БАРР и СТРУД
— профессоры англ. университета в Глазго, изобретатели прибора и основатели завода, изготовляющего дальномеры, носящие имя фирмы, и приборы судовой сигнализации. Дальномер системы Б. и С. принят в настоящее время для определения расстояния до неприятеля с воен. судов, крепостей и в полевых частях в России, Австрии, Англии, Аргентине, Бразилии, Дании, Норвегии, Перу, Сев.-Амер. Соед. Штатах, Чили и Швеции.
Наружный вид дальномера
Принцип устройства этого дальномера заключается в том, что с помощью двух зеркал М1 и М, помещенных в концах горизонтальной трубы, имеющей определенную длину (базис), одно против другого, с постоянными углами в 45°к оси базиса, можно получить одновременно два изображения наблюдаемого предмета. Системой особо скомбинированных призм N1и N изображения сводятся в одну вертикальную плоскость, проходящую через поле зрения наблюдательной трубки, расположенной на средине базиса. Из показанного на чертеже схематического хода лучей в трубе дальномера видно, что при бесконечно удаленном предмете (c-b-а) и, следовательно, при полной параллельности идущих от него лучей a A и аА1, bВ и bB1; cC и сС1, лучи эти попадают на зеркала M и М1, a затем, отражаясь от них и проходя через призмы N иN1 и через окуляр Q, будут видимы левым глазом наблюдателя так, что одна половина предмета получится от лучей, попадающих на зеркало М, a другая половина предмета будет видима от лучей, попадающих на зеркало М1.
Схематическое изображение хода лучей в трубе дальномера
В свою очередь, при наблюдении предмета, не бесконечно удаленного, и при направлении дальномера таким образом, что лучи от предмета (c-b-а) идут к зеркалу M1 пo первоначальному направлению, лучи же предмета к зеркалу M пойдут по другому направлению — под некоторым углом, меньшим 45°, и, отразясь от него, или не попадут вовсе на на призму N, или же наблюдатель увидит вторую половину предмета выше или ниже и во всяком случае не совпадающей с первой половиной. Для совмещения обеих половин изображения в этой трубе имеется на пути лучей, идущих от зеркала М, особая передвижная призма Р, которая заставляет эти лучи склоняться и попадать в призму, a от нее и в глаз наблюдателя. Так что, передвигая призму Р, можно получить точное совпадение обеих половин изображения. Очевидно, что место в трубе дальномера для призмы Р. вполне зависит от угла направления, попадающих на нее лучей предмета, т. е. от расстояния этого предмета до дальномера; для каждого расстояния от предмета призма Р должна иметь в трубе дальномера свое точное определенное положение, по которому можно всегда судить о расстоянии до предмета, наблюдаемого этим дальномером. Видимая правым глазом на шкале, находящейся в трубе дальномера, градуировка положений призмы Р в зависимости от точек наблюдения дает средство к определению искомых расстояний. Дальномеры изготовлялись первоначально с базой в 2 и в 41/2 фт., в новейшее же время, стремясь к возможной точности определений, длины базиса довели уже до 9 и даже до 14 фут. Самый базис составляют из двух концентрических труб с воздушным промежутком между ними. Все объективы, рефлекторы и призмы помещаются в внутренней трубе, за исключением окуляра, укрепленного на внешней трубе; на ней же укрепляются фишельная труба с большим полем зрения для первоначального отыскивания предмета и коробка с электрической лампочкой для освещения шкалы, указывающей расстояния, деления которой проектируются, так. обр., в наблюдательную трубку поверх обоих изображений предмета. При наблюдении светящихся точек последние преобразуются в линейное вертикальное изображение помощью астигматора, т. е. стеклянного полуцилиндрика, помещаемого на пути лучей. Обернутость изображения, получаемого помощью двоякого отражения в рефлекторах, избегается устройством системы призм, оборачивающих поступающие в них лучи и носящих название окулярной призмы. Дальномеры Б. и С. позволяют определять дистанцию больше 7 миль (121/4 вер.), тогда как все остальные системы дальномеров (см.) при определении расстояний больше 5 миль дают значительные погрешности. Завод Б. и С. расположен близ г. Глазго. Точность в шлифовке стекол на заводе доводится до 0, 000001 дм., a в нанесении делений — до 0, 001 мм. Производительность завода в отношении изготовляемых дальномеров выражается числом, близким к 600 экземплярам в год. На судах флота дальномеры Б. и С. помещаются обыкновенно в особых броневых рубках, устанавливаемых над боевой командирской рубкой. Иногда приборы Б. и С. помещают также в орудийных башнях, еще реже — в незащищенных местах на мостиках или марсах.