Общая категория > 1941

Лагерь для советских военнопленных в Южном военном городке г. Бреста

(1/57) > >>

Adv1seR:
Лагерь для советских военнопленных в Южном военном городке г. Бреста

В данной теме будет собрана вся информация относительно размещения и функционирования вышеуказанного лагеря.

Название, встречающееся в немецких документах - Krgsgf. Laz.Brest a.B. Polygon-Kaserne.
Документов, в которых было бы обнаружено официальное наименование данного лагеря или его номер, пока не выявлено. Вероятнее всего отдельного номера у него и не было и лагерь так и продолжал функционировать в качестве "лазаретного" филиала фронтшталага 307.


Лагерь создан в первой половине июля 1941г. в Южном военном городке г. Бреста, на месте дислокации 22 танковой дивизии 14 МК (в польский период городок именовался Траугуттово, такое название встречается и в советских документах периода 1940-41гг).

Точной датой создания лагеря можно считать 10 июля 1941г. В этот день в Южный городок из фронтшталага 307 (Бяла-Подляска)
была переведена группа больных и раненых военнопленных (около 100 чел.), а также медперсонал - содержавшиеся в этом же лагере советские военнопленные-медики.

Комендантом лагеря был назначен майор Дулькейт Александр Эмильевич, бывший к-р 125 сп 6 сд.
1898 г.р., г.Рига. В РККА с 1918г. Пленён 23.06.1941г. Умер в плену в апреле 1945г. от туберкулёза.

Фото 1940г.



Главврачом лагеря стал военврач 3-го ранга Петров Юрий Викторович, ст. ординатор корпусного госпиталя 28 СК.
1909 г.р. В РККА с 1939г. Пленен 27.6.1941г. у д. Малич Брестской обл. Из плена освобожден. Умер в 1969г.



Врачи и др. медицинский персонал лагеря:

Маслов Борис Алексеевич – военврач 2 ранга, бывший начальник Брестского военного госпиталя. Сражался на Волынском укреплении, пленен. Из плена освобожден. В послевоенные годы репрессирован, умер в 1952г. Реабилитирован посмертно в 1964г.



Маховенко Иван Кузьмич – хирург, военврач 2-го ранга, бывший нач. хирургического отделения Брестского военного госпиталя. Пленен 22.6.1941 г. Брест. Из плена освобожден. Умер в 1958г.


Объедков Виктор Трофимович – военврач 2-го ранга, бывший нач.санслужбы 7тд. 1906 г.р. Пленен 04.7.1941г. в 20 км от ст. Барановичи. Из плена освобожден.

Симин Хаим Янкелевич – военврач 3-го ранга, бывший начальник зубоврачебного кабинета Брестского военного госпиталя.
1894 г.р. В КА с 1919г. Пленен 24.6.1941г. в БК. Умер в плену в 1944г. (по др. данным в 1944г. освобожден, пропал б/в). По данным ЦАМО РФ учтен пропавшим б/в в 1941г.
В некоторых воспоминаниях проходит как Симонов (возможно и назывался этой фамилией, чтобы скрыть еврейское происхождение).

Ци(ы)рульников Виктор Соломонович – военврач 3-го ранга, бывший нач. терапевтического отделения Брестского военного госпиталя. 
1895г.р., д. Хомичи Калинковичского р-на Гомельской обл. Пленен 22.6.1941г. в БК. Из плена освобожден. В октябре 1946г. уволен в запас.



(будет дополнено)

Adv1seR:
Схема размещения (будет дополнено)

ЕвроТатарин:
По воспоминаниям В. Четверухиной, первым начальником лазарета в лагере Южного городка был хирург из Минска Сергей Владимирович Козловский, а когда он умер от сыпного тифа, начальником стал Петров. Также в лазарете работали кр-ц, начальник санчасти 455 сп Вячеслав Владимирович Щеглов, хирург Николай Кокорев (замначсан 3 арм., Гродно, будущий муж Четверухиной), врач Прокопенко (умер от сыпного тифа). Далее фамилии, потом расшифрую: Максимова, Медведев, Тимофеева, Косенков, Вахрушев, Нигай, Ушаков, Симин, Сергеев, Ермолаев, Занин, фельдшер Терехов, санинструктор В. Солозобов, медсестра Маруся Приходько. Возможно, нач. 22 мсб 22 тд Николай Иванович Воронович (его вместе с больными и ранеными захватили прямо в помещении мсб, на базе которого, вероятно, и возник лазарет. Позднее Вороновича отправили в Бяла-Подляску, но заниматься медициной запретили. Потом он сбежал и партизанил). А всего, как вспоминает Четверухина, было где-то 30 врачей.

ЕвроТатарин:
Из книги В. Купчиков. До последнего патрона. (О М. А. Супоневе):

«…Супонева ранило в обе ноги и в руку. Кто не мог двигаться самостоятельно, оставлен на хуторе Буховичи.
(…) 26 июня проходившие через хутор немецкие части обнаружили раненых и отправили в город Кобрин, а оттуда — в Южный военный городок Бреста, где немцы устроили «госпиталь» для военнопленных. Раненых загнали, как скот, в бетонные боксы для танков и автомашин и в подсобные помещения.
     Люди лежали на голых досках нар или просто на бетонном полу. Стояла невыносимая духота. Раненые не получали даже воды, о какой-либо медицинской помощи и речи быть не могло…
(…) Первой мыслью многих было — бежать. Но четыре ряда колючей проволоки вокруг городка, часовые на сторожевых вышках и круглосуточные патрули вокруг «госпиталя» заставляли отказаться от этого намерения. И действительно, раненые чаще всего не выходили, а выезжали отсюда: в противотанковый ров с западной стороны городка ежедневно вывозили по сто — сто пятьдесят и более трупов.
     Но и в этих адских условиях люди не прекращали борьбы. Был организован штаб, руководивший помощью раненым и их защитой, в него вошли командиры и политработники, размещенные в офицерском помещении четвертого блока. В составе штаба был и майор А. Э. Дулькейт, тоже попавший в плен. Михаил Супонев стал связным группы и одновременно ординарцем командира полка. В каждом бараке штаб имел своих доверенных людей. Чтобы спасти жизнь командиров, политработников и евреев, по указанию штаба писаря, занимавшиеся учетом военнопленных, а также санитары вносили их в списки умерших. В «госпитале» находилось небольшое количество советских военнопленных врачей, которые самоотверженно боролись за сохранение жизни раненым. (…) Особенно тяжелой были осень и зима 1941-1942 годов. Голод, болезни (гангрена, тиф, последствия ранений) косили людей. К этим бедам прибавился холод. От обмундирования остались одни лохмотья, а сапоги и ботинки с пленных фашисты поснимали еще летом, и приходилось ходить босиком или в самодельных деревянных колодках.
     В мае 1942 года около трех с половиной тысяч оставшихся в живых раненых военнопленных (в их числе был Супонев) из Южного военного городка отправили в другие лагеря смерти, а пятнадцать тысяч наших командиров и красноармейцев навечно легли в противотанковом рву.
     Супонев вместе с майором Дулькейтом оказался в лагере военнопленных Замостье (ныне Замосць, примерно в 220-230 километрах юго-восточнее Варшавы)…
(…) В Замостье действовали несколько прежних членов руководящей группы из Южного военного городка. Супонев сообщил Дулькейту о подготовке к побегу — Дулькейт должен был бежать с первой группой. Как он ждал этого часа! Однако все рухнуло: фашисты обнаружили тоннель, охрана была усилена и побег не состоялся.
В бараке, где был Дулькейт, находился и генерал-лейтенант Д. М. Карбышев. Он был душой лагеря, примером для всех честных, преданных Родине людей. Он призывал товарищей к мужеству.
     Вскоре Супонева перевели в Седлец (между Брестом и Варшавой), затем в Варшаву и Баутцен (восточнее Дрездена)…»

Супонев Михаил Александрович — замполитрука взвода конной разведки 125 сп. Род. 1919, с. Игодово Семеновского (ныне Островского) р-на Ивановской (ныне Костромской) обл. 7 классов. Член ВЛКСМ. Работал в МТС. Приз. 1939. Сражался в БК. Вышел из крепости. Оставлен раненым в х. Буховичи, где и был взят в плен 26 июня. Лагеря в Южном городке, Замостье, Варшаве, Баутцене, Мальхине (около Берлина). Бежал 1.05.1945, служил в Сов. Армии. Демобилизован в мае 1946. Вернулся на родину, а потом переехал в Новосибирск, где более 20 лет работал шофером автобазы. Умер в 1972г.
Фото 1940г.


Дулькейт Александр Эмильевич — м-р, командир 125 сп. Род. 1898, г. Рига. В русской императорской армии с 1917 г., в РККА с 1918. В 1938 окончил курсы усовершенствования командного состава. Член ВКП(б) с 1938. В 125-й сп переведён 15.02.1941 г. из 3 сп 55 сд. Русский (латыш). Жил с семьей в домах начсостава на Кобринском укреплении. Пленён 23.06.1941. Был комендантом лагеря для военнопленных в Южном городке. Умер в плену в апреле 1945 от туберкулёза, г. Нюрнберг.

ЕвроТатарин:
Из книги В. Купчиков. До последнего патрона. (со слов Романькова И. Я.):

«…26 июня 1941 года фашисты подтянули тяжелое орудие и прямой наводкой стали бить по туннелям форта. В этот день я был контужен и ранен в ногу. Когда пришел в сознание, вокруг уже были фашисты. Они стащили с меня сапоги, ремень, сорвали с пилотки звездочку, вывернули все карманы».
     Романьков оказался в лагере военнопленных в Бяла-Подляске. Только в сентябре 1941 года ему вместе с товарищем удалось бежать.  (Через два дня после побега был схвачен – ЕТ)… Их всех избили и отвезли в «госпиталь», находившийся в Южном военном городке (около Бреста). Зимой 1941-1942 года в этом «госпитале» вспыхнула эпидемия сыпного тифа, военнопленные сотнями умирали от последствий ранений, дизентерии и тифа. Переболел тифом и Романьков, но ему посчастливилось выжить.
     Осенью 1943 года оставшиеся в живых были вывезены из Южного городка и отправлены в различные лагеря — так Романьков оказался в Бухенвальде…»


Романьков Иван Яковлевич — ст. с-т, телефонный мастер взвода связи штабной батареи, комсорг б-реи 131 лап. Род. 20.10.1918, д. Нижние Моховичи Демидовского р-на Смоленской обл., русский. 7 классов, бригадир-полевод. Призван в феврале 1940 г. Войну встретил в расположении батареи рядом с крепостью. В ходе боёв отступил в форт «Граф Берг», где был пленён 26.06.1941 г. Бяла-Подляска (бежал в сентябре 1941, но через два дня был схвачен), Южный городок, Бухенвальд, Брауншвейг. Освобождён в 1945. Демобилизован в августе 1946. Награждён 6.04.1985 орденом Отечественной войны II степени, юбилейными медалями. После войны жил в г. Ярославле, работал учителем трудового воспитания. Умер в 2006г.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии