Общая категория > История: варианты, версии, предположения

"Босфор и Дарданеллы - это "палка о двух концах".

<< < (6/7) > >>

Ринат Гимадеев:
Относительно Дарданелльской операции 1915 года можно, так же сказать, что при комбинированной атаке союзников по "Антанте" со стороны Дарданелл и Босфора при реальном положении дел успеха вряд ли можно было бы ждать ...

Ринат Гимадеев:

--- Цитата: Ринат Гимадеев от 04 Мая 2017, 16:25 ---Интересные факты, связанные с Дарданелльской операцией 1915 года : "..на азиатском берегу в районе Кумкале высадились французские войска при активном участии русской десантной команды крейсера «Аскольд». Целью также было отвлечение сил противника от основного места десанта на полуострове Галлиполи. В первый день французам удалось взять 2 деревни, однако подоспевшие части 3-й турецкой дивизии остановили продвижение французов. Французские войска были обратно посажены на корабли и перевезены на европейский берег. Командир русской десантной команды лейтенант С. Корнилов за проведение операции был награждён орденом Святого Георгия, а также иностранными орденами Почетного легиона и королевы Виктории. Российский и советский академик Крылов в своих мемуарах позже писал, что "английское правительство под конец мировой войны присоединило к своему Средиземноморскому флоту несколько французских крейсеров и наш крейсер «Аскольд», которые и действовали против турок по Малоазиатскому и Сирийскому побережью. На французских крейсерах были орудия не только 6-дюймового, но и 8-дюймового калибра. При обстреле береговых пунктов, как мне сообщили участники, разрывы наших, снаряженных толом снарядов 6-дюймового калибра производили гораздо больший эффект, нежели французские 8-дюймовые, что казалось удивительным, но легко объяснялось тем, что наши тонкостенные фугасные снаряды имели длину в 5,5 калибра, т. е. 33 дюйма, французские же были длиною в 2,75 калибра, т. е. 22 дюйма, и разрывной заряд наших снарядов был больше французских. В ноябре 1921 г. английское правительство предложило нашему взять этот крейсер обратно с уплатой какой-то ничтожной суммы за его охрану..." - http://www.e-reading.club/chapter.php/138801/39/Krylov_-_Moi_vospominaniya.html " Во многих боях отличился и английский крейсер третьего ранга  "Аметист". В марте 1915 года, прикрывая тральщиков  во время неудавшейся Дарданелльской  операции, он, несмотря на обилие мин, зашел в глубь простреливаемого с берегов  пролива дальше всех английских  надводных кораблей, потеряв от вражеского огня 27 человек убитыми и 45 ранеными..." -  http://www.warships.ru/kr/MK17/Mk17-2.htm

--- Конец цитаты ---
Литературы отечественных и иностранных  ( переводной в т.ч. ) историков и писателей о Дарданелльской операции 1915 г. есть немало, но о Дарданелльской операции 1807 г. этого сказать нельзя. Так, книга англичанина  в переводе найдена пока только одна. Это -  "Дарданелльская операция (1807)", Джесси Рассел, скачать : http://get-knigi.ml/22776-dardanellskaya-operatsiya-1807/ . Дарденналлах в 1915 г. пишет Х.Вильсон в "Линкоры в бою" - 
 http://www.e-reading.club/bookreader.php/61922/Herbert_-_Linkory_v_boyu.html  Данные о броненоносцах и линкорах ( а именно они были главной ударной силой ВМФ ) можно найти в работе Оскара Паркса "Линкоры Британской империи" - http://www.e-reading.club/series.aspx/1000648/Linkory_Britanskoy_imperii.html Он весьма ценится как исследователь в области военно-морской тематики, хотя в аннотации написано, что "англичанин Оскар Паркc никогда не принадлежал к кругу людей, непосредственно связанных с проектированием или строительством тяжёлых броненосных кораблей британского флота. Не довелось ему командовать и каким-либо линкором королевских ВМС. Однако именно ему, врачу – человеку сугубо гуманной профессии – и художнику по призванию, посчастливилось оставить самый глубокий след в историографии британского типа линейного корабля, расцвет и величие которого приходятся как раз на период наибольшего подъёма Британской империи с середины XIX до середины XX столетия". Ещё есть немало документальных фильмов, равно, как и художественных о Дарданелльской операции 1915 г. Их можно без труда найти в "Интернете". Но среди них выделю только один - это "Чанаккале год 1915" ( ). Фильм турецкий и художественный, а значит, что имеет свои недостатки. Во-первых, "каждый кулик своё болото хвалит", а это значит, что о полной объективности и непредвзятости говорить не приходится. Есть и ошибки в области военной специфики. А почему именно этот фильм ? Во-первых, потому, что его обсуждали на форуме "Фортоведъ" : http://fortoved.ru/forum/index.php?t=msg&th=2543&goto=46274&rid=0&S=42ce9b48bb2f5d64cb5028c71716c44a Во-вторых, этот фильм снят в 2012 г., т.е. относительно новый и цветной...

Ринат Гимадеев:
В ПМВ турки имели немало артиллерийский орудий германского производства см. : С. Дроздов, "Германская артиллерия в Первой мировой". часть 10 -  https://www.proza.ru/2011/09/29/323 и "Немецкая крупнокалиберная полевая артиллерия" часть 11, - https://www.proza.ru/2011/10/01/508 .Но на батереях Босфора и Дарданелл стояли и устаревшие орудия Круппа. К тому же, как уже говорилось, там могли быть использованы корабельные пушки с выведенных из строя боевых кораблей и/или недостроенных. А флот Османской империи представлял собой, образно говоря, "сборную солянку" в отношении разных стран и фирм поставщиков боевой техники и вооружения. При этом имелась своя специфика - корабли долго находились в составе ВМФ и неоднократно перевооружались : ".. флот еще одной “полуевропейской” страны — Турции. Некогда могучая морская держава, Османская империя “послесинопского” периода стала сугубо сухопутной. Восстановить былой статус взялся энергичный султан Абдул Азиз, занявший престол в 1861 году. Воспользовавшись тем, что многочисленные деревянные флоты мгновенно потеряли значение, он принял внушительную программу строительства броненосцев, рассчитанную на промышленную базу Англии и Франции. В 1865-1866 годах вступили в строй корабли типа “Османие”. Это были сравнительно большие железные батарейные броненосцы, близкие по своим данным к английским типа “Дифенс”. Все 4 корабля прослужили до 1911 года, неоднократно перестраивались, так что под конец карьеры узнать их было просто невозможно. Не меньшим долгожителем оказался и еще один любопытный батарейно-барбетный броненосец “Ассари-Тевфик”, представлявший собой уменьшенный вариант французского “Тридэн”. Для своего водоизмещения он был неплохо вооружен, имел железный корпус с двойным дном и полный броневой пояс по ватерлинии. Правда, два расположенных на верхней палубе барбета с 8-дюймовыми пушками сильно увеличивали “верхний” вес, поэтому в ходе одной из его модернизаций барбеты сняли, и корабль превратился в чисто батарейный. (Примечательно, что незадолго до этого его предшественники — броненосцы типа “Османие” были переоборудованы в обратном направлении — в барбетно-батарейные!) В конце концов “Ассари-Тевфик” представлял собой одномачтовый корабль с новыми машинами, котлами Никлосса, броневой палубой и вооружением из трех 150-мм и семи 120-мм пушек. В феврале 1913 года, во время второй Балканской войны, броненосец сел на камни и был добит болгарской полевой артиллерией. Несмотря на резко взятый старт, создание броненосного флота вскоре затормозилось по простой причине — бремя военных расходов оказалось непосильным для дряхлеющей империи. Так, Турция не смогла выкупить заказанный в Англии броненосец “Фатих”, и тот в конечном счете стал прусским “Кёнигом Вильгельмом”. Из заложенных в 1872 году двух кораблей типа “Мессудие” в состав флота султана вошел только головной, а второй стал британским “Сьюперб”. (Последний, правда, был реквизирован Англией не столько по финансовым, сколько по политическим мотивам.)
Тем не менее к началу разразившейся в 1877 году войны с Россией флот Турции многократно превосходил морские силы своего противника. Помимо шести линкоров, он имел в составе еще четыре пары броненосцев береговой обороны, построенных во Франции (типов “Ассари-Шевкет” и “Люфти-Джелиль”), Англии (типов “Авни-Иллах” и “Фетхи-Буленд”), а также одинокого “австрийца” “Иджалие”. Разные по типам, они обладали довольно близкими данными: водоизмещение 2000-2700 т, скорость хода 12-13 узлов, вооружение из 4-5 орудий калибром от 7 до 9 дюймов ..>>.. Поражение в русско-турецкой войне имело для османского флота те же последствия, что и для итальянского после Лиссы. Резкое сокращение военно-морского бюджета поставило крест на дальнейшем развитии броненосного флота. За последующие три десятилетия был построен лишь один линкор — “Гамидие”, заложенный на верфи в Стамбуле в 1874 году и вступивший в строй только через 18 лет! Но все рекорды долгостроя побил “Абдул Кадир”, начатый на той же верфи в 1892 году и ставший последним в мире казематным броненосцем. Ему так и не довелось увидеть моря: в 1911 году корпус корабля, все еще находившийся на стапеле, разобрали на металл. 70-е годы прошлого века стали периодом значительного перераспределения сил в мировой политике и экономике. На фоне бурного роста промышленности молодых капиталистических стран претензии Турции на морское господство потерпели фиаско..>>.. Османская империя оказалась вычеркнутой из числа “повелителей морей” навсегда..." - цит. С. Балакин. Ясно, что при финансовых трудностях пушки после перевооружения кораблей респределялись в береговую оборону, армию и в арсеналы...

Ринат Гимадеев:
Вообще, всю Историю за влияние на Турцию соперничали многие державы и оказывали ей дипломатическую, экономическую, финансовую и военную помощь в разных формах. Достаточно вспомнить о т.н. "Оттоманском долге". И "Великолепная Порта" ловко использовала этот фактор! При этом, что называется, страны-соперники не желали чрезмерного усиления Турции и её ВС. Эти противоречивые требования и определяли отношение к ней. Как говорится, "хочется и колется". Естественно, что и помощь Турции не ставилась выше собственных интересов. Например, " у турок имелся броненосец "Фетхи-Буленд" и первоначально два броненосца этого типа англичане предназначали именно для Турции. Они носили название "Пейк-и-Шериф" и "Бурди-Зафер", не претендовали на мореходность и не представляли большой опасности для "владычицы море", поскольку главным театром для них должно было стать Черное море и восточное Средиземноморье. Основным их оружием являлся мощный таран, а артиллерия рассматривалась лишь как подмога. Безусловно, такие корабли вряд ли когда понадобились бы для британского флота, основной задачей которого была дальняя и ближняя блокада. Для нее же эти "турки" не годились совершенно. Но история распорядилась по-другому. 24 января 1877 года Россия объявила войну Турции. Британская империя, серьезно обеспокоенная возможным исходом военных действий для Оттоманской империи - своего любимого восточного союзника, - готовилась выступить против России в союзе с Австро-Венгрией. Предполагалось послать флот в черноморские проливы, доставить туда войска и вести боевые действия в духе Крымской кампании с десантами и обстрелами берегов. И тут выяснилось, что в составе огромных сил "владычицы морей" нет подходящих для этой цели броненосцев, имеющих небольшую осадку для действий у берега, и которые было бы не жалко потерять. Пришлось немедленно "ограбить" собственного же союзника и уже спущенные на воду турецкие корабли были перекуплены британским правительством, получили названия "Бельайл" и "Орион" и начали спешно дооборудоваться уже для собственного флота" ( Источник: "Моделист-конструктор" № 12 за 1991 г. ). Перед ПМВ история повторилась : "эпидемия “дредноутной лихорадки”, охватившая ведущие морские державы, быстро докатилась и до стран “третьего мира”. Одной из первых в крупномасштабную гонку морских вооружений неожиданно включилась Бразилия. Однако аппетиты ее адмиралов оказались не в ладах с возможностями бюджета, и третий из заказанных линкоров — уникальный 7-ми ( семибашенный ! ) “Рио-де-Жанейро” — пришлось продать еще на стадии постройки. Благо покупатель нашелся сразу. Им оказалась Турция, решившая возродить потерянное морское могущество.
Новое правительство так называемых “младотурков”, пришедших к власти в результате революции в июле 1908 года, санкционировало амбициозную кораблестроительную программу, согласно которой Турция намеревалась вскоре получить 6 линкоров, крейсер, 12 эсминцев, столько же миноносцев, 6 подводных лодок и ряд мелких судов. Основу нового турецкого флота должны были составить дредноуты. В июле 1911 года состоялось подписание контракта с известными британскими (тогда еще самостоятельными) фирмами “Виккерс” и “Армстронг”, предполагавшего строительство двух линкоров типа “Решадие”. Проект кораблей разрабатывался на базе “Кинга Джорджа V” и отличался от английского прототипа преимущественно более полными обводами корпуса и несколько “сжатой” по длине компоновкой внутренних помещений. Средняя башня главного калибра была поднята на одну палубу выше, что уменьшило ее заливаемость волнами в штормовую погоду; средняя артиллерия хотя и находилась близко к воде, но была сгруппирована более рационально. Броневой пояс в оконечностях стал тоньше, а запас угля сократился аж на 1130 т (почти на треть!): туркам вовсе не требовалась слишком большая дальность плавания, так необходимая англичанам. В итоге получился компактный сверхдредноут с мощным залпом из десяти 343-мм орудий, по английским меркам довольно заурядный, но не на шутку встревоживший соседей Турции, и в первую очередь — Россию.
Головной “Решадие” заложили в августе, а его систершип “Махмуд Решад V” (по другим данным, он должен был называться “Решад-и-Хаммисс”) — в декабре 1911 года. Однако начавшаяся война с Италией, а затем подряд две Балканские войны нанесли по планам “младотурков” жестокий удар. По финансовым причинам контракт в 1912 году пришлось расторгнуть, но фирма “Виккерс” не прекратила строительство головного корабля, продолжая работы на свой страх и риск. Лишь к началу 1914 года Турция несколько оправилась от потрясений и вновь подтвердила свою готовность выкупить “Решадие”. Состоялось подписание повторного контракта, причем на строительство опять-таки двух кораблей. Но поскольку едва начатый постройкой “Махмуд Решад” уже был разобран, второй линкор, на сей раз получивший название “Фатих”, заказали все той же фирме “Виккерс”. Он в принципе повторял “Решадие”, но был несколько крупнее по размерениям, на 1 700 т тяжелее и на 1000 л.с. мощнее. Закладка его состоялась в июне 1914 года — буквально накануне мировой войны.
Между тем поступавшие сведения о предполагаемом строительстве дредноутов для Греции заставили приобрести еще один линкор. Им-то и стал “белый слон” “Рио-де-Жанейро”. В январе 1914 года достраивавшийся на плаву корабль был выкуплен за 2 млн. 725 тыс. фунтов стерлингов и переименован в “Султан Осман I”. В июле в Англию прибыл его турецкий экипаж, но фирма “Армстронг” по секретному распоряжению Черчилля всячески затягивала передачу дредноута заказчику. И не напрасно: разразившийся мировой конфликт сделал Британскую и Османскую империи непримиримыми врагами. 2 августа “Султан Осман” и почти законченный “Решадие” были реквизированы англичанами и включены в состав Гранд Флита под названиями “Эйджинкорт” и “Эрин”, а “Фатих” разобрали на стапеле. Вместо трех заказанных линкоров Турция в 1914 году неожиданно получила линейный крейсер “Гебен”, ставший единственным дредноутом в истории ее флота..." - цит. из статьи С. Балакина из журнала “Моделист-Конструктор”.

Ринат Гимадеев:

--- Цитата: Ринат Гимадеев от 04 Мая 2017, 11:27 ---
--- Цитата: Ринат Гимадеев от 04 Мая 2017, 10:06 --- "По донесению Смита в 1807 г. :
Турки бились отчаянно, пока могли, но превосходство нашего огня, с дистанции мушкетного выстрела, принудило их выбрасываться на берег у мыса Песк. Частью покинув корабли, они присоединились к «солидному отряду азиатов» на берегу, где находился редут. Рассеяв янычар, Смит принялся за уничтожение кораблей. Когда они уже горели, десантные партии со шлюпок разрушили редут и заклепали пушки. Но, рвение и навыки, показанные матросами и морскими пехотинцами в этой второстепенной вылазке, больше не повторились во всю экспедицию..."

--- Конец цитаты ---
http://www.internetwars.ru/Calendar-WWI/February-1915/Fleet-1.jpg  http://s61.radikal.ru/i171/1310/26/28d515db7dd0.jpg - "..18 марта 1915 года союзный флот стран "Антанты" покинул остров Лемнос в полном составе. Командующий флотом адмирал де Робек. По плану предполагалось подавить турецкие береговые батареи и форты, протралить проходы в минных заграждениях и форсировать пролив. Но, при этом высадка десанта не предполагалась. Даже не было предусмотрена высадка диверсионно-разведывательных партий. Принудить к молчанию турецкую артиллерию 18 марта 1915 г. союзникам не удалось, как выполнить все поставленные задачи в целом. При этом, надо отметить, что в отличии от 1807 г., созники не вели бои с турецкими кораблями. А артиллерийскую дуэль с береговой обороной они проиграли и понесли ощутимые потери, поэтому в 18 часов Робек скомандовал "отбой" ( подробнее см. на : http://militera.lib.ru/h/kolenkovsky/03.html ). Вообщем, "результаты всех бомбардировок, начиная с 3 ноября, свелись к следующему:
1. Батареи, прикрывавшие вход в проливы (Оркание, Кум-Кале, Седд-эль-Бар, Хеллес), были окончательно приведены к молчанию, но они представляли еще серьезное укрытие для пехоты.
2. К югу от Эренкиоя и Суан-Дере новые батареи мало пострадали, они были удобно и укрыто расположены и имели бетон.
3. В укрытые батареи Эренкиоя попали тысячи снарядов, но их крупповские орудия не переставали стрелять.
4. Форт Дарданос, несмотря на то, что в него попало 4000 снарядов, потерпел еще меньше; его орудия 1885 года и морские пушки, поставленные германскими моряками на соседних батареях, остались в полной исправности.
5. В Чанаке. в главный форт Гамидие, находившийся под командой немца Верле, 18 марта попало 36 тяжелых снарядов, тем не менее он сохранил достаточно сил, чтобы помешать подходу флота к Кефец, здесь были подбиты два 35,5-см орудия и на Намазие одно 21-см.
6. Килид-Бар пострадал совсем мало, гарнизон его вовсе не имел потерь.
В общем 18 марта было выведено из строя 8 орудий, из которых 4 окончательно. Потери в личном составе за этот же день выразились в 40 убитых и 74 раненых, в том числе 18 немцев" - ( http://militera.lib.ru/h/kolenkovsky/03.html ).

--- Конец цитаты ---
http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/72/HMS_Agamemnon_%281908%29_profile_drawing.png - "Повреждения броненосца «Агамемнон», полученные при обстреле турецких фортов в Дарданеллах :

25 февраля, ведя бой с внешними фортами, броненосец получил 7 попаданий, еще 56 снарядов легли недалеко от борта. Попадания распределились следующим образом:

1. Попадание в деррик-кран, пробита труба, 9 раненых.

2. Попадание в полубак во время подъема якоря. Есть жертвы.

3. Попадание в броню 234-мм башни S2. -Снаряд рикошетировал, пробил верхнюю палубу и взорвался. Повреждены электрические кабели .

4. Попадание в первую трубу, взрыв. Разбросаны патроны 76-мм орудий.

5. Сбита брам-стеньга.

6. Пробита 25-фн обшивка в 4 фт выше броневого пояса, затем пробиты 2 внутренние тонкие переборки. Начался пожар в отсеке гидравлических машин, который был быстро потушен. Однако этот отсек расположен между двумя артиллерийскими погребами, поэтому, если бы снаряд отклонился чуть в сторону, последствия могли быть очень тяжелыми.

7. Попадание в 203-мм поясную броню.

«Агамемнон» выпустил 123 снаряда калибра 234 мм, из которых 12 были лиддитовыми. Были отмечены преждевременные разрывы сразу после вылета снаряда из дула орудия.

7 марта броненосец вел бой с фортами Узостей и получил несколько попаданий в броню, которые не причинили никакого вреда. 3 попадания снарядов среднего калибра (вероятно 150 мм) пришлись в небронированные части, размеры пробоин оказались довольно большими. «Агамемнон» выпустил 8 снарядов калибра 305 мм и 145 снарядов калибра 234 мм.

18 марта «Агамемнон» получил 5 попаданий в броню и 6 попаданий в небронированные части корпуса. Один снаряд попал в броню 234-мм башни S3 и повредил осколками левое 305-мм орудие кормовой башни главного калибра. Другим попаданием была разворочена задняя труба и уничтожены 2 — 76-мм орудия. Всего в ходе этих 3 боев «Агамемнон» получил 26 попаданий в основном снарядов среднего калибра". Бронирование броненосца: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%86%D1%8B_%D1%82%D0%B8%D0%BF%D0%B0_%C2%AB%D0%9B%D0%BE%D1%80%D0%B4_%D0%9D%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BE%D0%BD%C2%BB#/media/File:HMS_Lord_Nelson_1906_midel_section.svg

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии