Автор Тема: Действия "Бранденбург-800" в районе Бреста  (Прочитано 27860 раз)

Оффлайн Adv1seR

  • Модератор
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4623
    • E-mail
Re: Re: СПРАШИВАЙТЕ - ОТВЕЧАЕМ!
« Ответ #10 : 04 Мая 2020, 11:27 »
А можно ссылку на воспоминания, где рассказано о действиях Бранденбурга в Бресте?

Обобщенно было и у нас на форуме, пост 185:

http://fortification.ru/forum/index.php?topic=3503.180

В основном материал, гуляющий по сети, на базе статьи Алексея Исаева, вот в более полном варианте:
https://soldatru.ru/read.php?id=2326

Добавлю что ради общего интереса проверял потери не только по Бресту - фамилии и места гибели совпадают, что говорит о достоверности хотя бы "скелета" этой информации

Оффлайн 75

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 3704
Andrey70 от 18 Август 2012. На форуме уже постили ссылку на статью Алексея Исаева. Приведу выдержку из нее, относящуюся к Бресту:

"Под Брестом задачей групп "Бранденбурга" (из 12-й роты) стали мосты через Мухавец, в нескольких километрах от границы. После захвата грузовиков и санитарной автомашины одна такая группа понеслась по дороге впереди наступающей немецкой пехоты. Группа была действительно переодета в советскую униформу и вооружена советским оружием.
Более того, командир группы от руки написал приказ, который показал охране моста. Это позволило одной автомашине въехать на мост, после чего в ход пошли винтовки и пистолеты. Мост был захвачен.
Однако перестрелка с охраной привела к большому расходу боеприпасов, и "бранденбуржцы" решили… отойти от моста за подкреплением. Разумеется, когда они вернулись, мост уже был сожжен. Так или иначе, успехом эту акцию назвать сложно.
Несколько более успешными оказались действия другой группы 12-й роты "Бранденбурга" под Брестом. Она не стала дожидаться захвата автомашин и отправилась вперед пешком. По дороге их окликнули советские танкисты, стоявшие на дороге с колонной танков, получили ответ на русском, и диверсанты продолжили свой путь. Именно на такие короткие контакты и были ориентированы действия "бранденбуржцев" — обмен несколькими фразами без долгих диалогов. Выйдя к назначенному мосту, группа вступила в перестрелку с его охраной и сумела предотвратить его взрыв. Однако после этого мост едва не был потерян: на него на полной скорости влетел бензовоз с открытым краном, из которого хлестало горючее. Ураганным огнем не сразу пришедших в себя от неожиданности диверсантов он был остановлен. Сейчас это тяжело себе даже представить: район Бреста, 6 утра 22 июня 1941 года, война гремит еще где-то на границе, но находится смельчак, который не растерялся и попытался своим бензовозом уничтожить злосчастный мост. Скорее всего, этот бензовоз принадлежал советской 22-й танковой дивизии".

В одной из этих групп и был 28-летний ефрейтор 12-й роты "Бранденбурга" Витус фон дер Лар, погибший при выполнении задания утром 22 июня. Похоронен в Бресте.

123иап от 10 Январь 2013. Дополнение к информации.

Как теперь уже известно, группам из 12-й роты под командованием обер-лейтенанта Шадера диверсионного полка «Бранденбург» была поставлена задача по захвату мостов на внутренней территории СССР.

Они пересекли границу через Буг в районе Бреста в авангарде моторизованной лавины Гудериана и понеслись вглубь страны на захваченных грузовых автомобилях одетые в русскую униформу. Форма была новая, с иголочки, поэтому пока шла артподготовка диверсанты при помощи пыли и грязи привели ее в более правдоподобный вид. Вскоре встретились с первыми русскими транспортами на дороге и были удивлены некоторым неизвестным модификациям техники (как готовились?). Дорога была забита, поэтому часто приходилось сворачивать с нее и ехать параллельно. Вызвали подозрение у русских солдат и были ими обстреляны, при этом был смертельно ранен в живот «бранденбуржец» Витус фон дер Лар в головной машине. Второй грузовик группы сбил метко стрелявшего русского солдата. На подъезде к первому мосту встретили русский танк и испытали настоящий страх быть обнаруженными, но видимо танк был покинут экипажем. Достигнув первого моста, группа разделилась. Те кто остался, под командованием командира отделения, приступили к выполнению задачи по его захвату. Завязался ближний бой с применением ручных гранат, группа понесла потери, но наличие пулемета сыграло большую роль, и мост был захвачен и удержан до подхода авангардов Гудериана. Вторая группа, в которой был сам Шадер и доктор Арп достигла второго моста, но он был уже сожжен, остались только некоторые столбы. «Бранденбуржцы» переправились на другой берег и через некоторое время были обстреляны немецким передовым отрядом, который признал в них русских солдат. Диверсанты сложили оружие, но пока разобрались, был ранен ефрейтор Вайкеде из румынских немцев. Лар, несмотря на старания доктора Арпа, к этому времени скончался (похоронен в Бресте).
Затем рота по направлению к Krasny выполняла несколько задач. В операциях 22.06, 14, 16 и 24.07 рота понесла тяжелые потери: убито 39 человек, пропало без вести 2 (Лерке и Мозер) и уже в августе 1941 была направлена в Дюрен на переформирование.
Большую роль в том, что группа неоднократно избегала разоблачения сыграл прибалтийский немец, наполовину еврей - Е.ф.Х., который сидел в кабине рядом с водителем в головной машине и выполнял роль русского офицера. Его хладнокровие и хорошее знание русского языка помогло преодолеть проверки и возникающие подозрения.

Информация из письма участника операции, находившегося вместе с обер-лейтенантом Шадером в кузове передового грузовика и передававшим его команды в кабину для Е. ф. Х.  Письмо направлено Helmut Spaeter - автору книги «Die Brandenburger zbV800», 1978.
« Последнее редактирование: 04 Мая 2020, 11:39 от Oleg 75 »

Оффлайн DimDimich

  • Участник проекта
  • Сообщений: 743
  • Гиды по Брестской крепости: www.vk.com/fortbrest
    • Экскурсии по Брестской крепости
    • E-mail
Вообще, со слов официальных экскурсоводов МКБКГ, "бранденбург", кто на лодках, кто на велосипедах пробрались на центральный остров))) При чем велосипедисты заехали в клуб 84 СП )))

Оффлайн magilus

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 3332
    • E-mail
на него на полной скорости влетел бензовоз с открытым краном, из которого хлестало горючее. Ураганным огнем не сразу пришедших в себя от неожиданности диверсантов он был остановлен. Сейчас это тяжело себе даже представить: район Бреста, 6 утра 22 июня 1941 года, война гремит еще где-то на границе, но находится смельчак, который не растерялся и попытался своим бензовозом уничтожить злосчастный мост. Скорее всего, этот бензовоз принадлежал советской 22-й танковой дивизии
Ассоциации:

Оффлайн DimDimich

  • Участник проекта
  • Сообщений: 743
  • Гиды по Брестской крепости: www.vk.com/fortbrest
    • Экскурсии по Брестской крепости
    • E-mail
на него на полной скорости влетел бензовоз с открытым краном, из которого хлестало горючее. Ураганным огнем не сразу пришедших в себя от неожиданности диверсантов он был остановлен. Сейчас это тяжело себе даже представить: район Бреста, 6 утра 22 июня 1941 года, война гремит еще где-то на границе, но находится смельчак, который не растерялся и попытался своим бензовозом уничтожить злосчастный мост. Скорее всего, этот бензовоз принадлежал советской 22-й танковой дивизии
Ассоциации:

Похоже) Очень условно слева горящий "Суворовский" мост и солдат пересекает ЖД ветку
« Последнее редактирование: 04 Мая 2020, 20:00 от DimDimich »

Оффлайн magilus

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 3332
    • E-mail
Чутка южнее - развилка ж/д ветки на Траугуттово.

Оффлайн DimDimich

  • Участник проекта
  • Сообщений: 743
  • Гиды по Брестской крепости: www.vk.com/fortbrest
    • Экскурсии по Брестской крепости
    • E-mail
Чутка южнее - развилка ж/д ветки на Траугуттово.
Согласен.

Оффлайн Nomitus

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 1144
  • С техникой проще... она не просит есть!
    • E-mail
Позволю себе выразить большое сомнение, что кто-то по своей инициативе решил поджечь мост перед ещё отступающими войсками. Вернее так:тогда  всеми( в т.ч. и Командованием 4 армии )это воспринималось не как не отступление, а выход на рубежи и пункты сбора,по предписанию "Красного пакета".
Не уверен, что даже при общей растерянности, переходящей в панику,  все ясно представляли себе масшабы последующих событий.И большинство считало что это всего лишь временное...,что уже завтра погоним назад, зачем мосты то сжигать!
Скорее всего бензовоз был обстрелян и бензин из него хлестал через пробоины.Но конечно для рассказа( зная манеру Исаева) это не столь "героично",отсюда и такой "сюжет"!
Случай с Бульковскм мостом вообще непонятен.
Ведь последние оступающие части РККА проходили по нему примерно в 11 часов 22.06., а уже к 14 часам туда подошли передовые части "Бранденбурга"...И мост уже успел сгореть до тла?
Я знаю, что ничего не знаю...

Оффлайн mikado 5448

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 2376
    • E-mail
Цитировать
Случай с Бульковскм мостом вообще непонятен.

А что смущает ?По моему всё вполне логично.
Мост ДЕРЕВЯННЫЙ - и за 3 часа достаточно чтобы облитый бензином сгорел.
Тем более что достаточно несущим элементам потерять прочность-и мост в реке.
Фото его "с головешками" ведь вряд ли в 14.00 сделано.

А вот по Суворовскому Ваша версия как раз выглядит гораздо реалистичнее.

Оффлайн Nomitus

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 1144
  • С техникой проще... она не просит есть!
    • E-mail
Смущает то, что мост был подожжён отступающими.
К тому же чтобы конструкции моста сгорели за три часа тоже вряд ли, да ещё и с обрушением.
Деревянные конструции, да ещё и столь массивные горят плохо, бетонные и металлические при пожаре рушатся в несколько раз быстрее, а тут даже опоры у воды обуглены.

Скорее всего или артиллерией разбили или , что менее вероятно взорвали.
А может и сами немцы бомбанули с утра не разобравшись...,но видя что по нему отступают колонны войск.
Вариантов много.
Я знаю, что ничего не знаю...