В связи с вышеизложенным,напрашивается вопрос : "Зачем некая немецкая подводная лодка,рискуя, приближалась к берегу и была потоплена?Предположение о том,что ПЛ немцы пытались использовать для арт.поддержки своей сухопутной обороны,- не выдерживает критики.
:o
«U78» (тип VIIC)
Из-за нехватки торпедных аппаратов в период ее строительства (принята флотом 15.2.41) «U78» получила всего два носовых ТА. Всю войну она была учебной подлодкой в составе 22-й флотилии (Готенхафен). К концу января 1945 года стало ясно, что дальше базироваться в Данцигском заливе невозможно — приближалась Красная Армия. 1 февраля «U78», как и вся флотилия, прибыла в Киль и должна была проследовать дальше, в Вильгельмсхафен. Однако в это время в Пиллау была разрушена местная электростанция. Поэтому «U78», «U351» из 22-й флотилии и «U579» из 23-й были направлены в эту базу для работы плавучими электростанциями (первые две прибыли 15 февраля). Все три организационно вошли в состав 4-й флотилии ПЛ. По прибытии лодки по совместительству включили в систему ПВО Пиллау. 88-мм пушки этих субмарин во время авианалетов вели заградительный огонь в выделенных секторах. С февраля база подвергалась налетам ВВС Красной Армии, с 9 марта начались налеты ВВС КБФ по плану «Заря», так что работы артиллеристам лодок хватало. Во всяком случае 12 марта они уже требовали пополнения боеприпасов. Время от времени их команды несли потери, возможно, подводные лодки получали незначительные повреждения. Так, 9 марта на «U351» три человека погибли и один получил смертельное ранение, 13 марта погиб один человек на «U78». После падения Кенигсберга наступила очередь Пиллау. К авианалетам добавились артобстрелы. К этому времени «U78» осталась в одиночестве, две другие подлодки ушли в Западную Балтику. В ночь на 13 апреля «U78» получила прямое попадание снарядом, один человек был тяжело ранен. Конец наступил 16 апреля. По документам, «U78» была потоплена прямым попаданием снаряда в 21:50 (22:50 по Москве), весь экипаж спасен. Но командир лодки X. Хюбш утверждал, что это произошло около 6 часов вечера. Флотская артиллерия в этот день огонь непосредственно по базе не вела (как и в ночь на 13 апреля), бои на суше шли еще довольно далеко от города, поэтому остается предположить, что «U78» уничтожена артиллерией РГК. В момент гибели лодка находилась у пристани Морского вокзала. Хюбш вместе с командой эвакуировался на запад, но по приказу вернулся, чтобы качественно подорвать остов своей подлодки. Выполнив эту миссию, он снова убыл на запад.
В нашей литературе встречаются утверждения, что «U78» потоплена в ходе боев в городе 2-й батареей 523-го корпусного артполка, которой командовал капитан Авдеев. Очевидно, источником послужили следующие строчки из мемуаров командующего 11-й гвардейской армией К.Н. Галицкого: «…капитан Авдеев обнаружил приближающуюся к берегу немецкую подводную лодку, он установил за ней тщательное наблюдение, приготовив огневой взвод к стрельбе. Подводная лодка, не замечая отлично замаскированной батареи, приближалась к берегу и пристрелянному ориентиру — мачте. Когда она подошла к ориентиру, командир батареи открыл огонь. Подводная лодка ответила, но после двух прямых попаданий на ней раздались три сильных взрыва и через несколько минут она затонула»[190]. Из текста мемуаров видно, что это событие произошло не ранее 20 апреля, когда «U78» уже была дважды подорвана и перемещаться не могла, других подлодок «на ходу» в Пиллау уже не было. Видимо, бравый капитан неточно опознал цель. После взятия Пиллау базу осмотрела комиссия ВВС КБФ, определявшая эффективность налетов. Во внутренней гавани нашлись две подлодки («пробиты осколками бомб, повреждены»). По законам жанра, в таких случаях обычно вообще не бралось в расчет, что врага помимо флотской авиации била и артиллерия, и ВВС Красной Армии[191]. Одна из найденных лодок явно «U78», а вторая, видимо, старая подлодка, списанная в ходе войны. Судя по фотографии, это «U2», которая 8.4.1944 затонула у Пиллау после столкновения с траулером, на следующий день была поднята и исключена из списков.
О том, что «U78», «U351» и «U579» организованно использовались как плавучие зенитные батареи, ранее известно не было. Ими теперь можно дополнить список подводных лодок, сражавшихся против Балтийского флота, хотя и несколько необычным способом.
Некоторому числу подлодок на Балтике удалось нанести повреждения, заставившие их прервать поход. Возможно, данные неполные.
Кроме того, до сих пор остается неразгаданной судьба ценностей в 30 миллиардов рейхсмарок из отделения Имперского банка в Восточной Пруссии. Как известно, советские войска застали в нем только пустые сейфы. С января по март из Кенигсберга оставались только две свободные дороги — на Хайлигенбайль (нынешний Мамоново) и Пиллау. Последняя представляется предпочтительней из-за возможности вывезти ценности морем, например, на подводной лодке.
<...>
(Виктор Сазоненков, «Вестник Балтийска», №11, 15 марта 2007 г.)
Но,вернёмся к форту "Штеле".Если подтвердится версия,что его узники,- военнопленные и/или угнанные в рабство,советские люди и/или иностранцы,- пожертвовали своими жизнями и не просто нанесли ущерб противнику,но и уничтожили какие-то важные образцы морских боеприпасов,то это будет событием не менее,если не более,важным,чем,например,знаменитый побег группы советского лётчика М.П.Девятаева!Ведь,группа Девятаева,конечно,совершила уникальный поступок,но ведь не таранила какой-нибудь из важных объектов ракетного центра Пенемюнде.А испытательные станции торпед и другого морского оружие Германии были не только на о.Гельголанд и в Северном море,но и на Балтике.Поэтому,я считаю нужным рассмотреть все версии,какие бы они не казались,фантастичными...Недоказуемо :( Был взрыв на складе, условно говоря, боеприпасов, а разгильдяйство или героизм рассказать уже некому с весны 1945 :(
О Девятаеве : "..После своего легендарного побега из немецкого плена лётчик Девятаев был репрессирован. Существуют две основные разновидности мифа, по одной из них Девятаев с товарищами был отправлен в лагерь, по другой - в штрафбат.«Знаменитый побег Михаила Девятаева из плена на захваченном Hе 111H-22 завершился «искуплением вины» пилотом и 11 спасенными им товарищами в лагере, теперь уже своем, советском. Впрочем, летчику зачли доставленную к своим секретную машину - носитель крылатых ракет Fi-103, освободив досрочно, в чем немалое участие принял один из основателей советской ракетной программы и Главный конструктор ОКБ-1 С.П. Королев».«Люди из «Смерша», которые «проверяли» Девятаева, не поверили ему. Он стал узником сталинского лагеря».«Он – единственный в мире летчик, который за один подвиг сначала был посажен в тюрьму, а затем удостоен высшей государственной награды. Вырвавшийся на свободу из плена 23-летний летчик осужден военным трибуналом как предатель, добровольно сдавшийся в плен, и отправлен в лагерь. Спустя 9 лет, Девятаев попал под амнистию, а в 1957 году удостоен звания Героя Советского Союза».Некоторые горе-журналисты, в погоне за сенсацией, этот миф пытаются украсить «подробностями»:Но,вернёмся к форту "Штеле".Если подтвердится версия,что его узники,- военнопленные и/или угнанные в рабство,советские люди и/или иностранцы,- пожертвовали своими жизнями и не просто нанесли ущерб противнику,но и уничтожили какие-то важные образцы морских боеприпасов,то это будет событием не менее,если не более,важным,чем,например,знаменитый побег группы советского лётчика М.П.Девятаева!Ведь,группа Девятаева,конечно,совершила уникальный поступок,но ведь не таранила какой-нибудь из важных объектов ракетного центра Пенемюнде.А испытательные станции торпед и другого морского оружие Германии были не только на о.Гельголанд и в Северном море,но и на Балтике.Поэтому,я считаю нужным рассмотреть все версии,какие бы они не казались,фантастичными...Недоказуемо :( Был взрыв на складе, условно говоря, боеприпасов, а разгильдяйство или героизм рассказать уже некому с весны 1945 :(
Что касается Девятаева, то там всё дело в том, что это был за самолёт. Да и "Героя" дали не сколько за побег, сколько за организацию экскурсий по острову Королёву и др.
(Верно, подмечено ! "Завещание Михаила Девятаева. Сенсационная сторона подвига легендарного летчика. Тайна :
Что касается Девятаева, то там всё дело в том, что это был за самолёт. Да и "Героя" дали не сколько за побег, сколько за организацию экскурсий по острову Королёву и др.