Сомнения вызывают не только "пустые" фамилии. С этими надписями много всего: от вопросов внутренней отделки конкретных помещений (оштукатурены были - не оштукатурены) до стилистики фраз. Никто никогда не проводил никакой экспертизы. "Нашли!" - вот и весь сказ.
Моё мнение: подлинных надписей в крепости одна или две. Остальное - творчество патриотических затейников 50-60-х годов.
Почему? Долго объяснять - и это всего лишь моё мнение. Кстати, даже начертаний одних и тех же надписей существует, судя по публикациям, несколько.
А по конкретному примеру: простите, от кого обороняли церковь? К какому эпизоду боёв это можно отнести? Там немцы сидели до 24 числа. И оборонялись тоже немцы. А после 24 те же немцы по большей части Цитадели (в том числе возле Арсенала) ходили уже без опаски.
Подвал? Да, там находились красноармейцы (раненые), которых взяли в плен 22 числа.
Так ведь, согласно святцам, надпись нашли вверху. На хорах. Но там точно, стопроцентно, находились немцы.
Не срастается ну никак.
Там действительно масса вопросов
Это или подтянуто под легенду об июльской обороне (был там эпизод о засевших в церкви, пулеметчике там же, пограничниках и т.д.), т.е. сделано специально, или - что более вероятно, раннее творчество посещавших БК туристов, на которое купилась экспедиция ЦМВС. Т.е. они могли вполне серьезно полагать, что нашли оригинальную надпись, а по факту.. Есть фото интерьера церкви 1960х, там живого места на стенах нет от "патриотических надписей"...
И опять же, боец образца 1941г. должен очень неплохо знать историю и быть при этом довольно смелым, чтобы написать, что он оборонял "церков". Не клуб 84-го стрелкового полка, не (бывший) польский костел, а именно "церков". Чтобы знать что-нибудь про "церков" и её судьбу в истории России первых десятилетий ХХв, боец должен быть не 1920г.р., а какого-нибудь 1890-го..
Ну и возвращаясь к напечатанному - занимаясь немного так подразделениями по БК, пока не могу себе представить, из какой части должны собраться в церкви (а ещё до этого и выжить в боях каким-нибудь образом) аж трое москвичей. Ладно там "трое русских", или "трое казахов", или кого еще по национальности - и то очень сомнительно, а тут вот прям москвичей. Может ещё с одной улицы и друзья детства, как в фильмах "про войну"? Единственный обнаруженный в свое время "московский" Жунтяев был призыва 1941 после начала войны или 1942 и довоевал до её завершения. Про Ивановых понятно. Степанчиковых сейчас московские РВК в ОБД добавили, но подходящего пока тоже не видно. Почему "нас было" в конце концов..? Представьте что вы в церкви, вокруг толпы фашистов (ну как по книгам), осталось два патрона и одна граната, и тут надо что-нибудь написать потомкам. Цель надписи - ну чтобы узнали и вспомнили потом. ИМЯ или ИНИЦИАЛЫ хотя бы, рядовой Иванов! Или он рассчитывал что по фамилии узнают? Или был очень скромным?
Если задача оставить информацию, то как-то так: "Мы трое москвичей Иванов Вас.Ив., Степанчиков Петр Мих, Жунтяев Вас. Вас. дали клятву что не уйдем отсюда. Прощайте и помните! ХХ июнь 1941".
Так что - миф, пока не будут аргументировано опровергнуты все приводившиеся на форуме доводы.