Автор Тема: Либавская крепость (Лиепая) (продолжение)  (Прочитано 186149 раз)

Оффлайн Wolf

  • Посетитель
  • Сообщений: 27
    • E-mail
Re: Либавская крепость (Лиепая) (продолжение)
« Ответ #100 : 15 Августа 2010, 22:15 »
НА дальномерный павильон, что-то не похож! Да и арматуры не видно, значит это что-то родное.

Оффлайн andrej_nrk

  • Постоянный посетитель
  • Сообщений: 120
    • E-mail
Re: Либавская крепость (Лиепая) (продолжение)
« Ответ #101 : 22 Августа 2010, 03:33 »
Попалось фото с другого ракурса, очень большой размер. Наверное лучше не вставлять сюда.
Посмотри здесь  http://commondatastorage.googleapis.com/static.panoramio.com/photos/original/1012903. Все еще думаешь, что строение родная?

« Последнее редактирование: 22 Августа 2010, 03:43 от andrej_nrk »

Оффлайн andrej_nrk

  • Постоянный посетитель
  • Сообщений: 120
    • E-mail
Re: Либавская крепость (Лиепая) (продолжение)
« Ответ #102 : 22 Августа 2010, 04:49 »
А вот еще интересное фото - дальномерный павильон артиллерийской батареи Ларионовская-на-Пике (о-в Елены)



Какое-то сходство есть - задняя стена прямая, фронт - полукруглый. Толщина стен тоже выглядит одинаковой.

Оффлайн Wolf

  • Посетитель
  • Сообщений: 27
    • E-mail
Re: Либавская крепость (Лиепая) (продолжение)
« Ответ #103 : 22 Августа 2010, 22:42 »
В общем, уговорил, на неделе съезжу на 1-ю батарею и посмотрю всё на месте. Кстати,а где о-в Елены? А то я знаю только о-в Св.Елены. А может это одно и тоже!?

Оффлайн andrej_nrk

  • Постоянный посетитель
  • Сообщений: 120
    • E-mail
Re: Либавская крепость (Лиепая) (продолжение)
« Ответ #104 : 23 Августа 2010, 00:36 »
В общем, уговорил, на неделе съезжу на 1-ю батарею и посмотрю всё на месте.
О! Правильное решение. Постарайся найти остальные части от нее.

Кстати,а где о-в Елены? А то я знаю только о-в Св.Елены. А может это одно и тоже!?
Это Владивосток 43°3'59"N   131°49'37"E



Оффлайн Wolf

  • Посетитель
  • Сообщений: 27
    • E-mail
Re: Либавская крепость (Лиепая) (продолжение)
« Ответ #105 : 27 Августа 2010, 19:59 »
Был на первой батарее.Свинцовые тучи над Балтикой ходят, порывистый ветер свистит, волны шумом бьются о развалины батареи! Красота! Был бы  Айвазовским, картину маслом написал бы! Хватит лирики, теперь о деле. Andrej, ты был прав. Это немецкий дальномерный павильон. Арматура есть, квадратные окна для буржуек есть и т.п., и т.д.. Если судить по верхнему ровному срезу стен, то его не достроили, так как не видно повреждений наверху, ни торчащей арматуры.

Оффлайн Flammy

  • Постоянный посетитель
  • Сообщений: 105
    • E-mail
Re: Либавская крепость (Лиепая) (продолжение)
« Ответ #106 : 28 Августа 2010, 00:28 »
Дальномерный ли это павильон - вопрос ещё тот. На старом форуме я давным давно выставлял фотку и поднимал этот вопрос. Внятных ответов не было, но проскочила версия, например, о теплопеленгаторной станции. А может и прожектор не исключать ?

Оффлайн Wolf

  • Посетитель
  • Сообщений: 27
    • E-mail
Re: Либавская крепость (Лиепая) (продолжение)
« Ответ #107 : 28 Августа 2010, 22:40 »
Всё может быть!Ведь он явно меньших размеров.

Оффлайн Flammy

  • Постоянный посетитель
  • Сообщений: 105
    • E-mail
Re: Либавская крепость (Лиепая) (продолжение)
« Ответ #108 : 29 Августа 2010, 01:08 »
Вдобавок он чуточку несимметричный, что меня сразу заинтриговало.

