Общая категория > История: варианты, версии, предположения

"Второй Кронштадт" ( ВМБ "Ручьи" ) и "Большой флот" СССР".

<< < (3/55) > >>

Ринат Гимадеев:
"Второй Кронштадт" - это неофициальное наименование,как и "Ручьи" - её полуофициальное, "разговорное" название,а "Комсомольск-на-Балтике" - это пропагандистское, на начальном этапе (затем от него вообще отказались). "Строительство № 200" - это "номенклатура" НКВД,т.к. под этим названием существовала строительная организация,подведомственная "внуделу",которая создававала эту ВМБ.Об этом есть свидетельства свидетелей ( извиняюсь за тавтологию ! ) : так,по воспоминаниям Афанасия Леонтьевича Фёдорова, бывшего в 30-е годы председателем Сойкинского сельсовета, строительство базы в Ручьях началось уже в 1933 году. Перед его началом в сопровождении партийного и, военного руководства флота в Ручьи приезжал нарком К. Е. Ворошилов, Вероятно, с тех пор построенные на Сойкинском и Кургальском полуостровах булыжные дороги называют «ворошиловскими». Для строительства этих дорог и самой базы были привлечены значительные трудовые силы. Самой большой по численности силой являлись заключенные. В район Ручьев их прибыло более десяти тысяч человек. Заключенные были размещены в построенных на ручьевском берегу, обнесенных колючей проволокой бараках. Это был Лужский лагерь НКВД СССР. Он входил в состав относящегося к тому же ведомству «Строительства-200». Начальником строительства был комбриг Афанасьев, начальником политотдела Федоров. Кто-то из них или их окружения и обронил в разговоре с председателем сельсовета фразу: «Здесь будет „Второй Кронштадт" ! ».Но,надо отметить,что не только "зека" принимали участие в создании данной ВМБ : по словам бывшего председателя Сойкинского сельсовета, кроме заклю­ченных над созданием и обслуживанием базы в Ручьях трудились ещё и 1200 человек инженерно-технического персонала. Они являлись вольнонаемными и жили в районе строительства с семьями. Многие из них должны были остаться здесь на постоянное жительство для обслуживания объектов базы. Для их семей и семей военных моряков на берегу в районе Ручьи-Вистино начали строить большие четырех- и пятиэтажные дома. Если районный центр Кингисепп с населением в шесть с половиной тысяч человек состоял в основном из деревянных одноэтажных домов с печным отоплением, без водопровода, и улиц без твердого покрытия, то на Кингисеппском взморье в середине 30-х возникал настоящий современный город. Здесь были и водопровод, и канализация, и паровое отопление, и мощеные тротуары, Вскоре на территории «Второго Кронштадта» появились магазины, столовые, ресторан, детские сады, большая десятилетняя школа (пущена в строй в 1937-м), театр (большой базовый клуб), госпиталь, банно-прачечный комбинат, гостиница. Все здания и дороги в новом городе были каменными. Город тянулся от Ручьев до Вистино и имел несколько улиц..." - таким образом,можно констатировать,что строительство ВМБ - это типичная "ударная стройка" сталинской эпохи в Истории СССР...Приложения : 1.Топографическая карта местности места расположения ВМБ - http://www.9994333.ru/img/k35.jpg 2."Схема сохранившихся сооружений бывшего "Строительства №200" НКВД СССР по состоянию на май 1948 года" - http://www.9994333.ru/img/k3.jpg

Ринат Гимадеев:
"..Самым значительным сооружением базы была «Новая гавань». Весь этот гигантский ковш, который мы сейчас видим с высокого берега, был вырыт искусственно. Одни говорят, что рыли вручную тысячи заключенных Лужского лагеря НКВД, другие – что использовалась новейшая по тем временам техника. Потом перемычка была подорвана, и вода хлынула в гавань. Порт был слишком нужен, чтобы мелочиться..." - пишет в своей статье "Второй Кронштадт строили сто лет и взрывали три раза",Татьяна Хмельник.Безусловно,что кроме ручного труда применялась и техника.И новая ВМБ КБФ РККФ СССР была необходима не только для базирования большого числа,в т.ч. и крупных новых боевых кораблей "Большого флота",но и в преддверии "Большой войны",неизбежность которой руководство СССР понимало и ней готовилось...Приложения : 1."План акватория пункта базирования "Ручьи" ( февраль 1936 г. )" - http://www.9994333.ru/img/k24.jpg 2."План акватория пункта базирования "Ручьи" ( июль 1936 г. ) - http://www.9994333.ru/img/k25.jpg

Ринат Гимадеев:
"..Быстрыми темпами велось строительство военных объектов базы. С самого его начала на расстоянии нескольких километров с помощью металлических свай был укреплен берег, а затем вблизи него углубили акваторию будущей базы, Была построена железобетонная стенка с пирсами для стоянки кораб­лей..." - приложение : 1."План акватория пункта базирования "Ручьи" ( 1937 г. )" - http://www.9994333.ru/img/k26.jpg Кроме необходимых работ по углублению внутренней акватории ВМБ,подходам к базе благоприятствовали глубины внешней акватории,что немаловажно при возведении подобных объектов.Кроме того,изыскания в этой области велись ещё ранее,а возможно,что и сохранились не только данные,которые оставалось только уточнить,но черновые наброски.И оставалось только использовать накопленный материал и приспособить его к новым требования."..Дело в том, что здешнее побережье обладает особенностью – сразу идут приличные глубины, что для морского порта просто подарок. И к этому участку присматривались еще с начала XX века. Хотели обезопасить столицу, вынеся ее главный флот подальше в море и перекрыв дальние подступы к Петербургу. И проект огромной военно-морской базы был практически готов..." - пишет,уже упоминавшаяся выше, Татьяна Хмельник.

Ринат Гимадеев:
Не были забыты сухопутные коммуникации и пути снабжения : "..От Косколово на Ручьи была проведена железная дорога. Дальше от Ручьев она шла на Калище, Шлиссельбург и Ленинград. Но этот участок до начала войны достроить не успели, доведя его только до Колгомля. Одна из двух железнодорожных линий (нижняя) проходила по самому берегу Лужской губы и предназначалась для нужд строительства и самой базы. Другая (верхняя) шла в полукилометре выше и предназначалась для обслуживания возникающего города и близлежащих населенных пунктов..." - прилагается фрагмент схемы  "Ленинградская Ж.Д. МПС СССР" : http://www.9994333.ru/img/k19.jpg

Ринат Гимадеев:
Были проведены масштабные гидротехнические работы : "..с самого строительства начала на расстоянии нескольких километров с помощью металлических свай был укреплен берег, а затем вблизи него углубили акваторию будущей базы.Была построена железобетонная стенка с пирсами для швартовки и стоянки кораб­лей и судов..." :  http://regionavt.spb.ru/gallery/aurora/ruchji8.jpg

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии