Автор Тема: Линия Салпа. Тропа Салпа.  (Прочитано 16112 раз)

Оффлайн Vladimir

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4261
    • E-mail
Re: Линия Салпа. Тропа Салпа.
« Ответ #10 : 08 Декабря 2015, 21:54 »



Старинная фотография, на стенде в скалах южнее Раяйоки, строительства комплекса сооружений ЛС. На вершину выходила вертикальная шахта с проходом на наблюдательную вышку и речку с одноименным названием.



Сегодняшний вид с той же точки. Внутри скал выдолблены громадные помещения. Энергии фотовспышки не хватает на снимок. Есть несколько выходов. Наверное здесь были КП. казармы и склады. Внутренние объемы впечатляют.

 



 На Линии Салпа используются ТОТы. Кажется на базе башен наших танков захваченных в Зимнюю войну!
Для осмотра достопримечательностей по скалам сделаны лестницы.

Оффлайн Vladimir

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4261
    • E-mail
Re: Линия Салпа. Тропа Салпа.
« Ответ #11 : 17 Декабря 2015, 17:13 »

Нашел у себя в папках финские фотографии из Инета, посвященные строительству "Зубов Дракона:



Вот такая команда из инженерного подразделения с лопатами двигается на строительство противотанковых заграждений. Будут устанавливать одну "надолбу".



Свежеустановленные полосы  заграждений с помощью лебедки и треноги, представленные в музее Мехикюля. И лошадки с телегой, конечно.



Получаются вот такие препятствия в три-четыре полосы. Иногда в две. Из натурального гранита. А его еще нужно "нарубить" и привезти.



И вот такие конструкции тянутся десятками и сотнями километров!



По лесам, берегам проходимых болот,.....   С гранитом у фиников дефицита не было. А если сюда добавить аналогичные заграждения Линии Маннергейма-Энкеля, построенные перед войной с Финляндией на Карельском перешейке до 1939 года и после подорванные нашими саперами, а  потом приплюсовать построенную в течении ВОВ оборонительную линию  VT, одновременно с Линией Салпа, начинаешь задумываться, где же они взяли столько гранита. Наверное обтесывали на каждом хуторе. Как китайцы, во времена Мао варили по домам сталь.


Оффлайн Vladimir

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4261
    • E-mail
Re: Линия Салпа. Тропа Салпа.
« Ответ #12 : 17 Декабря 2015, 17:51 »


Это раритет наших дней на Карельском перешейке.



А здесь заграждения из бетона. В ногу со временем. Кажется, это на Линии VT. (Ваммелсуу-Тайпале). Она была построена взамен Линии Маннергейма, которую восстанавливать не стали, ближе к Ленинграду. Эта была прорвана в 44-м году в районе Кутерсельки. (ноне Лебяжье).



Видимо тесать гранит надоело. Наверное немцы стройматериалы подкинули. В войну они стали дружить. правда Маннергейм относился к этой дружбе осторожно и фюрера в Финляндию особо не допускал.

А теперь немного о "шариках":



Строительство укрытий и огневых точек "индустриальным" методом", с помощью разборной опалубки, которую можно потрогать в музее в Мехикюле. А если туда подъехать со своим бетоном, то и попробовать опалубку в деле.



На строительстве Линий Салпа и  VT применяли и механизацию того времени. Не только одну лошадиную силу.



Здесь финский пролетарий физического труда готовит к сдаче военной приёмке очередное сооружение. На заднем плане закупленная опалубка. Скорее всего эти работы ведутся на Карельском перешейке на Линии VT. На Линии Салпа подобных сооружения ощутимо меньше.



Панорама строительства. Наверное в районе Нахимовского озера.





Функционирующая огневая точка.

Оффлайн Vladimir

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4261
    • E-mail
Re: Линия Салпа. Тропа Салпа.
« Ответ #13 : 28 Декабря 2015, 22:36 »



Еще одна огневая точка на Линии Салпа.



