Автор Тема: 60-й стрелковый полк войск НКВД СССР по охране ЖДС и ОВПП  (Прочитано 5793 раз)

Оффлайн капитан

  • Посетитель
  • Сообщений: 29
    • E-mail
В обороне Брестской крепости, на Западном острове в составе окружных курсов водителей Управления ПВ НКВД Белорусской ССР и на курсах кузнецов при 17-м Брестском погранотряде и Брестского вокзала приняли участие военнослужащие 60-го полка войск НКВД СССР. Представляю краткую историческую справку на данный полк.

60-й стрелковый полк войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности
сформирован в ноябре 1939 года в полевом лагере НКВД «Березки» близ г. Пушкино Московской области, как 60-й стрелковый полк ново сформированной 9-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений. На формирование полка обращен личный состав из войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений. Основание – приказ НКВД СССР №001392 от 14 ноября 1939 года «Об организации девятой и десятой дивизии войск НКВД по охране железнодорожных сооружений» и Постановление Совета Народных Комиссаров СССР №1866-493сс от 13 ноября 1939 года «О формировании двух дополнительных дивизий войск НКВД по охране железнодорожных сооружений Союза ССР».
В декабре 1939 года полк принял под охрану объекты Брест-Литовской железной дороги. На полк по месту дислокации дополнительно возложена боевая задача по участию в ликвидации польских и западноукраинских (ОУН) подпольных антисоветских вооруженных отрядов, содействие правоохранительным органам в охране внутреннего правопорядка, пограничным войскам НКВД в охране Государственной границы СССР, зоны пограничных заграждений.
В 1940 году гарнизоны 4 линейной роты «р. Мухавец-3 км» и «р. Лесная» задержали 340 нарушителей Государственной границы СССР.
1 июня 1941 года дислокация и боевой состав полка:
- управление части, партполитчасть – г. Брест, здание ПЧ-5, вокзал (1), п/я 218;
- взвод связи, саперный взвод, резервная рота – г. Брест;
- школа младшего начсостава – Ганцевичи;
- бронепоезд № 60 – ст. Столбцы;
1 линейный батальон:
- командование, 1 рота – г. Барановичи;
- 5 рота – ст. Неман;
2 линейный батальон:
- командование, 3 рота – г. Брест;
- 2 рота – ст. Ивацевичи;
- 4 рота – ст. Лунинец;
Численность полка – 1438 военнослужащих, командир полка подполковник Георгий Васильевич Филиппов, заместитель командира полка по политической части батальонный комиссар Владимир Дмитриевич Петухов, начальник штаба полка  капитан Финенко.
22-23 июня 1941 года гарнизоны полка расположенные вблизи Государственной границы СССР приняли участие в боевых действиях на границе и в приграничной полосе. 22 июня, с началом боевых действий дислоцированные в г. Брест управление и подразделения полка отступили в направлении г. Барановичи.
23 июня 1941 года согласно перечня №2 схемы мобилизационного развертывания войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности утвержденной приказом НКВД СССР №00480 от 25 апреля 1941 года «С объявлением штатного расписания военного времени войск НКВД по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности» полк дополнительно взял под охрану мост через р. Мешанка, у дер. Столбцы шоссейный мост через р. Неман. Лагерный сбор полка в районе Гомеля численностью 350 военнослужащих вошел в состав частей Красной Армии.
27 июня 1941 года полк вошел в оперативное подчинение начальнику охраны тыла Западного фронта. Основание – директива Главного Управления ВНКВД СССР ОЖДС и ОВПП за № 24/69644 от 27 июня 1941 года «О подчинении частей войск начальникам охраны войскового тыла фронтов» и приказание НКВД СССР за № 31 от 26 июня 1941 года «Об организации охраны тыла Действующей Красной Армии». (6)
28 июня – 30 июня 1941 года подразделения полка обороняли железнодорожный мост через р. Березина.
1 июля 1941 года полк численностью 290 военнослужащих, вошел в оперативное подчинение 84-му стрелковому полку войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности.
20 июля 1941 года остатки полка общей численностью до 400 военнослужащих отведены в полевой лагерь «Березки» войск НКВД СССР близ г. Пушкино Московской области, в состав полка включены до 300 военнослужащих 58-го стрелкового полка войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности. (3)
1 августа 1941 года 300 военнослужащих полка переданы в состав 4-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности для несения службы заграждения на железнодорожных узлах Юго-Западной железной дороги.   
2 августа 1941 года полк выведен из состава Действующей Красной Армии.
29 сентября – 17 октября 1941 года полк выполнял служебно-боевую задачу по депортации лиц немецкой национальности из АССР Немцев Поволжья в глубь территории СССР. Основание – приказ НКВД СССР №001158 от 27 августа 1941 года «О мероприятиях по проведению операции высылки немцев из Республики Немцев Поволжья, Саратовской и Сталинградской областей» и совместное Постановление СНК СССР/ЦК ВКП(б) от 26 августа 1941 года «О переселении немцев из республики немцев Поволжья, Саратовской и Сталинградской областей в другие края и области».
В октябре 1941 года часть личного состава полка обращена на формирование 9-го мотострелкового полка 2-й мотострелковой дивизии особого назначения войск НКВД СССР.
В феврале 1942 года полк был расформирован. Основание – приказ НКВД СССР за №00226 от 31 января 1942 года.


Оффлайн al-er9841

  • Участник проекта
  • Сообщений: 383
Фамилия Калашников
Имя Иван
Отчество Николаевич
Дата рождения/Возраст __.__.1906
Место рождения г. Чистополь
Дата пленения 22.06.1941
Место пленения Брест
Лагерь шталаг 366
Лагерный номер 14014
Судьба попал в плен
Последнее место службы 60 сп
Воинское звание лейтенант
Название источника донесения ЦАМО
Номер фонда источника информации Картотека военнопленных офицеров
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=272140698

Он же (плен - с 24.06.1941):
https://pamyat-naroda.ru/heroes/person-hero41091896/?backurl=%2Fheroes%2F%3Fadv_search%3Dy%26last_name%3DКалашников%26first_name%3DИван%26middle_name%3DНиколаевич%26date_birth_from%3D1906%26static_hash%3D7ef2f39954371515867663346074c0d0v2%26data_vibitiya_period%3Don%26group%3Dall%26types%3Dpamyat_commander%3Anagrady_nagrad_doc%3Anagrady_uchet_kartoteka%3Anagrady_ubilein_kartoteka%3Apdv_kart_in%3Apdv_kart_in_inostranec%3Apamyat_voenkomat%3Apotery_vpp%3Apamyat_zsp_parts%3Akld_ran%3Akld_bolezn%3Akld_polit%3Akld_upk%3Akld_vmf%3Apotery_doneseniya_o_poteryah%3Apotery_gospitali%3Apotery_utochenie_poter%3Apotery_spiski_zahoroneniy%3Apotery_voennoplen%3Apotery_iskluchenie_iz_spiskov%3Apotery_kartoteki%3Apotery_rvk_extra%3Apotery_isp_extra%3Asame_doroga%26page%3D1%26grouppersons%3D1&search_view_id=memorialchelovek_dopolnitelnoe_donesenie66433997
« Последнее редактирование: 15 Марта 2022, 19:37 от al-er9841 »
Марсиане смеются над людьми.

Оффлайн al-er9841

  • Участник проекта
  • Сообщений: 383
Фамилия Калугин (Колугин)
Имя Александр
Отчество Захарович
Дата рождения/Возраст 01.07.1918
Место рождения Московская обл., г. Москва
Дата пленения 22.06.1941
Место пленения Брест
Лагерь шталаг 330, шталаг II D, шталаг 307
Лагерный номер 83880
Судьба попал в плен
Последнее место службы 60 сп
Воинское звание рядовой
Название источника донесения РГВА
Номер фонда источника информации 517
Номер описи источника информации 1
Номер дела источника информации 92131
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=1978160083
Марсиане смеются над людьми.

Оффлайн капитан

  • Посетитель
  • Сообщений: 29
    • E-mail
На просторах интернета гуляет сообщение, что бронепоезд 60-го стрелкового полка войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности якобы перед самым началом войны находился на Брестском железнодорожном вокзале и отвез в глубь страны какой то груз особой важности и группу особо-важных людей, и что он является польской постройки и был захвачен советскими войсками в сентябре 1939 года. Насчет груза и людей спорить не буду, т. к. не владею информацией, а вот, что он является польской постройки и был захвачен советскими войсками вот тут я поспорю. Как известно, что советские войска захватили три польских бронепоезда, которые на 22 июня 1941 года входили в состав 58-го, 75-го и 77-го стрелковых полков войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности. Бронепоезд 60-го полка ведет свою историю от линейного номерного бронепоезда 8-го отдельного дивизиона бронепоездов Красной Армии, который 8-13 декабря 1939 года в городе Полоцк Белорусской ССР был обращен на формирование 9-го учебного бронедивизиона 9-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений. Основание – приказ НКВД СССР за № 001392 от 14 ноября 1939 года «Об организации девятой и десятой дивизии войск НКВД по охране железнодорожных сооружений».
В апреле 1941 года дивизион включен в состав 60-го стрелкового полка 9-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений, в связи с чем был переформирован в линейный бронепоезд полка. Основание – приказ НКВД СССР за № 00423 от 18 апреля 1941 года «О переформировании соединений и частей войск НКВД по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности».
На 1 июня 1941 года бронепоезд дислоцировался на станции Столбцы Брест-Литовской железной дороги. Боевой состав:- бронепаровоз «ПР-35», две четырехосные бронеплощадки «БП-35», имеющие на вооружении 4х76.2-мм артиллерийских орудий и 16х7.62-мм станковых пулемета «Максим». Командир бронепоезда капитан (впоследствии – подполковник) Самсон Андреевич Зинаков.
24 июня 1941 года от станции Столбцы во исполнения приказа КД-9 бронепоезд направился в город Вильнюс в его распоряжение, продвинулся до станции Новоельня, дальше не смог пройти так как от станции Новоельня до станции Лида во многих местах была неисправна железнодорожная колея. 25 июня бронепоезд вернулся на станцию Столбцы, где по приказу НШ-60 был оставлен для обороны железнодорожного и автомобильного мостов.
25-28 июня 1941 года бронепоезд совместно с 1 ротой полка и с частями Красной Армии, зенитной пулеметной ротой, двумя зенитными артиллерийскими дивизионами и бронепоездом вел оборонительные бои по защите железнодорожного и автомобильного мостов через реку Неман у станции Столбцы западнее Барановичей, бронепоезд вывел из строя 7 танков, 10 артиллерийских и минометных батарей, 13 пулеметных огневых точек, 20 автомашин с пехотой и боеприпасами, 8 бронетранспортеров и до 250 военнослужащих-пехоты войск противника.
28 июня-30 июня 1941 года бронепоезд совместно с подразделениями полка оборонял железнодорожный мост через реку Березина западнее города Осиповичи, 30 июня рано утром бронепоезд при отражении танковой атаки и авианалета вывел из строя 3 легких танка и сбил 2 самолета. Потери бронепоезда: ранено 15 красноармейцев и командир бронепоезда, выведены из строя артиллерийские орудия 1 бронеплощадки, по приказу командования бронепоезд отошел на станцию Могилев, для ремонта. 
В августе 1941 года бронепоезд был передан в распоряжение 54-го стрелкового полка войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности, в дальнейшем действовал в районе Полтавы, Харькова, Купянска и Воронежа.  Бронепоезд возглавил бывший командир бронепоезда 77-го стрелкового полка войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности капитан (впоследствии – подполковник) Иван Дементьевич Турганов.
В марте 1942 года бронепоезд был включен в штат 54-го стрелкового полка войск НКВД СССР по охране железных дорог. Основание – приказ НКВД СССР за № 00445 от 3 марта 1942 года. (1)
8 ноября 1942 года бронепоезд выведен из состава 54-го стрелкового полка войск НКВД СССР по охране железных дорог и переименован в 35-й отдельный бронепоезд войск НКВД СССР по охране железных дорог и включен в состав 26-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железных дорог. Командир бронепоезда ст. лейтенант (впоследствии – капитан) Масимчук. Основание – приказ НКВД за №002344 от 21 октября 1942 года. (2)
31 января 1943 году начальник политотдела 26-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железных дорог подполковник Михаил Семенович Ушенко вручил бронепоезду Революционное Красное Знамя. Основание – Указ Президиума Верховного Совета СССР.
Приказом НКВД СССР за №00735 от 9 апреля 1943 года установлен ежегодный день бронепоезда: «7 ноября – в честь дня Великой Октябрьской социалистической революции».
6-13 августа 1944 года бронепоезд передислоцирован со станции Харьков-Левада на станцию Волчинец Кишиневской железной дороги.
Приказом НКВД СССР за № 00941 от 7 августа 1944 года бронепоезд включен в состав 25-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железных дорог, на бронепоезд возложена боевая задача – охрана Кишиневской железной дороги.
Распоряжением Оргстроевого отдела УВ НКВД СССР ОЖД за №23/5/0017188 от 8 сентября 1944 года бронепоезду присвоено условное наименование: «в/ч «Полевая почта №51897». 
6 октября 1944 года бронепоезд передислоцирован на станции Бельцы-Западные Кишиневской железной дороги. Основание – приказ комдива-25 за №0074 от 2 октября 1944 года, утверждено приказом УВ НКВД СССР ОЖД №№0026 от 17 октября 1944 года.
26 октября 1944 года на бронепоезд возложена боевая задача - ликвидация вооруженных отрядов УПА-ОУН и СБ-ОУН. Основание – телеграфное распоряжение комдива-25 за №00705 от 23 октября 1944 года.
26 октября-7 декабря 1944 года бронепоезд дислоцировался на станции Гречаны Винницкой железной дороги.
14 декабря 1944 года бронепоезд передислоцирован на станцию Черновцы Кишиневской железной дороги.
25 октября 1945 года бронепоезд был расформирован, личный состав в основном передан в распоряжение 32-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железных дорог, арттехвооружение и подвижная база передана на хранение 78-му отдельному бронепоезду войск НКВД СССР по охране железных дорог. Основание – приказ НКВД СССР за №001126 от 3 октября 1945 года.
Архивные документы бронепоезда находятся в РГВА как фонд №38604.