Оффлайн andrej_nrk

  • Постоянный посетитель
  • Сообщений: 120
    • E-mail
Re: Либавская крепость (Лиепая) (продолжение)
« Ответ #109 : 03 Сентября 2010, 01:13 »
Очерк о военном городке и его окрестностях, http://www.liepajniekiem.lv/rus/tema/2008/05/11/zandarmi/


Нынешней весной наблюдается оживление на территории между улицами Цукура и Накотнес, где много лет находились водосточные каналы сахарного завода – теперь это место приводится в порядок. Уже привычным делом были кучи отработанной извести, к которым мы так привыкли, что трудно было даже представить в этом месте бывшую эспланаду, вокруг которой в красных кирпичных казармах жили солдаты. Там были и жандармы. Но не такие, каких показывают в фильме "Жандарм и марсиане".

Необходим порядок!

То, что Военный городок исторически был военной зоной, знает каждый уважающий себя лиепайчанин. Но лето 1892 года было особенным. Как рассказал историк Гунар Силакактиньш, именно в то лето военное ведомство поняло, что не в состоянии уберечь работающих на строительных объектах Военного городка людей от вредных привычек – пьянок и любовных похождений, не в состоянии также остановить поток забияк, которые искали там приключения, поэтому приняло кардинальное решение. А именно – территория Военного городка, где жило около 3000 человек, была превращена в закрытую зону. Туда пропускали только поставщиков стройматериалов и продовольствия. А извозчиков, которые могли привезти водку и девушек, туда больше не пускали.

Для обеспечения нового порядка была создана команда жандармов, которых можно считать основоположниками военной полиции. Канала Венного городка в то время еще не было. Он был выкопан в период с 1896 года по 1901 год. В целях повышения производительности труда канал прокладывали одновременно с обоих концов. Иван Корсакевич, заместитель главного строителя Военного городка Макдональда, наткнулся на непредвиденное препятствие – доломитовый пласт. Поэтому канал Военного городка, который по проекту должен был быть прямым, впоследствии немного изменил направление к югу, поэтому получился изгиб – И.Корсакевич получил разрешение обойти доломитовый выступ. Одновременно с прокладкой канала стали строить и судоремонтный завод. У жандармов работы хватало, чтобы держать жителей Военного городка подальше от греха. Поэтому были созданы жандармские посты на всех наиболее оживленных улицах, ведущих в Военный городок. Жандармы дежурили в конце нынешних улиц О.Калпака и Вентспилс, на перекрестке улиц Пулвера и Цукура, а также там, где теперь находится забор сахарного завода, на прямом участке улицы Цукура, где теперь находится "СТВ". Но пришла зима, и жандармы нуждались в укрытии. В упомянутых местах были возведены домики из красного кирпича. Они служили укрытием для дежуривших жандармов и канцелярией.

До наших дней сохранились три жандармских домика. Один из них находится рядом с железной дорогой возле кольца на улице Цукура (ошибаются те, кто считает, что красный домик, где теперь живут люди, в свое время служил для нужд железной дороги), второй домик находится между улицей Цукура и предприятием "СТВ". Такой домик сохранился и в конце улицы О.Калпака – на другой стороне канала Военного городка.

Сахар делали на втором этаже

Канал Военного городка не всегда был таким, каким привыкли видеть его в наши дни на карте или с высоты птичьего полета. В самом начале он имел еще одно ответвление в том месте, где находится подлежащий сносу бывший Лиепайский сахарный завод. Там было предусмотрено место для подводных лодок и складов морских мин. На территории сахарного завода были проложены улицы с соответствующими названиями – проходившая вдоль канала улица называлась Минной набережной, а идущая поперек – Торпедным переулком.

До 1909 года в канале вблизи того места, где впоследствии был построен сахарный завод, базировались три подводные лодки "Крокодил", "Белуга" и "Акула" (в 1909 году подводные лодки были перемещены в ответвление канала и находились на противоположном берегу, напротив судоремонтного завода). Царская Россия реализовала также замысел о размещении морских мин. Находящиеся на левой стороне улицы Генераля Баложа красные кирпичные здания вдоль проезжей части служили складами, где хранились морские мины. Такой порядок сохранялся до 1914 года.

В праздники и будни

"Героиня" нашей статьи – территория между улицами Цукура, Гризупес и Накотнес, а также ближайшие окрестности служили военным нуждам – там хозяйничали люди, имеющие тесную связь с подводными лодками.

Здание на углу улиц Накотнес и Гризупес, где в советское время находился клуб сахарного завода, в прежние времена было домом собрания офицеров и инженеров подводных лодок. Перпендикулярно улице Накотнес возвышались военные казармы. В самом начале красные кирпичные здания были одноэтажными. Через всю казарму проходил длинный коридор с кубриками. Второй этаж был надстроен только в конце прошлого столетия – в 80-х годах по проекту архитектора Юриса Пексиса часть этих построек превратилась в двух- и трехэтажные жилые дома.

В свою очередь, там, где в настоящее время приводят в порядок территорию, где находились каналы очистных сооружений сахарного завода, находилась эспланада. Она служила для личного состава двух батальонов (примерно 2000 человек). Затем на этом месте находилась рыночная площадь, потому что в начале улицы Генераля Баложа на правой стороне, где теперь находятся кирпичные дома, жили рабочие судоремонтного завода. И это место называлось районом заводских рабочих.

Власть меняется, специфика остается

В начале мая 1915 года русские войска покинули Военный городок. Сменилась власть – вошли войска Германской империи. Но специфика в этом районе города не изменилась – хотя в меньшем количестве, сюда вместо русских пришли хозяйничать матросы военно-морского флота Германии.

Вскоре последовала следующая смена власти. Наступил 1918 год, когда было создано Латвийское государство. Через год Лиепая стала временной столицей Латвии. В канале Военного городка, напротив судоремонтного завода, находились подводные лодки Латвии – "Ронис" и "Спидола". А в целом Военный городок пришел в упадок – дома с выбитыми стеклами пустовали. Министерство обороны сдавало в аренду дома всем, кто только желал. В годы расцвета Латвийского свободного государства, в 30-е годы, Военный городок стал оживать, но блеска времен царской России уже не было. Именно в это время, в начале 30-х годов, началось строительство сахарного завода и преобразование эспланады.

В конце октября 1939 года Латвийской армии и флоту было приказано в течение трех дней покинуть Военный городок. В Лиепаю вошел Военно-морской флот СССР. 22 октября в Военный городок прибыл командир флагмана флота – крейсера "Киров", и с 28 октября было прекращено транспортное сообщение с Военным городком. Нашли применение и бывшие домики жандармов – их передали в распоряжение НКВД. Красноармейцы получили все готовое – их подводные лодки могли пользоваться каналом с уже готовой инфраструктурой. И казармы были готовы к заселению. А в домах заводских рабочих жили семьи, члены которых работали на судоремонтном заводе. Работать в прежнем режиме продолжал только сахарный завод, потому что СССР признал его стратегически важным объектом.

В советские времена была преобразована улица Накотнес со стороны эспланады – в 50-х годах прошлого столетия там построили так называемые финские домики для рабочих сахарного завода. А в 70-х годах наконец-то стали осваиваться и сырые луга с правой стороны улицы Цукура – там появились садово-огородные участки.

Тише едешь, дальше будешь

Вплоть до начала 90-х годов прошлого столетия Военный городок был военной зоной, а до 1967 года этот район вообще был закрытым. В жандармских домиках после отмены контрольных пунктов поселились семьи военнослужащих в отставке.

После восстановления независимости Латвии Военный городок постепенно оживляется. Количество жителей там, по сравнению с советскими временами, сильно уменьшилось – примерно с 18 000 до 7000 жителей. В домах, где раньше жили военнослужащие, теперь поселились гражданские жители.

На берегах канала Военного городка, за которыми бдительно, подобно ястребам, следили военнослужащие армии СССР, друг за другом появляются предприятия. Освоена и болотистая территория садово-огородных участков по правой стороне улицы Цукура.

Квартал заводских рабочих все еще не оправился, хотя часть домов понемногу оживляется, там поселяются новые квартиранты. А часть домов пустыми глазницами оконных проемов смотрит на мир. В свою очередь, бывшие казармы на улице Накотнес стали соблазнительным жилым районом. Только находящийся ближе всего к Генераля Баложа дом по-прежнему не имеет настоящего хозяина. А в остальных домах можно жить как белым людям, – рассказали обитатели этих домов. Лиене, которая около года живет в одной из квартир на ул.Накотнес, 15, хвалит эти дома, в которых имеются все благоустройства. С ней согласна и Эвита, которая на ул.Накотнес, 17 живет уже 4 года. Привидений там нет. Спокойное место.

Правда, большинство жильцов этих домов не знают, что там в свое время находились казармы. Например, Эвита была уверена, что в этих зданиях когда-то находились конюшни. Другая женщина думала, что ее дом в свое время был складом для хранения сахара. А вот Лиене знает, что живет в бывшей казарме. Она также знает, что второй и третий этажи в ее доме были надстроены только 1991 году.

