11 мая 1940 г. Государственный совет (правительство Финляндии) согласился выделить на работы 550 млн. марок, добавив в сентябре к этой сумме еще 166 млн.7 марок. В 1941 году расходы на фортификационное строительство со-ставили 1 млрд. 100 млн. финских марок. Максимальное количество занятых на работах людей было весной 1941 г. – 35000 человек (в том числе около 900 шведских добровольцев).
Когда летом 1944 г. на Перешейке началось мощное советское наступление, финское командование с исключительным вниманием отнеслось к возможной роли, которую могли сыграть построенные в 1940–1941 гг. укрепления. 10 июля 1944 г. Маннергейм своим приказом присвоил этим укреплениям наименование Suomen Salpa («Засов Финляндии»). Именно с этого времени и стали использоваться названия «Линия Салпа», «позиция Салпа». Ответствен-ным за проведение дополнительных фортификационных работ был назначен генерал-лейтенант В. Хэгглунд. К концу августа 1944 г. на этих работах было занято около 30000 человек (рис. 4). Сами работы были прекращены только 24 сентября 1944 г. Советская сторона в Союзной контрольной комиссии проявила исключительный интерес к линии Салпа. Точные сведения были получены ею прямо в штабе в Мюллюкоски. С осени 1944 по весну 1945 гг. советские военные детально исследовали всю систему укреплений. В ходе осенней сессии 1945 г. Совета министров иностранных дел антигитлеровской коалиции советская сторона внесла предложение о сносе этих укреплений, но это предложение не получило поддержки. Поскольку в послевоенное время в Хельсинки не считали невероятным новое столкновение с СССР, то за укреплениями линии Салпа сохранялось определенное значение. Только в связи с принципиальными изменениями в оборонной политике Финляндии, произошедшими в 1970-е гг., эта линия окончательно утратила свое значение.
Строительство бетонного бункера. 1944 г.
В начале Второй мировой войны на линии «Салпа» находились крепостные батальоны и части мирного времени, обеспечивавшие мобилизацию и раз-
вертывание армии военного времени. В конце июня 1941 года на линии «Сал-па» сосредоточилась и развернулась отмобилизованная финская армия.
Озерный участок линии «Салпа»
На рубеже Райкку, Пункасалми, Сююспохья, о. Войсалмен-сари, Рутола, о. Туесари – линия «Салпа» состояла из отдельных позиций, оборудованных полевой фортификацией с включением в нее долговременных сооружений, прикрывающих дефиле и дорожные маршруты. Промежутки между основными дефиле и дорогами, как правило, были укреплены слабо.
Объем спроектированных работ по строительству долговременных со-оружений на Озерном участке полностью выполнен не был.
Наибольшее развитие в фортификационном отношении получили следующие участки:
– участок с долговременными укреплениями в районе Райкку, прикрывавший дорогу на Савонлинна;
– участки с полевыми и долговременными сооружениями, последовательно располагавшиеся на маршруте Сююспохья, Пумала, Ювя. Наиболее сильные укрепления находились в районе Пумала;
– участок с долговременными и полевыми сооружениями, располагавшимися западнее Лаппенранта по северным берегам озер и протоков. Укрепления прикрывали дорогу на Миккели и были достаточно развиты.
Глубина отдельных позиций в большинстве случаев была незначительной и ограничивалась препятствиями, линией огневых сооружений и убежищами вблизи переднего края. Глубина укреплений на Лаппенрантском участке достигала 6 км. В глубине обороны были расположены долговременные позиции для орудий крупного калибра.
Укрепления, построенные в 25–30 км от переднего края, по линии Хинтсала (28 км юго-западнее Савонлинна), Пумала, составляли вторую полосу обо-роны на Озерном участке.
Система укреплений на Озерном участке дополнялась инженерными за-граждениями на дорогах. Учитывая озерный и лесистый характер местности, следует полагать, что полоса предполья между госграницей и линией «Салпа» на фронте Райкку, Иматра могла быть оборудована густой сетью заграждений.
В целом, укрепления на Озерном участке представляли собой более слабую и менее законченную часть линии «Салпа». Однако относительная слабость укреплений в значительной степени компенсировалась водными преградами – Сайменской водной системой.
В послевоенный период, для наблюдения за линией «Салпа» были орга-низованы так называемые округа наблюдения. На Озерном участке было создано три округа: Иоэнсу, Савонлинна, Лаппенранта.
Южный участок линии «Салпа»
В полосе Южная Салпауселькя, Финский залив, финны стремились создать глубокоэшелонированную оборону с предпольем и тремя последовательно расположенными оборонительными полосами:
– предполье включало в себя местность, расположенную между госграницей и первой долговременной полосой обороны;
– первая основная полоса обороны – линия «Салпа» проходила от Аскола через Хостикка на Равийоки и располагалась в 15–30 км от госграницы;
– вторая оборонительная полоса проходила зап. Тааветти , Ланки-ла, Хамина, на удалении 20–25 км от первой;
– третья полоса являлась естественной и проходила по р. Кюмийоки, в 25–50 км от второй полосы.
Аскольский участок линии «Салпа» (фрагмент)
Хостиккский участок линии «Салпа» (фрагмент)
Виройокский и Равийокский участки линии «Салпа» (фрагмент)
Участок н.п. Тааветти (фрагмент)