б) ФОКУС-ПОКУС :
Читаем в документе:
"Nachdem das Feindfeuer wieder verstarkt aufgetreten war, fand eine nochmalige Aussprache zwischen dem Rgt.-Kdr., Abt.-Kdr. und dem Battr.-Chef statt." -
- "После того, как вражеский огонь вновь усилился, была спланирована и согласована новая операция командованием Rgt.-Kdr (представителем командования Infanterie-Regiment 135 или по "нашему" IR 135), Abt.-Kdr (командиром дивизиона Major Heinz Huffmann) и Battr.-Chef (командиром 3-й батареи Oberleutnant Otto Hoffmann)."
Отмечаем, весь состав 3-й батареи и командования дивизиона в сборе: 3 командира взвода со своими тремя взводами (1-й,2-й,3-й) по 2 (два) орудия в каждом [всего 6]. Плюсуем КОМАНДИРСКИЕ орудия "комбата 3" Oberleutnant Otto Hoffmann и командира дивизиона Major Heinz Huffmann [всего 2].[ИТОГО 8]. Допускаем, что командир дивизиона мог поехать в Брест и далее покататься со своими 1-й и 2-й батареями, но его зам (адъютант, штабной обер-офицер) обязан был присутствовать при планировании операции с подразделеними другого рода войск и находиться в дивизионном командирском орудии.
Если ВЕРИТЬ их "БЕЗ ПОТЕРЬ" на Северном, то получится ПРИМЕРНО такая картина:
По тексту далее в Цитадель вошли 7 орудий (три взвода и командирское Hoffmann). Одно командирское Adjutant остаётся на Северном (логично, ведь командовать операцией в Цитадели назначили Hoffmann) для координации действий с IR 135. По списку потерь на Центральном ранены два офицера: Zugfuhrer Leutnant Weissmann (командир 1-го взвода) и Zugfuhrer Leutnant Langenbeck (командир 2-го взвода) (один тяжело, другой легко). На время обездвижено 2 орудия (имейте в виду, что там были ранены другие члены экипажа). Adjutant на командирской (дивизиона) спешит на помощь комзвода 2, раненого Zugfuhrer Leutnant Langenbeck эвакуируют на командирской (дивизиона). А Adjutant окончательно "садит на якорь" 304-е Langenbeck. Остальной экипаж остаётся "караулить" на две ночи орудие. Второе обездвиженное орудие приходится вытаскивать другим, там проблема с механиком-водителем и комвзвода 1 Zugfuhrer Leutnant Weissmann, так что помощи одного вездесущего Adjutant мало. Всё складывается ровно, если Adjutant-Рэмбо. На самом деле он не супергерой.
ПОКУС (по документам)
В том, что из 8 (ВОСЬМИ) орудий, находившихся на Северном, на Центральный поехали 7 (СЕМЬ) 6 (ШЕСТЬЮ !) ЭКИПАЖАМИ (если расчёт брать по Zugfuhrer-взводным) .
Весь ФОКУС
состоит из сокрытия потерь на Северном
Объясняю:
Читаем перевод 1-й операции на Северном :
"По ПРОСЬБЕ Rgt.-Kdr. Infanterie-Regiment 135 (командования 135 полка) для поддержки полка в борьбе с попавшими в ловушку частями 45-й Infanterie-Division (45-й пехотной дивизии), 3-я батарея была развернута по ПРИКАЗУ Abt.-Kdr (КОМАНДИРА ДИВИЗИОНА штурмовых орудий). После КОНСУЛЬТАЦИИ с командиром полка (135), КОМАНДИР ДИВИЗИОНА (Major Heinz Huffmann) ПРИКАЗАЛ развернуть 2 взвода штурмовых орудий с задачей поразить кварталы домов (ДНС), расположенных перед основными направлениями наступления. Развертывание взводов привело к тому, что огонь вражеских винтовок и пулемётов был временно прекращен."
Командир дивизиона (Major Heinz Huffmann) находился на Северном, КОМАНДОВАЛ 1-ой операцией, КОНСУЛЬТИРОВАЛСЯ (с IR 135), ОТДАВАЛ ПРИКАЗ на развёртывание 2-х взводов (4-х орудий). И нет ни слова о самом командире 3-й батареи Chef Oberleutnant Otto Hoffmann, потому что КОМАНДОВАЛИ СТАРШИЕ ТОВАРИЩИ.
Перед началом 2-й операции КОМАНДИР ДИВИЗИОНА ещё консультируется с IR 135.
И вдруг...
Во 2-ой операции огонь (в документе они пишут ЗАПЛАНИРОВАННЫЙ) с Северного по Цитадели ведут из 7 (СЕМИ) орудий. Восьмое командирское (Major Heinz Huffmann) орудие стоит и любуется фейрверком, этакий "голубь мира" (по донесению оно НЕ В "ПЛАНЕ").
3-ю операцию, уже в самой Цитадели, планируют командиры полка (IR 135), дивизиона (Abt.-Kdr 201) и батареи (3 Batterie-Chefs).
Но СТАРШИЙ ТОВАРИЩ почему-то отряжает командовать 3-й операцией командира 3-й батареи Oberleutnant Otto Hoffmann. Операцией в разы сложнее и ответственней, чем две предыдущие, командира чином и должностью ниже. Ниже даже своего Adjutant (начальника штаба или заместителя командира дивизиона), который ВДРУГ оказывается на Центральном острове во втором (командирском) орудии второго взвода.
И въезжают они на Центральный остров 22.06.41г. 7-ю (СЕМЬЮ) орудиями... Жаль, что нет цифры на выходе из самой Крепости. И далее в донесении (охватывающем период с 22.06 по 30.06) нет НИ СЛОВА о 3-й батарее и командовании дивизиона после 22.06. Приняв во внимание всё изложенное выше, вот что мне представляется:
НАШИ ПОБЕДЫ
На Северном:
1. Повреждено командирское орудие командира дивизиона Major Heinz Huffmann (оно, (8-е), НЕ СТРЕЛЯЛО по Цитадели). Проблема могла быть как с заряжающим устройством пушки, так и связанное с не боеспособностью канонира (убит или ранен). И ещё возможно что-то было, потому что КОМАНДОВАНИЕ 3-й операцией ПЕРЕЛОЖИЛИ с командира дивизиона на командира батареи, хотя по должности после Kommandeur был Adjutant (Stab). Реально, что был убит или ранен ещё и унтер-офицер (в командирском дивизиона), так как ОН бы мог заменить сослуживца в 304-м, а не Adjutant.
2. Убит или тяжело ранен унтер-офицер во втором № 304 (не командирском) орудии второго взвода. Adjutant заменяет его ещё на Северном, так как потом ему не реально было очутиться в этом орудии уже в Цитадели. Ведь наступали одновременно одним эшелоном ВСЕ 7 (СЕМЬ) орудий, а 8-е командирское (принимая во внимание 1.-й пункт выше) было ОБЕЗДВИЖЕНО.
ИТОГО= 1 (ОДНО) орудие ПОВРЕЖДЕНО.
2 Unteroffizier и 1 Kanonier убиты или тяжело ранены
В Цитадели:
1. Повреждено командирское орудие № 303 командира 2-го взвода Zugfuhrer Leutnant Langenbeck. Сам взводный тяжело ранен, ранен и его механик-водитель.
2. Повреждено (до 26-го) и обездвижено (до 24-го) орудие № 304 из второго взвода Zugfuhrer Leutnant Langenbeck. Adjutant покинул орудие, трое членов экипажа осталось охранять.
3. Повреждено командирское орудие № 301 командира 1-го взвода Zugfuhrer Leutnant Weissmann. Взводный легко ранен, раненые в экипаже.
