Узкоколейка: Крепость - город Брест над Бугом.
полковник в отставке, доктор Зигмунт Попиль, Варшава.
Узкоколейка, соединявшая Брестскую крепость с городом была важным элементом в жизни солдат и жителей закрытого гарнизона, каким была БК. Её существование отлично вписалось в деятельность местной общественности в межвоенном периоде, давая возможность сравнительно быстрого перемещения к лежащему в почти трех километрах городу. Особенно ценилась постоянно проживающими в Крепости, отправляющимися за большим количеством покупок (масс-шоппинг
) и молодёжью, едущей в средние школы
История появления У. связана с деятельностью 9 полка сапёров, который по окончанию войны в 1920-м, как постоянное место дислокации в мирное время, получил требующие ремонта разрушенные во время ПМВ казармы, находившиеся на Центральном Острове.
После предварительной реставрации и приведения в жилой вид (литературный перевод
) зданий, расположенных в северной части Острова, сапёры с большим энтузиазмом приступили к реализации серии намерений, которые состояли в облегчении жизни увеличивающегося населения Крепости. Между прочим, к ним относились: намерение построить магазина PSS „Społem", постройка учебных зданий, в т.ч. Центра Водного Обучения на правом рукаве Мухавца, при впадении в Буг, организация многосекционного Спортивного Клуба, а в последующих годах строительство красивой лодочной пристани на берегу реки Буг в районе Сапёрных Ворот, а также ряд других мероприятий.
На первом этапе, в 23-м - 24-м за казармами, ремонтируемыми при помощи Управления Строительства 9-го ОК, были отстроены имущественные склады (ващета sprzęt - это еще и инструмент, да) и было начато строительство У., связывающей БК с городом.
Предприятие было беспрецедентным., не поддержанное никакой финансовым обеспечением, которое позволило бы покупать необходимые материалы, инструменты, оборудование. Не хватало буквально всего. Однако решающим оказалось заинтересованность кадров и солдат 9 сп. Используя факт, что на территории Крепости существовала широкая сеть жд линий, обеспечивающих деятельность отдельных фортификационных объектов и складов, ее недействующие участки разобрали.
Полученные рельсы, в том числе и стрелки, приготовили для использования на выделенном пути. Одновременно приступили к ремонту элементов состава, локомотивов, а также, используя наличие осей и колес - строительству собственных вагонов. Все составляющие будущей У. ремонтировались, либо строились с учётом будущих потребностей, собственно, в период 23-34 гг
Здесь устал