д. Зиновка
Дата и место призыва   Ермаковский РВК, Ярославская обл., Ермаковский р-н
Последнее место службы   Брест, в/ч 132
Воинское звание   красноармеец
Причина выбытия   пропал без вести
Дата выбытия   __.07.1941
Источники информации   ЦАМО

Оффлайн ЕвроТатарин

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 1399
    • E-mail
Судаков в списках есть: Судаков Василий Иванович – кр-ц, дезинфектор санчасти. 1919, Ярославская обл., Ермаковский р-н, д. Зиновка. ВЛКСМ, русский, колх. 4 кл. Приз. 1939 Ермаковским РВК. Последнее письмо из Бреста в мае 1941. Пропал без вести с июля 1941.

А вот в 4-м выпуске газеты "Волжская магистраль" (Нижний Новгород) от 6.02.2015 был опубликован такой материал:

Он защищал Брестскую крепость

В Белоруссии помнят железнодорожника со станции Ильино

Можно было, конечно, не поверить, когда экскурсовод музея «Брестская крепость» сказал: здесь есть материалы о каждом, кто её оборонял.
Но в одном из залов я встретился взглядом со смотревшим на меня с фотографии Алексеем Никифоровичем Герасимовым. Снимок был сделан 40 лет назад, и таким я этого человека не помню. Общаться с ним, слушать его мне довелось на станции Ильино в 1995-м. Защитников Брестской крепости осталось в живых после войны очень мало. И всего один из них работал на Горьковской железной дороге.

Утром 22 июня Алексей Герасимов стоял на посту – на вышке. Первый снаряд великой войны разорвался где-то рядом – вышку качнуло. Следующим через секунды разнесло соседнюю вышку. Когда Герасимов, красноармеец 132-го особого батальона внутренних войск, первый раз за эту войну посмотрел на часы, было 4:20.
Алексей Никифорович, бывший старший весовщик станции Ильино, почти никому о войне не рассказывал. Когда вышла знаменитая книга «Брестская крепость», его позвали в местную школу, попросили надеть награды. А у него просто не получилось говорить. Перед ним встал тот самый день. Голос оборвался. И он, сделав беспомощное движение рукой, вдруг вышел из класса.
– Понимаете, я же их вижу как живых – они же мне по ночам снятся, я просыпаюсь, и я больше не могу...
Его друг Федя Рябов рассказывал ему, что, уезжая в армию, оставил у любимой девушки гармонь, часы и кольцо – пообещал ей вернуться. В первые часы обороны крепости он оказался в подземелье. И через несколько дней, защищая до последнего патрона тяжело раненного командира, взорвал себя вместе с окружившими его врагами. Невеста Фёдора передала потом его вещи в музей. И они лежат рядом с его портретом на витрине в том же зале, где висит фотография Алексея Никифоровича. В соседнем – найденный во время раскопок в 70-е годы полуистлевший комсомольский билет ещё одного его друга, Саши Баринова. Саша должен был его сменить в шесть и отдыхал в дежурке. Её накрыло первыми же снарядами – оттуда не вышел никто.
Алексей Никифорович Герасимов ходил в атаку из крепости четыре раза. Затем командир, который взялся отвечать за сотни людей – своих и чужих подчинённых, – приказал прорываться.
120 бойцов спас дым от горевшего на лугах за Мухавцом сена. Когда они плыли через реку, дым стелился по самой воде. А потом ветер повернул в сторону, все стали видны как на ладони. Тех, кто не успел доплыть, немцы перестреляли в воде. А кто не успел войти в реку, остались в крепости биться до последнего, умирать от жажды и ран. Это была самая последняя удавшаяся попытка прорыва.
Бойцы то отступали лесами без боёв по тылам немцев, то выходили из окружения, то опять оказывались на захваченной врагом земле. У Березины случился тяжёлый бой. У Алексея Герасимова была в руках дореволюционная мосинская винтовка, что, в сущности, считалось за удачу.
– Я вот деревню под Смоленском вспоминаю. Она под немцем была несколько дней. Мы остановились там у колодца – жарко. А из землянки женщина выходит: «Не пейте, говорит, оттуда – там наши дети». На дне колодца их восемь лежало, самому маленькому – три года. Это за то, что в домах наших бойцов раненых нашли.
Судьба много раз бросала Алексея Никифоровича в самое пекло. Он оборонял Москву и Тулу, а перед этим участвовал в легендарном параде 7 ноября. На Курской дуге своими глазами видел Жукова – тот прошёл по окопам и строго глянул на солдат, и все знали: маршал приехал на передовую – значит, будут большие события. Познань, Варшава, берег Одера... Так получилось, что по биографии Герасимова можно было изучать главные события той войны.
После войны он несколько раз был в Бресте. Но в середине 80-х решил, что больше туда не поедет. Всякий раз в установленный час к Вечному огню приходило всё меньше его товарищей. Он понял, что больше не хочет знать об этом. С той поры он почти никому не писал писем.

Николай Морохин.
http://www.gudok.ru/zdr/168/?ID=1253545&archive=35191

Герасимов Алексей Никифорович - кр-ц, стрелок 3-й стрелковой роты. 1920, д. Ильина гора Гороховецкого района (ныне – поселок Ильиногорск Дзержинского р-на Нижегородской области). ВЛКСМ, русский, раб. 4 кл. Призван 8.10.1940 года Гороховецким РВК. Находился в карауле по  охране тюрьмы на Кобринском укреплении. Первый бой принял в р-не Брестского вокзала 22.06.1941 г. отходил на восток, воевал в составе 251-го полка конвойных войск на Березине, затем в 226-м полку конвойных войск. Участвовал в параде на Красной площади 7 ноября 1941. Осенью 1941 года был ранен, после излечения стал артиллеристом, участник боев под Москвой, Сталинградом, за Варшаву, Берлин, закончил войну в Германии, ранен трижды. Демобилизовался осенью 1945. Работал на станции Ильино старшим приемосдатчиком. Награжден м. «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За оборону Москвы», «За освобождение Варшавы», юбилейными. С 30.03.1980 на пенсии. Утвержден защитником БК 23.04.1976.
Истина - это правильный порядок слов (цитата из Каббалы)

Оффлайн ЕвроТатарин

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 1399
    • E-mail
Осипов Алексей Иванович – кр-ц, ручн. пул.-2 4 отд. 3 св 2 ср. Род. 1919, ВЛКСМ,  русский, раб. 3 кл. Приз. 1939.

По сообщению Сергея Кудрявцева, в КП Ярославской обл., т. 4 есть кр-ц Осипов Алексей Иванович, род. 1919, д. Сергеево. Погиб 1941, г. Брест.

Думаю, что это он, а значит, число защитников БК из 132 обкв увеличилось еще на одного бойца. Либо он из караула тюрьмы в Бресте.
« Последнее редактирование: 18 Июня 2015, 21:46 от ЕвроТатарин »
Истина - это правильный порядок слов (цитата из Каббалы)

Оффлайн ВЛАД

  • Участник проекта
  • Сообщений: 461
Re: 132 отдельный батальон конвойных войск НКВД
« Ответ #197 : 16 Сентября 2015, 18:18 »
Даниленко Степан Андреевич:
 
http://polk.inter.ua/ru/polk/2355-danilenko-stepan-andreevich
« Последнее редактирование: 12 Мая 2016, 23:44 от Adv1seR »

Оффлайн сергей 59

  • Постоянный посетитель
  • Сообщений: 223

Оффлайн Юрий32

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 2644
                                                      132 конвойный..., 2 рота..., "Бригидки"... 
                                                            (размышления и предположения).

О 132 батальоне написано относительно много, но тем не менее пока не все. Масса противоречий, вызывающих спорные вопросы. Попытаюсь конкретизировать отдельные моменты, касающиеся в частности караула по охране тюрьмы "Бригидки".
Собствеено Брестская тюрьма N 23 состояла из двух корпусов:
-1 корпус - здание тюрьмы в г. Бресте.
-2 корпус - тюрьма "Бригидки" на Кобринском укреплении крепости.



Корпус N 2 - тюрьма "Бригитки"

Оба корпуса находились под эгидой батальона. Непосредственно задачи по ее охране возлагались на 2 стрелковую роту. Командир роты - мл. лейтенант Коваленко Александр Васильевич. Место дислокации - 2 этаж кольцевой казармы, слева от Тереспольских ворот.
Руководствоваться приходиться штатно-должностным списком по состоянию на 01.01.1941 года. В марте 1941 года батальон был переформирован по новому штату, но к сожалению этого документа пока нет.
Организационно 2 стрелковая рота состояла из управления и 3 стрелковых взводов. Штат роты - 140 чел. Штат взвода - 45 чел. Около 17.00 каждых суткок на службу заступал один взвод. От него выделялось:
- суточный наряд - 4 чел.
- корпус в городе – караул 21 человек.
- корпус в крепости – караул 15 человек.
В итоге практически весь взвод выполнял служебно-боевые задачи. К месту несения службы и обратно "городской" караул выдвигался на автомашине автохозвзвода через Северные ворота, "бригидский" караул пешим порядком через Тереспольские ворота, по берегу Буга вдоль кольцевой казармы, по настилу через Бригидский мост (по этим же маршрутам должна была выдвигаться поддержка при осложнении обстановки). На следующие сутки около 19.00. караулы сменялись. И перед ужином, после боевого расчета взвод назначался дежурным (дежурным подразделением) и согласно распорядка дня следующий полный день для него был учебным (выходным, банным, ПХД). Но чем бы ни занимался взвод в течении суток, он должен был быть готов к выполнению задач при чрезвычайных обстоятельствах. И так до отбоя. Затем дежурным становился следующий взвод. Очередные сутки до обеда согласно распорядка дня, а потом подготовка к караулу и вновь служба. И так все взвода по-кругу. То есть сутки через двое. Встретить войну в караулах довелось личному составу 1 взвода. Командир взвода - младший лейтенант Краев Александр Михайлович. А 3 взвод был дежурным. Командир взвода - младший лейтенант Сивков Арсентий Максимович.
Из комсостава в роте имелись: ротный, замполит, 3 взводных и старшина. Они же по графику заступали ответственными по роте (командирами дежурных подразделений). Поэтому думаю что начальниками караулов заступали наиболее подготовленные сержанты роты. Иначе объем службы и не вытянешь.
Теперь о численности.
Красноармеец 1 взвода Чубаров А.П. вспоминал:
"...Дежурного по батальону я видел 21 июня, когда докладывал о принятии дежурства по 2 роте и о котловом довольствии в 20 часов. Принял дежурство у Смирнова Александра...".
Младшие командиры были задействованы в караулах и поэтому дежурными по ротам назначались наиболее подготовленные красноармейцы. Красноармеец Смирнов Александр Николаевич - ручной пулеметчик 3 взвода.
Общепринято бытует мнение, что на котловое довольствие всего батальона на 22 июня было поставлено 93 чел. Думаю это ошибочно. А цифра эта обозначает численность солдат на котловом довольствии именно 2 роты (о котором упоминал Чубаров). Если вычесть из 140 численность комсостава роты (проживающего в городе) и караулов (берущих продукты с собой и готовящих пищу на местах несения службы, т.е. не состоящих на котловом довольствии), то как раз выходит данная цифра за роту. И еще: "...На вечерней поверке 21 июня в рапорте говорилось, что по строевой записке значилось 72 человека...". И опять, думаю это касаемо лишь 2 роты, а не батальона.
Предполагаю, что войну в составе суточного наряда роты встретили:
Дежурный:
-кр-ц Чубаров Андрей Павлович.
Дневальные:
-кр-ц- Белов Константин Алексеевич.
-кр-ц- Зинин Петр Григорьевич.
-кр-ц- Перетокин Иван Григорьевич.




Конечно нет ни схемы охраны объекта, ни табеля постам караула, но возможно охрана "Бригидок" была таковой. Состав караула: НК, ПНК, специалист СРС, 12 караульных (четыре трехсменных поста).
- 1 пост - КПП.
- 2, 3 и 4 посты - наблюдательные вышки по периметру объекта.
В левом углу от входа в тюрьму - одноэтажное здание караульного помещения. Линия охраны - по основному ограждению (вдоль которого стоят вышки). На приведенных ниже фото отчетливо видна вышка от конюшен 125 сп. Остальные вроде тоже просматриваются. Но по логике они и должны быть именно там. Примечательно, что на фото данной местности 1939 года нет ни одной вышки. То есть они были сооружены уже нашим НКВД. Как уж поляки охраняли своих заключенных остается вопросом.