Интересная стенка, уступами, есть на 500-метровке Генштаба... эскарп?
http://cs8.pikabu.ru/post_img/2016/03/18/8/145830414618927334.jpg - фото нет ? Это препятствие против десанта или какая-нибудь дамба?
Предположим,что это эскарп - ПРОТИВОТАНКОВОЕ препятствие, устроенное в виде отвесной стенки на скате, на склоне высоты, обращённой к противнику.Какую роль он мог играть в противодесантной обороне того времени ? Ретроспектива : "В январе 1941 года было проведено специальное расширенное совещание, на котором кроме членов Политбюро ЦК ВКП (б) присутствовали нарком обороны Тимошенко, командующие родами войск, руководители некоторых военных округов. Главной темой обсуждения являлся вопрос о боеготовности армии. Дважды с речью к присутствующим обратился И.В.СТАЛИН. В одном из своих выступлений он сказал: Кулик (замнаркома обороны) защищает большую 18-тысячную дивизию на конной тяге, он выступает против механизации армии. Правительство проводит механизацию армии, внедряет в армию мотор, а Кулик выступает против мотора. Это же все равно, как если бы он выступил против трактора и комбайна, защищая соху и экономическую отсталость деревни... Современная война будет войной моторов: моторы на земле, моторы в воздухе, моторы на воде и под водой. В этих условиях победит тот, у кого будет больше моторов и больший запас мощностей (Москаленко К. На юго-западном направлении. т. 1, М., 1979 г., с.7).Если говорить о Германии,то боевая техника приспособленная для преодоления водного пространства имелась : 1.
http://kpfw.ru/tanki-pzkpfw-iii/plavajushhie-tanki-pz-3-tauchpanzer-iii/ 2.Амфибии :
https://topwar.ru/13883-amfibiynye-mashiny-germanii.html .И в отношении Англии и Франции можно утверждать подобное.Причём,там амфибии появились намного раньше.Опыты с танком оборудованным понтонами и буксируемым катером проводились на Темзе в период ПМВ. А первую плавающую броневую машину англичане построили сразу после ПМВ.Это был средний танк Д, прототип которого был создан в 1919 году под руководством Ф. Джонсона. Его детище двигалось в воде при помощи перемотки гусениц. Аналогичные разработки велись и в Соединенных Штатах Уолтером Кристи в 1922- 1927 годах. Плавающим танком занимались и французы - они оборудовали «Рено FT» поплавками и гребным винтом, поляки - проект WB-10 профессора Л. Эбермана в 1926 году.Кстати,во Франции ещё в 1907 г., в Париже на Сене был продемонстрирован плавающий автомобиль.Затем в течение многих лет не встречалось информации о работах по созданию амфибийных машин во Франции. Но можно предположить, что французские специалисты тщательно изучали все сведения о разработках в США, Великобритании, Германии и в СССР. В этих странах в 1920-1930-е гг. было спроектировано и построено мелкими сериями несколько десятков разнообразных по конструкции амфибий военного назначения.В частности, в эти годы в ряде европейских стран активно разрабатывались колесно-гусеничные бронированные машины и в 1928 г. французской фирмой создан «Шнейдер-Лоран» - это был колёсно-гусеничный плавающий танк массой 10 тонн.Был французский танк-амфибия "Batignolles-Chatillon DP-2".Наконец, в 1929 году на берегах туманного Альбиона был построен разработанный фирмой «Виккерс-Армстронг» по-настоящему надежный плавающий танк. Эту модель и можно считать родоначальницей всех последующих машин такого класса. Назвали ее танк-амфибия Виккерс-Карден-Лойд типов А4Е11 и А4Е12. Плавал «Виккерс» за счет максимального облегчения веса, дополнительных баков (установленных под дном корпуса) и поплавков-надкрылков, прикрепленных над гусеницами. Таким образом,можно предположить,что и в начале планирования "Кронштадта-2" предусматривалась возможность высадки десанта противника,имеющего в своём составе плавающие танки и боевые амфибии.А на подходах к берегу, чтобы сделать их непроходимыми даже для плавающих танков,могли забиваться подводные надолбы (сваи) :
http://my.mail.ru/community/hisnjri/09ECEBA28EAB6DB0.html