Хочет остаться в канаве

К сожалению, не всех удовлетворяет новый порядок. В одном из бывших жандармских домиков – на ул.Цукура, 34а теперь живет Мирослав Кучер с семьей. Он очень гостеприимно встретил корреспондента и любезно показал свое хозяйство. Одноэтажный домик из красного кирпича, в котором четыре комнаты, две кухни и два отдельных входа, занимает примерно 70 квадратных метров. Хозяин рассказал, что дом сухой и теплый. Во дворе находятся еще несколько построек из красного кирпича. Одноэтажная постройка с двумя входами, по мнению нынешнего хозяина, могла служить сараем для дров. Рядом находится двухэтажное сооружение, на первом этаже которого мужчина обустроил для себя гараж: "На машине туда еле-еле можно заехать. Мне кажется, раньше там была конюшня, а наверху – сено для лошадей". Во дворе находится также старинный погреб.

М.Кучер в историческом домике живет уже 9 лет. Он рассказал, что 33 года проработал на сахарном заводе и в прошлом году, когда он был ликвидирован, остался без работы. Прежде жил в очень просторной квартире на улице Накотнес, в бывших казармах. Но с повышением коммунальных платежей пришлось переселиться в этот домик. Мужчина знает, что до него здесь жили разные люди, но никто долго не задерживался. До его переселения там жил мужчина, которого М.Кучер знал, он тоже работал на сахарном заводе. У мужчины была большая семья, но все разбрелись, и он остался один. Мужчина покончил с жизнью – застрелился. А для М.Кучера особых проблем не создает то, что в этом доме добровольно ушел из жизни человек. Мирослав не суеверен, поэтому привидения его не беспокоят.

Своим нынешним жилищем Мирослав очень доволен: "Посмотрите вокруг! Приближается весна, все зеленеет и благоухает. Возвращаются перелетные птицы. Тут чувствуется дыхание природы". То, что домик находится как бы в канаве между улицей Цукура и заводом, его ничуть не волнует: "Поначалу было непривычно, а теперь все нормально". В этом месте не очень сыро, но хлопоты у него возникают по другому поводу. А именно, вот уже два года он борется с городским самоуправлением, которое считает, что этот исторический домик нужно стереть с лица земли. Мужчине уже предлагали благоустроенную квартиру, но его такое решение не устраивает по двум соображениям. Во-первых, для безработного это слишком дорого, во-вторых, он лишится своего уголка. М.Кучер от безысходности примерно три недели назад написал письмо президенту Латвии с просьбой помочь ему и впредь остаться жить в этом домике. Теперь он ждет ответа. Из-за неопределенности нынче территория осталась неухоженной: "Весной я не стал чистить пруд, потому что не уверен в своем будущем. Стоит ли трудиться, если в один прекрасный день меня могут выселить отсюда и все сровнять с землей".

Плохая аура

В обследованном нами районе, как и в других местах, где хозяйничали военные, чувствуется тяжелая аура. Это место тоже окроплено кровью.

Г.Силакактиньш поведал, что во время Второй мировой войны, когда к Лиепае приближалась Советская армия, в здании на углу улиц Гризупес и Накотнес (бывший дом собрания) произошла настоящая кровавая баня. В то время, когда немецкая армия отступала, военнослужащие довольно высокого ранга решили организовать большой бал. Веселье било ключом, как вдруг совсем неожиданно явился офицер немецкой армии. Увидев своих подчиненных пьяными и веселыми в столь сложных условиях, он применил оружие против них. Вахтенный услышал несколько автоматных очередей. А когда в 1945 году немцы уже покинули город, и в Лиепае опять хозяйничали солдаты Советской армии, в казармы на ул.Накотнес они сгоняли немецких военнопленных. Один лиепайчанин рассказал, что однажды один из военнопленных был застрелен на перекрестке улиц Цукура и Гризупес. Этот мужчина утром перед рассветом похоронил молодого солдата в немецкой форме с простреленной головой недалеко от перекрестка и могилу покрыл дерном.

К сожалению, и в мирные времена на бывшей эспланаде происходили несчастные случаи. В годы советской власти один из рабочих сахарного завода, будучи пьяным, ехал на тракторе по дамбовой системе и со всем трактором утонул в одном из каналов, так как не смог выбраться из перевернувшегося  вверх гусеницами трактора. В свою очередь, некая женщина воспользовалась этой системой каналов, чтобы избавиться от своего убитого мужа.