Автор Тема: "Гранитный крейсер" или Тайна последнего боя СКР "Туман".  (Прочитано 596 раз)

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 2095
  • «МЫ ПОСТРОИМ ЛЕСТНИЦУ ДО ЗВЁЗД !...»
    • Просмотр профиля
    • Email
В тексте ЯВНАЯ ошибка,а скорее всего,просто "очепятка" - "снизили дистанцию НЕ с 25 до 50 каб.",а наоборот - "с 50 до 25 каб."
Sapienti sat.

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 2095
  • «МЫ ПОСТРОИМ ЛЕСТНИЦУ ДО ЗВЁЗД !...»
    • Просмотр профиля
    • Email
Так речь не о сбежавшем с поля боя "Бенгале"! Там именно танкер 100+ миллиметровыми 32 снарядами потопил один вспомогательный крейсер и приступал ко второму  ;) Были бы на "Тумане" 2х102, бой выглядел бы несколько по другому!
Но,и речь идёт не о 45-мм П на "Тумане",которые при максимальном количестве попаданий обеми стволами ДО их выхода из строя,не смогли бы нанести существенных повреждений немецким ЭМ ! И даже будя на нём 102-мм П - они мало,что изменили бы.Как максимум - изменился, отдельно взятый рисунок боя "Тумана" и ЭМ и всё. Типа,получив пару попаданий,особенно в район котельных/турбинных отделений,немцы бы сразу отступили,т.к. резко возрос риск,а толстая сталь их корпусов не была полноценной бронезащитой. ( Справка : 102-мм орудие Обуховского завода — это корабельное орудие калибра 102 мм образца 1911 года, разработанное конструкторами Обуховского сталелитейного завода. Состояло на вооружении ВМФ Российской империи (позднее — ВМФ СССР) с 1909 по начало 1950-х годов. Устанавливалось на эсминцах, канонерских лодках и других кораблях и судах. Выстрелы производились 102-мм унитарными патронами весом 30 кг со снарядом весом 17,5 кг. В боекомплект орудия входили как фугасные (образца 1911 и 1916 годов), так и шрапнель.Начальная скорость фугасного снаряда (масса заряда 5,2 кг) составляла 823 м/с. ). А вот БОБ даже при стрельбе по площадям, но "беглым" огнём могли бы если не утопить и/или повредить изрядно супостатов,то "переломить ход событий" и спасти "Туман".Во всяком случае,потерь среди его экипажа было бы меньше...
"Немецкие ЭМ имели очень длинный корпус (свыше 120 м) и он был выполнен из внушительных стальных листов, на обширных площадях имевших толщину до 22-мм, которой мог похвастаться не всякий крейсер. Совершенно непонятен смысл подобного решения. Кораблестроительная сталь, даже 22-миллиметровая, не могла задержать ни одного снаряда, выпущенного артиллерией любого из эсминцев того времени, и разве что ограничивала размер пробоин при взрыве непосредственно на обшивке. Возможно, идея состояла в достижении солидной продольной прочности для сохранения высокой скорости в бурном море" ( http://commi.narod.ru/bmc/mk1dd/dd45.htm ).Но,как известно,калибр ЭМ того времени составлял 120 - 130-мм и только французы имели 138-мм П.И сами немцы ставили на некоторых своих кораблях 150-мм П.А вот против 180-мм П БОБ это особенность никак не спасала!Даже при попадании фугасного снаряда,тем более что вес его был около СТА килограмм...
Sapienti sat.

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 2095
  • «МЫ ПОСТРОИМ ЛЕСТНИЦУ ДО ЗВЁЗД !...»
    • Просмотр профиля
    • Email
Вторым  благоприятным моментом и последним для артиллеристов БОБ,стал период,когда : "..в 04.55 вражеские корабли прекратили огонь, т.к. «Тумен» оказался полностью закрытым своей дымзавесой.
05.08 после открытия огня нашей береговой батареи эсминцы противника резко отвернули от берега и со скоростью около 36 уз, прикрываясь дымовой завесой, начали отходить в сторону моря.
05.15 сторожевой корабль получил крен 15° на правый борт.
05.30 (к этому времени наши береговые батареи прекратили огонь по противнику) лейтенант Л.А. Рыбаков приказал спустить на воду шлюпки, пробоины в которых забили бушлатами и бескозырками. В первую очередь в шлюпки перенесли раненых. Оставшийся в живых личный состав не покидал корабля до тех пор, пока «Туман» не лег правым бортом на воду. По команде лейтенанта Л.А. Рыбакова экипаж покинул гибнущий корабль. Сам Рыбаков, оставив корабль последним, приказав вначале подобрать находившиеся людей в воде.
05.50 сторожевой корабль «Туман» затонул. Находившихся в двух шлюпках 37 членов экипажа вскоре подобрали сторожевой катер № 42 и малые охотники № 143 и № 133..." - почему в 5.30 БОБ прекратили огонь? Мешал дым с "Тумана",как утверждалось? Опасались поразить своих? А почему тогда,не возобновили стрельбу после? Когда "Туман" был неподвижен,т.к. тонул, а его шлюпки ещё не отошли от бортов.. Даже если немцы и поставили дым.завесу,это не только не мешало вести огонь по ним,но даже его облегчало,т.к. облако видимо издалека и можно стрелять с упреждением,учитывая,что облако отстаёт от кораблей по мере их движения.И вести огонь не только фугасными,но и осколочными снарядами,поставленными на удар и тогда всё,что находилось на верхних палубах ЭМ получало бы повреждения.Например,зенитные автоматы,недостаток которых облегчил бы последующие атаки с воздуха...
Sapienti sat.

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 2095
  • «МЫ ПОСТРОИМ ЛЕСТНИЦУ ДО ЗВЁЗД !...»
    • Просмотр профиля
    • Email
И последнее,сравнивая две схемы боя,удивляешься тому,что нет ясности в точном положении СКР "Туман" относительно БОБ : на одной схеме ( http://www.korvet2.ru/wp-content/upload/Tuman3.png ) вести без помех могут только две БОБ - №7 и №11 с мысов Медвежий и Сеть-Наволок,а №10 ( соседня с ней ) с о.Кильдин только по крутой, почти "навесной" траектории ЗА "Туманом". А по схеме на : http://bgudkov.ru/%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0%BB-6-%D0%B1%D0%BE%D0%B5%D0%B2%D1%8B%D0%B5-%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8F-%D0%BE%D1%82%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%BA%D0%BE%D1%80/6-4-%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%B9-%D0%B1%D0%BE%D0%B9-%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D1%8F/ - СКР "Туман" находится в середине пролива между материком и островом,причём,не совсем закрывает противника,тем более на курсе его отхода...
Sapienti sat.

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 2095
  • «МЫ ПОСТРОИМ ЛЕСТНИЦУ ДО ЗВЁЗД !...»
    • Просмотр профиля
    • Email
Там про эсминцы забывать не стоит. Можно не видеть с батареи то, что в море делается, но то что эсминцы подняли боевую готовность, а потом они вернулись на место ... СТРАННО ...
Ничего странного,т.к. советские Л И ЭМ имели недостатки.Так, эсминцы пр.7 серии типа "Гневный" ( http://bondats.narod.ru/mk_1998_min/img/48-262.jpg ) прототипами имели эскадренные миноносцы типа итальянских «Маэстрале» ( http://www.wunderwaffe.narod.ru/Reference/Fleet/WWII_Italy/21.jpg ). Чья проектная документация была куплена Советским Союзом. Это был отличный корабль с очень добротными ТТХ. За одним исключением. Его высокие характеристики были основаны за счёт максимального снижения запаса прочности. Он прекрасно подходил для мирного времени, но его эксплуатационные характеристики здорово подкачали в ходе войны, когда этот тип эсминцев жестоко страдал от штормов и показывал малую живучесть при воздействия противника.А прототипом лидеров типа "Ленинград" были лидеры типа "Лука Тариго" ( http://commi.narod.ru/bmc/mk1dd/dd44.htm ), тоже итальянские.Для Балтики и Чёрного моря они ещё подходили,но для Северного Ледовитого и Тихого океанов уже нет.И последствия не заставили себя ждать : в ноябре 1942 года в Баренцевом море в шторм  ЭМ «Сокрушительный» получил повреждения корпуса корабля и в результате оторвало корму, лидер «Баку» так же оказался в плачевном состоянии. Нарушилась герметичность корпуса. Вода затопила все носовые помещения и проникла во 2-е и 3-е котельные отделения, у ЭМ «Громкий», того же проекта, что и «Сокрушительный» в машинное и котельное отделение стала поступать вода, получил повреждение руль, начала вибрировать корма, нос корабля сильно зарывался в воду, палубу и надстройки непрерывно накрывало волной.Ну,а немцы были не лучше : "..пойдя на неоправданный риск в попытке сэкономить на массе, германские конструкторы в то же время на редкость нераспорядительно отнеслись к сбереженным тоннам. Пять орудий, восемь торпедных аппаратов, скорость 38 узлов - более чем рядовые характеристики для корабля в 1500 - 1700 т (вспомним, например, американские эсминцы), а ведь стандартное водоизмещение "церштореров" оказалось больше почти в полтора раза! Невольно возникает вопрос: на что ушла экономия?
