Общая категория > История: варианты, версии, предположения
"Босфорская Экспедиция : от рассвета и до заката".
Ринат Гимадеев:
--- Цитата: Ринат Гимадеев от 25 Апреля 2017, 14:11 ---
--- Цитата: Ринат Гимадеев от 25 Апреля 2017, 11:42 ---Теперича, для закрепления вероятности данного возможного варианта захвата Проливов, необходимо : Б) Привести,хотя бы, общие данные о турецкой береговой обороне, её укреплениях ( стационарных береговых батареях и фортификационных сооружениях ), вооружении, полевых войсках, которые могли бы принять участие в ПДО, а так же силах и средствах ВМФ Турции на тот период.
--- Конец цитаты ---
"Если "к 1875 году Оттоманская империя сумела создать внушительный броненосный флот, который по численности мог претендовать на четвертое место в мире. Однако низкий уровень подготовки личного состава и, как следствие этого, пассивность турецких ВМС во время войны с Россией в 1877— 1878 годах резко изменили морскую политику империи. Новый султан Абдул Гамид II, в отличие от своего свергнутого предшественника Абдул Азиза, не любил флот и почти прекратил его финансирование. В результате османские ВМС к концу XIX века пришли в состояние полного упадка. Извините, вам запрещён просмотр содержимого спойлеров. ..>> .. пролив длиной около 30 км у своих азиатских берегов образовывал бухту Золотой Рог длиной 12 км и глубиной до 33 метров. В водах этой живописной бухты в описываемый период, почти всегда без движения, стоял на якоре устаревающий турецкий флот..>>.. перед глазами открывались виды, словно пейзажи, сошедшими с полотен И. К. Айвазовского. Но в секретных документах Главного Морского штаба России места для описания этих красот не было. Все отчеты агентов, донесения и описания проливов пестрели столбцами цифр, фотографиями, подробными картами и схемами артиллерийских батарей..."
--- Конец цитаты ---
"..К 1895 г. турецкий флот находился в полнейшем упадке. С 1878 и до 1914 г. турецкие боевые корабли ни разу не выходили в Черное море. До 1905 г. Босфорский пролив защищали только 6 ( шесть ) береговых батарей, причем большинство их орудий были установлены открыто за земляными брустверами. "Разномастное" артиллерийское вооружение имело своё объяснение - часть орудий снимали с устаревших кораблей и устанавливали на берегу. Т.к. к русско-турецкой войне 1877-1878 гг. туркам корабли строили разные страны, то и пушки были от разных производителей. Береговые батареи находились на самом берегу пролива, почти у уреза воды. Расстрел их русскими броненосцами не составил бы особого труда. Но это скорее всего стало бы излишним. Моральный дух турок был слаб, и в случае внезапного нападения они просто не оказали бы сопротивления. Наконец, рядом с Босфором на обоих берегах Черного моря не было ни войск, ни противодесантных укреплений, не считая неудачно расположенных древних фортов Килия и Альмаз, т.е. при необходимости десант мог легко высадиться в нескольких верстах от входа в пролив ..>>.. Турецкий же флот даже думать не мог о соперничестве с Черноморским флотом. С 1879 г. по 1910 г. новые крупные корабли в состав турецкого флота не вводились. К 1906 г. старые турецкие броненосцы представляли собой хлам, не способный даже к выходу в море. Исключение представлял лишь «Мессудие», капитально перестроенный в 1898–1903 гг. в Италии. Старая артиллерия была заменена новыми пушками Виккерса: двумя 234/40-мм, двенадцатью 152/45-мм и четырнадцатью 76-мм. Водоизмещение «Мессудие» достигло 9710 т. Новые машины тройного расширения мощностью 11 135 лошадиных сил позволили на испытаниях развить скорость 17 узлов. Но и он не выходил в море для боевой подготовки. Характерный пример турецкого производства - это «Абдул Кадир» - первый эскадренный броненосец, заложенный для турецкого флота. Начат постройкой в 1892 году на верфи в Константинополе. Из-за финансовых проблем и промышленной слабости Турции, постройка корабля велась очень медленно и броненосец так и не был спущен на воду. В 1904 году броненосец предполагали достроить по улучшенному проекту, но из-за деформации корпуса работы так и не были завершены. В 1890-х, турецкий флот начал новую программу перевооружения. Согласно ей, предполагалось построить для флота новый эскадренный броненосец, два бронепалубных и броненосных крейсера. Примечательно было то, что вся эта программа должна была реализовываться на турецких верфях усилиями турецкой промышленности.
