Общая категория > Охранная фортификация
Крепости на колесах: История бронепоездов
padomju:
В Белоруссии в июне 1941 г вели боевые действия 10 бронепоездов НКВД, для охраны ж\д, в основном вблизи границ: в Киевском военном округе — 1–й Краснознаменный дивизион, Белорусском военном округе — 4–й и 8–й отдельные дивизионы.
Число бронепоездов в 1939–40г возросло за счет трофеев. «Освободительный поход» в Польшу привел к появлению в составе войск по охране ж\д бронепоездов НКВД № 77 (бывш. польский «Первый маршал»), № 75 (бывш. польский «Смелый»), № 58 («Бартош Гловацкий»).
Немцы, как рачительные хозяева, не оставили без внимания разбитые и брошенные при отступлении советские бронепоезда. Д-2 в немецких руках
Часть из них была отремонтирована и использовалась в дальнейшем для борьбы с партизанами, пытавшимися организовать диверсии на ж\д. Германский бронепоезд Panzer Zug № 1 см. здесь:
Крепости на колесах: История бронепоездов
http://militera.lib.ru/tw/drogovoz1/03.html
И. Г. Дроговоз
Фотографии по тексту здесь http://statehistory.ru/books/I--G--Drogovoz_Kreposti-na-kolesakh--Istoriya-bronepoezdov/41
Вместо красиво смотревшегося на предвоенных учениях взаимодействия танков, броневиков и бронепоездов, стремительных прорывов в глубину вражеской обороны в соответствии с теорией «глубокой операции», пришлось затыкать ими постоянно возникавшие бреши на фронте.
На долю бронепоездов выпала задача прикрытия отхода войск. Уже на 2й день войны командир 3–й дивизии войск НКВД по охране ж\д, на границе, получил директиву начальника войск НКВД, регламентировавшую порядок использования бронепоездов в новых условиях. Основной задачей для них определялось оказание огневой поддержки оборонявшимся стрелковым частям.
Бронепоезд № 53 должен был прикрывать Полоцкий железнодорожный узел, состав № 76 ушел в Молодечно для поддержки 9–й кавалерийской дивизии, № 73 остался на станции Беларусь.
Помимо 3–й дивизии, на линии Брест — Вильнюс действовали бронепоезда полков 9–й дивизии НКВД по охране железных дорог. Чуть позже, к ним присоединились мотоброневагоны 24–й дивизии, контролировавшей направление Минск — Смоленск.
В годы 2й Мир. войны на свет появился совершенно новый тип бронепоездов — зенитные бронепоезда. Бурное развитие боевой авиации и необходимость защиты от нее железнодорожных коммуникаций вызвали их рождение. Летом 1944 г несколько десятков зенитных бронепоездов перебазировались в Белоруссию, где готовилась стратегическая наступательная операция «Багратион». 4–й корпус ПВО и 81–я дивизия ПВО, имевшие в своем составе зенитные бронепоезда, прикрывали крупнейшие железнодорожные узлы Гомель, Брянск, Смоленск, Калинковичи, срыв перевозок военных грузов противником считался одной из основных задач авиации.
Бронепоезд включал: огневые взводы среднего калибра — три 76,2–мм зенитных орудия с приборами управления зенитным огнем ПУАЗО–3 и дальномером; огневые взводы малого калибpa — две 37–мм автоматические зенитные пушки; пулеметный взвод — 3 крупнокалиберных пулемета ДШК. Все вооружение размещалось на бронеплощадках.
В 1944м в Ровно отправился бронепоезд НКВД № 36, создание единой системы радиолокационного обеспечения боевых действий. Радиолокационные станции располагались так, чтобы зоны видимости взаимно перекрывались, чем обеспечивалось создание сплошного радиолокационного поля обнаружения и наведения.
Иосиф Виссарионович очень боялся самолетов. Один раз он поднялся в воздух в 1943 г.
Перед поездкой в Потсдам, Лаврентий Павлович сообщал: « … Подготовлен специальный поезд. Маршрут длиной в 1923 км (по СССР, до Бреста 1095, Польше 594, Германии 234). НКВД обеспечивают безопасность пути . На линии следования будут курсировать 8 бронепоездов войск НКВД».
Сталин благополучно добрался до Берлина и обратно.
Ринат Гимадеев:
Помню,что ещё в советское время выходили книга ( в мягкой обложке,но ламинированной ) Крепости на колёсах",но автора не запомнил.Возможно,что и более поздние издания под таким же названием того же автора - И.Г.Дроговоза?Или я ошибаюсь?В то время доступных материалов по бронепоездам было не много и книга сразу стала "дефицитом".Мне лично пришлось выбирать между ней и книгой Игоря Шмелева "Танки в бою",так как всех номеров журнала "Техника-Молодёжи" с "танковой серией" у меня не было.К тому же,хотелось ещё и другие книги о военной технике купить,которые тоже становились сразу после издания редкостью,хотя в Риге было два магазина "Военная книга" и много других книжных магазинов.Выручал магазин иностранной литературы,который назывался "Глобус",ЕМНИП.Именно там я приобрёл не мало интересных книг.В том числе и о бронетанковой технике Польши и с описанием боевых действий с её участием.А о бронепоезде "Данюта" был рассказ и чертежи в журнале "Моделяж" ПНР.Моё внимание тогда привлекло "линейно-возвышенное" расположение башен на броневагонах ( причём в одной башне стояла 1-75-мм П,а в другой 1-100-мм Г ) БП "Данюта",похожее на схему размещения башен ГК на боевых кораблях,кстати и на некоторых мониторах польской Пинской флотилии я видел подобную.Но,чертежи и фото этих мониторов были уже из журнала "Модельбау хойте" ГДР.А в СССР лидером в этой области был журнал "Моделист-Конструктор".Именно там,были опубликованы чертежи и рассказ о двух весьма совершенных БП того времени : "Козьма Минин" и "Илья Муромец" - пресса Третьего Рейха даже писала,что столь совершенные образцы боевой техники в СССР создать самостоятельно не могли и это изделия США.Надо сказать, что боевые машины строили на народные средства и в свободное время,жертвуя отдыхом.Экипажи составили доровольцы.После боёв на территории СССР бронепоезд участвовал в освобождении Польши.Путь в Польшу для бронепоезда начался с освобождения приграничного города Ковель. В разрушенном Ковеле произошла "дуэль" двух бронепоездов - русского и немецкого.Это чуть ли не единственный подобный случай в военной истории.Бронепоезд также участвовал в освобождении приграничного польского города Воломин. В память об этом событии 23 февраля 1945 года жители города вручили дивизиону бронзового льва с надписью "Панцирным львам на память" и благодарственное письмо."Выражаем сердечную глубокую благодарность за проведенные победные освободительные бои за Прагу под Варшавой, Яблонно-Легионово и город Воломин" - говорилось в тексте письма.
Затем, 14 сентября 1944 года Войско Польское вместе с советскими солдатами освободили крепость Прагу Варшавскую. В октябре 1944 года за овладение крепостью Прага дивизион бронепоезда был награжден орденом Александра Невского.В январе 1945 года советские и польские войска освободили Варшаву. Значительная часть экипажа бронепоезда получила правительственные награды. Командир Владимир Морозов также был награжден орденом Александра Невского.Боевой путь бронепоезда окончился в Берлине в мае 1945 года. Взорванный мост через Одер не позволил дивизиону продвигаться дальше и участвовать в боях за Берлин. После капитуляции гитлеровцев дивизион обеспечивал безопасность проезда правительственного поезда с делегацией Советского союза на Постдамскую конференцию глав правительств.После войны локомотив "Козьмы Минина" был найден на Урале. Его восстановили по старым чертежам и установили на постаменте напротив Дома культуры железнодорожников в Нижнем Новгороде.Не часто встретишь боевую машину с такой биографией!Тем более,из числа довольно редких видов боевой техники.А много позже,в "Моделисте-Конструкторе" появилась целая серия о БП периода Гражданской войны в России.А ещё позднее - материал о Мото́рном бронево́м ваго́не (также Мотоброневаго́н, МБВ, в литературе встречается также обозначение МБВ-2) — советская железнодорожная боевая машина (тяжеловооружённая бронедрезина).Это была достаточно совершенная машина с ГЭУ ДВС,но в военное время паровоз всё же имел свои преимущества в отношении не дефицитного топлива.Впрочем,дизель ещё лучше.
Ринат Гимадеев:
"..Можно смело сказать, что не авиация или танки, а именно бронепоезда в первой трети XX века являлись настоящим чудо-оружием. Обладая огромной, сравнимой с боевым кораблем огневой мощью и отличной маневренностью, они на любом участке фронта предопределяли успех.Мне же хочется привести несколько примеров достаточно необычных бронепоездов.Начну с того,что дело дошло даже до того, что бронепоезд во время Второй мировой построила… Канада, способная интервентов наблюдать разве что в телескоп. Причем канадцы, опыта в построении таких составов доселе не имевшие, начудили по полной программе: на поезд, призванный охранять железные дороги Британской Колумбии от японцев, поставили двигатель от дирижабля R-101, который затем заменили на дизельный от судна. Впрочем, после того как в 1944 году угроза высадки японцев в Канаде стала и вовсе гипотетической, бронепоезд расформировали, а локомотив еще два года водил поезда между Квебеком и Эдмонтоном, пока, наконец, не был списан окончательно.На другом конце земли, в Южной Африке, под занавес апартеида появились полицейские бронепоезда. При постройке использовался богатый опыт противодействия минной войне (подрыв на фугасе для тамошних фермеров стал делом привычным, поэтому многие прикупили специальные защищенные от мин автомобили, которые позволяли выжить при подрыве), и самоходный вагон бронепоезда получил инопланетные очертания, раньше у железнодорожной техники не замеченные. Так, корпус формой напоминал клинок топора (V-образная форма днища рассеивала взрывную волну) и имел два «клюва-капота» – спереди и сзади, чтобы вывести точку взрыва из-под ног экипажа.При проектировании этих броневагонов,несомненно,использовались в качестве основы БТР «Касспир», разработанные в ЮАР конце 70-х годов ХХ века.Конструкция этой боевой машины позволяла эффективно использовать ее в условиях саванны и пустыни. Достаточно большой клиренс, мощные пулестойкие колеса и V-образная форма бронированного днища обеспечивали очень высокую степень защиты от взрывов мин, которые стали настоящим бичом для южноафриканцев в Намибии. Всего было выпущено два таких мотоброневагона, которые сегодня стоят на запасном пути в тренировочном центре Браамфонтейн в ЮАР. Мы мирные люди, как говорится, но…
В нашей стране судьба бронепоездов была короткой, но бурной: Гражданская и две мировые войны, борьба с националистами после Великой Отечественной… Казалось бы, с развитием ракетных и танковых войск эти железные монстры должны занять почетное место в музее и уйти из истории. Однако, как оказалось, «ветеранов» рано сбрасывать со счетов.
К середине 1960-х годов на наших дальневосточных границах начали сгущаться тучи. Еще недавно братский, Китай принялся недружелюбно бряцать оружием, что в конце концов вылилось в инцидент на острове Даманский – бои на границе шли две недели и поставили две огромные державы на грань военного конфликта.
Как и в случае гитлеровского нападения в июне 1941 года, вторжение китайской армии предвещало мало хорошего.
Ввиду того, что местность в тех местах была мало обжита, а хороших автомобильных дорог насчитывалось немного, практически все гарнизоны и части оказывались зависящими от пары железнодорожных веток – Транссибирской и Забайкальской. Снабжение, перегруппировка и передислокация войск могли проходить только по ним. Следовательно, нашим требовалось мобильное и эффективное средство, то есть бронепоезд.
С началом Первой чеченской войны об этих монстрах вспомнили и быстро вернули их в строй. Поменялось на поездах только вооружение – оно стало более современным. Также состав пополнили вагоны: плацкартный (для размещения рядового состава), купейный (для офицеров), столовая и кухня.
А когда,в 1994 году, когда от России вздумала отсоединиться Чечня, перед федеральными силами вновь встал вопрос об охране протяженных железнодорожных путей. И если у армейцев уже имелись наработки в этой области, то сотрудникам МВД пришлось импровизировать с нуля. Поэтому и собран был бронепоезд «Козьма Минин» по принципу «с бору по сосенке»: вместо бронирования – мешки с песком и железные листы, платформы и вагоны – обычные гражданские. Зато с вооружением полный порядок: здесь и автоматические гранатометы, и пулеметы, и зенитные пушки, и даже БМП (боевая машина пехоты) на платформе.За время боевого дежурства «Козьма Минин» брал под охрану и успешно сопровождал до места назначения более 175 эшелонов.Еще два бронепоезда («Дон» и «Терек») были задействованы даже ранее – в 1990 году, когда в Баку вспыхнул антиправительственный мятеж, а в Сумгаите начались национальные конфликты. Для обеспечения мероприятий по восстановлению порядка из Забайкалья вышли бронепоезда, задачей которых являлось установление контроля над железнодорожными магистралями в сложных условиях – ведь стратегически важный район с центральными областями связывали всего две железнодорожные ветки.
Правда, пока поезда преодолевали 6,5 тысячи километров до места назначения, порядок в Баку уже был наведен, но, несмотря на это, они по прибытии использовались для охраны узловых станций и сопровождения составов с войсками и грузами. Не раз во время таких операций они подвергались обстрелам, однако ответного огня, выполняя приказ, не открывали.
По возвращении в Забайкалье поезда встали на стоянку неподалеку от Читы, откуда их в лихие 90-е однажды чуть не угнали охотники за металлом. К счастью, бронепоезда успели перехватить у российско-китайской границы и вернуть обратно. И, как оказалось, не зря: вскоре им нашлось самое что ни на есть боевое применение в Чечне.
Правда,ходили слухи,что парочку БП "приватизировали",то есть частные фирмы ( типа ЧОП ) купили списанные поезда и без ( или с частью,но только стрелкового ) вооружения и использовали для перевозки особо ценных грузов на бескрайних просторах РФ и СНГ,а какой криминальный беспредел творился в 90-е и 00-е напоминать не надо.
Так или иначе, в сегодняшнюю концепцию вооруженных сил России бронепоезда решительно не вписываются. Спецпоезда «Байкал» и «Амур», которые сейчас стоят на вооружении в Южном военном округе, до 2015 года снимут с боевого дежурства и отправят в резерв. Тем временем в государственной программе развития вооружений до 2020 года формирование боевых поездов не запланировано, и железнодорожным войскам теперь остается только чинить пути и разминировать их. «При современном развитии средств поражения железнодорожное вооружение остается самым уязвимым из всех, поскольку траектория его движения не просто предсказуема, а неизменна, – так прокомментировали это решение в российском Генштабе.
– В таких условиях вооружение на железнодорожных платформах может использоваться только для обслуживания безопасности самой железной дороги, например, для сопровождения эшелонов на заминированных дорогах или при угрозе обстрела. Однако для этого не обязательно создавать бронепоезда. Можно просто поставить танк или зенитно-ракетный комплекс на обычную платформу».Так,сербы во времена гражданской войны в Югославии (1991-1995 годы) на помощь внутренним войскам также отправили бронепоезд, получивший название «Крайна экспресс».
Вооружение на него было собрано отовсюду : на первой платформе размещалась немецкая зенитная 20-миллиметровая пушка времен Второй мировой Flak-38. На второй стояли две пусковые установки наших противотанковых управляемых ракет «Малютка» и спроектированное в 1929 году зенитное орудие калибра 40 мм «Бофорс» L60. Огонь в ближнем бою обеспечивали пулеметы.
Позже к составу добавились два снятых с вертолета блока неуправляемых ракет, а немецкую зенитку заменила американская самоходная установка времен Второй мировой М18.
Бронепоезд принял самое деятельное участие в боевых действиях против хорватов, причем экипаж сражался как на железной дороге, так и спешившись, как обычные пехотинцы.
Впрочем, не только у сербов во время развала Югославии был бронепоезд – хорваты, оказывается, также обзавелись своим. В самом начале конфликта в Сплите они быстро сделали его из двух дизельных локомотивов и двух импровизированных броневагонов. Защиту вагонов сделали комбинированной: стальной лист толщиной 6 мм, затем 30-50 мм пространства, заполненного песком, затем еще один лист толщиной 8 мм. Колеса прикрывали 10-миллиметровые пластины. Вооружение составляли башенки с установленными пулеметами калибра 12,7 мм.Правда, повоевать бронепоезд так и не успел, всю войну простояв в Сисаке..." - Источник : "Тайны ХХ века","Мистика войны" №2 за 2014 г.,глава 4.
Ринат Гимадеев:
Как я отмечал выше - в первом своём комментарии,на броневагонах польского БП "Данюта",орудийные башни располагались по,так называемой,"линейно-возвышенной схеме" и в диаметральной плоскости,как на боевых кораблях башни ГК,что давало возможность верхним ( возвышенным ) башням вести арт.огонь поверх нижних башен.В случае БП "Данюта" верхние башни с 75-мм П имели сектор обстрела в 360 градусов по горизонтали,а нижние 100-мм Г могли стрелять прямой наводкой и/или при небольших углах возвышения в секторе,примерно,в 320 градусов по горизонтали.Может быть немного меньше или больше в зависимости от необходимости и опасения повредить обшивку корпуса и надстройки броневагона.А при стрельбе при больших углах вертикальной наводки для того чтобы снаряды летели по более крутой ( навесной ) траетории,100-мм Г имели также круговой сектор обстрела по горизонту.Надо признать это расположение оптимальным,так как,кроме больших секторов обстрела,орудие большего калибра,а значит и более тяжёлое по весу находилось ближе к поверхности земли,что положительно сказывалось на устойчивости боевой платформы.Кроме того,боезапас,снаряды которого имели больший вес,чем у 75-мм П располагались ближе к расчёту,что тоже не мало важно и сказывается на темпе стрельбы.И последнее,наводчик и командир 75-мм пушки,которая находилась на приподнятом месте ( крыше надстройки ) имели хороший обзор,что важно при своевременной реакции на нападение из засады и при своевременной реакции на изменения обстановки.Не буду сравнивать броневагон БП "Данюта" с советским МБВ,так последний строился позже и с учётом недостатков прежних советских БП,где броневагоны имели форму корпуса без рациональных наклонов бронелистов и размещение бронебашен на одном уровне.
Ринат Гимадеев:
Цитата : "..В разрушенном Ковеле произошла "дуэль" двух бронепоездов - русского и немецкого.Это чуть ли не единственный подобный случай в военной истории..." - это явное преувеличение!Инфа из "Вики" : Латвийский бронепоезд № 2 «Komunistu iznicinātājs» («Истребитель коммунистов»).Потом бронепоезд 1-го Валмиерского полка, сформирован в июне 1919 в Крустпилсе на базе брошенных вагонов-морозильников. Работами руководил командир 8-й роты Валмиерского полка ст. лейтенант Ронис, который и стал первым командиром бронепоезда. 16 июня 1919 года в 2-х км от станции Трепе произошел бой бронепоезда с бепо красной армии с названием «Истребитель Буржуазии», который, получив повреждения, отступил. В связи с этим 16 июня стало днём полка бронепоездов. 4 января 1920 в Латгалии участвовал в бою с бронепоездом № 87 «3-й Интернационал».И далее,бронепоезд № 3
Сформирован в октябре 1919 в железнодорожных мастерских депо станции Зиланы. Работами руководил и первым командиром поезда стал капитан А. Паулоцкис. 17 ноября передислоцирован под Крустпилс, где 10 января 1920 состоялся бой с двумя бронепоездами Красной Армии («Ленин» и «Смерть или победа»), один из которых был сильно повреждён.
Навигация
Перейти к полной версии