Ответ прост, и он не делает чести кораблестроителям Германии. Половину водоизмещения поглотил корпус. Очень длинный (свыше 120 м), он был выполнен из внушительных стальных листов, на обширных площадях имевших толщину до 22 мм, которой мог похвастаться не всякий крейсер. Совершенно непонятен смысл подобного "вложения". Кораблестроительная сталь, даже 22-миллиметровая, не могла задержать ни одного снаряда, выпущенного артиллерией любого из эсминцев того времени, и разве что ограничивала размер пробоин при взрыве непосредственно на обшивке. Возможно, идея состояла в достижении солидной продольной прочности для сохранения высокой скорости в бурном море, однако и здесь германских моряков ждал неприятный сюрприз. Форма носовой части оказалась неудачной для открытого океана - и эсминцы вышли слишком "мокрыми" и к тому же плохо держались на длинной волне. В Северном Ледовитом океане они не успевали даже за 27-узловыми <карманными линкорами>, как только погода начинала портиться.Несколько улучшилась ситуация на следующей шестерке эсминцев типа "Карл Гальстер" (официальное обозначение - "тип 36"). Более длинные и имевшие не столь высокие надстройки, как их предшественники, они оборудовались скошенным "клиперским" форштевнем и заметно лучше вели себя на волне. В остальном же типы "34" и "36" практически не отличались..." Да,и успехов особых  эти "демоны моря" не имели... - http://fanmodel.tforums.org/viewtopic.php?f=48&t=117&start=30&sid=21601ffc30f28d5669d481db041a849d
Sapienti sat.

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 2095
  • «МЫ ПОСТРОИМ ЛЕСТНИЦУ ДО ЗВЁЗД !...»
    • Просмотр профиля
    • Email
Справка : ВМФ Германии в Северной Норвегии имел на 22 июня 1941 года 5 эсминцев, 3 миноносца, 6 подводных лодок, 1 минный заградитель, 10 сторожевых кораблей, 15 тральщиков, 10 сторожевых катеров (всего 55 единиц).Наступление армии поддерживал 5-й воздушный флот  -на мурманском направлении около 160 самолётов.Своей авиации "Кригсмарине" не имел.Северный флот (СФ) дислоцировался в Баренцевом и Белом море. В него входили: бригада эскадренных миноносцев двухдивизионного состава, В состав которой входили семь эсминцев (пять — пр. «7» и 2 эсминца типа «Новик»): один корабль находился в капитальном ремонте.15 подводных лодок, 2 торпедных катера, 7 сторожевых кораблей, 2 тральщика, 14 малых охотников и 116 самолётов.При огромном и сложном ТВД обе стороны берегли мат.часть и предпочитали понапрасну не рисковать,особенно, при наличии более важных задач...Примечание : По мобилизационному плану в состав ВМС СФ (СССР) в июне — августе 1941 года зачислили 29 сторожевых кораблей (СКР) и 35 тральщиков, переоборудованных из рыболовных траулеров, 4 минных заградителя и 2 СКР — бывшие ледокольные пароходы, 26 сторожевых катеров и 30 катерных тральщиков, переоборудованных соответственно из дрифтерботов и мотоботов.
Только 10 июля 1941 года в Киркенес прибыла 6-я флотилия эскадренных миноносцев кригсмарине: Z-4, Z-7, Z-10, Z-16, Z-20.
