Автор Тема: Танки Renault FT-17 в обороне Брестской крепости и в районе Бреста  (Прочитано 13369 раз)

Оффлайн Adv1seR

  • Модератор
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4623
    • E-mail
«Броня» в обороне Брестской крепости 1939 года

Легкие танки Рено ФТ-17, сыгравшие важную роль в обороне Брестской крепости в сентябре 1939 и запечатленные на многочисленных фотографиях того времени – откуда они, в состав каких подразделений входили и как оказались в Бресте?

В обороне Брестской крепости и боевых действиях в районе Бреста принимали участие 2 бронетанковых подразделения польской армии - 112-я и 113-я отдельные роты лёгких танков.
Оба подразделения в структуре Войска Польского «мирного времени» отсутствовали и были сформированы после объявления мобилизации 1939 года. Для начала остановимся подробнее на наиболее «брестской» части – 112-й.   

112-я отдельная рота легких танков (112 Samodzielna Kompania Czołgów Lekkich)
сформирована согласно мобилизационному плану «W» с 31 августа по 5 сентября 1939 года в рамках 1-го этапа общей мобилизации на базе 2-го бронетанкового батальона (2 Batalion Pancerny, Żurawica) и состояла в распоряжении Главнокомандующего ВП. Рота была укомплектована 15-ю французскими танками Рено ФТ-17 (Renault FT-17), командир роты – пор. Вацлав Стоклас (por. Wacław Stoklas).
В различных источниках в отношении подразделения также используются названия «рота медленных танков» (kompanią czołgów wolnobieżnych) или «рота лёгких медленных танков Рено» (kompanią lekkich czołgów wolnobieżnych Renault).
Состав роты:
командование – 1 офицер, 2 подофицера, в их распоряжении 10 рядовых (мотоциклисты, связисты, санитары). Транспортное обеспечение штаба - 1 легковой автомобиль, 3 мотоцикла «Сокол» (Sokol 1000);

три танковых взвода, в каждом из которых на службе состоял 1 офицер, 5 подофицеров, 7 солдат (рядовых). Каждый танковый взвод был укомплектован 5 танками «Рено» (Renault FT-17) и 1 мотоциклом «Сокол» (Sokol 1000). Командир 1-го взвода - пор. Кароль Анджей Гасиньски (por. Karol Andrzej Gasiński), к-р 2-го взвода - нет данных, к-р 3-го взвода - подхор. Зигмунт Нагурски (sierż. pchor. Zygmunt Nagórski); 

хозяйственно-технический взвод, в составе которого находились мастерские, хозяйственные и транспортные отделы (подразделения), запасные экипажи. Технически взвод был укомплектован 5 грузовыми автомобилями, автомобилем-мастерской, автоцистерной и 2 прицепами для топлива, транспортером танков, полевой кухней и 1 мотоциклом. Службу во взводе проходили 1 офицер, 17 подофицеров и 21 рядовой.
Всего в составе роты насчитывалось 5 офицеров, 34 подофицера и 52 рядовых, а боевая и техническая часть состояла из 15 танков «Рено», 7 автомобилей и 7 мотоциклов. 

По завершении мобилизационных мероприятий рота получила направление в Варшаву, в Резерв Главнокомандующего ВП.  Транспортировка осуществлялась по железной дороге, однако из-за повреждения железнодорожных путей в Лукове было принято решение о направлении роты в Брест. 11 сентября 1939 года рота поступила в распоряжение командующего Группы «Брест» (Zgrupowanie „Brześć”) генерала К. Плисовского (gen. bryg. w st. spocz. Konstanty Plisowski) и первоначально использовалась как боевое охранение на передовых участках района предполагаемой обороны.

113-я отдельная рота легких танков (113 Samodzielna Kompania Czołgów Lekkich)
*История формирования, организационная и штатная структура 113-й  отдельной роты легких танков аналогичны приведенной выше информации по 112-й роте. Командир 113-й отдельной роты легких танков - пор. Ежи Островски (por. Jerzy Ostrowski).
 

Текст и переводы источников - Andrei Dolgovski, 03.11.2017 (С)

•   Antoni Nawrocki: 2 Batalion Pancerny. Pruszków: Oficyna Wydawnicza „Ajaks”, 1992. ISBN 8385621199.
•   Rajmund Szubański: Polska broń pancerna 1939. Warszawa: Bellona, 2011. ISBN 9788311121065.
•   A. Jońca, R. Szubański, J. Tarczyński "Wrzesień 1939. Pojazdy Wojska Polskiego. Barwa i broń".
•   Wikipedia.pl


/ будет дополнено. Просьба пока не накидаем основные фото и информацию ничего не писать /
« Последнее редактирование: 04 Ноября 2017, 11:22 от Adv1seR »

Оффлайн 75

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 3704
Бронепоезд №55 «Бартош Гловацки» (Pociąg pancerny nr.55 "Bartosz Głowacki")
в боевых действиях в районе Бреста в сентябре 1939 г.


Командир бронепоезда в сентябре 1939г. - капитан Анджей Подгурски (kpt.Andrzej Podgórski).

С началом боевых действий в сентябре 1939г. бронепоезд №55 входил в состав оперативной группы «Вышкув» (Grupa Operacyjna "Wyszków"). С 3 сентября решением Главнокомандующего был определен в состав резервной армии «Прусы» (Odwodowa Arma "Prusy").  С 4 по 12 сентября  месте с бронепоездом №53 «Смелый» (Pociąg pancerny nr 53 "Śmiały") перемещался с места на место без конкретных боевых приказов, за исключением патрулирования железнодорожной линии Скирневице – Жирардув (Skierniewice-Żyrardów) 8 сентября.
7 сентября 1939г. бронепоезд №55 находился в Скирневице, 8-го – в Варшаве, 10-го – в Минске Мазовецком и Седльце, 11-го – в Лукуве, 12-го – в Мендзыжеце. В этот период бронепоезд не вступал в прямые боестолкновения с противником, однако его команда и техника участвовала в ликвидации последствий бомбардировок и восстановлении поврежденных ж/д путей в районах действия, в частности 11 сентября в Лукуве.  В этот же день была значительно усилена противовоздушная оборона «55-го» – в подвергшемся бомбардировке Лукуве командой бронепоезда было обнаружено брошенное 40мм зенитное орудие «Бофорс обр.36, которое  было быстро установлено на одну из платформ бронепоезда.

 С 13 сентября оба бронепоезда (№53 и 55) были направлены в Брест. 14 сентября бронепоезд №55 впервые принял участие непосредственно в боевых действиях в р-не ст. Жабинка к востоку от Бреста. 55-й был направлен в этот район для проверки появившейся информации о появлении там передовых частей 3-й танковой дивизии вермахта.
Для атаки в направлении моста через р. Мухавец, к югу от железнодорожной линии, были направлены 4 выгруженные с дрезин танкетки TKS, однако 3 из них были подбиты огнем 20-мм пушек немецких бронемашин, находившихся на мосту (людских потерь в экипажах не было).  Действия немецких бронемашин воспрепятствовали также применению в бою штурмового взвода. Только огонь артиллерий находившегося на ж/д переезде бронепоезда заставил немецкие бронемашины отступить. 
Позднее бронепоезд №55 вступил в бой с наступавшими с южного направления (от Каменца Литовского) передовыми подразделениями 3-й танковой дивизии вермахта, уничтожив несколько единиц бронетехники и приостановив тем самым их наступление. Группа танков 5-го полка 3-й тд, используя особенности местности, попыталась отрезать бронепоезд №55 от Бреста, однако эти действия были пресечены артиллерией бронепоезда. После этого бронепоезд подвергся обстрелу из орудий батареи 75-го полка артиллерии вермахта. По завершении 45-минутной артиллерийской дуэли «55-й» отступил в направлении Бреста, в целом выполнив поставленную боевую задачу.

На месте боя был оставлен поврежденный танк «Рено» ФТ-17 с одной из бронедрезин «Р» бронепоезда №55.


Renault FT-17 №1028 из состава бронепоезда №55 "Бартош Гловацки" на месте боя под Жабинкой.
Фото из архива 3-го мотоциклетного батальона 3-й тд. вермахта, датированное 15 сентября 1939г. 



“Kl. polnischer Panzer, der von unseren Truppen bei Zabinka, ostw. Brest-Litowsk, am 15.9. abgeschossen wurde”

С захватом немецкими войсками части города и главного вокзала Бреста во второй половине дня бронепоезд №55 выдвинулся в южном направлении. После остановок в Ковеле и Луцке 18 сентября "55-й" прибыл во Львов, где совместно с бронепоездом №53 также принял участие в обороне города. 19 сентября участвовал в активных боевых действиях по прикрытию пехотных подразделений. получив в ходе боев серьезные повреждения. 22 сентября 1939 года, после капитуляции Львова, оставленный поврежденный бронепоезд №55 был захвачен вошедшими в город советскими войсками.

Текст и переводы источников - Andrei Dolgovski, 04.11.2017 (С)

•   Janusz Magnuski, "Pociąg pancerny 'Śmiały' w trzech wojnach"; Pelta; Warszawa 1996
•   Janusz Magnuski, "Czołgi Renault w Wojsku Polskim, cz.I"; Nowa Technika Wojskowa 8/97
•   Rajmund Szubański "Polska broń pancerna 1939"; Warszawa 2004
•   Rajmund Szubański, "Pancerne boje września"; ZP Grupa, Warszawa 2009, ISBN 978-83-61529-29-3
•   Wikipedia. pl

« Последнее редактирование: 04 Ноября 2017, 11:23 от Adv1seR »

Оффлайн 75

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 3704
Renault FT-17 №1028 из состава бронепоезда №55 "Бартош Гловацки" на месте боя под Жабинкой















« Последнее редактирование: 05 Ноября 2017, 11:37 от Adv1seR »

Оффлайн 75

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 3704
/продолжение/




« Последнее редактирование: 06 Ноября 2017, 02:26 от Adv1seR »

Оффлайн 75

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 3704
Схема боевых действий бронепоездов Войска Польского в сентябре 1939г.



Источник - Wikipedia.pl
« Последнее редактирование: 06 Ноября 2017, 02:15 от Adv1seR »

Оффлайн 75

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 3704
/резерв для обновления информации/

просьба не удалять !
« Последнее редактирование: 06 Ноября 2017, 13:12 от Adv1seR »

Оффлайн Adv1seR

  • Модератор
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4623
    • E-mail
Боевые действия 112 и 113 отдельных рот легких танков в Брестской крепости, г. Бресте и окрестностях в сентябре 1939г.

14-15 сентября 1939 танки 112-й и 113-й отдельных рот легких танков приняли непосредственное участие в боевых действиях, отбивая атаки 8-го танкового полка 10-й танковой дивизии вермахта. Танки Рено ФТ-17, имея слабое в сравнении с противником бронирование, вооружение, устаревшую конструкцию и крайне низкую скорость были использованы как стационарные огневые точки и действовали с подготовленных замаскированных позиций. Танки 113-й роты были размещены в примыкающих к крепости с севера городских кварталах, а танки 112-й роты – непосредственно в крепости, в том числе в специально оборудованных выкопанных позициях на валах Кобринского укрепления. Некоторые танки были использованы как части баррикад, перекрывающих въезды в крепостные ворота, в основном с северного направления. Такое простое на первый взгляд решение оказалось эффективным – взять крепость «с наскока» немецким войскам не удалось, несмотря на явное преимущество как в танках, так и в других видах техники и вооружения, сосредоточенных для взятия крепости.
Однако успех первого дня активных боев дорого обошелся обороняющимся. Потери гарнизона были велики, особенно в технике. 15 сентября 113-я рота фактически перестала существовать как танковое соединение – по данным польских историков было потеряно 12 из 15 штатных танков, 3 оставшихся отступили с оборудованных в городе позиций в крепость, однако удалось ли им добраться до крепости - неизвестно.   
Утром 16 сентября 10-я танковая дивизия и 20-я моторизованная дивизии начали генеральный штурм крепости. Атаки были отбиты гарнизоном несмотря на значительные потери, однако к вечеру нападавшие овладели частью внешнего вала крепости. В ночь на 17 сентября ген. Плисовский отдал приказ  покинуть крепость. По неповрежденному мосту через Буг и далее через Тереспольское укрепление польские войска ушли в Тересполь. Судя по имеющимся фотоматериалам и свидетельствам большая часть танков Renault FT-17 была оставлена в крепости. По немногочисленным свидетельствам очевидцев - участников событий - из крепости смогли выйти 9 танков «Рено», однако эти данные кажутся завышенными и требуют подтверждения. 

Часть выходивших из крепости войск попала в засаду, организованную 76-м пехотным полком вермахта в Тересполе. Колонна отступающих была фактически расстреляна в упор, имелись многочисленные погибшие и раненые, было потеряно большое количество техники и вооружения. Вероятно среди потерянной в Тересполе техники еще будут идентифицированы «Рено» ФТ-17 из Бреста.

В следующих сообщениях будут систематизированы все известные на данный момент сведения об использовании танков "Рено" ФТ-17 в Брестской крепости, размещены фото с места событий а также информация о нумерации техники и о личном составе подразделений. 

Renault FT-17 №1142, предположительно р-н Жабинки. Принадлежность к конкретной части не установлена.
По другим источникам танк находился на участке дороги Брест - Адамково



Башня танка повреждена, возможно в результате внутреннего подрыва:










Фотоснимок из РГАКФД - подтверждение того, что танк №1142 оставался на месте до занятия территории советскими войсками:
 


« Последнее редактирование: 06 Ноября 2017, 03:13 от Adv1seR »

Оффлайн Adv1seR

  • Модератор
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4623
    • E-mail
Renault FT-17 на дороге к мосту через р. Мухавец (№ не установлен)








Привязки фото: Oleg75, magilus

Дорога к мосту, заблокированная поваленными деревьями:



Источник: "Brześć nad Bugiem. Podróż w czasie 1919-1939". Andrzej Dołgowski, Bellona (C), 2016, стр. 77

« Последнее редактирование: 05 Ноября 2017, 17:27 от Oleg 75 »

Оффлайн Adv1seR

  • Модератор
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4623
    • E-mail
Renault FT-17, огневая позиция на траверсе у дороги к Восточным воротам (№ не установлен)











« Последнее редактирование: 05 Ноября 2017, 17:28 от Oleg 75 »

Оффлайн Adv1seR

  • Модератор
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4623
    • E-mail
Renault FT-17 в проеме Восточных ворот (w Bramie Kobryńskiej) Кобринского укрепления (3 танка, номера не установлены)


Источник: "Brześć nad Bugiem. Podróż w czasie 1919-1939". Andrzej Dołgowski, Bellona (C), 2016, стр. 82


Источник: "Brześć nad Bugiem. Podróż w czasie 1919-1939". Andrzej Dołgowski, Bellona (C), 2016, стр. 76





Заблокированная дорога к восточным (Кобринским) воротам:


Источник: "Brześć nad Bugiem. Podróż w czasie 1919-1939". Andrzej Dołgowski, Bellona (C), 2016, стр. 82

« Последнее редактирование: 05 Ноября 2017, 17:30 от Oleg 75 »