Внутреннее помещение с остатками воздуховодов вентиляции.



Информационный щит возле Korsu 310-443.



Скобы лестницы ведущей в наблюдательный бронеколпак.



Боевая пулеметная амбразура в бронекапсуле ДОТа.



Вход в Korsu 310-443.



Рядом расположенное, " быстростроящееся",   бетонное укрытие типа "Шарик". Попадается довольно редко.



Korsu 103. Пулеметный ДОТ. Находится прямо на одной из стоянок для отдыха, на "Тропе Салпа".






Оффлайн Vladimir

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4261
    • E-mail
Re: Линия Салпа. Тропа Салпа.
« Ответ #14 : 28 Декабря 2015, 23:12 »



Korsu перекрывающий дорогу от местечка Равийёки, где у фиников, в настоящее время находится большой конезавод, к побережью Финского Залива.



 Напольная стенка одного из ДОТов. В амбразуре чья-то мишень для "пневматики".



KORSU.



Наблюдательный замаскированный колпак на ДОТе, стоящем на просеке.



Вот такой ход сообщения между Korsu.



Такое "удобство" на стоянке отдыха Тропы Салпа! Можно пожарить бифштекс, стейк, картошечку! Побаловаться шашлычком!  Дровишки всегда на готове!



Схема узла обороны в Равийёки. Это где конзавод.



Там же!



Памятная доска в Равийёоки.



А это крыша Korsu, с бронеколпаком посередине, на котром и установлены памятные раритеты.



А вот так на хуторе закрывают двери сарая. Вместо замков.

Оффлайн Vladimir

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4261
    • E-mail
Re: Линия Салпа. Тропа Салпа.
« Ответ #15 : 29 Декабря 2015, 00:56 »




Карта на информационном щите музея южной части Тропы Салпа.

Оффлайн Vladimir

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4261
    • E-mail
Re: Линия Салпа. Тропа Салпа.
« Ответ #16 : 30 Декабря 2015, 20:22 »
Конечно, что бы индивидуальное путешествие по Тропе Салпа, с осмотром оборонительных сооружений Линии Салпа, было наиболее комфортным и интересным, крайне желательно иметь для ориентации руководящий документ в виде карты нужного района Финляндии. Вот здесь ситуация весьма напряженная! Говорят, что где-то ее можно купить за 10 евро! Найти не удалось. В Инете, тоже полное отсутствие! Наши коллеги-знатоки, со вкусом описывающие свои путешествия, но не торопятся выложить секреты.
 А  в Финляндии мир не без добрых и отзывчивых людей! К примеру, в  бункер-музее.  Поэтому, посмотрев на пылающий огонь в глазах любознательного путешественника из соседнего дружественного государства, сотрудники музея, из сострадания, выделили безвозмездно, столь дефицитный буклет со всеми секретами. По-случаю!
Правда, на карте по Тропе,  указаны далеко не все KORSU. Приблизительльно одна треть.



Оффлайн Vladimir

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4261
    • E-mail
Re: Линия Салпа. Тропа Салпа.
« Ответ #17 : 30 Декабря 2015, 20:40 »
Листы карт идут с севера на юг, до Финского Залива, с перекрытием.
Если по рисунку щелкнуть курсором, откроется картинка в хорошем разрешении. На ней. наверху, есть значок  для скачки файла этого рисунка.
Кстати, для живущих в Питере, возможна поездка для прогулки на выходные.










Оффлайн Vladimir

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4261
    • E-mail
Re: Линия Салпа. Тропа Салпа.
« Ответ #18 : 30 Апреля 2016, 23:59 »
В Инете появился такой профессиональный труд:

 Э.Л.  Коршунов   А.А.Михайлов  А.И. Рупасов                               
                         
Линия «Салпа» – оборонительный рубеж на восточной границе Финляндии

По окончании Второй мировой войны, а более интенсивно – начиная с 1949 года, в ряде европейских стран велись работы по строительству новых и восстановлению имевшихся долговременных укреплений.



Рис. 1. Схема укреплений и аэродромной сети государств Северной Европы (фрагмент)

Так, например, во Франции эти работы велись на «линии Мажино»; в Италии – на границах с Австрией и Югославией, а также на рубеже р. Талья-менто; в Греции – на границах с Албанией и Болгарией; в Турции – на границах с СССР, вдоль Черноморского побережья, в зоне проливов Босфор и Дарданел-лы, а также в Восточной Фракии; в Норвегии – на границах со Швецией и Фин-ляндией, на рубежах рек Гломма и Ворма, а также в Северной Норвегии – на западном берегу Люнгенфиорд; в Дании – на юго-восточном побережье датских островов, в районе Копенгагена, а также на мысе Стевнс, о. Лангеланд и в районе Фредериксхавн (рис. 1).
Все это указывало на то, что военно-политическое руководство этих стран обращало особое внимание на оперативное оборудование театров воен-ных действий долговременными оборонительными сооружениями.
Не была исключением и Финляндия, в которой проводились оборонительные работы по совершенствованию укреплений линии «Салпа»2 (рис. 2).



Рис. 2. Схема сухопутных укреплений и естественных оборонительных рубежей Финляндии. 1949 год (фрагмент)

В 1940 г. после потери «линии Маннергейма» и установления новой советско-финляндской государственной границы, финны приступили к возведению вдоль восточной границы Финляндии линии оборонительных сооружений. Уже 22 марта 1940 г. в поместье Инкиля прошло созванное К.Г. Маннергеймом совещание, на котором было решено приступить к проведению фортификаци-онных работ. 28 марта Маннергейм назначил руководителем этих работ генерала Э.Ф. Ханелля (рис. 3). Чтобы ускорить ход работ Ханелль был временно назначен на пост начальника генерального штаба (первоначально – с 11 апреля по 18 июня 1940 г., но сохранил эту должность до 1942 г.) и повышен в звании – стал генерал-лейтенантом. Штаб по проведению работ разместился в Мюллюкоски. Был образован Отдел фортификации сухопутных сил (Maavoimien linnoitustoimisto). Планирование и строительство укреплений производилось с учетом физико-географических условий местности и оперативного значения направлений.



Рис. 3. Генералы Э. Ханелль (слева) и В. Туомпо


Оффлайн Vladimir

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4261
    • E-mail
Re: Линия Салпа. Тропа Салпа.
« Ответ #19 : 01 Мая 2016, 00:28 »
11 мая 1940 г. Государственный совет (правительство Финляндии) согласился выделить на работы 550 млн. марок, добавив в сентябре к этой сумме еще 166 млн.7 марок. В 1941 году расходы на фортификационное строительство со-ставили 1 млрд. 100 млн. финских марок. Максимальное количество занятых на работах людей было весной 1941 г. – 35000 человек (в том числе около 900 шведских добровольцев).
Когда летом 1944 г. на Перешейке началось мощное советское наступление, финское командование с исключительным вниманием отнеслось к возможной роли, которую могли сыграть построенные в 1940–1941 гг. укрепления. 10 июля 1944 г. Маннергейм своим приказом присвоил этим укреплениям наименование Suomen Salpa («Засов Финляндии»). Именно с этого времени и стали использоваться названия «Линия Салпа», «позиция Салпа». Ответствен-ным за проведение дополнительных фортификационных работ был назначен генерал-лейтенант В. Хэгглунд. К концу августа 1944 г. на этих работах было занято около 30000 человек (рис. 4). Сами работы были прекращены только 24 сентября 1944 г. Советская сторона в Союзной контрольной комиссии проявила исключительный интерес к линии Салпа. Точные сведения были получены ею прямо в штабе в Мюллюкоски. С осени 1944 по весну 1945 гг. советские военные детально исследовали всю систему укреплений. В ходе осенней сессии 1945 г. Совета министров иностранных дел антигитлеровской коалиции советская сторона внесла предложение о сносе этих укреплений, но это предложение не получило поддержки. Поскольку в послевоенное время в Хельсинки не считали невероятным новое столкновение с СССР, то за укреплениями линии Салпа сохранялось определенное значение. Только в связи с принципиальными изменениями в оборонной политике Финляндии, произошедшими в 1970-е гг., эта линия окончательно утратила свое значение.


Строительство бетонного бункера. 1944 г.

В начале Второй мировой войны на линии «Салпа» находились крепостные батальоны и части мирного времени, обеспечивавшие мобилизацию и раз-
вертывание армии военного времени. В конце июня 1941 года на линии «Сал-па» сосредоточилась и развернулась отмобилизованная финская армия.

Озерный участок линии «Салпа»

На рубеже Райкку, Пункасалми, Сююспохья, о. Войсалмен-сари, Рутола, о. Туесари – линия «Салпа» состояла из отдельных позиций, оборудованных полевой фортификацией с включением в нее долговременных сооружений, прикрывающих дефиле и дорожные маршруты. Промежутки между основными дефиле и дорогами, как правило, были укреплены слабо.
Объем спроектированных работ по строительству долговременных со-оружений на Озерном участке полностью выполнен не был.
Наибольшее развитие в фортификационном отношении получили следующие участки:
– участок с долговременными укреплениями в районе Райкку, прикрывавший дорогу на Савонлинна;
– участки с полевыми и долговременными сооружениями, последовательно располагавшиеся на маршруте Сююспохья, Пумала, Ювя. Наиболее сильные укрепления находились в районе Пумала;
– участок с долговременными и полевыми сооружениями, располагавшимися западнее Лаппенранта по северным берегам озер и протоков. Укрепления прикрывали дорогу на Миккели и были достаточно развиты.
Глубина отдельных позиций в большинстве случаев была незначительной и ограничивалась препятствиями, линией огневых сооружений и убежищами вблизи переднего края. Глубина укреплений на Лаппенрантском участке достигала 6 км. В глубине обороны были расположены долговременные позиции для орудий крупного калибра.
Укрепления, построенные в 25–30 км от переднего края, по линии Хинтсала (28 км юго-западнее Савонлинна), Пумала, составляли вторую полосу обо-роны на Озерном участке.
Система укреплений на Озерном участке дополнялась инженерными за-граждениями на дорогах. Учитывая озерный и лесистый характер местности, следует полагать, что полоса предполья между госграницей и линией «Салпа» на фронте Райкку, Иматра могла быть оборудована густой сетью заграждений.
В целом, укрепления на Озерном участке представляли собой более слабую и менее законченную часть линии «Салпа». Однако относительная слабость укреплений в значительной степени компенсировалась водными преградами – Сайменской водной системой.
В послевоенный период, для наблюдения за линией «Салпа» были орга-низованы так называемые округа наблюдения. На Озерном участке было создано три округа: Иоэнсу, Савонлинна, Лаппенранта.

Южный участок линии «Салпа»

В полосе Южная Салпауселькя, Финский залив, финны стремились создать глубокоэшелонированную оборону с предпольем и тремя последовательно расположенными оборонительными полосами:
– предполье включало в себя местность, расположенную между госграницей и первой долговременной полосой обороны;
– первая основная полоса обороны – линия «Салпа» проходила от Аскола  через Хостикка  на Равийоки  и располагалась в 15–30 км от госграницы;
– вторая оборонительная полоса проходила зап. Тааветти , Ланки-ла, Хамина, на удалении 20–25 км от первой;
– третья полоса являлась естественной и проходила по р. Кюмийоки, в 25–50 км от второй полосы.



Аскольский участок линии «Салпа» (фрагмент)



Хостиккский участок линии «Салпа» (фрагмент)



Виройокский и Равийокский участки линии «Салпа» (фрагмент)



Участок н.п. Тааветти (фрагмент)