Наиболее крупным среди заложенных по программе кораблей, был эскадренный броненосец «Абдул Кадир», заказ на постройку которого был размещен ещё в 1890 году. Корабль был заложен на верфи ВМФ в Константинополе в 1892 году. Работы поначалу велись весьма активно, но ввиду ухудшившегося экономического положения Турции (греко-турецкая война 1897 года) работы на почти всех кораблях программы 1890 года были приостановлены. К этому времени корпус броненосца был уже сформирован и готов к спуску на воду. За последующие шесть лет, работы на корабле велись крайне медленно, только главный броневой пояс был установлен. В 1904 году, был предложен план достройки корабля по усовершенствованному проекту. Однако, когда инженеры приступили к оценке корпуса, выяснилось, что кильблоки ушли в мягкий грунт, и корпус корабля безнадежно деформировался. К тому же, корабль безнадёжно устарел, но некоторые работы на корпусе велись до 1911 года, достройка корабля была, очевидно, невозможна, и в 1914 году «Абдул Кадир» был разобран на стапеле. В зону Проливов под видом дипломатов и туристов периодически направлялись офицеры русского Генерального штаба. В середине 1881 г. капитан 2 ранга Степан Осипович Макаров был отозван с Каспия, где он командовал флотилией, обеспечивавшей боевые действия в Закаспийском крае.
Макарову было тогда 32 года, служебная карьера шла блестяще, за успехи в Русско-турецкой войне в сентябре 1877 г. он был произведен в капитан-лейтенанты, а в январе 1878 г. уже стал капитаном 2 ранга. Степан Осипович ехал в Петербург с надеждой начать проектирование миноносца нового типа, о котором давно мечтал, но в октябре 1881 г. его определили командиром стационера «Тамань» в Константинополь. «Тамань» — маленький колесный пароходик постройки 1849 г., вооружение его состояло из двух малокалиберных 4-фунтовых пушек. Офицер уже успел флотилией покомандовать, а ему под начало какую-то лайбу! Что это — опала? Но почему тогда в январе 1882 г. Макарова производят в капитаны 1 ранга?
О Макарове написано много, но пребывание в Константинополе освещено явно неполно. Создавалось впечатление, что его отправили туда на отдых. «У Макарова появилась возможность отдохнуть от вечно напряженной обстановки, обычной на военном корабле. Но бездеятельность Макаров не любил...» — так объяснял один из советских авторов причину того, что в течение нескольких недель Макаров на шлюпке или на «Тамани» скрупулезно исследовал Босфор. Речь шла якобы о чисто научных целях — изучении двух противоположных течений, существующих в проливе на разных глубинах. Однако любопытно, что Степан Осипович старался проводить эти исследования в сумерках, не привлекая внимания. Даже простые гидрографические исследования в стратегически важном проливе следовало бы делать, получив разрешение турецкой стороны. В противном случае это уже не научные, а разведывательные акции... И только ли глубоководные течения изучал Макаров? Кому нужны эти течения?
Да, вроде бы никому, кроме тех, кто собирается ставить в Босфоре минные заграждения. Теперь уже не стоит «стесняться» того факта, что С. О. Макаров вел разведку: изучал возможности действия боевых кораблей в проливе, возможные места высадки десантов и минных постановок. Вот за успешное выполнение этого задания он и получил досрочно чин капитана 1 ранга..." - из разных источников и в т.ч. из главы 23 "Несостоявшийся русский десант в Босфор" - http://militera.lib.ru/h/shirokorad_ab2/23.html
Ринат Гимадеев:
--- Цитата: Ринат Гимадеев от 25 Апреля 2017, 22:13 ---
--- Цитата: Ринат Гимадеев от 25 Апреля 2017, 14:11 ---
--- Цитата: Ринат Гимадеев от 25 Апреля 2017, 11:42 ---Теперича, для закрепления вероятности данного возможного варианта захвата Проливов, необходимо : Б) Привести,хотя бы, общие данные о турецкой береговой обороне, её укреплениях ( стационарных береговых батареях и фортификационных сооружениях ), вооружении, полевых войсках, которые могли бы принять участие в ПДО, а так же силах и средствах ВМФ Турции на тот период.
--- Конец цитаты ---
".. А затем с помощью Англии Босфор продолжали укреплять, и к 1849 г. его защищали уже 13 батарей (8 на азиатском и 5 на европейском берегах).
