Автор Тема: "Библейские патриархи" против легендарных генералов".  (Прочитано 11206 раз)

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
"..Вполне естественно, что такая крупная нацистская база на советской территории, да еще в период уже начавшейся Второй мировой войны, не могла долго оставаться в тени. Англичане узнали о ее существовании в феврале 1940 года после захвата в море нескольких нацистских метеосудов. ( А возможно, что и раньше англичане догадывались о её существовании : "это наглядно было продемонстрировано осенью 1939 года, когда у восточной части полуострова Рыбачий батарея 104-го пушечного артиллерийского полка обстреляла два «заблудившихся» английских эскадренных миноносца, которые искали здесь лайнер «Бремен», стоящий в это время в Кольском заливе на якорной стоянке в районе Абрам — Мыса ). Поэтому обстановка с этой базой на 'территории СССР настолько обострилась, что она едва не стала одной из основных причин для высадки англофранцузского десанта на Кольский полуостров. При этом надо особо отметить, что Великобритания и Франция уже давно искали повод для начала боевых действий против Советского Союза, который рассматривался ими как реальный союзник Третьего рейха во Второй мировой войне. И советско-финский вооруженный конфликт, который начался 30 ноября 1939 года, вроде бы стал прекрасным предлогом для развязывания военных действий против СССР. Поэтому уже в феврале 1940 года началось формирование англофранцузского десантного корпуса численностью более 50 тысяч человек.
От Франции в состав корпуса должны были войти 2,5 бригады альпийских стрелков и 2 батальона из Иностранного легиона, а от Великобритании — 24-я гвардейская бригада и лыжный батальон войск специального назначения (шотландские гвардейцы). Для создания большей неразберихи в первую волну десанта предлагалось включить бригаду подгальских стрелков (созданную во Франции из польских эмигрантов), которую изначально планировали направить на помощь Финляндии. Для достижения большей внезапности при высадке десанта планировалось задействовать польские эсминцы, которые после оккупации фашистскими войсками Польши ушли в Великобританию и были включены в состав Королевских ВМС (по силуэту они сильно напоминали эскадренные миноносцы типа «Стремительный», входившие в состав Северного флота).
Однако военные эксперты союзников слишком долго изучали вопрос, куда высаживать десант: в Мурманск, Петсамо (занятый 1 декабря 1939 года советскими войсками) или же в Нарвик.
Когда окончательное решение все же было принято и началась подготовили операции под условным наименованием «Р4», то реальный повод для развязывания военных действий против СССР исчез, так как советско-финская война завершилась. Уже после оккупации германскими войсками Королевства Норвегия советское правительство предложило перевести базу «Норд» на восточный берег Кольского залива — в Териберскую гy6y. С этим предложением Кригсмарине не согласилась, так как этот район полностью просматривался североморскими постами СНиС.
А 5 сентября 1940 года гросс-адмирал Эрих Редер принял решение о ликвидации «Базис Норд» на Мурмане.
До 90-х годов прошлого столетия многие военные историки считали, что главной причиной отказа нацистов от использования «Базис Норд» был захват Германией баз и портов на побережье Норвегии. В основном они правы.
Однако у гросс-адмирала Э. Редера были и иные, более веские причины для ликвидации тайной базы Кригсмарине на Кольском полуострове.
Во-первых, он узнал, что неожиданно для немцев в западной и восточной частях Мотовского залива были развернуты батареи 104-го пушечно-артиллерийского полка. Таким образом, выходы как из Мотовского залива, так и из Западной Лицы были взяты Северным флотом под надежный контроль, что, естественно, совершено не устраивало Главнокомандующего Кригсмарине. Однако, так как в недрах Генштаба Третьего рейха уже шла активная подготовка плана нападения на Советский Союз, планировщики ОКМ считали необходимым сохранить эту базу "до лучших" времен. Поэтому нет ничего удивительного в том, что начавшаяся Великая Отечественная война показала, что свертывание базы «Норд» более всего походило на ее временно тщательно подготовленную консервацию..." - http://www.e-reading.club/chapter.php/132313/8/Zlobin_-_Arkticheskie_taiiny_tret%27ego_reiiha.html
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
Учитывая всё вышесказанное, становится понятным та спешка с которой немцы готовили операцию по захвату Норвегии - они стремились опередить англо-французов у которых по плану "Р4" уже было всё готово к десанту ! Но, надо сказать, что и англо-французы НЕ СМОГЛИ оперативно скорректировать свои планы в ответ на «Везерюбунг» (Fall Weserübung, также: «Учения на Везере» или «Везерские манёвры» — это немецкая операция по захвату Дании - "Везерюбунг-Зюйд", Weserübung-Süd) и Норвегии - "Везерюбунг-Норд",  Weserübung-Nord ) - это признано в книге  Д. Маклахлан "Тайны английской разведки ( 1939–1945 гг. )" - ".. идея о необходимости тщательной разработки обширного плана обеспечения высадки английских войск на побережье противника разведывательными данными о характере местности, что имело целью не повторять ошибок, допущенных в 1940 году при высадке на побережье Норвегии. План этот был задуман, разработан и корректировался в комнате №39..." - Глава 1. "Комната 39 и начальник" ( контр-адмирал Годфри ) : http://royallib.com/read/maklahlan_donald/tayni_angliyskoy_razvedki_19391945.html#65733 . Таким образом, немцы опередили англо-французов и понеся потери, выиграли в главном - захватили Данию и Норвегию, получив тем самым, свободный выход в Мировой Океан и контроль над Балтийскими проливами ... Р.S. Свободный выход в Мировой Океан - это не преувеличение ! Т.к. из баз в Норвегии германские корабли выходили в Атлантику и далее, а по Северному морскому пути в Тихий океан и далее ( см. вспомогательный крейсер - рейдер "Комета" ). Р.P.S. Важный момент - это опередить противника : "..план вторжения в Норвегию, получивший кодовое наименование "Уилфред", был на некоторое время отсрочен. Странно, но Черчилль согласился с этой отсрочкой, хотя на заседании военного кабинета, состоявшемся днем раньше, военный министр и министерство иностранных дел представили сообщения о том, что в портах недалеко от Норвегии сосредоточено большое количество немецких транспортов с войсками. Было высказано довольно абсурдное предположение (удивительно, но ему поверили!) о том, что эти силы находятся в готовности и ожидают высадки английских войск, чтобы нанести контрудар.
Начало операции в Норвегии было отложено на три дня — до 8 апреля. Эта новая отсрочка, роковым образом уменьшила шансы союзников на успех в операции, так как дала возможность немцам вторгнуться в Норвегию раньше союзников.
1 апреля Гитлер принял окончательное решение и назначил вторжение в Норвегию и Данию на 05.15 9 апреля. Накануне Гитлеру сообщили, что норвежским зенитным и береговым батареям дано разрешение открывать огонь, не ожидая приказа высшего командования. Это означало, что норвежцы готовились к действиям и что если бы Гитлер промедлил, то потерял бы шансы на достижение внезапности и успех..." - http://militera.lib.ru/h/liddel-hart/06.html
« Последнее редактирование: 08 Апреля 2017, 19:57 от Ринат Гимадеев »
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
Необходимое замечание : данная тема не существует "сама по себе" и вне рамок Сайта fortification.ru - "Русский фортификационный сайт" и раздела "История: варианты, версии, предположения". Потому что : 1.) В ней рассмотрены вопросы фортификации - элементы береговой обороны Норвегии, форты, батареи ( стационарные в р-оне Осло-фьёрда и мобильные в р-оне Нарвика ) и реальные боевые действия ВМС против них; 2.) Захват немцами Норвегии создал реальную угрозу СССР на Севере, а это перекликается с темой "Гранитный крейсер" - о. Кильдин", которая служит связующим звеном с темой "Тихоокеанский вал Сталина", которая, в свою очередь, является одним из компонентов "оборонительного периметра СССР" : "Второго Кронштадта", "Красного Гангута", "Полуострова Крым", а позже - "ВМБ Порккала-Удд" и т.д. 3.) Данная тема есть ответление от "стержневой" темы, где на основе возможностей разного развития событий из Мировой Истории, обосновывается правомочность вариативной ( вариационной ) истории, как инструмента познания.
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
Интересно сравнить с боевыми действиями в районе Нарвика : "..8 апреля германские эсминцы коммодора Бонте счастливо разминулись в Вест-фьорде с группой английского кораблей во главе с линейным крейсером «Ринаун», в 4 часа утра миновали маяк Барё и вошли в Уфут-фьорд. Здесь они натолкнулись на норвежский сторожевик «Кельт», а через несколько минут на второй — «Михаэль Сарс». Эсминец «Дитер фон Рёдер» сигналом приказал им вернуться в порт, для пущей убедительности сделав несколько выстрелов из 37-мм зениток. Но перед тем, как подчиниться, норвежцы успели передать тревожное донесение по радио на находящиеся в Нарвике броненосцы береговой обороны. Вскоре оба сторожевых корабля были захвачены ЭМ «Рёдер», который был оставлен на дозорной позиции у входа в фьорд.
Получив сообщение с «Кельта» о приближении немецкого соединения, капитан 2 ранга Аским приказал «Эйдсволлю» выйти из порта, а сам на флагманском корабле занял позицию в глубине Нарвикской гавани, чтобы держать под прицелом орудий вход в нее.
Батальону III/GJR 139 предстояло захватить расположенные у входа в фьорд батареи «Рамнес» и «Хавнес». Около 5 часов «Ганс Людеман» высадил роту с командиром батальона майором Гансом фон Шлеебрюгге на южном берегу, а с «Антона Шмитта» на северный берег сошла 6-я рота обер-лейтенанта Оберштайнера. При этом «Шмиттом» был остановлен норвежский сторожевик «Сенья», на который высадили группу захвата. Горные егеря по глубокому снегу карабкались на скалы, но каково же было их удивление, когда на отмеченных на картах местах не оказалось никаких батарей. Последующие поиски ни к чему не привели. Правда, роте Оберштайнера повезло больше: ей удалось найти хотя бы бетонные фундаменты под орудия. В 10 часов измотанные егеря получили приказ грузиться на корабли и идти на соединение с основными силами.
Разгадка этой курьезной истории была найдена позднее. Оказалось, что принятое еще в 1912 году решение установить батареи для защиты Уфут-фьорда так и осталось на бумаге, а германская разведка оказалась чересчур эффективной. Этот факт сыграет свою роль уже через несколько дней…
Тем временем «Ценкер», «Кёльнер» и «Кюнне» направились в Херьянгс-фьорд для высадки десанта в направлении Эльвегордсмуэна, чтобы захватить склады с оружием. Эсминцы должны были при необходимости оказать артиллерийскую поддержку, но этого не потребовалось. 3-й батальон под командованием майора Вольфа Хагемана занял поселок и продвинулся к озеру Хартвиг, где был создан опорный пункт. В захваченном арсенале оказалось 315 ручных пулеметов, 8 тысяч винтовок, большое количество патронов, а также больше тысячи мундиров и комплектов зимней одежды. Благодаря этому горные егеря генерала Дитля в последующих боях не испытывали недостатка в обмундировании, оружии и боеприпасах. В 08:30 в Эльвегордсмуэн прибыл «Эрих Гизе», отставший от группы из-за заливания машин.
Три оставшихся в его распоряжении эсминца, на борту которых остались штаб и 2-й батальон (майор Артур Хауссельс) 139-го полка, коммодор Бонте повел к Нарвикской гавани, но в 05:15 на их пути возник «Эйдсволль». Хотя стояла ненастная погода, а видимость не превышала нескольких кабельтовых, для норвежцев появление германских кораблей не оказалось неожиданным. Грянул выстрел из 210-мм орудия броненосца. Водяной фонтан поднялся перед носом одного из эсминцев, «Тиле» и «Арним» тотчас развернулись и скрылись в снежной пелене. Флагманский «Вильгельм Хайдкамп» застопорил машину и поднял примирительный сигнал «Высылаю шлюпку с офицером», заставив норвежцев прекратить огонь.
Немецкий парламентер капитан 3 ранга Генрих Герлах из штаба Бонте сообщил командиру «Эйдсволля» капитану 2 ранга Одду Виллоху, что немцы пришли как друзья и защитники, но предложил разоружиться. Виллох связался с Аскимом, но тот повторно приказал встречать противника огнем. Получив такой ответ, Герлах спустился обратно в шлюпку. Отойдя на безопасное расстояние, он выстрелил в воздух красную ракету, за которой без промедления последовал двухторпедный залп флагманского эскадренного миноносца. Следы торпед были почти не видны — густая утренняя дымка стелилась над водой. Удар пришелся в район носовых пороховых погребов «Эйдсволля». Страшный взрыв разнес старый корабль на куски. Из всей команды удалось спастись только шестерым морякам, 177 человек погибло.
Около 05:45 в бой с двумя германскими эсминцами, пытавшимися приблизиться к пирсу, вступил «Норге». Залпы устаревших орудий ложились перелетами. Броненосец успел выпустить пять 210-мм и семь 150-мм снарядов. «Бернд фон Арним» ответил своим 127-мм калибром и выстрелил семь торпед. Пораженный двумя из них, «Норге» перевернулся и затонул вместе со 102 членами экипажа. Шлюпки германских эсминцев и стоявших в Нарвике торговых судов спасли 89 человек, в том числе и Аскима.{14} С гибелью «Норге» сопротивление прекратилось. Норвежские подводные лодки противодействия высадке не оказали (позже ушли в Харстад). Не сделали ни одного выстрела и «бофорсы» батареи «Фрамнес».
Тем временем «Георг Тиле» и «Вильгельм Хайдкамп» вошли в гавань и начали высадку. Нарвик удалось взять, практически не встретив сопротивления. Комендант города сразу отдал приказ о прекращении огня, затем отправился к Дитлю и лично ему сдался в плен. Десантники быстро заняли ключевые позиции в городе и окрестностях, и в 08:10 Дитль радировал в штаб XXI группы, что Нарвик в его руках. Во второй половине дня он собрал в «Гранд-отеле» представителей военных и гражданских властей и выразил им благодарность «за проявленное благоразумие, позволившее избежать лишних жертв». Не обошлось без курьезов: буквально на глазах у упоенных быстрой победой немцев майоры Спьельднэс и Омдаль вывели из города 180 не желавших сдаваться солдат, к которым прибилось еще двое моряков с броненосца «Норге». Они заняли позиции вдоль железной дороги, по которой доставлялась железная руда из Швеции, а затем отошли к северу на соединение со своими войсками.
Нарвик прежде всего был отправной точкой вывоза руды, и тем утром в его гавани находилось 27 торговых судов пяти национальностей.{15} Неожиданное появление военных кораблей привело к тому, что капитан немецкого рудовоза «Бокенхайм» выбросил свой транспорт на прибрежные скалы, настолько сильной была его уверенность в том, что это были англичане. Все британские суда были захвачены, но носить флаг противника им пришлось недолго…
Теперь коммодору Бонте было необходимо успеть заправить эсминцы для обратного перехода прежде, чем британский флот блокирует их в фьорде. Дело осложнялось тем, что в его распоряжении имелся только один танкер — «Ян Веллем» (11 776 брт), накануне вечером пришедший из секретной базы «Базис Норд» (под Мурманском) под видом торгового судна. Второй — сильно отставший от графика «Каттегат» (6031 брт) — около полудня 9 апреля был перехвачен южнее Будё норвежским кораблем охраны рыболовства «Нордкап» (капитан-лейтенант Йонсен). Сторожевик снял 34 человека экипажа танкера и потопил его, расстреляв из единственной 47-мм пушки.
В 14:30 флагманский эсминец пришвартовался к борту «Веллема» и начал заправку. Перекачка нефти проходила крайне медленно, так как переоборудованный из китобойной базы танкер мог обслуживать не более двух кораблей одновременно, затрачивая на каждый по семь-восемь часов. К вечеру был заправлен только «Хайдкамп», а «Ценкер» и «Кёльнер» еще стояли у борта танкера, поэтому было решено отложить выход группы в обратный путь на сутки. Эта задержка имела самые трагические последствия. Прозевав германскую высадку в Норвегии, англичане все же постарались продемонстрировать, что их флот еще правит морями. Велико же было удивление немцев, когда на рассвете 10 апреля у Нарвика неожиданно появились британские эсминцы…"- цитируется из "Захват Нарвика". Патянин Сергей Владимирович: «Везерюбунг»: Норвежская кампания 1940 г." : http://www.norge.ru/weser13 Р.S. "Базис Норд" - "История создания этой тайной базы Кригсмарине берет свое начало в кабинетах ОКМ, где о необходимости организации заграничной базы для германского военного флота в районе Скандинавского полуострова основательно и долго думали. Но гросс-адмирал Редер обратился лично к рейхсканцлеру Гитлеру по данному вопросу лишь после начала Второй мировой войны.
