Автор Тема: "Гранитный крейсер" или Тайна последнего боя СКР "Туман".  (Прочитано 598 раз)

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 2095
  • «МЫ ПОСТРОИМ ЛЕСТНИЦУ ДО ЗВЁЗД !...»
    • Просмотр профиля
    • Email
..В детстве я прочитал книгу историка ВМФ,каперанга Николая Бадеева "Принимаю бой" ( Бадеев Н.А. "Принимаю бой", «Детская литература», 1973 г. - http://militera.lib.ru/prose/russian/badeev_na/index.html ).В ней меня поразило количество неравных боёв кораблей и судов Российского и Советского.В том числе,бой СКР "Туман",который являлся вооружённым бывшим рыболовным траулером с тремя немецкими боевыми кораблями - эсминцами "Кригсмарине" ( глава "Последний бой" - http://militera.lib.ru/prose/russian/badeev_na/08.html ).Много позже,я помня о прочитанном,старался узнать больше,в том числе и о том бое.И вот,что мне удалось узнать...
Sapienti sat.

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 2095
  • «МЫ ПОСТРОИМ ЛЕСТНИЦУ ДО ЗВЁЗД !...»
    • Просмотр профиля
    • Email
"Бой и гибель сторожевика «Туман».Предисловие : "..О подвиге экипажа советского сторожевого корабля «Туман» можно узнать из немалого количества газетных статей, журнальных публикаций и книг. Большую часть этих произведений нельзя отнести к строго документированным историческим исследованиям, так как описываемые в них события не всегда соответствуют действительности, и реальные исторические факты зачастую заменяет художественный вымысел авторов. К сожалению, такого рода интерпретация подвига СКР «Туман» нашла свое отражение и в военно-исторических мемуарах известных советских адмиралов А. Г. Головко и Н. Г. Кузнецова, чей авторитет, конечно, прочно закрепил изложенную этими авторами и ставшую официальной версию происшедших в августе 1941 года событий. Долгое время наша литература, и не только военно-историческая, вместо скрупулезного исследования событий и взвешенного подхода к оценке давних событий занималась лакировкой, в основном наиболее ярких, а следовательно,- удобных и выгодных тем или иным лицам былых страниц нашей жизни. Но это ли истинная История? Да, воспитывать воинов надо на победах! А учимся ли мы на собственных поражениях? Величие и трагизм подвига пятидесяти двух членов экипажа сторожевого корабля «Туман» как раз и состоит в том, что эти люди ПРОСТО ВЫПОЛНИЛИ СВОЙ ВОИНСКИЙ ДОЛГ, затмив своим героизмом невольные просчеты или безответственность и явную бездеятельность истинных «виновников» случившегося и уведя новоявленных певцов-сказителей, как часто бывает, в сторону от всеобъемлющей оценки объективных и субъективных причин происшедшего.
Настоящая статья, написанная капитан-лейтенантом Е. Ю. Кобчиковым в апреле 1991 года, излагает обстоятельства последнего боя СКР «Туман» на основе архивных материалов и содержит только факты, подтвержденные документально..."
Sapienti sat.

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 2095
  • «МЫ ПОСТРОИМ ЛЕСТНИЦУ ДО ЗВЁЗД !...»
    • Просмотр профиля
    • Email
Общая обстановка : "..К началу Великой Отечественной войны Северный флот не был готов к эффективной защите своих морских коммуникаций. Для решения задач противолодочной и противовоздушной обороны флот не располагал даже минимумом потребных корабельных и авиационных сил. Необходимость решения Северным флотом оборонительных задач при явной нехватке сил и средств привела к тому, что к несению дозорной службы стали привлекать переоборудованные из рыболовных судов, заведомо слабые в тактико-техническом отношении (это особенно касалось вооружения, скоростных и маневренных качеств) корабли. Отставание от противника в оснащении радиолокацией (которая на бывших траулерах вовсе отсутствовала), гидроакустикой и средствами связи также играло свою, далеко не последнюю, отрицательную роль в судьбе этих импровизированных боевых кораблей. Отсутствие на Северном морском театре оперативной (ближней и дальней) непрерывной разведки при недостаточной отработке способов боевого управления силами, в частности, организации всех видов связи и организации взаимодействия не только с сухопутными частями, но и между флотскими соединениями и отдельными кораблями, привело к безнаказанным, по сути, действиям противника на наших прибрежных коммуникациях..."
Sapienti sat.

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 2095
  • «МЫ ПОСТРОИМ ЛЕСТНИЦУ ДО ЗВЁЗД !...»
    • Просмотр профиля
    • Email
Ход боевых действий : "..Встретив серьезное сопротивление советских сухопутных частей и сил Северного флота наступлению гитлеровских войск на Мурманском направлении, генерал-полковник Э. Дитль — командующий немецкими войсками на Севере — запросил у высшего командования прямой поддержки своего фланга в Мотовском заливе, а также потребовал обеспечения грузовых перевозок морем. Для выполнения этих задач 10 июля 1941 года в порт Северной Норвегии — Киркенес прибыла 6-я флотилия эскадренных миноносцев (командир соединения — капитан цур зее(1) А. Шульце-Хинрихс) в составе пяти кораблей(2) . Предполагалось, что активные действия эскадренных миноносцев против торгового судоходства у побережья Кольского полуострова заставят советский Северный флот усилить охрану своих транспортных средств, вывести свои боевые корабли из Мотовского залива, что создало бы благоприятные условия для наступления немецких войск в этом районе(3). До 10 августа 6-я флотилия трижды выходила в море для выполнения набеговых операций. К слову сказать, 12 июля две советские подводные лодки (М-172 и М-175) упустили возможность атаковать выходившую в море группу кораблей флотилии Шульце-Хинрихса, которые на следующий день потопили артогнем траулер РТ-67 и мужественно защищавшийся сторожевой корабль «Пассат». Получивший повреждения РТ-32 успел выброситься на берег. 24 июля немецкие эсминцы потопили гидрографическое судно «Меридиан»..."
Sapienti sat.

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 2095
  • «МЫ ПОСТРОИМ ЛЕСТНИЦУ ДО ЗВЁЗД !...»
    • Просмотр профиля
    • Email
Ретроспектива : "..Все эти события разыгрывались, словно по одному сценарию. Адмирал А. Г. Головко, командовавший в годы войны Северным флотом, впоследствии писал, что «…занятый сухопутными делами, беспокоясь за положение базы, я допустил… ошибку, не обеспечив разведку со стороны моря»(4). Оценивая причины гибели кораблей, адмирал возвращается в далекий сорок первый: «Увы, нам еще не хватает оперативности мышления в новых условиях и умения анализировать уже известные факты… В двух предыдущих случаях появление вражеских эсминцев было предварено воздушной разведкой и совпадало по времени с нынешним случаем. Если бы сегодня мы учли это, если бы действовали быстрее…, картина боя могла быть иной. Ибо, где-где, а на войне время не ждет»(5)..."
Sapienti sat.

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 2095
  • «МЫ ПОСТРОИМ ЛЕСТНИЦУ ДО ЗВЁЗД !...»
    • Просмотр профиля
    • Email
Ход боевых действий ( продолжение ) : "..В дозор на линию мыс Цып-Наволок — меридиан Кильдин Вест (6) сторожевой корабль «Туман» заступил в 22 ч. 1 мин. 4 августа 1941 года. В соответствии с «Наставлением для кораблей дозора Северного Флота по военному времени на подходах к Главной Базе»(7) дозорный корабль теоретически имел поддержку со стороны береговых батарей Мурманского укрепленного района (МУРа), эскадренных миноносцев (находившихся в походной готовности № 1 и № 2 в Тюва-губе и в губе Ваенга), сторожевого корабля (в Кувшинской Салме или в Полярном) и звена самолетов МБР-2 (на аэродроме в губе Грязная). Однако на практике непосредственное взаимодействие этих сил исключалось ввиду того, что прямая радиосвязь дозорного корабля с силами поддержки и со штабом Охраны, водного района (ОВРа) не предусматривалась. Дозорный корабль держал радиосвязь только со штабом Северного флота и мог доносить о противнике или об изменении обстановки через радиотехническую службу главной базы.
9 августа в штаб ОВРа поступила выписка из приказа народного комиссара ВМФ СССР № 01457 от 28 июля 1941 года о присвоении командиру СКР «Туман» лейтенанту Л.А.Шестакову очередного воинского звания — старший лейтенант. Знал ли об этом командир?..
10 августа 1941 года. Погода в районе несения дозора: ветер северо-восточный 3-5 баллов (4-9 м./сек.), видимость 60-80 кабельтовых, сплошная облачность, высота нижней кромки облаков 600-1000 м, местами — до 200-300 метров, временами морось, дождь, туман.
В 3 ч. 1 мин. «Туман» донес по радио: «Один бомбардировщик противника курсом 90 градусов, высота 100 метров». Очевидно, этот самолет и навел на сторожевой корабль вражеские эскадренные миноносцы. Далее события разворачивались стремительно..."
Sapienti sat.

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 2095
  • «МЫ ПОСТРОИМ ЛЕСТНИЦУ ДО ЗВЁЗД !...»
    • Просмотр профиля
    • Email
Ход боевых действий ( продолжение ) : "..Первыми приближение кораблей противника — в 4 ч 20 мин — обнаружили на берегу — с о. Кильдин сигнальщики 61-й батареи 6-го отдельного зенитного артиллерийского дивизиона (ОЗАД) краснофлотцы Стражев и Сафонов, о чем немедленно доложили командиру батареи и на командный пункт (КП) 6-го ОЗАД..." - а теперь необходимо прервать изложение,так как пришла пора рассказать об острове Кильдин подробнее,но в части касающейся...
Sapienti sat.

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 2095
  • «МЫ ПОСТРОИМ ЛЕСТНИЦУ ДО ЗВЁЗД !...»
    • Просмотр профиля
    • Email
"..При выходе из Кольского залива в Баренцево море на северо-востоке открывается каменная громада острова Кильдин. Это узловая транспортная точка главных морских дорог из Мурманска на запад в Скандинавию и Европу, на восток в Белое море и порты Северного морского пути. В долгую полярную ночь заснеженный остров, продуваемый штормовыми ветрами и освещаемый фантастическими сполохами полярного сияния, порождает тревожные чувства..И не зря!Кильдин - самый большой остров Баренцева моря (17 км в длину, около 3 км в ширину), отделён от берега не широким (от 900 м до 2,5 км) проливом – Кильдинской салмой. Однако кажущаяся близость цивилизации иллюзорна. Там, на матером берегу простирается заполярная тундра местами нехоженая и поныне. Когда в 30-х годах прошлого века на Кильдине поместили лагерь Беломорского ГУЛАГа, наружной охраны не потребовалось. Несколько отчаянных попыток бежать через пролив закончились трагически. Кочевники оленеводы и охотники лопари потом находили обглоданные песцами тела беглецов...
Кильдин остров загадок. Например, его береговые утесы представляют слоеный сланцевый пирог, в то время как лежащий напротив мурманский берег, сложен из ГРАНИТНЫХ гнейсов. Подобное слоистое строение в этих краях имеет только полуостров Рыбачий, но он расположен почти на семьдесят километров северо-западнее Кильдина. И по сей день, ученые пытаются разгадать эту загадку природы. Легенды же утверждают, что своим происхождением остров обязан происками саамских шаманов нойдов..Не известно и значение слова – Кильдин. Одни исследователи полагают, что оно непереводимо, другие, относя его к голландскому «кильтед» – «запрещать» истолковывают название острова как «Запретное место». Ещё одной загадкой является озеро Могильное (560м в длину и 280м в ширину) расположенное в юго-восточной части острова и отделенное от пролива узкой полосой суши шириной не более шестидесяти метров. Уникальность озера, в пяти никогда не перемешивающихся слоях воды. Придонный слой насыщен сероводородом и практически не обитаем..." - подробнее об непостой и интересной природе и истории острова можно узнать из статьи кандидата технических наук С.Т. Аксентьева "Секретный остров Заполярья"  в журнале "Наука и жизнь", №1 за 2013 г.,на  стр. 109-116 ( http://www.kildin.ru/nzh.html ).А сейчас интересует другое...
Sapienti sat.

