Появилась рецензия на фильм - в журнале "Огонёк" от 5.07.2010 года. Автор - Андрей Архангельский.
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1394575. "Ради жертвы на земле".
Оттуда - "Премьерный показ "Брестской крепости" режиссера Александра Котта подтвердил смену поколений в самом консервативном жанре — патриотическом кино: новое поколение предпочитает делать кино не о героях, а о жертвах войны". "Страх, обреченность, бессилие и ярость — все составляющие 1941 года собраны в «Брестской крепости» в концентрированном виде; из всех произведений, посвященных обороне крепости, нынешний фильм — самый реалистичный".
"37-летний Котт принадлежит к поколению детей перестройки: в это время официоз и парадная фальшь о войне сменились жуткими подробностями о потерях. Уже одно то, что на памяти этого поколения цифра потерь в войне поменялась с 20 миллионов на 27, можно назвать сломом сознания. Этот мотив — недоговоренности, невозможности узнать правду о войне и вообще объять ее — бессознательно влияет на ракурс восприятия: это уже совершенно другой взгляд на войну. Патологический интерес режиссера к гибели, к раскуроченным внутренностям, обрубкам, детализация смерти — это своего рода компенсация за утаивание правды и попытка хоть таким образом рассказать о потерях, о цене войны. Героической смерти индивидуума в советском кино противостоит сегодня нелепая, некрасивая смерть безымянных масс.
Но вот парадокс: именно на фоне этого молоха войны, на фоне безличности смерти — героизм защитников Брестской крепости становится тем выпуклее: бороться в ситуации полной обреченности — это воспринимается как героизм в квадрате. И это не имело бы такого эффекта, если бы об этом говорили в лоб, если бы до этой мысли зритель не доходил сам.
Гиперреализм Котта соответствует и исторической правде. Героизм участников обороны крепости, увы, был обратной стороной стратегической ошибки советского командования, которое сосредоточило до войны в крепости множество разрозненных частей общей численностью до дивизии. Как утверждает белорусский историк Иммануил Иоффе, с началом войны крепость стала для наших солдат, офицеров и их семей ловушкой: здесь оказалось около 7,5 тысячи человек (по неофициальным — до 30 тысяч), многие из которых погибли, пытаясь выйти из крепости. И этот эпизод в фильме — один из самых впечатляющих: вход в крепость оказывается буквально завален трупами, а потом по ним еще проедет танк.
"