Егорыч,дополни фотографиями,а то у меня уже две недели нет на это времени:
На территории крепости можно и нужно создать веломаршрут. Для этого по сути требуется всего лишь желание сотрудников музея , небольшая помощь в финансовом плане для создания велопарковок возле некоторых объектов в Брестской крепости и приведение в порядок (хотя бы сделать их доступными для прохода и проезда) этих самых объекты для посещений.
Вот примерный веломаршрут:
По скольку через главный вход "Звезда" проезд велосипедистов как то нежелателен,то ,как один из вариантов, можно сделать заезд в крепость через второй равелин( в самом равелине можно организовать прокат велосипедов,но это уже отдельная тема) "Трудности" в этом месте - очистить потерну в валу между равелином от строительного мусора и привести в порядок (чисто "косметический" ремонт) мост с улицы Гоголя во ВТОРОЙ равелин.
Первым пунктом маршрута будет являться Восточный форт (редюит).
В нём можно организовать велопарковки :одну большую (велосипедов на 30) во внутренней "подкове" форта для тех кто хотел бы осмотреть форт пешком,и две велосипедов на 10 во рву между внутренней и внешней "подковами" для тех кто хотел бы просто проехать по рву форта и остановиться лишь в некоторых местах для осмотра.
Второй пункт маршрута: мимо Северных ворот к горжевой казарме и Гавриловскому капониру. Тоже нужна велопарковка на 30 велосипедов и элементарное приведение в порядок самого объекта (для начала просто уборка территории)
Дальше буду предлагать просто маршрут и только в некоторых случаях пояснять,в принципе везде требуется элементарное наведение порядка:
Северо-Западные ворота - выезжаем через них из укрепления поворачиваем налево (вот здесь нужна помощь дорожников - дорога тут не очень) и между валом и озером едем в капонир первого равелина.
С первого равелина по очищенной и открытой для доступа потерне(сейчас она перегорожена - для тех кто захочет всё же проехать по маршруту просто перемахните через вал - в это месте это не проблематично) возвращаемся в крепость и подъезжаем к пороховому погребу на северо-западе Кобринского укрепления (пороховой погреб сохранился в отличном состоянии и требуется только уборка и ..."протоптать" нормальный подъезд).
После осмотра "пороховушки" едем мимо одноэтажной казармы в которой сейчас "обитают" мебельщики к зданиям штаба и 125 СП,заодно можно посетить казарму в горже первого равелина. В самом здании городкие власти уже который год обещают навести порядок,по этому посещение "нутра" здания не рекомендовано - просто осматриваем снаружи и проезжаем мимо.
Перед нами открывается Западный форт (редюит). Осматривается по тому же принципу что Восточный.И те же велопарковки на 30 и две на 10 велосипедов.
От форта едем в сторону правого рукава р.Мухавец и мимо фасадной части Артиллерийской лаборатории выезжаем возле поста милиции на мост возле бывших Трёхарочных ворот. Оттуда по дороге абсолютно никому не мешая (дороги у нас для движения транспорта) едем к тому что осталось от здания арсенала , проезжаем ЗА здание и через бывший Бригидский проезд (вернее через то что от него осталось) выезжаем к Бригидскому мосту (тут тоже желательна небольшая велопарковка).
Далее едем к Тереспольским воротам ,можно остановиться (опять - нужна велопарковка) и спуститься к Бугу.
Снова на велосипед и движемся от Тереспольских к Холмским воротам (здесь "конфликтное" место между пешеходами и велосипедистами,но есть возможность всё же проложить велодорожку,а пока её нет - нужно быть просто взаимовежливыми и велосипедистам не нестись сломя голову и ехать по одному).
После остановки у Холмских ворот заворачиваем к музею "Берестье",если вы уже бывали в музее ,то объезжаем здание справа и отанавливаемся в конце,оставляем велосипеды и поднимаемся со всеми осторожностями на вал (по скольку у работников музея ещё не скоро "дойдут руки" включить это место в посещаемое туристами и сделать там элементарные ступеньки). Сразу на валу находится укрепление 62-го укрепрайона - ДОТ "Малютка"(при его посещении смотрите под ноги - в полу есть отверстия).
Опять жмём на педали и едем к женскому монастырю (снова нужна велопарковка),далее - руины Бернардинского монастыря (посещение "внутрь" не рекомендуется:здание в ужасном аварийном состоянии).
Снова в путь. Перед нами единственный сохранившийся в крепости дом комсостава (правда перед войной это здание принадлежало госпиталю и в нём располагалось ....) ,рядом - здание котельной,первоначально это была каплица,перед войной - морг при госпитале,теперь вот - котельная. За ними - пороховой погреб в валу Южного острова (не рекомендуется для посещений - погреб подорван и можно запросто переломать себе ноги,а то и проломить голову).
И опять на велосипед и в путь - выезжаем к Подвесному мосту. Ну здесь уже придётся взять своего двухколёсного "друга" на руки чтобы преодолеть ступеньки и спуститься на дорогу к главному входу в крепость.
Экскурсия окончена.
Вот так мы можем проехать по крепости не мешая посетителям-пешеходам и не "напрягая" работников мемориала.