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 2095
  • «МЫ ПОСТРОИМ ЛЕСТНИЦУ ДО ЗВЁЗД !...»
    • Просмотр профиля
    • Email
"После ПМВ и Гражданской войны,западная часть острова стала финской территорией, свободный проезд и обмен товарами с Норвегией прекратился. Жизнь на острове хирела. Спасти дело решили, организовав в 1931 году завод по добыче йода, песцовую ферму и рыбколхоз «Смычка», национализировав  все суда и средства ловли у  наиболее зажиточных островитян и прежде всего у норвежцев, на которых новые власти смотрели как на людей  с подозрительным «буржуазным прошлым». Начались склоки, доносы. В феврале 1938 года представители НКВД становища Кильдин по обвинению в шпионаже и антисоветской агитации арестовали последнего из знаменитого норвежского рода двадцатидвухлетнего Эрлинга Эриксена. Начался массовый исход островитян.
В 1939 году всех оставшихся поселенцев срочно эвакуировали на материк. На острове заключенные ГУЛАГа возводили 180-ти миллиметровую артиллерийскую башенную батарею, вгрызаясь в каменный грунт на глубину более 20-ти метров, строили открытые позиции зенитных артустановок и причал для военных кораблей. На западном берегу, метростроевцы в скалах пробивали штольни для ремонтных цехов. Ударными темпами ставили казармы, жилой городок (Кильдин Новый) для военных, базовый лазарет, клуб, пекарню и банно-прачечный комбинат. На южном плесе выравнивали площадку под взлетно-посадочную полосу авиации Северного флота.
 К началу Великой Отечественной войны (1941-1945) Остров был буквально нашпигован  военными. По архивным данным Музея Северного флота, там дислоцировались: 2-й артиллерийский дивизион в составе четырехорудийной 180-ти мм башенной батарей и двух открытых стационарных батарей 100 и 130 мм орудий. 6-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион ПВО в составе четырех батарей 76-ти мм и 45 мм орудий. Запасной аэродром истребительной авиации (27-я авиабаза ВВС). 52-я пулеметная рота. 325-й стрелковый полк. Отдельная танковая рота. Радиолокационные станции. Посты наблюдения и связи. Военно-морской лазарет..."
Sapienti sat.

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 2095
  • «МЫ ПОСТРОИМ ЛЕСТНИЦУ ДО ЗВЁЗД !...»
    • Просмотр профиля
    • Email
А теперь,вернёмся к боевым действиям.Напомню,что изложение было прервано на том,что "Первыми приближение кораблей противника — в 4 ч 20 мин — обнаружили на берегу — с о. Кильдин сигнальщики 61-й батареи 6-го отдельного зенитного артиллерийского дивизиона (ОЗАД) краснофлотцы Стражев и Сафонов, о чем немедленно доложили командиру батареи и на командный пункт (КП) 6-го ОЗАД..."
"..А тем временем «Туман» следовал противолодочным зигзагом на генеральном курсе 240°, и в 4 ч 25 мин, когда корабль находился по счислению в точке с координатами Шс — 69°31’N, Дв — 33°49’Е, вахтенный командир лейтенант Л. А. Рыбаков на дистанции 80-90 кабельтовых, курсовом угле 120°-130° правого борта обнаружил три корабля противника, которые были классифицированы как эскадренные миноносцы типа «Фон Редер»( 8 ). Эсминцы шли строем клина курсом юго-запад, медленно сближаясь с дозорным кораблем. «Туман» отвернул влево и увеличил ход с расчетом отойти под прикрытие береговых батарей. На корабле сыграли боевую тревогу. В адрес оперативного дежурного Северного флота направили донесение за № 0426 о появлении противника, которое оперативный дежурный службы наблюдения и связи получил в 4 ч 30 мин. Об обнаружении противника командир СКР должен был сообщить «по флоту», но, очевидно, в спешке упустил это, а оперативный дежурный СНиСа донесение дозорного корабля «по флоту» не отрепетовал. Тем не менее свое основное задание — предупредить базу — СКР «Туман» успел выполнить. Поскольку обеспечивавший поддержку дозора эскадренный миноносец «Урицкий» эскортировал в это время английскую подводную лодку «Трайдент», а замену ему заранее не назначили, в 4 ч 40 мин начальник штаба отдельного дивизиона эскадренных миноносцев объявил стоявшим на бочках в губе Ваенга «Гремящему» и «Громкому» походную готовность № 1.Спустя 12 минут после первого сообщения береговых сигнальщиков о противнике оперативный дежурный 6-го ОЗАД доложил об этом на КП 2-го отдельного артиллерийского дивизиона (ОАД), оперативный дежурный которого — воентехник Рязанов усомнился в достоверности полученного донесения и, никому из командования не доложив и не поставив соответствующей задачи подчиненным ему подразделениям СНиС, лично занялся наблюдением. Лишь в 4 47 мин, когда сигнальный пост, дальномерщики и часовой КП доложили о том, что противник в 4 ч 42 мин (дистанция от батареи № 10 2-го ОАД составляла 150 кабельтовых, истинный пеленг — 345°) открыл огонь по дозорному СКР, Рязанов разбудил начальника штаба 2-го ОАД и доложил ему обстановку. Через три минуты с КП МУРа было получено приказание о переводе 2-го ОАД в боевую готовность №1, что исполнили к 4 ч 55 мин. К этому времени эскадренные миноносцы противника, следуя прежним курсом — юго-запад, — прекратили артогонь, так как потерявший управление «Туман» оказался закрытым своей дымовой завесой. Командиры 2-го ОАД и батареи № 10, считая стрельбу из-за плохой видимости невозможной, огонь по противнику не открыли.
В 4 ч 42 мин и минуту спустя, то есть уже после начала боя, эсминцы противника обнаружили батареи №11 и № 71-го ОАД. И хотя его командиру командующий флотом по телефону загодя отдал приказание открыть огонь, как только противник будет обнаружен, это распоряжение не выполнили. Комендант МУРа генерал-майор И. А. Петров, объявив в 4 ч 45 мин для 1-го ОАД боевую готовность № 1, занялся уточнением обстановки, ведя переговоры по телефону с КП 1-го ОАД и с флагманским КП флота. Тем временем батареи № 11 и № 7, соответственно к 4 ч 50 мин и к 5 ч 3 мин выработали все исходные данные для стрельбы и просили разрешения на открытие огня. Но командир 1-го ОАД решил дождаться приказа от коменданта МУРа, которое получили только в 5 ч. 5 мин.
Через три минуты батарея № 11 открыла огонь (Д — 115 кб., ИП — 17,5°). После первого же залпа эсминцы противника резко отвернули вправо и со скоростью около 36 уз, прикрываясь дымовой завесой, начали отходить. Сделав шесть залпов, упавших с недолетом (Д — 160 кб., ИП — 8°), в 5 ч 15 мин артиллеристы прекратили огонь.
Командир батареи № 7, из-за того что прямая связь с КП 1-го ОАД отсутствовала, а циркулярная — была занята, получил приказание на открытие огня лишь в 5 ч 14 мин. Открыв огонь через две минуты с дистанции 138 кабельтовых, батарея сделала четыре залпа, но, вследствие больших недолетов, в 5 ч 20 мин прекратили стрельбу..." - http://d-pankratov.ru/archives/2489
« Последнее редактирование: 09 Март 2017, 06:43 от Ринат Гимадеев »
Sapienti sat.