По замыслу адмирала, такая база Кригсмарине должна была иметь несколько назначений. Во-первых, стать передовой базой при наступлении на Британские острова. Во-вторых, основным опорным пунктом на кратчайшем пути германских судов из Атлантики в Тихий океан и обратно, А главное — быть опорой арктической системы Третьего рейха в советском секторе Арктики.
Безусловно, решающую роль в осуществлении этих планов, по мнению Эриха Редера, должна была сыграть тесная дружба с Советским Союзом. И он вновь не ошибся! Действительно, уже 17 сентября 1939 года, то есть не дожидаясь окончательного решения вопроса о создании базы» в Мурманск пришли лайнер «Бремен» и немецкие транспорты «Кордиллере» и «Сан-Луи» с грузами и техникой для будущей «Базис Норд». Но место, где должно было начаться ее строительство, было определено не сразу,
Кроме того, в связи с началом Второй мировой войны германская сторона обратилась к советскому руководству с официальной просьбой — разрешить длительную стоянку и межпоходовый ремонт кораблей Кригсмарине в мурманском порту. Но эта просьба была твердо отклонена советским руководством из политических соображений. Взамен были предложены два района мурманского побережья для базирования немецких кораблей — губы Териберская и Большая Западная Лица.
Выбор нацистов пал на последнюю, так как она не только была хорошо укрыта от чужих глаз сопками материка, полуострова Средний и полуострова Рыбачий, но еще и находилась рядом с советско-финской границей. Фактически Большая Западная Лида не только надежно скрывала немецкие суда, но еще и не позволяла разведчикам Северного флота следить за тем, что происходит в акватории тайной базы, так как находившиеся на побережье посты наблюдения СФ могли видеть лишь отдельные районы Мотовского залива, да и то только в ясную погоду. Вход в Западную Лицу тогдашние посты североморской СНиС вообще не видели.
Считается, что окончательное согласие советской стороны на создание тайной базы Кригсмарине на Кольском полуострове было получено 18 октября 1939 года, когда, по информации руководителя ФБР США Джона Э. Гувера, во Львове состоялась тайная встреча Адольфа Гитлера и Иосифа Сталина, где было подписано некое секретное соглашение, Правда, оба политических руководителя могли принять подобное решение и без личной встречи — например, в процессе личной переписки между И. Сталиным и А, Гитлером.
Что это было за соглашение, до сих пор остается тайной, но мы можем предположить, что один из его пунктов непосредственно касался организации новой нацистской базы.
Эта гипотеза основывается на следующем.
Семнадцатого октября 1939 года на докладе у Сталина: "…присутствовали Ворошилов, Кулик, Кузнецов, Исаков…" И затем: "…сразу же после возвращения Сталина в Кремль (19 октября 1940 года, — Авт.) с 20 часов 25 минут до полуночи у него состоялась беседа с В. Молотовым".
Рассмотрим внимательно статус всех вышепоименованных советских государственных и военных деятелей, с которыми за сутки до секретной встречи во Львове беседовал Иосиф Сталин.
Маршал Климент Ворошилов, маршал Григорий Кулик и адмирал Николай Кузнецов занимали в те годы высшие командные должности в Наркомате обороны, а Вячеслав Молотов был наркомом иностранных дел и куратором Северного морского пути. Встреча с ними руководителя советского государства вполне объяснима.
А вот почему сюда же был приглашен адмирал Иван Исаков, который в то время был председателем специальной военно-морской комиссии? Попробуем найти ответ.
Как известно, эта комиссия была создана для решения особых задач в интересах национальной обороны СССР. К 17 октября 1939 года благодаря работе комиссии адмирала Исакова Краснознаменный Балтийский флот получил от Эстонии, Литвы и Латвии военно-морские базы на балтийских островах Эзель (Саарема) и Даго (Хиума), а также балтийские порты Палдиски, Либава (Лиепая) и Виндава (Вентспилс). Таким образом, Советский Союз плотно охватил Финляндию с юга..."
Своему успеху немцы в немалой степени обязаны СССР : "8 апреля «Ян Веллем» прибыл в порт Нарвик, официально — для пополнения запаса топлива При этом норвежские портовые власти были удивлены, что у якобы идущего в Мурманск судна на борту находится большое количество продовольствия. В действительности это было продовольствие, которое было доставлено для германских горных стрелков генера Дитля прямо со складов «Базис Норд».
13 апреля «Ян Веллем» обеспечил топливом (3 тысячи тонн) эскадренные миноносцы капитана-цур-зее Бонте в Уфут-фиорде (район Нарвика) и оказался единственным из всех направленных сюда германских танкеров. Два других танкера, «Каттегат» и «Скагеррак», направленных к Нарвику мимо Британских островов, были перехвачены англичанами. Правда, и «Ян Веллем» далеко не ушел. После передачи топлива он был атакован английскими эсминцами и выбросился на берег у входа в фиорд ..." - https://document.wikireading.ru/4549
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
Учитывая всё вышесказанное, становится понятным та спешка с которой немцы готовили операцию по захвату Норвегии - они стремились опередить англо-французов у которых по плану "Р4" уже было всё готово к десанту ! Но, надо сказать, что и англо-французы НЕ СМОГЛИ оперативно скорректировать свои планы в ответ на «Везерюбунг» (Fall Weserübung, также: «Учения на Везере» или «Везерские манёвры» — это немецкая операция по захвату Дании - "Везерюбунг-Зюйд", Weserübung-Süd) и Норвегии - "Везерюбунг-Норд",  Weserübung-Nord ) - это признано в книге  Д. Маклахлан "Тайны английской разведки ( 1939–1945 гг. )" - ".. идея о необходимости тщательной разработки обширного плана обеспечения высадки английских войск на побережье противника разведывательными данными о характере местности, что имело целью не повторять ошибок, допущенных в 1940 году при высадке на побережье Норвегии. План этот был задуман, разработан и корректировался в комнате №39..." - Глава 1. "Комната 39 и начальник" ( контр-адмирал Годфри ) : http://royallib.com/read/maklahlan_donald/tayni_angliyskoy_razvedki_19391945.html#65733 . Таким образом, немцы опередили англо-французов и понеся потери, выиграли в главном - захватили Данию и Норвегию, получив тем самым, свободный выход в Мировой Океан и контроль над Балтийскими проливами ... Р.S. Свободный выход в Мировой Океан - это не преувеличение ! Т.к. из баз в Норвегии германские корабли выходили в Атлантику и далее, а по Северному морскому пути в Тихий океан и далее ( см. вспомогательный крейсер - рейдер "Комета" ).
".. Первую, весьма расплывчатую информацию о том, что Великобритания и Франция готовят высадку десанта на Скандинавский полуостров, Адольф Гитлер получил в середине января 1940 года И вряд ли это было для него неожиданностью. Как вы помните, еще 10 октября 1939 года он выслушал мнение имперского МИДа о серьезном внимании англичан к Скандинавскому полуострову после начала Мировой войны. А затем — и предложение гроссадмирала Редера о срочности захвата Норвегии.
В своем предложении Редер опирался на доклады адмиралов Вильгельма Канариса (начальник разведывательного управления вермахта) и Карлса (начальника военно-морского командования восточного района). Уже 5 февраля в германском Генштабе заработал «малый рабочий штаб» по изучению планов вторжения в Норвегию (а заодно и в Данию), который получил условное наименование «Везерюбунг». Скоро его работа даже получила серьезное ускорение: английский эсминец «Коссак» в норвежском Ёссинг-фиорде захватил германское судно снабжения «Альтмарк», которое ранее обеспечивало топливом и продовольствием германский рейдер «Адмирал граф Шпее». После гибели подопечного броненосца германский «снабженец» до января 1940 года скрывался просторах южной Атлантики, а затем, пройдя между Фарерскими островами и Исландией, попытался пройти к берегам рейха. Но здесь его и захватили англичане. Подобная смелость и инициатива британского командира подчеркнула, что в штабах на Британских островах успешно ведется некая работа, направленная на усиление английского влияния на политику нейтральной Норвегии. А вскоре появился новый «ускоритель» для германского захвата Норвегии.
14 марта 1940 года немецкая радиоразведка доложила о перехвате приказания англо-французской десантной группе на проведение окончательной подготовки по плану «Р4». Новый доклад сразу же активизировал подготовку операции «Везерюбунг»...14 апреля 1940 года газете «Правда» пришлось официально опровергать сообщения английской газеты «Daily Telegraph and Morning post» и литовской «Лиетувас айдос», которые на весь мир объявили, что в Нарвик германские десантные части были доставлены из Мурманска, где они будто бы находились до начала операции. Понятно, что подобной огласки правительству СССР совсем не хотелось, однако она уже попала на страницы мировой прессы. Правда, весной — летом 1940 года «Базис Норд» практически перестала быть тайной для англичан.
Дело в том, что весной 1940 года в залив Большая Западная Лица и в соседний залив Петсамо зачастили танкеры, которые были переданы Германии американской компанией «Вариед танкер компани» и «Эссбергер шиппин компани», а также танкеры компании «Евротанк». Бизнес есть бизнес! А где есть бизнес — там всегда рядом и разведка. Но топливная база за пределами английской блокады была крайне важна "Кригсмарине"..." - вот такой международный узел завязался в этом районе Скандинавии! И обе противные стороны решили "разрубить гордиев узел", но немцы успели нанести удар раньше благодаря СССР, т.к. во-первых, англо-французы готовили операцию "Р4" против СССР, а во-вторых, Германия получала помощь от СССР - ведь, серьезной проблемой для коммодора Ф. Бонте стало обеспечение своей группы эсминцев топливом на обратную дорогу. Последующие бои Норвежской операции показали, что именно отсутствие достаточного количества корабельного топлива и стало гибельным для группы Бонте. Но если бы немцы не захватили Нарвик, то еще неизвестно, как бы развивалась вся Норвежская операция и каков был бы первый период ВМВ ..." - https://document.wikireading.ru/4549
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
Касательно англо-французской операции "Р4" : "..Больше всего инициативу и целеустремленность разведки до середины тридцатых годов сдерживали ежегодно повторявшиеся напоминания кабинета министров трем видам вооруженных сил о том, что Черчилль сформулировал в двадцатых годах следующим образом:
   «При рассмотрении проекта государственного бюджета по расходам следует исходить из предположения, что в течение ближайших десяти лет Великобритания не будет вовлечена ни в какую крупную войну и ей, следовательно, не потребуются для этих целей никакие экспедиционные войска».
   Хотя адмирал Чэтфилд прилагал все усилия к тому, чтобы восстановить флот, насколько это было возможно в рамках скудных ассигнований, ждать, что разведывательное управление перестанет существовать на правах «золушки», было бы нереально..." - http://royallib.com/read/maklahlan_donald/tayni_angliyskoy_razvedki_19391945.html#338507 Несомненно, что эта установка Черчилля отразилась не только на разведке, но и на силах и средствах высадки десантов : "В ходе своей поездки по китайскому побережью в 1937 году английский адмирал Маунд оказался свидетелем впечатляющего зрелища. Шла война Японии с Китаем, и в одной из бухт собрался японский десантный флот. Свыше четырех сотен катеров и барж группировались вокруг «Синсю Мару» - первого в мире десантного штурмового транспорта, предназначенного для перевозки и быстрой выгрузки войск и техники. Англичанин был озадачен: во флоте «владычицы морей» строительство подобных судов даже не планировалось!" Не лучше обстояли дела и у Германии : "..Обладавший самой подготовленной в мире армией и неплохим военным флотом, «третий рейх» не имел до войны ни одного массового высадочного средства. Поэтому к операции по захвату Норвегии и Дании пришлось привлечь боевые корабли. Вообще операция «Везерюбунг» («Учения на Везере») разрабатывалась буквально «на коленках». В качестве «источника вдохновения» для составления первого плана командующий войсками генерал Фалькенхорст использовал туристический справочник! Ввиду того, что многие пункты высадки находились ближе к британским базам, чем к немецким (и это в условиях превосходства англичан на море), основным средством для перевозки войск стали быстроходные крейсеры и эсминцы. Расчет оправдался: эскадренным миноносцам с егерями генерала Дитля на борту удалось проскочить даже в самый северный из крупных портов Норвегии - Нарвик. Конечно, успех «везерских учений» во многом был обусловлен практически полной тактической внезапностью и отсутствием серьезного сопротивления. Немногочисленные соединения на боевых кораблях не имели ни тяжелой артиллерии, ни танков, ни автомобилей. Свалившиеся как снег на голову растерянных норвежцев, солдаты вермахта реквизировали даже велосипеды, чтобы быстрее продвигаться вперед. При высадке с крейсеров в Осло-фьорде и районе Бергена пришлось пересаживать людей на торпедные катера и малые тральщики. В Копенгагене германские суда просто пришвартовывались к причалам, и войска высаживались на набережную. В тех же случаях, когда противник оказывал сопротивление, «кригсмарине» нес значительные потери. Легкие силы германских ВМС лишились трети своей мощи, причем в части самых ценных кораблей - эсминцев и крейсеров..." - http://mlib.rostel.ru/sections/mkonst/1997_desant/mk1997-03.htm Естественно, что неподготовленность этих стран в данной, весьма важной, области средств  для наступательных действий, не ускользнула от внимания СССР.
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
Скандинавия необходима была в первую очередь Германии. Хотя, известно, что еще до Второй мировой войны Великобритания за счет Скандинавских стран покрывала половину своей потребности в марганце и почти на две трети — в железной руде. При этом железную руду она получала с рудников уникального (содержание железа в руде до 70 процентов) шведского месторождения Кируна Но имелись у англичан и не столь известные источники стратегически важного сырья. Компания «Монд-Никел» через свое дочернее предприятие — норвежскую концессию «Петсамонникели» — обеспечивала "Туманный Альбион" богатыми никелевыми рудами. Только разведанных запасов никеля в районе залива Петсамо (Печенгского залива) имелось более 200 тысяч тонн, а меди — почти 80 тысяч тонн. Одновременно канадские строители подготовили к эксплуатации и новый рудник «Каула» (сегодня здесь вырос город Никель). А вот гитлеровской Германии приходилось везти силикатные никелевые руды издалека: Бразилия, Греция и Голландская Индия. Но и в этом случае это была едва ли треть от потребности немецкой промышленности никелем (даже для мирного времени). Неудивительно, что Норвежское море, а также западная часть нашего Севморпути, и главное, берега Сибири, серьезно заинтересовали А. Гитлера, и особо — в военно-экономическом отношении: для успешного ведения новой мировой войны фашистской промышленности были нужны металл и руды, лесоматериалы и целлюлоза из Швеции, Норвегии и Финляндии. И как стратегический резерв — из России. Таким образом, Скандинавия была важнее для Англии более чем Польша из-за которой ВМВ и началась! И вообще, СССР было выгодно, чтобы в борьбе за Норвегию англо-французы и немцы "поглубже вцепились бы друг другу в глотки", тем самым взаимно ослабляясь, а СССР в то время, получал выгоды от торговли с Германией, выигрывал время и мог выбирать на чью сторону встать. На сторону тех, кто будет побеждать, естественно, как и США в ПМВ и в ВМВ. Но, что-то пошло не так ...
« Последнее редактирование: 09 Апреля 2017, 01:26 от Ринат Гимадеев »
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
Вызывает удивление лёгкость с которой маленькая, но гордая Дания капитулировала перед Германией в 1940 г. Надо помнить, что в прошлом датчане отважно сражались с "владычицей морей" - Великобританией и с Германией. И не раз : была датско-прусская война 1848—1850 гг. и австро-прусско-датская война 1864 г., известно также как Вторая Шлезвигская война или Война за Шлезвиг и Гольштейн — это вооружённый конфликт между Данией, Пруссией и Австрией, за отделение приэльбских герцогств Шлезвига и Гольштейна от владений Датского королевства. Причём, в 1864 г. Дания вынуждена была отказалась от своих притязаний на Лауэнбург, Шлезвиг и Гольштейн. Может быть, потому, что не осталась без внимания психологическая подготовка ? "Так, 5 апреля германский посланник в Осло пригласил видных норвежцев, в том числе членов правительства, на демонстрацию документального фильма о захвате Польши. Последние кадры были посвящены варварской бомбардировке Варшавы. Надпись гласила: «За это они могут благодарить своих английских и французских друзей». Гости разошлись в глубоком унынии. А на рассвете 9 апреля план захвата Дании и Норвегии начал осуществляться. В порты этих стран внезапно вошли германские корабли, а на аэродромах стали приземляться самолеты с воздушно-десантными войсками. В Копенгагене, где никто не ждал нападения, германские солдаты уже в первый же час после вторжения беспрепятственно хозяйничали в городе. Они разоружили датских солдат, схватили и арестовали начальника генерального штаба и министра внутренних дел, а также английского торгового атташе, подвернувшегося под руку на улице. Датскому правительству был предъявлен «меморандум»: отдать приказ о капитуляции. На размышление давался один час. Германский посланник ожидал у королевского дворца с часами в руках. В 6.30 утра правительство капитулировало..." - http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000025/st017.shtml Р.S. Читая книгу «Люфтваффе: рабочая высота 4000 метров»  Каюса Беккере о "первой в военной истории операции с участием парашютистов" по захвату мостов Сторстрём и Маснедё-Зееланд, просто диву даёшься описаниям, когда немецкие десантники приземляются прямо на купола огневых точек датских фортов, раскатывают на конфискованных велосипедах и вместе с пехотинцами 3 пб 305 пп захватывают паромные переправы! Не война, а просто идиллия какая-то. P.P.S. Кстати, когда 9 апреля 1940 г, Германия нарушила датско-германский пакт о ненападении, заключенный за год до этого, и, вторгшись в Данию, провозгласила над ней протекторат, то поначалу король и парламент страны продолжали функционировать по-прежнему, но 29 августа 1943 года в связи с усилением датского движения Сопротивления немцы объявили в стране военное положение. Поняв, что флоту угрожает захват, датские моряки предприняли героическую попытку прорваться в Швецию. В результате из 48 кораблей в руки врага попало только семь; 28 были затоплены и взорваны своими экипажами, а из 13, участвовавших в прорыве, 12 достигли берегов Швеции. Погиб только один, но самый современный и самый сильный корабль ВМС Дании,- броненосец береговой обороны "Нильс Джуэль"- германская авиация настигла его у выхода из Исе-фьорда...
« Последнее редактирование: 08 Апреля 2017, 20:33 от Ринат Гимадеев »
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
Необходимое замечание : данная тема не существует "сама по себе" и вне рамок Сайта fortification.ru - "Русский фортификационный сайт" и раздела "История: варианты, версии, предположения". Потому что : 1.) В ней рассмотрены вопросы фортификации - элементы береговой обороны Норвегии, форты, батареи ( стационарные в р-оне Осло-фьёрда и мобильные в р-оне Нарвика ) и реальные боевые действия ВМС против них; 2.) Захват немцами Норвегии создал реальную угрозу СССР на Севере, а это перекликается с темой "Гранитный крейсер" - о. Кильдин", которая служит связующим звеном с темой "Тихоокеанский вал Сталина", которая, в свою очередь, является одним из компонентов "оборонительного периметра СССР" : "Второго Кронштадта", "Красного Гангута", "Полуострова Крым", а позже - "ВМБ Порккала-Удд" и т.д. 3.) Данная тема есть ответление от "стержневой" темы, где на основе возможностей разного развития событий из Мировой Истории, обосновывается правомочность вариативной ( вариационной ) истории, как инструмента познания.
1.) Подробнее см. "Тестовая", « : 31 Март 2017, 11:53 » : http://fortification.ru/forum/index.php?topic=4760.0 2.) Военное руководство СССР следило за прогрессом в военной области и брало "на вооружение" то, что отвечало потребностям отечественной обороны. Так, например, "последним и самым совершенным датским броненосцем береговой обороны должен был стать “Нильс Джуэль”, решение о постройке которого было принято в 1914 году. Согласно проекту на нем планировалось установить два 305-мм орудия и десять 120-мм скорострельных пушек. Однако опыт первой мировой войны показал, что время артиллерийских сражений надводных кораблей в прибрежных водах миновало; мелководье, минные заграждения, миноносцы, торпедные катера и подводные лодки сделали приближение тяжелых артиллерийских кораблей противника к берегам практически невозможным. Зато стало ясно, что главным потенциальным противником броненосца береговой обороны будут легкие силы — миноносцы, катера, десантные суда, дирижабли и самолеты. Вот почему спущенный на воду в 1918 году “Нильс Джуэль” был вооружен иначе, чем планировалось. Вместо 305-мм и 120-мм орудий на нем установили десять 150-мм скорострельных орудий, две 47-мм пушки и четыре 57-мм зенитки.
Стремительное развитие военной авиации после первой мировой войны побудило датчан в 1935—1936 годах модернизировать “Нильса Джуэля”, угол возвышения 150-мм орудий увеличили до 30° и установили четыре прожектора. В дальнейшем, когда стала ясна ценность автоматического малокалиберного оружия в борьбе против вражеских пикировщиков, зенитную артиллерию броненосца усилили. Вместо двух 47-мм пушек на нем установили пять спаренных установок 20-мм автоматов и четырнадцать 8-мм пулеметов. Подобное же изменение претерпело и артиллерийское вооружение “Педера Скрама”..." -  http://hobbyport.ru/mor_col/mc_bo/mc_bo_16.htm Аналогичную модернизацию провели в Норвегии и Швеции, а Финляндия построила два новейших корабля данного класса : "Последние два броненосца береговой обороны в 1929-1932 гг. пост­роила Финляндия. При водоизмещении 3 900 т и главном вооружении из 4 254-мм орудий они получили дизельные двигатели и сравнительно лег­кое (57-мм) бортовое бронирование. Скорость достигала 15,5 уз. Бронено­сец «Ильмарииен» погиб, подорвавшись на советской мине 13 сентября 1941 г. «Вейнямейнен», редко выходивший в море во время войны, счастливо избежал ударов советской авиации, после войны служил в ВМФ СССР под названием «Выборг». Его исключили из состава флота в 50-е годы XX века ! В свою очередь, ещё в "царское время" "в России были разработаны 2 замечательных проекта с интересной классификацией кораблей. В одном случае это проект так на­зываемой броненосной канонерской лодки, которая больше напоминает «карманный линкор», а в другом — проект броненосца береговой оборо­ны. В разгар Первой мировой войны русскому флоту пришлось вернуться к идее мелкосидящего корабля для действий на минно-артиллерийских позициях в Балтийском море. Основанием для этого послужили опера­тивно-тактические соображения в сочетании с возрождением монито­ров в Англии, сравнительной дешевизной и быстротой их постройки. Сыграла свою роль и возможность утилизации 356-мм орудий и устано­вок, создававшихся для линейных крейсеров типа «Измаил», готовность которых задерживалась. В октябре 1915 г. в Главном управлении кораблестроения рассматри­вались три варианта проекта броненосца береговой обороны, отличавших­ся друг от друга лишь в деталях.. В 20-х гг. XX в. Управление Военно-Морских Сил РККА вновь обрати­лось к идее создания монитора для Балтики. Постройка одного такого корабля стоимостью 10 млн 850 тыс. руб. была утверждена для второй очере­ди шестилетней программы судостроения в 1926 г. Эскизный проект мо­нитора, вооруженного 3 356-мм орудиями, к февралю 1927 г разработали в Научно-техническом комитете УВМС РККА. Стремление обеспечить надежную защиту от огня 305-мм орудий привело к увеличению водоиз­мещения до 11 тыс. т Целесообразность строительства единичного мони­тора у многих вызывала сомнения. В 1928 г. от этой идеи отказались из-за недостатка средств, направленных на модернизацию линейных кораблей. По решению РВС СССР от 30 мая 1931 г. имевшиеся 356-мм орудия ис­пользовали для создания береговых батарей..." - http://cmboat.ru/monitor/monitor4/
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
В СССР следили за ходом боевых действий, оценивали их результаты и делали выводы. Бой в Осло-фиорде был важен для оценки качеств боевых кораблей "Кригсмарине", т.к. немцы тщательно скрывали ТТХ своих новых боевых кораблей и путём дезинформации вводили в заблуждение относительно их предназначения. Так, "карманные линкоры" типа "Дойчланд" именовались официально "броненосцами", линкоры типа "Бисмарк" по официальным данным имели такие размерения, что при их официальном тоннаже были пригодны для Балтийского и Северного морей. Аналогичное положение было и с тяжёлыми крейсерами типа "Адмирал Хиппер" к типу которого принадлежал и погибший "Блюхер". Советская разведка старалась получать реальные данные, а покупка в Германии тяжёлого крейсера "Лютцов" развеяла все сомнения, т.к. он был однотипным с "Адмиралом Хиппером" и "Блюхером", но более новым ... Р.S. "..18 марта 1935 года А.Гитлер официально и в одностороннем порядке денонсировал Версальский договор. Правительство Великобритании, что бы хоть как-то ограничить развитие Кригсмарине, поспешило заключить с Германией новый договор. Переговоры проходили в Лондоне (с 4.05.1935 по 18.06.1935) между спец. уполномоченным Гитлера Риббентропом и министром иностранных дел Великобритании Хором. Переговоры завершились 18 июня 1935 года новым соглашением, в котором было удовлетворено требование Германии о том, чтобы «мощь германского флота составляла 35 % в отношении к совокупной мощи Британской империи». Причём эта пропорция должна была соответствовать как общему тоннажу, так и качественному составу флота.
Так же Германия получила право на создание подводного флота, равного британскому, но обязалась не превышать 45 % от его тоннажа. В случае нарушения этого обязательства, Германия должна была только «проинформировать» Великобританию. Это было сделано в феврале 1938 года. Германия известила Англию о намерении увеличить подводный флот до размеров британского.
Так, в результате этого договора, Германия получила право на флот общим тоннажом 420595 английских тонн (427344.25 метрических тонн), что являлось уравниванием её по тоннажу с флотами Франции или Италии. А деление по тоннажу классов боевых кораблей дало возможность построить Германии два авианосца, пять линкоров, 21 крейсер и 64 эсминца. Надо отметить, что договор был заключен без участия держав-победительниц в Первой мировой войне (Франции и Италии) и Великобритания практически в одностороннем порядке приняла решения о признании денонсации Германией Версальского договора. Заключение этого договора не предотвратило развитие Кригсмарине, и 28 апреля 1939 года Гитлер объявил о его денонсации. К моменту выхода Германии из соглашения 1935 года, был разработан «План Z» рассчитанный до 1948 года. Согласно этому плану Кригсмарине должна были иметь в своём составе четыре основные группы:
- Рейдерскую группу для ведения боевых действий в океане. В состав группы должны были входить три карманных линкора, три быстроходных линкора, два авианосца, пять тяжёлых крейсеров, несколько лёгких крейсеров разведки и 190 подводных лодок.
- Флот отечественных вод для ведения боевых действий против Британского флота вблизи берегов Германии. В состав должны были войти четыре линкора, несколько эсминцев и лёгких крейсеров быстрого реагирования.
- Две группы атакующих сил «А» и «В» для прикрытия рейдерской группы от крупных кораблей противника. В состав должны были войти три линкора с 400-мм артиллерийским вооружением в сопровождении лёгких эсминцев и крейсеров..." - http://wiki.wargaming.net/ru/Navy:%D0%9A%D1%80%D0%B8%D0%B3%D1%81%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B5
"Порядок в танковых войсках !"