4. Повреждено без возможности восстановления (с исключением из инвентарного списка дивизиона) орудие № 306 3-го взвода. У кого имеются фото с бронёй с высоким разрешением, можно попытаться разглядеть, оно может быть исковеркано сильным взрывом или сгоревшим (вероятнее). Прилагаю логику. По документам ОНИ сами исключили орудие третьего взвода с подтасовкой Oberleutnant и Leutnant d.R. Anton Grunert. Писал уже выше : "на Центральный поехали 7 (СЕМЬ) 6 (ШЕСТЬЮ !) ЭКИПАЖАМИ (если расчёт брать по Zugfuhrer-взводным)"
По списку потерь 1 унтер-офицер убит (фамилия нигде не фигурирует), значит не командир взвода 3 (Offizier)(Leutnant), отсюда и орудие № 306.
ИТОГО= 4 (ЧЕТЫРЕ) орудия ПОВРЕЖДЕНО.
1 сержант (Unteroffizier) убит, 1 (Offizier) офицер тяжело ранен, 1 офицер (Offizier) и 4 сержанта (Unteroffizier) и рядовых (Mannschaften) легко ранены.
Остальные три сложно идентифицировать, но по ним можно дать общую оценку. Из списка потерь остались неопределёнными 3 унтер-офицера (три командира и солдаты (легко ранены). Какое-то орудие могло быть обездвиженным на короткий срок, кто-то воевал с легкораненными без остановок. Технические повреждения орудий тоже могли быть разными.
ВСЕГО= 5 (ПЯТЬ) орудий ПОВРЕЖДЕНО.
1 сержант (Unteroffizier) убит, 1 (Offizier) офицер тяжело ранен, 1 офицер (Offizier) и 4 сержанта (Unteroffizier) и рядовых (Mannschaften) легко ранены. 2 Unteroffizier и 1 Kanonier убиты или тяжело ранены.
ОТСЕКЛИ КИНЖАЛЬНЫМ ОГНЁМ ПЕХОТУ (5-ю роту)
и САМОЕ ГЛАВНОЕ:
ИХ ОЦЕНКА:
"... В результате ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ успех остался НЕДОСТИЖИМЫМ..."
Наши потери от "Штугов":
7 танков (единиц бронетехники, которая двигалась или стреляла), 1-а противотанковая пушка и 3 огневые точки со станковыми пулемётами.
"Вдобавок безупречное наблюдение показало, что противник, должно быть, понес значительные людские потери."
Насчёт наших людских потерь БЕЗУСЛОВНО...Тяжело признавать и потерю ОСНОВНЫХ очагов сопротивления в ДНС (особенно группы Венедиктова).
"667-й StuG Abt, в 1943-1944 годах отчитался в уничтожении 1120 советских танков(!). Справедливости ради стоит отметить, что «скромно» умолчали о собственных потерях. Кроме этого, у немецких командиров была страсть указывать в документах в числе советских потерь общие (подбитый танк нередко ремонтировался и снова мог вернуться в бой), а в числе своих указывать только уничтоженные машины, «забывая» о подбитых, оставленных при отступлении и т.п. машинах."
То же, что и наши. Никто НЕ ИДЕАЛЕН в своих отчётах, поэтому приходится читать сквозь строки у ТЕХ и ЭТИХ.
В настоящее время известны имена только одного из всех экипажей Sturmgeschutz-Abteilung 201: командир орудия унтер-офицер Гельмут Кремер (Helmut Kremer), наводчик Йорда (Jorda), заряжающий Кассель (Kassel) и механик-водитель Зепп Деннер (Sepp Denner).
Своих врагов надо знать поимённо:
Командиром 201-го дивизиона, как уже известно, был капитан Хайнц Хуффман, затем Major Heinz Huffmann. Его адъютант: обер-лейтенант Розин (Rosien). Штабной батареей командовал обер-лейтенант Росе (Rohse), врач дивизиона доктор Кремер (Dr. Kraemer), технический офицер Кремер и инспектор Хейне (Heyne), начфин дивизиона Байер (Beyer).
1-й батареей командовал обер-лейтенант Шмидт, его зам. – лейтенант Хартвих, командиры взводов: лейтенанты Каден, Корнелиус и Бальдауф.
2-й батареей командовал обер-лейтенант Вильгельм Штайнер.
3-й батареей командовал обер-лейтенант Отто Хоффманн, затем Oberleutnant d.R. Anton Grunert, бывший командир 3-го взвода. Zugfuhrer 1-го взвода Leutnant Weissmann, Zugfuhrer 2-го взвода Leutnant Langenbeck.
Самое главное, находит подтверждение один из трагичных эпизодов, это гибель наших раненых под гусеницами танка в Цитадели. Перебирал версии с гаражом 455 сп, ремонтной мастерской 333-го полка, даже Костелом.
"Чтобы спасти раненых, адъютант СНОВА
(выходит ещё куда-то ВЪЕЗЖАЛ !?)
загнал орудие 304 на передний двор
(преддверие, пристрой у входа, у ворот)
, и орудие застряло. Несмотря на несколько попыток, орудие освободить не удалось."
Вот как получается, чтобы спасти СВОИХ раненых, как бы ненароком передавили ЧУЖИХ раненых. "Благое" намерение - как бальзам на душу германофилам...
Долго рассматривал эту версию :
"В процессе обороны на этом участке появились у нас тяжелораненые, и после оказания медицинской помощи их размещали в смотровой яме ремонтной мастерской 333-го полка". Потом выяснилось, что они сгорели от пожара, учинённого "штугом".
Версия с гаражом 455 сп отпала первой. "in den Vorhof" в одном переводчике указали как
"Атриум" - центральная часть жилища, представлявшая собой внутренний световой двор, откуда имелись выходы во все остальные помещения. Также называют прямоугольный дворик, окружённый крытой галереей, пристройка.
После этого перевода нашёл это:
Воспоминания лейтенанта Махнача:
"В подвале (445 сп) уже не осталось свободного места, и тяжелораненых складывали на матрасы в здании отдельного батальона связи. Мы на воротах красный крест нарисовали, чтобы немцы видели — там раненые. Занесли туда и меня. И однажды легкий танк прорвался в цитадель, протаранил ворота с красным крестом, начал давить раненых, кружить по ним. Специально! Ну не могли танкисты креста не заметить! Я тогда сумел подползти к люку, который в каземат вел, и свалился в него вниз головой. Так и спасся. "
Интуиция сказала мне, что это произошло именно здесь. Тем более Махнач в ГО расписал обустройство казарм 455 сп и соседей. Отметив, что в полубашне ОБС БЫЛ ПРОЕЗД ИЗ ЦИТАДЕЛИ К МУХАВЦУ... Небольшое сомнение было про "орудие застряло". Вроде где ему там, но про какой-то люк Махнач упоминает. Сел глубоко, простое сдёргивание не прошло. Там или гидравликой или мощной кран-балкой.
Ни слова мне не попалось в мемах про "троянского коня". Получается уже 22-го наших в здании отдельного батальона связи и не было.
Кто-нибудь довёл бы до ума ОКОНЧАТЕЛЬНО действия "Штугов" с уже ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ фактами. При этом надо учитывать как МИНИМУМ два наезда на раненых орудиями.
Sturmgeschutz-Abteilung 201 Wappenschild

САУ StuG III Ausf. B 201-й бригады штурмовых орудий (Sturmgeschutz-Brigade 201) вермахта на провалившемся мосту. Машина произведена на заводе Alkett в период сентябрь 1940 – март 1941 года.
Штабное (командира дивизиона) орудие. StN. St - Stab. N может означать что угодно. Nemo (неизвестный) или место рождения - Neusattl. Замечаем, что цифр нет. Командира батареи примерно так: 3. Bat или Bat 3. По взводам № 301-306. На переднем плане Oberfeldwebel или Stabsfeldwebel (ромб бликует ближе к "пуговке", кант погона ярко выраженный, в отличие от офицерского)
Ну и в заключение ещё раз про воспоминания наших защитников. Не так режет глаз, как казалось с первого раза, когда "с винтовкой наперевес навстречу танку". То поколение в военном отношении было грамотнее нынешнего в своей основе и могло дать фору в выборе поражаемых мест бронетехники любых типов:
