Общая категория > Ссылки

http://www.castle.lv/title.html

(1/13) > >>

Ринат Гимадеев:
Сайт "Средневековые замки Латвии,а также материалы о замках других стран мира, архитектуре разных эпох и многое другое.Веб-проект Ренаты Римшевич : http://www.castle.lv/title.html

Ринат Гимадеев:
- Эпиграф : "«Берега Двины серебряные, а дно ее золотое», утверждал еще Иван Грозный. Здесь проходил один из путей «из варяг в греки», сюда направляли в поисках янтаря научные экспедиции древние греки и римляне, в водах этой реки погибло множество отважных моряков. В древнем мире бытовали версии, что на берегу Даугавы побывали даже аргонавты, а бог Аполлон – местный уроженец…"
1."БОГ и ГЕРОИ" - ..Еще в Древней Греции писали о реке Эридан (Даугаве), которая «течет в полночь». И кто здесь только нe бывал! В поэме античного литератора Аполлона Родосского «Аргонавты» утверждается, что домой герои знаменитого путешествия возвращались кружным путем – через реку Эридан (Даугаву), Балтийское море и Гибралтар. А значит, в Латвии в древности побывали Ясон, Орфей и другие легендарные личности.Древние греки верили, что на берегах Балтийского моря живут храбрые гипербореи, которых янтарь делает бессмертными. Мало того. Считалось, что большинство богов на Олимпе – местные, а вот Аполлон – мигрант. Естественно, из страны гипербореи. То есть из Балтии.Ныне даже трудно поверить, как ценился янтарь в старину. В Древнем Риме крошечная янтарная фигурка стоила дороже раба. За янтарем в Балтию плавали финикийцы, на поиски земли гипербореев слали экспедиции греки и римляне... Так что Даугава не оставалась без внимания цивилизованной Европы. Европейские географы именовали ее по-разному, в зависимости от того, чье культурное влияние преобладало на континенте (всего у реки было 14 имен). Как уже говорилось, древние греки называли Даугаву Эриданом. Во всяком случае так называли крупную реку из янтарного края, начинающуюся на возвышенности в далекой Скифии. А какая еще река, кроме Даугавы, подходит под это описание? Но вот из греческой колонии Массалии (Марселя) отправили экспедицию к берегам Балтии и умудрились перепутать Даугаву с Танаисом (Доном). Позже у Даугавы появилось новое название – Рудон. Однако уже в VII веке западный географ именует реку Диной. Так (или Дюной) называли Даугаву древние викинги, немецкие крестоносцы…"

Ринат Гимадеев:
- "ЗАБЫТЫЕ СРАЖЕНИЯ" : "..Немецкие крестоносцы и остзейские бароны приложили огромные усилия, чтобы жители Латвии поверили в то, что политическая история страны начинается с появления на берегу Даугавы основателя Риги епископа Альберта. Как ни странно, многие латвийские историки до сих пор придерживаются этой версии. Между тем предки латышей имели славную историю. Еще за сотни лет до прибытия крестоносцев они участвовали в войнах, входили в коалиции с королями различных европейских государств. А если кто–то пытался их завоевать, отважно защищались. В древней саге о Рагнаре упоминается бой у устья Дюны, где пали восемь ярлов, то есть скандинавских вождей. (Позже ярлов в Скандинавии стали называть герцогами.) Вряд ли при таких потерях со стороны пришельцев сражение закончилось успешно для викингов.Увы, сведения о доливонской Латвии приходится собирать по крупицам. Казалось бы, непочатый край для работы о давних войнах и славных победах балтов..."

Ринат Гимадеев:
- "..Среди историков существует два диаметрально противоположных мнения относительно изначальной истории самого древнего и большого города Восточной Прибалтики — Риги. По утверждению одних, Рига возникла лишь в начале XIII в. как опорный пункт немецких торговцев и крестоносцев ) другие же убеждены в том что Рига уже с X в. являлась самым крупным поселением городского типа в низовье Даугавы..Древнее рижское поселение находилось на месте нынешнего Старого города, примерно в 10 км от моря. По археологическим данным планировку Риги в XII в. можно реконструировать следующим образом.11) На полуострове в 28 га, с трех сторон омывавшемся двумя реками — Ригой и Даугавой, располагались два селища: одно у естественной гавани в устье реки Риги, другое — на берегу Даугавы. Возвышенность посредине полуострова на восточной стороне нынешней Домской церкви занимал могильник. Примерно на расстоянии полкилометра далее на древнем берегу Даугавы находилось городище — упомянутый в Хронике Генриха «Mons Antiqus», к сожалению срытый уже в XVIII в. Устье реки Риги — древний рукав Даугавы — представляло собой удобную естественную гавань, достигавшую 5 м глубины и около 70 м ширины.Гораздо богаче представлены в раскопках предметы XII в. Места их находок концентрируются в определенных кварталах Старого города. Вместе с тем представляется возможным локализовать местонахождение и границы двух древних поселений. Синхронное существование двух поселений на небольшом полуострове поблизости друг от друга, по-видимому, объясняется смешанным этническим составом населения. Здесь наряду с придаугавскими ливами и земгалами проживали и переселенцы из Северной Курземе — венды и куронизированные курземские ливы ).
В рижском могильнике, датируемом XII — началом XIII в., судя по встреченным предметам украшения и погребальным обычаям, были захоронены ливы и переселенцы из Северной Курземе.
Благодаря обычаю куронизированных ливов класть в могильную яму уголь из погребального костра появилась возможность точно датировать вскрытые раскопками последних лет погребения возле Домской церкви радиокарбоновым методом. Возраст самого древнего женского захоронения определен в 830±40 лет (ТА — 1949), т.е. 1120 г.±40 лет ).
Археологические находки характеризуют также занятия населения. На всех местах раскопок в большом количестве встречаются орудия рыбной ловли — поплавки и грузила для сетей, крючки, детали лодок, остатки мереж и сетей. Они говорят о значении рыболовства в повседневной жизни. Имеются также отдельные свидетельства о скотоводстве и земледелии. Интересно, что орудия лова встречались в усадьбах ремесленников так же часто, как и в прочих. Следовательно, проживавшие в то время в поселении ремесленники не могли прокормиться лишь продажей своей продукции и регулярно рыбачили на Даугаве.
Одной из важнейших отраслей ремесла была добыча местной болотной железной руды и получение железа при помощи особых плавильных печей. Содержание железа в болотной руде невелико, поэтому в процессе плавки образуется много производственных отходов — шлака и окалины. Довольно много шлака было обнаружено на месте обоих поселений ). Наряду с кузнецами работали также ювелиры. Орудия их труда — глиняные тигли, каменные литейные формы, а также сырье — бронзовые слитки — встречались многократно. Следует отметить также находки, связанные с косторезным ремеслом, обработкой янтаря, изготовлением тканей. В одной небольшой срубной постройке были найдены, в частности, остатки сгоревшего горизонтального ткацкого станка. Согласно радиокарбоновой датировке возраст этого ткацкого станка достигает 740±50 лет ( ТА — 2104 ), т.е. он относится примерно к 1210 г. (±50 лет).)
О значении торговли обычно свидетельствуют находки не только денежных весов и отвесов, но и предметов импорта. В отличие от Даугмале и Лаукскола здесь отсутствуют как предметы импорта X—XI вв., так к скандинавские изделия. Среди находок преобладают привезенные с Руси предметы XII в. — стеклянные бусы и браслеты, шиферные веретенные пряслица, раковины каури, бронзовые крестики, перстни, браслеты. Некоторые из упомянутых привозных предметов на территории Латвии в большом количестве обнаружены лишь в Риге, например фрагменты излюбленных русскими горожанками стеклянных браслетов.) Если в Риге известно более пятисот их находок, то общее число фрагментов браслетов, обнаруженных в других латвийских археологических объектах того времени, ограничивается лишь примерно двумя десятками.В культурном слое Старой Риги были добыты западноевропейские изделия XII в. Помимо керамики, следует упомянуть изготовленные из стеклянной массы так называемые камни для разглаживания сукна, посуду из стекла, орнаментированные бронзовые чаши (так называемые ганзейские) и др.).
Другая характеризующая торговлю группа находок — местные товары, на которые имелся спрос на международном рынке. В эпоху раннего средневековья самыми ценными товарами в районе Балтийского моря были меха, мед, воск, янтарь. Ни меха, ни мед не оставили в земле следов, но неоднократно в раскопках встречены остатки деревянных сосудов с воском. На пожарищах были обнаружены также остатки довольно больших запасов обгорелых, сплавившихся кусков янтаря различной величины.
Что представляла собой Рига в X—XII вв. — селище или ранний город? Планировка поселения, расположение его параллельно берегу реки, объем площади (2-3 га), отсутствие укреплений, характер хозяйственной жизни жителей Рижского поселения имеет много общего с прочими поселениями ливов в низовье Даугавы.
Для определения характера поселения в данном случае нельзя использовать свидетельства о степени развития ремесла. Как уже было сказано выше, концентрация различных ремесленников констатируется в низовье Даугавы не только в городищах, но и в каждом относительно крупном селище. Это указывает на то, что вплоть до XIII в. в крае не было какого-либо одного более крупного ремесленного центра, снабжавшего своей продукцией широкую округу. Еще продолжало целиком господствовать натуральное хозяйство и ремесленники снабжали продукцией только свое селище и исполняли отдельные заказы, а не производили товары для широкого рынка, для всего края.
Полное отсутствие предметов импорта X—XI вв. в рижском археологическом материале в свою очередь свидетельствует о том, что в начальном периоде Рижское поселение в низовье Даугавы не играло какой-либо роли в торговле. Можно сделать вывод, что вплоть до XII в. оно представляло собой рядовое селище, жители которого занимались главным образом рыбной ловлей, скотоводством, земледелием, бортничеством.
Роль Риги изменилась в XII в., в особенности во второй его половине. С появлением на Балтийском море более крупных торговых судов с глубокой осадкой, пороги на Даугаве возле о-ва Доле стали естественной преградой для судоходства вверх по реке. Возникла необходимость найти надежную гавань и место торга в низовье реки. Благодаря удобной естественной гавани — устью реки Риги — таким опорным пунктом стала Рига. Однако вплоть до XIII в. Рига не являлась ни административным, ни хозяйственным центром края. Центры, как уже упоминалось, находились выше о-ва Доле. Рига во второй половине XII в. стала местом стоянки морских кораблей и сезонного торжища, где торговцы из русских городов, расположенных в верховьях Даугавы, в летние месяцы встречались с торговцами с Готланда и немецкими, приехавшими из-за моря.Процесс образования ранних городов в низовье Даугавы, следовательно начался уже в X—XI вв. В течение трех столетий наблюдалось постепенное перемещение центра жизни ближе к устью реки. Только в начале зрелого средневековья — в самом конце XII — начале XIII в. — прежний густо заселенный район Саласпилс—Икшкиле постепенно потерял свое значение центра хозяйственной жизни в низовье Даугавы, так как таковым стала Рига..." - Цауне А.В." Возникновение Риги" : http://annales.info/balt/small/riga.htm

Ринат Гимадеев:
- "МАЛЕНЬКИЕ,НО СЛАВНЫЕ" : "..Еще до нашей эры по Даугаве шла бойкая торговля. Археологи находят в Латвии древнеримские, арабские монеты. Многие небольшие ныне латвийские города на Даугаве имеют славную, овеянную легендами историю. К примеру, существует легенда, что в Краславе некогда жила княгиня Рогнеда, супруга знаменитого киевского князя Владимира Святого. А вот что известно точно: во второй половине XVIII века не Даугавпилс, а именно Краслава была самым большим городом Латгалии. Здесь жили искусные ремесленники, имелся красивый парк, а ратушу украшала элегантная башенка… Поселок Ерсика в начале XIII столетия был больше Риги и являлся столицей крупнейшего княжества Латвии. Причем князь Ерсики считался вассалом полоцкого князя. Древний правитель Кокнесе князь Вячко прославился непримиримой борьбой с крестоносцамиДля русских интересна, безусловно, и история Екабпилса. Знаменитый курляндский герцог Екаб основал его в XVII веке как славянский город, где разрешалось селиться только русским, белорусам и полякам. В поселке Лиелварде по преданию жил легендарный Лачплесис. Так на берегах Даугавы можно перелистывать страницы истории и латышей, и русских Латвии…"
"50.000 моряков" : "..В XVIII столетии город Рига быстро богател. Бюргеры переставали спать всей семьей на сундуках в однокомнатной квартире и переселялись в многоквартирные дома, покупая при этом дорогую мебель. У рижан появился свой театр, клубы, не только купцы, но и ремесленные мастера строили дачи рядом с Царским садом (ныне сад Виестура). Изучивший экономику города немецкий ученый Петри констатировал: «Благосостояние города держится… на торговле». А торговля велась бойко только потому, что каждый год по Даугаве в Ригу приплывало множество речных судов с товарами из Белой и Великой Руси. Не думайте, что доставлять их было легко! Плавание по Даугаве часто было опаснее путешествия по бурному морю.
Известный русский ученый второй половины XIX столетия А. Сапунов в книге «Река Западная Двина» приводит такие цифры. В первой половине XIX столетия в Ригу по Даугаве ежегодно отправлялись, в среднем, полторы тысячи стругов. Экипажи их составляли в общей сложности 50 тысяч моряков. Каждый струг вез десятки тонн груза. Путь был нелегок, на реке множество опасных порогов. Известно, что после преодоления порога у Краславы экипажу выдавали деньги на водку. Далее плавание становилось еще опаснее. Чтобы умилостивить реку, кормчий бросал в реку хлеб и соль, весь экипаж молился Богу. Очень опасные пороги были у Ерсики, у Кокнесе, у Кегумса, у Огре, у Саласпилса. А общее их число измерялось десятками. «Кровь стынет в жилах!» – писал очевидец о плавании. До Риги доплывали не все.
Сапунов отмечал: ежегодно из 1500 стругов 25 на порогах тонули. Так что богатство Риги, создание в ней архитектурных шедевров оплачивалось риском, а порой и жизнями славянских мореходов..."
"100-кг рыбины" : "..Около 400 лет назад рижский бургомистр Франц Ниенштедт писал, что Даугава доставляет рижанам столько превосходной рыбы, сколько не ловится ни в одном другом городе на берегу Балтийского моря. А тот же Сапунов так красочно описывает рыбные богатства Даугавы позапрошлого столетия, что слюнки текут. Он пишет, что в Даугаве во второй половине XIX столетия водились в немалом количестве карпы, караси, лещи, подлещики, рыбцы, язи, сиги, лососи, хариусы, форели, щуки, налимы, судаки и множество других рыб. Причем порой рыбакам попадались в сети рыбы весьма значительного веса: щуки – до 16 килограммов, лещи – до 18 фунтов, язи – 8 фунтов, судак – до 16 фунтов веса…. А 50–килограммовый сом, попав на крючок, мог водить рыбака с лодкой по реке десятки верст. Об угрях говорилось так: «...обильно водятся в Двине».
С моря в Даугаву заплывала не только камбала, но и огромные осетры. Сапунов отмечал: «Осетры ловятся в Двине около Риги поодиночке, а иногда и десятками». Между тем весил немецкий осетр от 1 до 6 пудов, то есть его максимальный вес составлял почти сто килограммов.
В средневековой Риге лососины было столько, что слуги, нанимаясь на работу, оговаривали: их должны кормить не только одной лососиной. А нынешние деликатесы порой не вызывали у рижан прошлых веков доверия. Еще в учебнике географии для школьников в 20–е годов ХХ столетия говорилось, что миног едят в Латвии не все, так как эти рыбы напоминают змею..." - http://www.rusojuz.lv/ru/other/rakurs/paralleli-istorii/21400-/

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии