Общая категория > История: варианты, версии, предположения

"Библейские патриархи" против легендарных генералов".

<< < (9/10) > >>

Ринат Гимадеев:
Как видно из "Плана Зет", немцы планировали иметь "Флот отечественных вод" для ведения боевых действий против Британского флота вблизи берегов Германии, в состав которого должны были войти четыре линкора, несколько эсминцев и лёгких крейсеров быстрого реагирования. Естественно, что этот флот мог действовать и на Балтике. И это как минимум. В случае необходимости и/или для его поддержки могли быть выделены и другие силы. И с этим СССР надо было считаться, поэтому, в частности, и строились сверхмощные корабли "Большого Флота". С другой стороны, что не менее важно, в СССР могли вносить коррективы в создание береговой обороны и её вооружения ...

Ринат Гимадеев:

--- Цитата: Ринат Гимадеев от 08 Апреля 2017, 20:26 ---Вызывает удивление лёгкость с которой маленькая, но гордая Дания капитулировала перед Германией в 1940 г. ..План захвата Дании и Норвегии начал осуществляться. В порты этих стран внезапно вошли германские корабли, а на аэродромах стали приземляться самолеты с воздушно-десантными войсками. В Копенгагене, где никто не ждал нападения, германские солдаты уже в первый же час после вторжения беспрепятственно хозяйничали в городе. Они разоружили датских солдат, схватили и арестовали начальника генерального штаба и министра внутренних дел, а также английского торгового атташе, подвернувшегося под руку на улице. Датскому правительству был предъявлен «меморандум»: отдать приказ о капитуляции. На размышление давался один час. Германский посланник ожидал у королевского дворца с часами в руках. В 6.30 утра правительство капитулировало..." - http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000025/st017.shtml Р.S. Читая книгу «Люфтваффе: рабочая высота 4000 метров»  Каюса Беккере о "первой в военной истории операции с участием парашютистов" по захвату мостов Сторстрём и Маснедё-Зееланд, просто диву даёшься описаниям, когда немецкие десантники приземляются прямо на купола огневых точек датских фортов, раскатывают на конфискованных велосипедах и вместе с пехотинцами 3 пб 305 пп захватывают паромные переправы! Не война, а просто идиллия какая-то. P.P.S. Кстати, когда 9 апреля 1940 г, Германия нарушила датско-германский пакт о ненападении, заключенный за год до этого, и, вторгшись в Данию, провозгласила над ней протекторат, то поначалу король и парламент страны продолжали функционировать по-прежнему, но 29 августа 1943 года в связи с усилением датского движения Сопротивления немцы объявили в стране военное положение. Поняв, что флоту угрожает захват, датские моряки предприняли героическую попытку прорваться в Швецию. В результате из 48 кораблей в руки врага попало только семь; 28 были затоплены и взорваны своими экипажами, а из 13, участвовавших в прорыве, 12 достигли берегов Швеции. Погиб только один, но самый современный и самый сильный корабль ВМС Дании,- броненосец береговой обороны "Нильс Джуэль"- германская авиация настигла его у выхода из Исе-фьорда...

--- Конец цитаты ---
".. Впрочем, на этот раз воевать всерьёз датчане и не собирались.
   Члены правительства королевства открыто говорили, что датские вооружённые силы предназначены не для обороны от агрессии, а лишь для "пресечения случайных нарушений нейтралитета воюющими сторонами". Их же начальник, премьер-министр Дании Торвальд Стаунинг, был ещё более откровенен: "Наша страна готова к охране нейтралитета, но ведение войны в собственном смысле этого слова исключено географическими условиями; малочисленность населения также исключает существование армии, способной принять бой".
   Лукавил господин Стаунинг. Сходная по количеству мобилизационных ресурсов и куда более отсталая экономически Финляндия дать бой великой державе всё-таки отважилась, и, надо сказать, небезуспешно. Упорное сопротивление финских батальонов заставило Советский Союз, изменив первоначальные планы, сохранить независимость своего столь неподатливого соседа.
   Пресечением же "случайных нарушений датского нейтралитета" должна были заниматься армия - пара дивизий, в мирное время располагавшая всего четырьмя полностью укомплектованными пехотными батальонами. Кроме них имелось ещё семь специальных рот, пятнадцать эскадронов, двадцать семь батарей и пятнадцать скадрированных рот.
   В состав армейской авиации входило 43 боевых самолёта, половина из которых изрядно устарела. Морская же состояла из 42 аэропланов. Порядка 20 учебных машин имела лётная школа, располагавшаяся в предместьях Копенгагена.
   Лётный состав ВВС насчитывал около 800 человек. Кроме того, в состав военно-воздушных сил входил один зенитный полк и 16 отдельных зенитных батарей.
   Военно-морской флот Дании состоял из примерно 40 боевых кораблей: 2 броненосца береговой обороны; 14 миноносцев; 9 подводных лодок; 4 минных заградителя; 6 тральщиков и ещё несколько боевых катеров, вспомогательных судов и сторожевых (пограничных) кораблей различных размеров.
   Хотя в 1937 году Дания резко увеличила свой военный бюджет и вдвое - численность армии, но на весну 1940 года в Вооружённых силах королевства насчитывалось всего около 15,5 тысяч человек, что примерно соответствует численности одной германской дивизии.
   А ведь, при населении в 4,2 млн. человек, королевство могло бы выставить не пару некомплектных дивизий, а полтора десятка вполне себе укомплектованных. Могло, но не захотело..."- https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/12/Weser%C3%BCbung-S%C3%BCd_%28Russian%29.svg/1200px-Weser%C3%BCbung-S%C3%BCd_%28Russian%29.svg.png

Ринат Гимадеев:
".. Впрочем, на всякий случай датчане подстраховались и дипломатически. 31 мая 1939 года состоялось заключение пакта о ненападении на 10 лет, первая статья которого звучала: "Германская империя и королевство Дания ни в каком случае не шагнут к войне или к другому виду применения силы друг против друга. В первые дни апреля политики и военные Дании стали получать многочисленные сообщения о готовящемся Германией вторжении: от посла Швеции в Копенгагене, от посла СССР в Лондоне, от военного атташе Голландии в Берлине... В 4 часа 20 минут (по Копенгагенскому времени) германский посол в Дании Сессиль фон Ренте-Финк вручил датскому министру иностранных дел Петеру Мунху меморандум своего правительства, в котором говорилось, что из-за намерения Англии овладеть базами в Норвегии и Дании военное руководство Германии решило осуществить мирную оккупацию этих стран.
   Ренте-Финк докладывал: "Несмотря на столь ранний час моего визита, что явно свидетельствовало о чём-то необычном, датчане оказались совершенно неподготовленными к тому, чтобы понять суть моего посещения. Заявление о том, что немецкие войска уже перешли датскую границу и начинают высаживаться в Копенгагене, показалось им таким неожиданным, что они вначале попросту не хотели этому верить".
   За пять минут до этого, в 4 часов 15 минут утра 8 апреля 1940 года германские войска перешли границу.
   Первыми, разумеется, начали лётчики. Удар по находящемуся рядом со столицей Дании главному военному аэродрому Верлозе привёл к уничтожению 11 и выводу из строя 14 боевых самолётов датчан. Был сбит возвращавшийся из полёта двухместный биплан-разведчик "Фоккер" C.V-E. Погибли пилот и лётчик-наблюдатель.
   Командир группы тяжёлых истребителей "Мессершмитт" Bf. 110C капитан Вольфганг Фальк вспоминал об уничтоженных на взлёте четырёх датских истребителях "Фоккер" D-XXI. Но датчане, тщательнейшим образом сосчитавшие свои потери при вторжении, о гибели своих лётчиков-истребителей ничего не говорят, а ведь спастись из разбившегося при взлёте самолёта тогда было практически невозможно.
   Датское руководство не удосужилось хотя бы объявить тревогу.. Несколько толковых командиров, подняв подвернувшиеся под руку войска, попытались организовать какой-то отпор агрессору:
В районе Обенро-Сёгор 4-й пехотный и 2-й сапёрный батальоны под общим командованием подполковника Хинца, в стычке погибло несколько человек с обеих сторон;
в 20 километрах севернее подразделения 2-го полка подполковника Эльмгрена: две пехотных роты, пулемётная рота и артиллерийская батарея из четырёх 75-мм пушек. Датчанам удалось вывести из строя несколько машин...
Самое упорное сопротивление оказал гарнизон города Тённер, которым командовал капитан-лейтенант Лорсен. Два пулемётных взвода, два взвода мотоциклистов и сапёрная рота удерживали свои позиции более часа...
   Остальные части Ютландской дивизии или так и не вышли из казарм, или получали приказы о прекращении огня раньше, чем до них добирался противник.
   Старый броненосец "Шлезвиг Гольштейн" с двумя транспортами направился к ключевому для контроля над островом Зеландия, на котором расположена столица Дании, порту Корсёр. Десантирование проходило быстро и без противодействия. Ярко горели все навигационные знаки и уличные фонари. Интересно, что накануне датский гарнизон проводил учения по отражению морского десанта. Когда же началась реальная высадка, солдаты мирно спали. Устали, наверное.
   Остров Фюн с населением в 326 тысяч человек был захвачен отрядом, который состоял из двух офицеров, 18 унтер-офицеров и 140 солдат. Они были высажены в Нюборге. Голландский историк и публицист Луи де Йонг приводит любопытный факт: "Швартовы с миноносца принимал полусонный вахтенный матрос с датского военного корабля; он и не подозревал того, что подошедший к пирсу миноносец являлся немецким".
   Но главные события разворачивались в столице страны - Копенгагене.
   На рассвете 9 апреля над городом появились самолёты Люфтваффе, разбросавшие листовки. Командующий XXXI армейским корпусом генерал Леонард Каупиш вспоминал: "Я отдал им приказ лететь на высоте 50-100 метров. По опыту я знаю, что это оказывает сильное воздействие на гражданское население". В это время в гавань неторопливо входили минный заградитель "Ганзейский город Данциг" (Hansestadt Danzig) с десантом на борту и ледокол "Щецин", который должен был очистить ото льда подход к причалу. Прикрывающий столицу форт Миддельгрун, оснащённый тяжёлой артиллерией (пять двенадцатидюймовых орудий), осветил немецкие суда прожектором и собрался было даже дать по нахалам предупредительный выстрел... Но не сложилось.
   Из-за неисправностей и неопытности гарнизона пушки зарядить так и не удалось: из главного калибра можно было стрелять только по личному разрешению морского министра, который ночью, разумеется, спал, а 100-мм орудия форта вообще расчётами укомплектованы не были. Находившийся в столичной гавани датский броненосец береговой обороны "Нильс Юэль", вооружённый десятью шестидюймовками, огня тоже не открывал.
   В результате, немецкий минзаг строго по расписанию, в 4 часа 15 минут, неторопливо причалил к пристани в свободном месте.
   После чего, сев на велосипеды, штурмовые группы поехали захватывать вражескую столицу. В 5 часов 35 минут они заняли Главный штаб и окружили королевский дворец.
   Как пишет американский журналист и историк Уильям Ширер, заградитель "спокойно отшвартовался у пирса Лангелинн в центре города, всего в 50 метрах от Цитадели, где размещался штаб датской армии, на некотором расстоянии от дворца Амалиенборг, постоянной резиденции короля. Оба объекта были быстро захвачены единственным батальоном без какого-либо заслуживающего упоминания сопротивления.
В верхнем этаже дворца под трескотню автоматных выстрелов король совещался со своими министрами, которые ратовали за капитуляцию без сопротивления. Только генерал Приор умолял разрешить ему оказать сопротивление".
   Каким образом блокированный на верхних этажах дворца, окружённого солдатами противника, и лишённый связи с армией лихой датский главком это сопротивление сумел бы оказать, было известно только самому генерал-майору Биллему Вайн Приору.
   Командиру датского броненосца было предложено проявить благоразумие и не открывать огня. И он благоразумие проявил. Примеру "Нильса Юэля" последовали стоявшие в столичной гавани миноносцы "Ёрнен", "Драген", плавбаза подводных лодок "Хенрик Гернер" и сторожевик "Ингольф".
   В 6 часов начальник штаба XXXI корпуса генерал-майор Курт Химер, прибывший (неофициально) в Копенгаген ещё 7 апреля, связался по городскому телефону со штабом корпуса в Гамбурге и приказал направить на Копенгаген ещё одну эскадрилью бомбардировщиков. Одновременно с этим через германского посла он сообщил датчанам о том, что если сопротивление не будет прекращено, будут бомбить.
   Самолёты не успели появиться над столицей, когда в 6 часов 25 минут поступил приказ сложить оружие. В 8 часов утра датская государственная радиостанция Калунборга передала призыв короля Христиана не оказывать сопротивления и сохранять спокойствие. Ещё через час началась демобилизация армии.
   "Дания была покорена в течение одного дня, более того - в течение одного часа", - констатирует де Йонг.
   Боевые действия в Дании завершились, по сути, так и не начавшись... Столь стремительной победы не ожидали даже немцы.
   Общие потери датских вооружённых сил составили 23 убитых: 13 человек (включая двух лётчиков) - армия, 7 - ВМФ и 3 - пограничники и 32 раненных (21 -армия, 11 - моряки). Точные потери немцев, кроме того, что два солдата ухитрились за пару часов "войны" попасть в датский плен, а один был укушен патриотически настроенным осликом в Копенгагенском зоопарке, до сих пор неизвестны, но тоже весьма невелики.
   Впрочем, сами датчане сообщают о 203 погибших при захвате Дании германских военнослужащих, 12 подбитых и 4 повреждённых танках, нескольких десятках разбитых бронемашин, автомобилей и мотоциклов, нескольких (не менее четырёх) сбитых зенитками самолётах...
   Согласно германским источникам, при случайных столкновениях с датскими войсками немцы потеряли 2 человека убитыми и 10 ранеными.
   В других (не датских и не немецких) работах чаще упоминается цифра в 20 убитых немцев. О безвозвратных потерях в боевой технике не сообщается ничего..." - http://samlib.ru/l/lebedew_j_e/norwegiadoc.shtml

Ринат Гимадеев:
14.09.1939 г. на передовице газеты «Правда» появляется статья «О внутренних причинах военного поражения Польши», текст которой был подготовлен Ждановым и правился Сталиным. В статье утверждалось, что «Польское государство, основанное на угнетении проживавших на его территории белорусов и украинцев, оказалось недееспособным и при первых военных неудачах стало распадаться». В статье подавался двойственный образ Польши. С одной стороны — враждебно-реакционное польское правительство, с другой — стонущие под гнетом «единокровные братья» белорусы и украинцы, которые с нетерпением ожидали освобождения именно со стороны СССР силами Красной Армии" - цит. из  Невежин В. А. "Если завтра в поход…", М., Яуза, Эксмо, 2007 г. ( "Великая Отечественная: Неизвестная война" ). . "Никакое формальное нарушение международного права, если мы при этом не совершаем бесчеловечных актов, не может лишить нас симпатии нейтральных стран...
От имени Лиги Наций мы имеем право,- и это даже наш долг, - временно лишить силы как раз те законы, которым мы хотим придать особое значение и соблюдение которых хотим обеспечить. Малые нации не должны нам связывать руки, если мы боремся за их права и свободу" - из британского меморандума от 16 декабря 1939 года.. Ещё до начала всемирной бойни, в апреле 1939 года представители военных штабов Великобритании и Франции решили, что на первой стадии войны союзники смогут вести эффективные наступательные действия против Германии лишь в сфере экономики. Ключевым был выбран германский импорт знаменитой скандинавской железной руды с высоким содержанием легирующих примесей (никеля, хрома, марганца, вольфрама и молибдена) с расположенных на севере полуострова горнодобывающих предприятий.
   Летом она вывозилась по недоступному союзникам Балтийскому морю через стоящий на берегу Ботнического залива северный шведский порт Лулео. Однако в зимние месяцы залив замерзал. В это время руда доставлялась в норвежский порт Нарвик, а оттуда морем шла в Германию, причём почти весь маршрут немецкие рудовозы шли в норвежских водах и потому были недоступны для осуществлявшего блокаду Германии флота Его Величества. Что очень обидно. Тем более, что и самим британцам эта руда была нужна, но хотелось бы подешевле, а лучше - даром. Только наглые скандинавы задёшево её продавать не хотели, арийцы же платили неплохо.
   В общем, уже 16 сентября 1939 года сэр Уинстон Черчилль, в начале месяца назначенный Первым лордом Адмиралтейства (военно-морским министром) Соединённого королевства, поставил перед кабинетом министров вопрос о минировании норвежских территориальных вод.
   Норвежцы пытались объяснить, что через Нарвик вывозится всего 10% скандинавской руды, причём, по большей части именно в Британию и на британских же рудовозах. Ведь для очень небогатой в те годы Норвегии, основным предметом питания жителей которой была рыба, а главным источником доходов - перевозка грузов на судах своего торгового флота, минирование её фьордов означало медленную смерть от голода..."

Ринат Гимадеев:
"..Впрочем, сэр Уинстон этим не ограничился и попытался протолкнуть абсолютно фантастический для середины XX века план операции "Катарина". Эскадра из трёх старых британских линкоров, трёх тяжёлых и восьми лёгких крейсеров, двух дивизионов (по 12 вымпелов) эсминцев, восьми французских лидеров и полутора десятков быстроходных судов обеспечения должна была внезапно прорваться через Датские проливы, разгромить шведские рудные гавани и установить своё господство в Балтийском море.
   Если вспомнить печально известный штурм другого пролива - Дарданелл, которым два с половиной десятка лет назад руководил тот же морской министр, граф Мальборо учиться на своих ошибках категорически не желал.
   Вальтер Хубач пишет даже о таком плане британского `наезда' на идущие из Скандинавии рудовозы: "Черчиллю пришла странная идея использовать торговые суда с тараном на носу, которые должны были бы наезжать на немецкие пароходы с рудой, чтобы воспрепятствовать перевозкам сырья".
   Надо сказать, что эти предложения известного борца за демократию тогда приняты не были. Хотя эскадру для "Катарины" собирать потихоньку начали.
   Зато 11 ноября 1939 года было подписано англо-норвежское соглашение, которое передавало в распоряжение союзников почти половину торгового тоннажа Норвегии, обладавшей перед войной четвёртым по величине* и при этом весьма современным торговым флотом.
* Норвегия - 1982 судна общим тоннажем более 4,75 млн. брт**, Великобритания -21 млн. брт, САСШ -9,4 млн. брт, Япония- 5,6 млн. брт, Германия - 4,3 млн. брт.
Данные на 1 сентября 1939 года
** брт - брутто-регистровая тонна - единица объёма, равная 100 кубическим футам или 2,8316 м³. Регистровыми тоннами в судоходстве измеряют объём судна и объём помещений (трюмов), которые могут быть заняты под полезный груз.
   Норвежцам, разумеется, подставлять свои транспорта и танкеры под торпеды весёлых "волчат" Карла Дённица не очень-то хотелось, но им "вежливо" объяснили - хотите - соглашайтесь добровольно, не хотите - как хотите, так заберём.
   Давление на Скандинавию продолжалось.
   На одном из приёмов с участием журналистов Скандинавских стран Черчилль произнёс: "Иногда можно и пожелать, чтобы северные страны оказались на противоположной стороне, и тогда можно было захватить нужные стратегические пункты".
   30 ноября 1939 года началась Советско-Финская война..." - прим. : "Захват Дании и Норвегии. Операция «Учение Везер». 1940-1941 гг.", Хубач Вальтер : http://www.e-reading.club/book.php?book=1002609

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии