Автор Тема: Западный остров (Пограничный остров, Тереспольское укрепление).  (Прочитано 232271 раз)

Оффлайн Adv1seR

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4623
    • E-mail
Теперь обсуждение с форума сайта srpo.ru, где первоначально и была выложена статья. Участвовали К.Б. Стрельбицкий, В.А. Тылец, А.М. Суворов, А. Ефименко (Set) ну и я. Вроде никого не забыл. Тезисно что обсуждали и к чему пришли. Обратите внимание на выделенное жирным шрифтом.

- привлекло внимание непонятное и на первый взгляд ни к чему не привязанное кол-во  катеров- 11шт.
«11 катеров такого типа  многовато для одного погранотряда. Для 17 ПО вполне достаточно 5 катеров по одному на комендатуру. Для чего были предназначены еще 6 катеров? Они предназначались для других отрядов ПВ НКВД БССР. И в частности: 3 - для речного участка по Бугу 88 ПО, 1- на Неман для 107 ПО, 1- на Зап. Двину для 83 ПО, 1 – на Припять для 18 ПО.
Исходя из этого, в составе курсов шоферов было отделение, которое возглавлял Тютюник прикомандированный с транспортной роты 17 ПО, и которое готовило мотористов катеров, а инструктором по вождению на воде и был упомянутый  старшина 2-й статьи Т.С.Кобец. Поэтому  Кобец и знал Мельникова, а жена и дети Мельникова знали его».
Кобец Тихон Семёнович – старшина 2-й статьи, командир отделения мотористов Штаба ПВФ, родился в 1914 году в селе Станислав, ныне - Белозёрского района Херсонской области Украины, украинец, крестьянин-колхозник, беспартийный, холост, призван на срочную службу на флот в 1936 году Херсонским районным военным комиссариатом.
Вывод №1: 11 катеров: 5 для 17 ПО (по 1 на каждую комендатуру), 3 - для речного участка по Бугу 88 ПО, 1- на Неман для 107 ПО, 1- на Зап. Двину для 83 ПО, 1 – на Припять для 18 ПО.
Протяженность участков: участок 17 ПО - 182 километра по реке Буг, от местечка Мельник до колонии Александровская; 88 ПО – около 90 км по Бугу от мест. Мельник до мест. Зузеля (3-5 погранкомендатуры);  18 ПО – на старой Границе – река Припять и весь правый фланг отряда по реке Случь, около 50 км (1 комендатура); 83 ПО – по Зап. Двине около 60 км.  На 2 ПК 107 ПО переправочное средство через Неман в р-не Юрбаркаса, связь левого и правого флангов отряда.
В 17 ПО на каждую из 5 "речных" погранкомендатур приходилось в среднем по 35 км реки. Это в точности 1 час движения полуглиссера типа НКЛ-27 полным ходом, или 2 часа округлённо в обе стороны (не учитывая скорости течения при движении по и против него). Вполне нормально для патрулирования, хотя, конечно, эпизодического, а не постоянного.
В 88 ПО на каждую из 3 "речных" погранкомендатур также в среднем приходилось по 30 км реки - аналогично. 83 ПО – по Зап. Двине около 60 км, на 2 комендатуры.
Со 107 ПО всё так же логически понятно, а в 18 ПО собственно-то полуглиссер нужен был бы скорее как транспортно-связное средство, чем патрульное, то есть тоже одна единица. Вот вроде бы со всеми 11 НКЛами и разобрались.

Вывод №2: один полуглиссер полагался каждой "речной" погранкомендатуре на примерно 30 км реки.

Оффлайн Егорыч

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 9087
    • E-mail
.
« Последнее редактирование: 27 Июня 2011, 23:36 от Efim »

Оффлайн Adv1seR

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4623
    • E-mail
На основе всего изложенного предположили, что в числе прочих бойцов, которых война застала на Западном, были и "водители" этих катеров или обучавшиеся на эту специальность, т.е. курсанты-мотористы.
Вариант 1: их присылали в Брест со всех "заинтересованных" погранотрядов (причём, я думаю, должны были готовить по 2 человека на каждый придававшийся отряду катер). Если говорить о первом варианте, то нужно проверить, нет ли в списках пограничников со странной на первый взгляд судьбой (например, служил в отряде на Немане, а попал в плен в Бресте)?

В таком случае эти командированные в Брест пограничники из "заинтересованных" погранотрядов должны быть по специальности либо шофёры, либо мотористы. Первое - логично, второе - не менее реально, так как - хотя и в машине, и на катере бензиновый автомобильный мотор и руль-"баранка" - иногда легче выучить специалиста с нуля, чем переучить уже подгтовленного с одного транспортного средства на принципиально другое (как с "полуторки" на полуглиссер).

Вариант 2: всех их готовили из военнослужащих самого 17 ПО с последующим переводом в другие отряды. Видимо есть логика и во втором варианте - выучить специалиста с нуля. К слову ведь Мясников по штатной должности де юро был стрелком 1-й резервной заставы 17 ПО призванным осенью 1940 г., никак не шофером по гражданской специальности. А не был ли он именно на курсах мотористов?
От К.Б.:
"Насчёт Мясникова - очень интересное предположение! Возможно, что это - первый выявленный курсант-"катерник"! Дело в том, что насколько мне известно, в самой РККА перед войной шофёров и танкистов/трактористов "с нуля" не готовили - этим занимался на "допризывной подготовке" Осоавиахим. На эти "технически-ответственные"  ВУСы (кстати, и на мотоциклистов, например, тоже) в армии уже только "доучивали" на конкретную военную технику. Да и профессии шофёра и тракториста были, как известно, тогда очень престижными - и потому, что их имевшие призывники на службу "по специальности" шли, и потому, что парню с таким ВУСом после ДМБ везде дорога."






Оффлайн Adv1seR

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4623
    • E-mail
Было также обширное обсуждение на тему где именно должны были обычно стоять катера.
Штатная стоянка вроде как должна была быть со стороны Западного.

По различным имеющимся данным получается, что на начало войны только 2 катера были на штатной стоянке, а остальные 9 - со стороны Центрального острова (Цитадели) у бывшей польской пристани. Сын Мельникова, живший на Западном острове, вспоминает "два небольших катера, которые обычно стояли возле моста", то есть на обозначенном уже на  схемах их "штатном" месте стоянки, остальные девять были потоплены противником напротив, у бывшей польской пристани.

Версия: почему катера  с началом войны оказались не на своей штатной стоянке? Штатная стоянка для мирного времени была выбрана довольно разумно, не нужно было выставлять дополнительный наряд для охраны катеров и т.д. 
Как версия, катера были перебазированы на противоположный берег именно в ночь с 21 на 22.06.1941 г., т.к. пограничники точно знали о времени начала войны...

Вот такой рисунок свидетеля приводил А.М. Суворов. Стоянка довоенная.

 

Оффлайн Егорыч

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 9087
    • E-mail
http://familyface.net/people/view.php?484441
КОБЕЦ Т.С.  1914 г. рожд.,
Херсонская обл., Белозерский р-н, с. Станислав,
призван Херсонским РВК,
Пинская военная флотилия, старшина 2 ст.,
командир отделения мотористов штаба флотилии,
22.07.1941 г. пропал без вести в р-не г. Брест.
« Последнее редактирование: 27 Июня 2011, 23:50 от Efim »

Оффлайн Adv1seR

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4623
    • E-mail
Почему именно 9 к 2 в пользу Центрального острова?
От К.Б.:
"Вы абсолютно правы: два объекта (каковыми являлись 2 места стоянки катеров у разных берегов реки) вместа одного требуют выставления дополнительного караульного поста, что при обычной "трёхсменке" требует в свою очередь 3 дополнительных часовых. Очевидно, что в ночь с 21 на 22 июня имело место осмысленное рассредоточение катеров. Почему именно такое - 2 + 9, а не, например, более равное - 5 + 6?
На мой взгляд, это весьма логично. Ожидающие нападения пограничники на Западном острове должны рассчитывать на переброску подкреплений "с востока". Имеется мост, который, однако, "по определению" является целью противника, и вот ту-то и могут помочь не сильно "пасаажировместимые" (5 человек), но очень быстроходные (35 км/ч) плавсредства, каковыми являются полуглиссеры типа "НКЛ-27". Поэтому на "штатном" месте стоянки оставляется минимальное их число для связи (основной и резервный катера), а все остальные (девять штук) причаливаются к другому берегу.Они стоят носами к берегу, чтобы через них принять "десант пассажиров" и отойти от берега задним ходом (причаливание кормой к берегу чревато повреждениями гребных винтов и рулей при экстренном отходе, а лучший вариант - лагом (то есть бортом) к пристани - очевидно, невозможен из-за необходимого для этого весьма большого причального фронта для этого (минимум 60 метров).
Таково моё видение вопроса, которое я так же предлагаю для обсуждения."

На мой взгляд очень вероятная версия, причём логично обоснованная.
Обсуждаем ;) ?


LOKI

  • Гость
Вот такой рисунок свидетеля приводил А.М. Суворов. Стоянка довоенная.
Хороший рисунок - самое интересное, что лодки нарисованы с нужной стороны моста, а ДАМБА не указана.

Оффлайн 123иап

  • Участник проекта
  • Сообщений: 710
    • E-mail
По расположению катеров 2+9 очень логично. Это, говоря флотским языком, уже похоже на повышенную готовность №2. Но если приказ о приведении войск в боевую готовность в крепость не поступил в роковую ночь, то возможно их так располагали не то только в ночь с 21 на 22 июня, но и предыдущие июньские ночи. В любом случае кто-то из командиров (Кузнецов, Кижеватов?) получается сделал это на свой страх и риск?  

По порядку патрулирования. Это пока всё версии или подкреплено документально? В этих документах и боевое расписание должно быть.

Оффлайн Adv1seR

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4623
    • E-mail
По расположению катеров 2+9 очень логично. Это, говоря флотским языком, уже похоже на повышенную готовность №2. Но если приказ о приведении войск в боевую готовность в крепость не поступил в роковую ночь, то возможно их так располагали не то только в ночь с 21 на 22 июня, но и предыдущие июньские ночи. В любом случае кто-то из командиров (Кузнецов, Кижеватов?) получается сделал это на свой страх и риск? 
В обсуждениях предположили, что так катера поставили непосредственно перед началом войны, может даже 21-го. Однако они могли и постоянно так стоять... Ну а если стояли, значит кто-то приказал.

По порядку патрулирования. Это пока всё версии или подкреплено документально? В этих документах и боевое расписание должно быть.

Мы знаем, как много сохранилось документов по 1941 году...
Это всё версии, а точнее результат мозгового штурма людей, серьезно занимающихся темой. Все вроде сошлись на одном мнении, что само по себе редкость. Да и версия логичная.

Оффлайн 123иап

  • Участник проекта
  • Сообщений: 710
    • E-mail
Да, выглядит достаточно логично. Смущает только протяженность патрулирования - не менее 30 км. Было бы ли это эффективно. Впрочем, со временем, если НКЛ себя бы оправдали, может и нарастили парк бы.