Общая категория > История: варианты, версии, предположения

"Библейские патриархи" против легендарных генералов".

(1/10) > >>

Ринат Гимадеев:
Начну с экскурса в Историю : ".. "Крепость Оскарсборг - кулак Осло-фьорда" - так эта твердыня образно называлась в старое время. Расположена она в теснине Дробакзунда, на островах Сев. и Южн. Кахолмен - месте, самой природой созданном для защиты подходов к норвежской столице. Первые укрепления здесь появились ещё в 1644 г. при Кристиане IV, короле Дании и Норвегии и представляли из себя примитивные артиллерийские блокгаузы. Было это во время шведско-датского конфликта 1643 - 1645 гг., после чего укрепления были срыты.
В начале 1840-х гг, при шведском короле Оскаре I ( Норвегия тогда была частью Швеции ), появился проект инженер-капитанов Broch и Irgens по защите Христиании ( так тогда назывался Осло ). Проект предусматривал возведение центрального форта в виде артиллерийской башни Мантоламбера и двух казематированных батарей - Западной и Восточной, а также открытой Южной батареи. Работы начались в 1846 г. с возведения вспомогательного форта у пристани на 5х7-дм бомбических орудий в казематах.
В 1848 г закончены постройкой Восточная и Западная прибрежные казематированные батареи на 10х7-дм бомбических орудия каждая, и в 1856 г. - введён в строй центральный (главный форт). Оскарсборг стал одной из сильнейших морских крепостей в Северной Европе. В 1870-х гг. крепость была перевооружена нарезными орудиями ( Центральный форт - 8-дм пушками Арсмстронг 1854 г., Восточная и Западная прибрежные батареи - 5-дм орудиями Паллисера). К с.в. от главного форта возвели новую Восточную батарею на 2х8-дм орудия системы Армстронга. Южную батарею основательно перестроили для размещения новых шведских 226-мм орудий. Пролив к западу от о. Ю.Кахолмен заблокировали подводной стеной из 30-и тонных гранитных блоков.
Появление нарезной артиллерии потребовало основательно перестроить крепость. Амбразуры центрального форта замуровали, у фронтальной стены насыпали многометровой толщины земляной банкет. Наконец в 1875-93 г.г. впереди ( южнее ) главного форта устроили новую Южную ( Главную ) батарею и вооружили её 2х8-дм орудиями Армстронга, одним 12-дм орудием Круппа L/22 M1877 и тремя новыми 280-мм орудиями Круппа M1891, которым дали библейские имена - "Аарон", "Моисей" и "Иешуа".
В 1875 в Дробакзунде установили минное поле из управляемых гальванических мин с минной станцией на Ю. Кахолмене, а в 1892 на С.Кахолмене установили 4 57-мм шведских пушки Finspong, для прикрытия этих полей. Таким образом у Оскарсборга появилась своя МАП (минно-артиллерийская позиция). В 1890-х началось строительство батарей на высоких берегах пролива Дробакзунд - Husvik (57-мм), Kopås на 3х150-мм орудий Арсмстронга, на о. Håøya (280-мм) и другие. Одновременно стали строить опорные пункты сухопутной обороны крепости. Тогда же началось возведение на территории крепости пулемётных противо-аэропланных и противо-дерижабельных батарей ( тогда не было аббревиатуры ПВО ).
Целеуказание для орудий крепости осуществлялось при помощи т.н. "орографов" - шведско-норвежкой дальномерной системы. В 1896 построили павильон орографа на С. Кахолмене, в 1906 - две новых станции на берегах Осло-фьорда в 15-20 км. южнее Оскарсборга. В начале 1900-х крепость получила 4 прожекторных станции с 90-110 см прожекторами - 2 на о.Кахолмен, и по одному в пос. Дробак и Nesset.
1899-1901 на С.Кахолмене построили первую в Норвегии подводную торпедную батарею с тремя пусковыми установками для торпед ( "самодвижущихся мин" Уайтхеда ). 1905 г. - появление в крепости телефона, связавшего батареи, центральный пост и станции орографа. 1916-17 гг модернизация батарей на берегах пролива, перевооружение противо-аэропланных батарей 75-мм орудиями Кане.
После окончания первой мировой войны норвежский военный бюджет был существенно урезан. Норвегия в то время была очень бедной страной, к тому же основные усилия по обороне были перенесены на приграничные форты и МАП у входа в Осло-фьорд. Никакой модернизации Оскарсборг в этот период не увидел, более того, были разоружены несколько внешних батарей, что не осталось без внимания германской разведки. Тем не менее Оскарсборг сыграл свою решительную роль в событиях второй мировой войны. Его звездный час настал в апреле 1940 года ..." - http://www.nortfort.ru/oscarsborg/

Ринат Гимадеев:
..Поразительное совпадение или ирония судьбы, но в крепости, преграждавшей путь немцам, стояли немецкие же орудия образца 1891 года калибром 280-мм, изготовленные на заводах Круппа в Эссене. В 1894 году норвежцы закупили их в Германии и установили в Оскарсборге. Орудия сохранились до Второй мировой войны и оставались самыми крупными артсистемами в Норвегии. И когда в апреле 1940 года отряд немецких кораблей во главе с тяжёлым крейсером "Блюхер" и в составе броненосца ( "карманного линкора" ) "Лютцов",- стал прорываться к Осло,-  обрушили всю свою мощь на соотечественников их создателей – моряков "Кригсмарине" и солдат "Вермахта" , находившихся на борту крейсера "Блюхер".. досталось и "Лютцову" ... Р.S. ТКР "Блюхер" назван в честь Гебхарда Леберехта фон Блюхера, князь фон Вальштадт ( Gebhard Leberecht von Blücher ) — это прусский фельдмаршал, участник ряда Наполеоновских войн, командующий прусскими войсками в боевых действиях против вернувшегося Наполеона, победитель при Ватерлоо. Броненосец "Лютцов" - назван в честь Адольфа фон Лютцова ( Adolf Wilhelm Freiherr von Lützow ) — это немецкий национальный герой, барон, возглавивший партизанскую войну в тылу войск Наполеона, оккупировавшего Германию.

Ринат Гимадеев:
"..Тяжелый крейсер «Блюхер» был вторым кораблем серии крейсеров типа «Адмирал Хиппер». Корабль, получивший литерное обозначение G и условное название Erzatz Berlin (нем. – «замена «Берлина»), обусловленное внешнеполитической игрой (Германия пыталась представить постройку нового крейсера как замену крейсера «Берлин», остававшегося в составе флота со времен Первой мировой войны), был заложен на стапеле завода «Блом и Фосс» в Гамбурге 15 августа 1936 года. 8 июня 1937 года он был спущен на воду и получил название, как указывалось выше, в честь прусского фельдмаршала Гебхарда Леберехта фон Блюхера. Современные кораблестроители часто называют второй корабль в серии «первым серийным», что связано с большим количеством изменений в конструкции, вносимых по опыту строительства и эксплуатации первого корабля. Как правило строительство второго корабля в серии затягивается, и «Блюхер» также не избежал этой судьбы. Лишь 20 сентября 1939 года, на год позже запланированного срока, он был официально принят в состав "Кригсмарине". Данные о геометрических размерах и эксплуатационных характеристиках крейсера, приводимые в различных источниках, существенно отличаются ( http://warspot.ru/1601-pervyy-i-posledniy-boy-blyuhera ). Как видно из приведенных данных, расхождения в водоизмещении и осадке крейсера, приводимых современными изданиями и специальными справочниками времен Второй мировой войны, весьма ощутимы. Объяснение этому можно найти в книге историка британской разведки Дональда Маклахана «Тайны британской разведки». В случае с крейсерами типа «Адмирал Хиппер» и линкорами типа «Бисмарк» немецкая разведка через военно-морского атташе организовала утечку ложной информации с заниженными водоизмещениями судов за счет указания их малой осадки. Первоначальным желанием немцев было доказать соответствие характеристик своих кораблей требованиям Вашингтонского договора об ограничении морских вооружений, но результат превзошел самые смелые ожидания. Союзники сами для себя объяснили малую осадку кораблей незначительной глубиной Кильского канала и Финского залива, приняв данные на веру, что привело к ошибкам в их кораблестроительных программах. В качестве ходовой установки крейсера использовались 12 паровых котлов и 3 турбозубчатых агрегатов мощностью 132 000 л.с. (по данным «Справочника корабельного состава военно-морских флотов мира. 1944 год» – 82 000 л.с). Ходовая установка позволяла развивать скорость в 32 узла. Дальность хода корабля составляла 6500 миль при скорости в 15 узлов (по данным «Справочника корабельного состава военно-морских флотов мира. 1944 год» – 3000–16 000 миль; по данным, приведенным в книге Вальтера Хубача «Захват Дании и Норвегии» – 6500 миль). Несколько различаются и данные о бронировании крейсера, приводимые различными источниками. Наиболее полные данные о бронировании крейсера приведены в работе Сергея Патянина «Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего Рейха»: главный пояс – 80 мм (по данным «Справочника корабельного состава военно-морских флотов мира. 1944 год» – 127 мм); нос – 40 мм; корма – 70 мм; палуба – 30+30 мм; траверсы – 80 мм; башни главного калибра – 50–160 мм (по данным «Справочника корабельного состава военно-морских флотов мира. 1944 год» – 80 мм); барбеты – 80 мм; боевая рубка – 50–150 мм.
Артиллерийское вооружение крупных немецких надводных кораблей, строившихся после прихода Гитлера к власти, было организовано почти оптимальным способом – оно состояло из артиллерии главного калибра (размещенной в башнях), универсальной артиллерии среднего калибра и зенитных автоматов. Данные о составе артиллерийского вооружения, приводимые в различных источниках, практически идентичны.
Артиллерия главного калибра состояла из восьми орудий калибра 203 мм (длина ствола – 60 калибров, дальность стрельбы – 176 кабельтовых, масса снаряда – 122 кг, скорострельность – 4 выстрела в минуту), установленных в четырех двухорудийных башнях, расположенных попарно на носу и корме корабля, что позволяло обеспечивать одновременный бортовой залп всеми орудиями.
Зенитная артиллерия крейсера состояла из двенадцати универсальных орудий (6 спаренных установок) калибра 105 мм (длина ствола – 65 калибров, дальность стрельбы – 96 кабельтовых, масса снаряда – 15,1 кг, скорострельность – 12–15 выстрелов в минуту), двенадцати зенитных автоматов (6 спаренных установок) калибра 37 мм (длина ствола – 83 калибра, дальность стрельбы – 46,5 кабельтовых, масса снаряда – 0,745 кг, скорострельность – 50 выстрелов в минуту), десяти зенитных автоматов калибра 20 мм (длина ствола – 65 калибров, масса снаряда – 0,15 кг, скорострельность – 150–160 выстрелов в минуту). Универсальные орудия и зенитные автоматы располагались по периметру корабля, обеспечивая круговой перекрестный огонь.
Торпедное вооружение крейсера состояло из четырех строенных торпедных аппаратов калибра 533 мм. Корабль мог взять на борт 160 мин, что позволяло использовать его в качестве минного заградителя.
В 1930-е годы существовала определенная мода на использование гидросамолетов для вооружения крупных надводных кораблей (предполагалось использование самолетов для противолодочной обороны, ведения разведки и корректировки огня). Авиационная группа крейсера «Блюхер» состояла из четырех гидросамолетов, для запуска которых корабль был оборудован катапультой.
Крейсеры типа «Адмирал Хиппер» были типичными рейдерами, предназначенными для действий на удаленных коммуникациях противника, а также для борьбы с относительно слабо вооруженными вражескими кораблями..."

Ринат Гимадеев:
"Лютцов" принадлежал к тяжёлым крейсерам типа «Дойчланд» — это тип тяжёлых крейсеров "Кригсмарине" времён Второй мировой войны. Всего было построено 3 единицы: «Дойчланд» (Deutschland), «Адмирал Шеер» (Admiral Scheer) и «Адмирал граф Шпее» (Admiral Graf Spee).
В довоенном германском флоте числились броненосцами (Panzerschiffe). С 25 января 1940 года переклассифицированы в тяжёлые крейсера. В военно-морской литературе широко распространён термин «Карманный линкор» (Pocket battleship) — ироническая классификация кораблей, придуманная британской прессой 1930-х годов ..." - подробнее см. на : https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%8F%D0%B6%D1%91%D0%BB%D1%8B%D0%B5_%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B0_%D1%82%D0%B8%D0%BF%D0%B0_%C2%AB%D0%94%D0%BE%D0%B9%D1%87%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%C2%BB

Ринат Гимадеев:
"..Задержки в ходе строительства сыграли с крейсером злую шутку. Корабль был введен в строй уже во время войны, и работы по устранению выявленных недостатков велись одновременно с боевой учебой. Только в середине ноября 1939 года, после устранения выявленных при приемке недоделок, «Блюхер» смог приступить к предварительным (в современной терминологии – швартовочным) испытаниям. Эти испытания выявили неполадки в машинах, после устранения которых 27 ноября крейсер покинул завод и направился в район Готенхафена, где приступил к ходовым испытаниям. По завершении испытательного похода корабль вернулся в Киль, где работы на нем продолжились. Только 7 января 1940 года «Блюхер», наконец, смог покинуть завод, но ввиду плохой погоды провести стрельбы не удалось, и 17 января он возвратился в Киль, где снова был отправлен на завод для устранения недоделок, которое затянулось до конца марта. Таким образом, корабль, формально находившийся в строю почти полгода, покидал достроечную стенку лишь на 19 суток и «не сделал ни одного выстрела из орудий главного калибра; не проводилось также столь важных общих учений по ликвидации последствий боевых повреждений и борьбе за живучесть» (В. Кофман «Тяжелые крейсера типа «Адмирал Хиппер» (под редакцией С. Сулиги)..."

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии