Автор Тема: "Гранитный крейсер" или Тайна последнего боя СКР "Туман".  (Прочитано 25297 раз)

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
..С началом Великой Отечественной войны германские войска начали наступление на Мурманск. Кораблям Северного флота пришлось с большим напряжением выполнять многочисленные задачи по обеспечению и поддержке частей 14-й армии, оборонявшей Мурманск и главную базу флота — Полярное. В конце июня 1941 года «Туман» получил первое боевое задание — был направлен в дозор на входе в Кольский залив. Сменившись с дозора, «Туман» уже на следующий день, 3 июля, вновь вышел в море для сопровождения транспорта «Циолковский» и буксира с баржей, направленных в губу Западная Лица для вывоза оттуда автомашин и продовольствия.
Прошло еще два дня, и «Туман» вновь пошел на задание. Кораблю предстояло подойти к занятому гитлеровцами побережью и высадить на берег десантную группу, чтобы уничтожить оставшийся на разбитом причале ценный груз. Несмотря на интенсивный орудийный и пулеметный огонь противника, «Туман» прорвался на рейд, спустил на воду шлюпку с корабельным десантом и успешно выполнил задание. Вечером этого же дня, вернувшись в Мурманск, «Туман» принял сто двадцать четыре бойца из состава морского десанта и снова отправился в поход. При высадке десанта на восточный берег реки Западная Лица отважно действовал комиссар корабля старший политрук П.Н. Стрельник. За этот подвиг 1 октября 1941 года он, уже посмертно, был награжден орденом Красного Знамени...
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
..Начало войны вскрыло серьезные недостатки и в деятельности нашего Северного флота. Сказывался недостаток боевого опыта, слабое знание противника, неумение распознавать его корабли и самолеты. К этому можно добавить и недостаточную слаженность систем наблюдения, оповещения и опознавания морских и воздушных целей, а также отсутствие четкости в управлении силами флота.К сожалению, все это в полной мере сказалось и на судьбе сторожевого корабля «Туман». Сначала он по ошибке сбил наш истребитель И-15 бис, приняв его за вражеский, а затем и сам погиб в значительной мере из-за неспособности флота быстро реагировать на скоротечные атаки вражеских кораблей и самолетов...
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
..С 4 по 10 августа «Туман» находился в дозоре и курсировал от мыса Цып-Наволок до мередиана острова Кильдин. Этот район находился в зоне действия нашей авиации и простреливался береговыми батареями. Медленно текли будни сторожевой службы. Каждый день в корабельном журнале появлялись новые записи: «Обнаружена подводная лодка противника. Сброшено десять глубинных бомб». «С оста появились два самолета противника. Выпущено по 8 снарядов каждым орудием». В 3 часа ночи 10 августа с корабля был обнаружен самолет-разведчик противника (в период полярного дня ночью так же светло, как и днем). Сразу же дали сигнал тревоги на базу. Однако там никаких мер принято не было, хотя к этому времени было уже хорошо известно, что вслед за разведчиком последует налет авиации, либо набег надводных кораблей...
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
..С 4 по 10 августа «Туман» находился в дозоре и курсировал от мыса Цып-Наволок до мередиана острова Кильдин. Этот район находился в зоне действия нашей авиации и простреливался береговыми батареями. Медленно текли будни сторожевой службы. Каждый день в корабельном журнале появлялись новые записи: «Обнаружена подводная лодка противника. Сброшено десять глубинных бомб». «С оста появились два самолета противника. Выпущено по 8 снарядов каждым орудием». В 3 часа ночи 10 августа с корабля был обнаружен самолет-разведчик противника (в период полярного дня ночью так же светло, как и днем). Сразу же дали сигнал тревоги на базу. Однако там никаких мер принято не было, хотя к этому времени было уже хорошо известно, что вслед за разведчиком последует налет авиации, либо набег надводных кораблей...
1.) "..В 4 часа 25 минут СКР «Туман» следуя противолодочным зигзагом..." - макс. скорость "Тумана" по ТТХ - 10 уз.Естественно,по ряду причин она была меньше.А при движении на противолочном зигзаге ещё и увеличивается пройденное расстояние,т.к. корабль постоянно меняет курс и скорость.Приведём пример и примем среднюю скорость за 7 уз. :  http://warships.ru/usa/Tactics/Antisubmarine_manoeuvring/Long_Zigzags/zigzag_07.html  - из таблицы видно на сколько % увеличивается пройденный кораблём путь.Если бы "Туман" шёл одним курсом,то к началу боя был бы уже близко к своим берегам.Но,т.к. он нёс дозорную службу и вёл поиск ПЛ, то НЕ МОГ ходить прямолинейными курсами  А упрёк в том,что обнаруженный ранее с "Тумана" немецкий самолёт-разведчик мог навести эсминцы и надо было спешно по рямой идти к берегу,- незаконен. У командира "Тумана" не было достаточных оснований,что будут вызваны ИМЕННО ЭМ,а не ПЛ.И вообще,догадки и предположения - это не основание для отказа продолжать выполнять боевую задачу и прервать патрулирование! Поэтому,СКР "Туман" продолжал нести дозор и идти на противолодочном зигзаге...
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
Необходимое пояснение : ".. В 4 часа 25 минут сигнальщик «Тумана» заметил на горизонте три вражеских эсминца. Они двигались строем фронта навстречу сторожевику..." - это естественно,когда ведётся поиск противника.Подробнее см. в "Совместное маневрирование кораблей" : http://www.randewy.ru/nav/nav7.html

 
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
..С 4 по 10 августа «Туман» находился в дозоре и курсировал от мыса Цып-Наволок до мередиана острова Кильдин. Этот район находился в зоне действия нашей авиации и простреливался береговыми батареями. Медленно текли будни сторожевой службы. Каждый день в корабельном журнале появлялись новые записи: «Обнаружена подводная лодка противника. Сброшено десять глубинных бомб». «С оста появились два самолета противника. Выпущено по 8 снарядов каждым орудием». В 3 часа ночи 10 августа с корабля был обнаружен самолет-разведчик противника (в период полярного дня ночью так же светло, как и днем). Сразу же дали сигнал тревоги на базу. Однако там никаких мер принято не было, хотя к этому времени было уже хорошо известно, что вслед за разведчиком последует налет авиации, либо набег надводных кораблей...
"..Командир «Тумана» Лев Александрович Шестаков объявил боевую тревогу и полным ходом повел корабль в сторону наших береговых батарей на остров Кильдин. Заметив маневр дозорного корабля, эскадренные миноносцы увеличили скорость и через несколько минут, подойдя к «Туману» на расстояние 25 кабельтовых (4,63 км), открыли по нему огонь залпами из шести орудий, по два с каждого корабля. Силы были явно не равны. Но экипаж маленького тихоходного сторожевика, имевшего только две 45-мм малокалиберные пушки, не дрогнул и вступил в единоборство с тремя новейшими эсминцами типа «Редер», каждый из которых имел на своем вооружении по пять 128-мм орудий и мог развивать 36-узловую скорость (66,7 км/час) против 10 узлов максимум у "Тумана"..." - итак,в 4 часа 25 минут СКР «Туман» следуя противолодочным зигзагом на генеральном курсе 240° обнаружил три эсминца противника на расстоянии 80-90 кабельтов с правого борта. «Туман» отвернул ВЛЕВО, и увеличил ход, с расчетом подойти ближе к своим береговым батареям. На корабле была сыграна боевая тревога и дано донесение в базу.Таким образом,он выполнил свою боевую задачу!Отходя информировал о противнике и наводил корабли противника на свои батареи,подставляя немецкие ЭМ под их огонь...
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
"..Первый залп немецких кораблей оказался перелётным, однако осколками одного из снарядов, разорвавшегося около борта, перебило антенны. Корабль остался без радиосвязи..." - поэтому,посланное без промедления сообщение с СКР, необходимо поставить в заслугу "Туману" т.к. в качестве дозора он выполнил свою ГЛАВНУЮ задачу - информировал о противнике...
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
"..С 4 по 10 августа «Туман» находился в дозоре и курсировал от мыса Цып-Наволок до мередиана острова Кильдин. Этот район находился в зоне действия нашей авиации и простреливался береговыми батареями..«С оста появились два самолета противника. Выпущено по 8 снарядов каждым орудием». В 3 часа ночи 10 августа с корабля был обнаружен самолет-разведчик противника (в период полярного дня ночью так же светло, как и днем). Сразу же дали сигнал тревоги на базу. Однако там никаких мер принято не было, хотя к этому времени было уже хорошо известно, что вслед за разведчиком последует налет авиации, либо набег надводных кораблей...
"..Отходя, СКР "Туман" информировал о противнике и наводил корабли противника на свои батареи,подставляя немецкие ЭМ под их огонь..."
И манёвр "Тумана" по завлечению немецких ЭМ удался : "..Эсминцы противника резко увеличили ход и пошли на сближение с СКР...", тем самым входя в зону эффективного поражения артиллерийским огнём с советских береговых батарей...
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн КАЮР

  • Global Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 3048
[У командира "Тумана" не было достаточных оснований,что будут вызваны ИМЕННО ЭМ,а не ПЛ.

Для принятия радио ПЛ должна быть в надводном положении, хотя бы рубка ... а это означает обнаружение авиацией ...Так что скорее ЭМ.

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
Итак, немецкие эсминцы резко увеличили ход и пошли на сближение. Когда расстояние сократилось до 50 кабельтов, они открыли огонь из шести орудий (по два с каждого корабля). Первый залп лег с перелетом, но им была сбита радиоантенна. Один снаряд второго залпа попал в центральную часть, а третий залп накрыл корму корабля. Взрывная волна сбросила кормовое орудие за борт. Был перебит штуртрос рулевого управления,а это значит,что СКР ПОТЕРЯЛ ВОЗМОЖНОСТЬ УПРАВЛЯТЬСЯ,т.к. имея только один гребной винт,он не мог менять направление движения с помощью работы машин ( например,как на двухвинтовом корабле "враздрай" : http://flot.com/publications/books/shelf/conning/52.htm ).Кроме того,на корабле начался пожар. Эсминцы буквально расстреливали беззащитное судно. В начальный период «Туман» не мог в ответ дать полный залп, поскольку наводчик оставшейся носовой пушки не видел противника за надстройками своего корабля.
А последующими залпами эсминцев была снесена дымовая труба, разбиты мостик, рулевая рубка и полубак. В корпусе появились первые пробоины. Был убит командир Л.А. Шестаков, комиссар П.Н. Стрельник, несколько офицеров и матросов. В командование кораблем вступил лейтенант Л.А. Рыбаков.Несмотря на большие повреждения и разраставшийся пожар, охвативший все надстройки, матросы и офицеры держались геройски. Артиллеристы «Тумана» продолжали отстреливаться из единственной сохранившейся носовой пушки. Отстреливаясь, «Туман» пытался прикрыться дымовой завесой, но это не удалось: ее отнесло ветром. Все остальные члены экипажа под огнем противника боролись за живучесть корабля, тушили пожар, пытались заделать пробоины, которых становилось с каждой минутой все больше.Пламя разрасталось и приближалось к стеллажам с глубинными бомбами. Но моряки действовали решительно и самоотверженно: минер Николай Кочевенко и боцман Александр Саблин пробились сквозь пламя и сбросили бомбы за борт. Рулевой Константин Семенов починил рулевое управление,но было уже поздно,т.к. корабль лишился хода  и уже резко кренился на правый борт...
"Порядок в танковых войсках !"