Первая операция ими была предпринята 12—13 июля, эсминцы в районе острова Харлов атаковали советский конвой в составе траулеров (суда ЭПРОН) РТ-67 и РТ-32 (буксирующие подводные топливные ёмкости из Мурманска в Йоканьгу), охраняемых сторожевым кораблем (бывший рыболовный траулер вооруженный 2х45-мм пушками и пулеметами под командованием Окунев В. Л.) «Пассат» (погиб) (РТ-67 тоже погиб). Вторая операция была проведена 22 — 24 июля у Териберки, немцы потопили гидрографическое судно «Меридиан». В третьем походе 10 августа, 3 эсминца атаковали находившийся в дозоре на кильдинском плесе сторожевой корабль «Туман» (погиб). После налета авиации Северного флота, Z-4 получил серьёзные повреждения и корабли вернулись в базу. Боевая деятельность 6-й флотилии на этом закончилась, и её корабли направились на ремонт в Германию.В конце 1941 года на ТВД появляется 8-я флотилия в составе эсминцев: Z-23, Z-24, Z-25, Z-27. Её корабли предприняли операцию против транспортов и кораблей конвоя PQ-6, но боевого успеха не имели. Немецкие эсминцы пытались атаковать конвои союзников. При нападении немцев на конвой PQ-13 эсминцы «Сокрушительный» и «Гремящий» обнаружили немецкие корабли и открыли огонь. Эсминец Z-26 получил попадание снаряда с советского эсминца и был вынужден скрыться в снежном заряде. Однако вскоре немцы вернулись и атаковали конвой. Им удалось повредить английский лёгкий крейсер «Тринидад», но при этом в бою с английскими и советскими кораблями был потерян эсминец Z-26.
Первый союзный конвой прибыл в Архангельск 31 августа 1941 года. Именовался «Дервиш», только потом получил шифр PQ-0. Состоял из 6 транспортов в охранении 1 авианосец, 2 крейсера, 2 эскадренных миноносца, 4 сторожевых корабля и 3 тральщика.
За первый год войны из Англии и Исландии в порты Белого моря были проведены 7 конвоев (PQ-0 … PQ-6). Прибыли 53 транспорта, включая советские. Из наших портов в Англию отправлено 4 конвоя (QP-1 … QP-4), Всего ушло 47 транспортов...
« Последнее редактирование: 18 Март 2017, 23:41 от Ринат Гимадеев »
Sapienti sat.

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 2095
  • «МЫ ПОСТРОИМ ЛЕСТНИЦУ ДО ЗВЁЗД !...»
    • Просмотр профиля
    • Email
Справка : "ЗАПОЛЯРЬЕ".
Это наиболее простой для определения потерь противника на море ТВД. Линия фронта была стабильной на протяжении 3 лет боевых действий (октябрь 1941 — октябрь 1944). Снабжение немецких войск в Заполярье осуществлялось исключительно морским путем. Конвои, шедшие в Заполярье, получили название «остгеляйты» («восточные конвои»), в обратном направлении «вестгеляйты» («западные конвои»). СФ наносил удары по этим конвоям либо в море (силами ПЛ, ТКА, ВВС), либо в базах (силами ВВС). Активно использовалось минное оружие и береговая артиллерия, хотя и с меньшим успехом. В 1941 году силами СФ было потоплено 15 транспортных судов (подлодки потопили 5 транспортов и 3 дрифтербота, ТКА — транспорт и дрифтербот; на минах погибло 4 транспорта; на счету ВВС — мотобот). Кроме этого противник потерял 2 охотника за ПЛ. Один из них расстрелян артиллерией ПЛ, другой погиб на мине. Наибольших успехов добились 4 английские подлодки (Трайдент, Тигрис, Силайон, Сивулф), которые в августе-сентябре и в ноябре-декабре 1941 г. осуществили 10 боевых походов из Полярного. На их счету 8 транспортов (4 немецких и 4 норвежских ) и один охотник за ПЛ.
В 1942 году на морских коммуникациях противника наиболее активно и успешно действовали ПЛ СФ. На их счету 11 транспортов, 2 мотобота и 2 сторожевых корабля (далее СКР) противника. На минах погибло 7 транспортов, мотобот и 6 боевых кораблей (2 тральщика, 2 СКР, охотник за ПЛ и судно-ловушка). Береговая артиллерия потопила 2 транспорта и СКР. На счету авиации СФ — 2 транспорта, 2 мотобота и одна БДБ (быстроходная десантная баржа). Надводные корабли потопили одну ПЛ, а небоевые потери противника составили транспорт и СКР. Общие потери в 1942 г . – 23 транспорта, 5 мотоботов и дрифтеров, 12 боевых кораблей (6 СКР, 2 ТЩ, БДБ, охотник за ПЛ, ПЛ, судно-ловушка).
В целом, можно сделать вывод, что силы СФ не смогли сорвать или хотя бы затруднить морские перевозки противника в этом районе в 1941-42 гг. Об этом свидетельствуют данные противника: в 1941 г. в порты Заполярья пришло 1008 транспортов (в конвоях ) и 57 транспортов (одиночно); в 1942 г . — 2338 транспортов (все в конвоях). Таким образом, потери противника составили в 1941 г. 0.2%, а в 1942 г. 0,1%. В 1943 г. основные потери противнику вновь нанесли ПЛ СФ (7 транспортов, мотобот, и 10 боевых кораблей — 4 СКР, 4 охотника за ПЛ, тральщик и ПЛ). На счету ВВС — 4 транспорта и тральщик; ТКА — транспорт, вспомогательное судно ВМС, мотобот; на минах погибли транспорт и тральщик; надводные корабли потопили дрифтербот. Общие потери составили 14 транспортов (один из них потоплен в результате диверсии в Порсангер-фьорде), 3 мотобота, вспомогательное судно и 12 боевых кораблей (4 СКР, 4 охотника за ПЛ, 3 ТЩ и ПЛ).
В 1944 г. ВВС СФ впервые нанесли судоходству противника потери больше, чем подводные лодки . На счету авиаторов-североморцев 16 транспортов, 3 плавбазы, 2 мотобота, парусный барк и 20 боевых кораблей (9 СКР, 3 охотника за ПЛ, 3 ТЩ, гидроавиатранспорт и 4 БДБ). Подлодки потопили 5 транспортов и 7 боевых кораблей (4 охотника за ПЛ и 3 СКР); ТКА – 4 транспорта, 4 мотобота или дрифтера и 6 боевых кораблей (4 СКР и 2 ТЩ); береговая артиллерия — большую самоходную баржу; надводные корабли — 3 ПЛ; потери от мин составили: транспорт, тральщик и СКР. Общие потери противника на море в 1944 году в Заполярье составили 26 транспортов, 6 мотоботов, парусный барк, самоходную баржу и 38 боевых кораблей (17 СКР, 7 охотников за ПЛ, 6 ТЩ, 4 БДБ, 3 ПЛ и гидроавиатранспорт). Следует учитывать, что потери в небольших судах типа «мотобот-дрифтербот» были несомненно выше установленных авторами.
Общие потери Германии в Заполярье в 1941-44 гг. составили 79 транспортных судов, в т.ч. 39 немецких. Остальные до захвата их Германией принадлежали: Норвегии — 30, Франции — 4, Латвии — 2, Голландии, Дании, СССР, Эстонии – по 1.
Силы СФ потопили более 20 бывших норвежских мотоботов, дрифтерботов, куттеров водоизмещением по 72-168 брт. Кроме этого на счету СФ 67 боевых и вспомогательных кораблей (в т.ч. 27 СКР , 14 охотников за ПЛ, 11 ТЩ разных типов).
Самыми крупными судами, потерянными противником на этом ТВД, были: танкер Пелагос (12083 брт.) и плавмастерская ВМС Зюйдмеер (8133 брт)." - http://u-96.livejournal.com/1296478.html
Sapienti sat.

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 2095
  • «МЫ ПОСТРОИМ ЛЕСТНИЦУ ДО ЗВЁЗД !...»
    • Просмотр профиля
    • Email
Справка : Северный флот (СФ) дислоцировался в Баренцевом и Белом море. В него входили: бригада эскадренных миноносцев двухдивизионного состава, В состав которой входили семь эсминцев (пять — пр. «7» и 2 эсминца типа «Новик»): один корабль находился в капитальном ремонте.15 подводных лодок, 2 торпедных катера, 7 сторожевых кораблей, 2 тральщика, 14 малых охотников и 116 самолётов.По мобилизационному плану в состав ВМС СФ (СССР) в июне — августе 1941 года зачислили 29 сторожевых кораблей (СКР) и 35 тральщиков, переоборудованных из рыболовных траулеров, 4 минных заградителя и 2 СКР — бывшие ледокольные пароходы, 26 сторожевых катеров и 30 катерных тральщиков, переоборудованных соответственно из дрифтерботов и мотоботов."
"А ранее,30 ноября 1939 года началась война между СССР и Финляндией, которую Великобритания и Франция решили использовать как предлог для начала боевых действий против Советского Союза. С целью оказания «помощи» финнам в январе 1940 года они практически решили вопрос о высадке на Севере англо-франко-польского десанта. Было решено высадить десантный корпус, численностью в 57,5 тысячи человек. В его состав должны были войти: 2 бригады французских альпийских стрелков и 2 батальона французского Иностранного легиона, 24-я английская гвардейская бригада под командованием бригадира В. Фрейзера и лыжный батальон Шотландской гвардии, а также польская отдельная бригада подгальских стрелков под командованием полковника Зыгмунта Богуш-Шишко. Для достижения внезапности высадки в состав первого корабельного отряда высадки предполагалось включить польские эскадренные миноносцы («Гром», «Молния», «Буря»), внешне схожие с советскими эсминцами типа «Стремительный», только-только пришедшими в Заполярье. Судя по общей численности десанта, в составе корпуса были и другие части, данных о которых пока найти не удалось.
Десантный корпус уже был готов к посадке на транспорты, но с принятием окончательного решения задержалось главное англо-французское командование.
Военные эксперты союзников слишком долго изучали вопрос «Куда высаживать десант: в Мурманск, Петсамо (занятый 1 декабря 1939 года советскими войсками) или же в Нарвик?» Высадка в Петсамо или Мурманск позволяла десантникам совместно с финскими егерями ударить на Кандалакшу, затем перерезать Кировскую железную дорогу и отрезать Кольский полуостров от остальной территории СССР. А далее — «нависнуть» над Ленинградом.
Высадка же в Нарвик (вскоре после принятия решения эта операция получила условное наименование «Р4.» — Авт.) позволяла не только усилить Финляндию в войне с Советским Союзом, как союзником Германии, но еще и захватить перевалочный пункт, через который рейх получал почти две трети железной руды, а также — вольфрам, медь, цинк, никель, молибден, древесину и алюминий. И военным аналитикам было о чем задуматься: «цена вопроса» — не только кто будет обладать рудными запасами Скандинавского полуострова, но еще и чью сторону займут скандинавские страны.
В случае успешности операции «Р4», Великобритания получала возможность полностью блокировать «норвежский» маршрут фашистских рудовозов и лишить немцев возможности контролировать шведские рудники в Елливаре (Гелливаре). Одновременно получала выход прямо к Балтийскому морю и возможность прямого удара по Берлину, избегая при этом войны с СССР. В конце концов, решение о высадке в Нарвик (а одновременно в Ставангер, Берген и Тронхейм) было принято, исчез основной политический повод для высадки в Скандинавии — 12 марта 1940 года Финляндия заключила мирный договор с Советским Союзом. Однако замысел «Р4» остался, так как экономическая составляющая целесообразности высадки в Нарвике значительно превышала все остальные. Но и гитлеровский Генштаб не дремал..." - http://www.e-reading.club/chapter.php/1017219/8/Kovalev_-_Arkticheskie_teni_Tretego_reyha.html Р.S.И были бы : советско-германская группировка ВМС в "Базис Норд" и что-то,типа, совместной контроперации под кодовым названием "Полар Штерн"/"Полярная Звезда"...   8)
« Последнее редактирование: 19 Март 2017, 00:04 от Ринат Гимадеев »
Sapienti sat.

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 2095
  • «МЫ ПОСТРОИМ ЛЕСТНИЦУ ДО ЗВЁЗД !...»
    • Просмотр профиля
    • Email
Цитата : "..Высадка в Петсамо или Мурманск позволяла десантникам совместно с финскими егерями ударить на Кандалакшу, затем перерезать Кировскую железную дорогу и отрезать Кольский полуостров от остальной территории СССР. А далее — «нависнуть» над Ленинградом..." - это уже отсылает к Теме: "Второй Кронштадт" ( ВМБ "Ручьи" ) и "Большой флот" СССР". : http://fortification.ru/forum/index.php?topic=4744.0
Sapienti sat.