Проливы постепенно превращались в своеобразную крепость. В случае атаки Босфора российской эскадре ЧФ противодействовали бы береговые батареи, на которых находилось 48 тяжелых орудий : 2 — 355-мм, 2 — 280-мм, 12 -240-мм, 8 — 210-мм, 24 — 150-мм. Орудия были из разных стран и от разных фирм : английские, немецкие, французские, "Армстронга", "Виккерса", "Круппа", "Шнейдер-Крезо". Как можно было обеспечить все эти разные артсистемы боеприпасами - ума не приложу. Аналогичное положение было и в области других вооружений и боевой техники. Сами турки почти ничего не производили..."
--- Конец цитаты ---
".. До 1905 г. Босфорский пролив защищали только 6 ( шесть ) береговых батарей, причем большинство их орудий были установлены открыто за земляными брустверами. "Разномастное" артиллерийское вооружение имело своё объяснение - часть орудий снимали с устаревших кораблей и устанавливали на берегу. Извините, вам запрещён просмотр содержимого спойлеров.
--- Конец цитаты ---
Всё взаимосвязано : турки снимали пушки с недостроенных и устаревших кораблей, но т.к. эти орудия были уже морально устаревшими ( даже дульнозарядные, хотя и нарезными ), т.е. имели небольшую дальность стрельбы и не пробивали новых видов брони, то их приходилось ставить, как можно ближе к берегу и в местах, где проливы наиболее узкие. А к урезу воды,- для того, чтобы иметь возможность вести огонь, практически, прямой наводкой, т.к. и прицелы были устаревшие и не было современных систем управления арт.огнём. Примеры : Вооружение «Абдул Кадира» должно было состоять из четырёх 283-миллиметровых орудий Круппа. Эти пушки были аналогичны используемым на броненосцах типа «Бранденбург» ( Германия 1893-1894 гг. ). Вспомогательное вооружение должно было состоять из шести 150-мм орудий в казематированных установках (по три на борт) и противоминной артиллерии в составе восьми 87-мм орудий и восьми 37-мм орудий. А бывший самым мощным турецким кораблем являлся броненосный фрегат «Мессудие», спущенный в Англии в ещё 1874 году. В декабре 1875 года он прибыл в Константинополь. Водоизмещение фрегата составляло 9140 тонн. Две машины общей мощностью 7430 лошадиных сил позволяли ему развивать 13-узловую скорость. «Мессудие» имел парусное вооружение барка. Броневой пояс по ватерлинии достигал 178 - 305 -127 мм. Двенадцать 9-дюймовых орудий Армстронга располагались в каземате, защищенном 254-мм броней. На верхней палубе стояли три 7-дюймовых и шесть 20-фунтовых пушек. После его модернизации старое вооружение пошло на береговые батареи, в осадные парки, в армию и в арсеналы. А в каком состоянии находились эти устаревшие пушки на кораблях не прошедших перевооружение, говорит тот факт, что, в 1897 г. побывавшие на турецких кораблях иностранные наблюдатели констатировали, что они полностью небоеспособны. Орудия проржавели до того, что не работали ни подъемные механизмы, ни накатники. А на броненосце «Азизие» орудия вообще оказались без замков. Дело обороноспособности в Турции, порой, доходило до полного абсурда - она обращалась за помощью к своему "заклятому врагу" - России ! "Летом 1896 г. два российских чиновника Морского министерства были командированы в Константинополь для осмотра узкой части Босфора. В августе того же года штаб Одесского военного округа направил к Босфору комиссию под руководством генерал-майора Чичагова. Эта комиссия получила разрешение султана на осмотр укреплений Босфора и Дарданелл с условием, что о замеченных недостатках в оборонительной системе Дарданелльского пролива будет информировано турецкое правительство. Заключение комиссии Чичагова, указавшей на недостаточность дарданелльских укреплений, было направлено для сведения в Министерство иностранных дел России. С ним было ознакомлено турецкое правительство, которому предлагалось обратиться за содействием в минной обороне пролива к России". О моральном духе османов тоже есть свидетельства : "К началу 1908 г. резко обострилась обстановка в Македонии и Боснии, население которых требовало независимости от Турции. В сложившейся ситуации султан не мог опереться даже на армию. В начале 1908 г. среди военнослужащих третьего армейского корпуса в Македонии начались волнения.
Восставшие выступали под лозунгами свободы, конституции и сплочения турецкой нации. Возглавляли восстание майоры Энвер-бей и Ниязи-бей. Молодых революционных офицеров стали называть младотурками.
Султан Абдул Гамид II отправил на подавление восстания верные части под командованием генерала Шемси-паши. Однако генерал был застрелен собственными офицерами, а каратели перешли на сторону восставших". Вообщем, Россия явно упустила свой шанс для овладения Проливами ! Ведь, и при угрозе вмешательства Англии "Босфорской Экспедиции" требовалось по расчётам только 72 часа для того, чтобы захватить ключевые пункты в зоне Проливов ! - источники : http://militera.lib.ru/h/shirokorad_ab2/23.html http://militera.lib.ru/h/bolnyh2/01.html http://coollib.com/b/145419/read
Ринат Гимадеев:
--- Цитата: Ринат Гимадеев от 25 Апреля 2017, 04:21 ---
--- Цитата: Ринат Гимадеев от 20 Апреля 2017, 10:06 ---" ..Итоги : Можно ли было провести "Босфорскую Экспедицию" в ПМВ ? Резюме : реальность осуществления "Босфорской Экспедиции" в период ПМВ очень сомнительна, поэтому рассматривать её даже в качестве альтернативы не имеет большого смысла, что и подтверждается реальным ходом Истории ..."
--- Конец цитаты ---
".. Заслуженным призом по итогам победы в Первой мировой Россия считала аннексию Стамбула и Проливов. Однако англичане и французы сделали всё возможное, чтобы этого не произошло.. Извините, вам запрещён просмотр содержимого спойлеров. - http://topru.org/28739/prolivy/
--- Конец цитаты ---
У контрабандистов и/или шпионов, чемоданы бывают, как правило с двойным дном. А тайные операции секретных спец.служб, часто с "тройным дном". Ярким примером может служить материалы, посвящённые тайне гибели линкора "Императрица Мария". Это видно из ряда материалов разного времени по этой теме. Первой можно назвать серию статей "Тайна "Императрицы Марии", Анатолия Ёлкина. Повесть опубликована в журнале "Техника-Молодёжи" №№ 10-11 за 1070 год : http://macbion.narod.ru/c3/marya3.htm Позже, вышла статья капитана 1 ранга в отставке Бар-Бирюкова под названием "Катастрофа, затерявшаяся во времени..." - о взрыве и гибели в севастопольской гавани новейшего отечественного линейного корабля дредноутного типа — «Императрица Мария», причём материал был получен из архивов КГБ СССР / ФСБ РФ : "..после Великой Отечественной войны исследователи, сумевшие добраться до некоторых документов из архива КГБ, выявили и обнародовали любопытные сведения: в Николаеве с 1907 года работала (в том числе и на судостроительном заводе, строившем русские линкоры) группа немецких шпионов, руководимая резидентом В. Верманом.. А совсем недавно сотрудники Центрального архива ФСБ России А. Черепков и А. Шишкин разыскали часть следственных материалов по делу группы Вермана и, опубликовав их в «Московском сборнике», документально подтвердили: действительно в 1933 году в Николаеве была разоблачена глубоко законспирированная с предвоенных времен (до Первой мировой войны) сеть разведчиков, работавшая на Германию и ориентированная на местные судостроительные заводы. Правда, прямых доказательств ее участия в подрыве «Императрицы Марии» исследователи пока не нашли. Вероятно, повторяю, дела минувшие не слишком интересовали следствие тридцатых годов..."- подробнее см.: https://www.nkj.ru/archive/articles/12061/ ( журнал "Наука и жизнь" №11 за 2007 г., статья "Катастрофа, затерявшаяся во времени". ) Так, что "дело" закрытым считать нельзя. А окончательный вердикт можно будет вынести только после того, как будут получены документы из Германии и, как ни странно, из Англии. Но, вряд ли стоит на это надеяться.. Напрашивается вопрос : а почему из Англии тоже ? Потому, что прямые наследники ( как эмигранты, так и в СССР/РФ и не только они ) адмирала Эбергарда ( http://www.navy.su/persons/31/ebergard.htm ), уверены, что без вмешательства "туманного Альбиона" дело не обошлось : http://macbion.narod.ru/c3/marya35.htm - А какой интерес был у Англии содействовать своему врагу Германии в потоплении линкора своего союзника по Антанте - России ? Всё потому, что Англия - это суть Великобритания,- "владычица морей", которая ими править и после ПМВ собиралась единолично. А союзники - это временно. И линкор "Императрица Мария" мог нейтрализовать линейный крейсер "Султан Явуз Селим" ( бывш. "Гебен" ), что при общем превосходстве сил и средств на Чёрном море, давало возможность России провести СВОЮ "Босфорскую Экспедицию" и захватить самой не только Босфор, но и Дарданеллы со Стамбулом в придачу ...
Ринат Гимадеев:
--- Цитата: Ринат Гимадеев от 19 Апреля 2017, 03:07 ---.. Начну с письма моего уважаемого со-товарища,- собирателя и хранителя информации о Флоте Российском и Советском : "..Про десанты в 41-м - у Широкорада и Резуна ( "Суворова" ), а документы вряд ли где-то есть.. :
http://my-files.ru/8vnjtn/Антанта - Босфор.doc
http://my-files.ru/qsiysf/Витте о Босфоре.doc
http://my-files.ru/c1zy6o/Макаров и Босфор.doc
http://my-files.ru/9azuc0/Молотов в Берлине.doc
http://my-files.ru/my0evw/Менделеев Судоходство в России.rar
http://my-files.ru/e03x53/Торговый флот в жизни страны 1907.rar
http://my-files.ru/nuttyu/Торговый флот России 1910.rar " - СПАСИБО Вам за то, что поверили мне и низкий поклон - за то, что доверились мне !
Дополнения :
http://my-files.ru/71xze2/Соглашение о проливах.doc
http://my-files.ru/1wc41v/Парижский трактат.doc
http://my-files.ru/i6ko6o/Берлинскийтратат 1878.doc
http://my-files.ru/3rq3z7/Сан-Стефанский договор.doc
http://my files.ru/p41mpm/Константинополь и проливы 1.pdf
http://my-files.ru/8cue3y/Константинополь и проливы.pdf
Уважаемый "имярек" прислал новые ДОКУМЕНТЫ. Спасибо ему огромное ! И, если он верующий, то кроме моей благодарности это ему зачтётся. Ибо, поступает он в ответ, как сказано : 7 "Просите - и дано вам будет, ищите - и найдете, стучитесь - и отворят вам." 8 "Ибо всякий, кто просит, получает, кто ищет, находит, и тому, кто стучится, отворяют." - "Библия", "Евангелие от Матфея", Глава 7, стихи 7 и 8.
--- Конец цитаты ---
Не называя его имени, т.к. он мне право на сие не давал, я, однако, должен его как-то именовать. По-сему, назову "имярека" "КОНСУЛЬТАНТ", т.к. он, безусловно, сей псевдоним заслуживает. Итак, "Консультант" прислал мне своё мнение по вопросу "Возможна ли была российская "Босфорская Экспедиция" ?" Предлагаю его Вашему мнению : "По поводу Проливов.
До заключения союза с Францией теоретическая возможность захвата была, наличных сил и средств хватало. Практическая возможность зависела от политической обстановки в конкретный момент. Наилучшая ситуация - позволить Германии напасть на Францию, и в это время действовать самим. Но такое усиление РИ - в случае получения контроля над проливами, и, как следствие, - над всеми южными славянами, - вызвало бы противодействие ВСЕЙ Европы. К тому же, разгромив Францию (что тогда было несомненным), Германия однозначно становилась гегемоном Европы. И тем более неизбежным (и скорым) становилось столкновение ее с усилившейся РИ. Такие вот расклады.
С точки зрения геополитики все выглядит совсем иначе. РИ было бы стратегически куда более выгодно отказаться от пресловутого "панславизма" ("Крест на Святой Софии" и пр.). Вовлечение в свою орбиту южных славян вызывало только дополнительные (и весьма немалые ) расходы. С военной же точки зрения Турция-союзник куда выгоднее. Да, вся предыдущая история русско-турецких отношений была иной. Но тут-то и нужно было совершить решительный поворот в политике, на что Н-2 был явно не способен. Другое дело - был бы жив А-3... РИ надо было не захватывать Проливы, а вместе с Турцией готовить их к обороне от возможного вторжения европейских держав. В случае любой войны Турция - надежный союзник - Проливы, подготовленные к обороне и с нашей помощью, надежно закрывает. В мирное время - никаких препятствий для торговли нет. В этом случае отпадает и необходимость держать в ЧМ сильный флот - достаточно погранохраны. Свободный выход в Средиземное море (если отвлечься от "панславизма") ничего РИ в стратегическом плане не дает. Гибралтар и Суэц перекрыты англичанами, не захотят - не пропустят. А Турция-союзник могла бы дать (или сдать в оренду) и базы в Средиземноморье, так что союз с Турцией сулил одни выгоды (и немалую экономию средств). Нужна была "только" политическая воля. Сильная воля..." - конец цитаты.
Ринат Гимадеев:
http://nik191-1.ucoz.ru/100let/1914_4/tu_16_bosfor.jpg - "Укрепления Босфора к ПМВ : Современная оборона Босфора состоит из фортов и батарей, расположенных главным образом по обоим берегам пролива и частью на самом материке для защиты от нападения десантных войск. Длина пролива около 16 морских миль, ширина его 3—20 кабельтов, глубина доходит до 55 морских сажен. Берега скалисты и извилисты, азиатский командует над европейским; на важнейших пунктах батареи выстроены в 2 яруса.
Важнейшими укреплениями являются:
а) на азиатском берегу— Анатоли—Ковак (22 орудия), Маджар—Кале (24 ор.), Филь Буруну (3 ор.), Эльмас (4 ор.);
б) на европейском берегу—Сары—Таш (6 ор.), Киречь—Кени (4 ор.), Румели—Кавак (10 ор.), Телли—
Табия (4 ор.), Бугок—Лиман (8 ор.) и форт Килия (6 ор.).
Самыми сильными батареями являются Маджар-Кале и Анатоли-Кавак. Первая расположена по отношению к проливу исходящим углом, имея в центре две 11 дм пушки с обстрелом до 70°, а в исходящем до 120°. Вторая—тоже исходящим углом на сев. и юг; все пространство к северу обстреливается тяжелыми орудиями, а самый пролив тремя 6 дм. пушками.
В общем на вооружении укреплений Босфора состоят с добавленными за последнее время около 95 ор. калибрами от 15 см. (6 дм.) до 35,2 см. (12 дм.), из коих 18 орудий полевых. После Балканской войны 1912 г. выстроено несколько новых батарей второго яруса на высоте около 30—50 сажен над уровнем моря, но в общем большинство батарей земляных совершенно старого типа, наскоро приведенных в порядок; вооружены крупповскими орудиями, из коих только меньшинство имеют надлежащую длину и калибр, необходимый для пробития брони современного броненосца. Почти все означенные укрепления не имеют никакого прикрытия от шрапнельного огня для людей и снарядов, а самые орудия стоят под открытым небом, при таких условиях они, конечно, скоро должны будут замолчать под непрерывным огнем бомбардирующего флота или тяжелых орудий десанта.
Большим недостатком батарей, защищающих Босфор, за исключением батарей 2-го яруса Филь-Буруну, Киречь, Кени и Телли-Ta6ия нужно считать:
а) весьма низкое их расположение— почти на уровне моря. Стрельба с судов по низким батареям неоспоримо действительнее, чем по высоким и, главным образом, суда при таких условиях не так подвержены губительному навесному огню, опасному даже для больших броненосцев. Батарей мало и расположение их местами крайне невыгодно, с весьма ограниченным обстрелом:
б) количество орудий тяжелого типа недостаточно, так из имеющихся 73 - х тяжелых орудий — калибра 28 см. (11 дм.) имеется всего 4, а 35,2 см.— только 6;
в) пороховые погреба и немногочисленные прикрытия для прислуги построены из материала, не выдерживающего действия больших разрывных снарядов даже 21 см. (8 дм.), мортир, имеющихся на вооружении современных флотов;
г) горизонтальные батареи не имеют торпедных орудий;
д) подводных батарей нет вовсе, равно как нет и автоматических подводных мин, с замыканием при помощи гальванического тока;
е) куполов и казематов из цемента и бетона также нет. В общем все проекты инженера Бриальмона, приглашенного в 1892 г. султаном для составления обороны Босфора, главным образом южной части пролива, 950 метров шириною, между Румели— Каваком и Анатоли—Каваком, остались только предположениями; последние же работы по исправлению укреплений, благодаря своей кратковременности и отсутствия, как было выше указано, современного вооружения, не могут быть признаны достаточными как для обеспечения от нападения на Константинополь со стороны моря, так и для противодействия прорыва через Босфор, по надлежащей артиллерийской подготовке, сильного флота, поддержанного десантом, тем более, что большая скорость течения, достигающего в некоторых местах пролива до 6 узлов, господствующие NО ветры, дующие осенью и в мирное время с особенной силой, допускают, благодаря обилия мглы и облаков, вполне скрытый подход к любому из пунктов пролива..." - http://nik191-1.ucoz.ru/blog/pervaja_mirovaja_vojna_ukreplenija_bosfora/2014-11-16-709
Навигация
Перейти к полной версии