Автор Тема: Брест и Брестская крепость в архивных документах  (Прочитано 166671 раз)

Оффлайн Исследователь

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4380
  • Незадолго до ДМБ-86-осень
    • E-mail
Второй том так придется переписывать:))
Не торопитесь пока - я ещё далеко не всё найденное выложил! И ещё есть много найденного, но не обработанного пока, увы...  :(
С уважением - К.Б.Стрельбицкий

Оффлайн Исследователь

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4380
  • Незадолго до ДМБ-86-осень
    • E-mail
Спасибо, очень интересная информация!
И Вам тоже "спасибо за спасибо!"  :)
Надеюсь, что дальше будет тоже интересно :)
С уважением - К.Б.Стрельбицкий

Оффлайн Исследователь

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4380
  • Незадолго до ДМБ-86-осень
    • E-mail
Оттуда же (лл.34об. – 37об.):

«Продолжение беседы с тов[арищем] Шикановым С.С.
Команд[овал] пул[емётной] ротой (3-й) 125[-го] с[трелкового] п[олка]. 1918 г[ода] р[ождения]. Был в кадрах. В 1940 г[оду] окончил военное (Минское) училище и прибыл для [дальнейшего] прох[ождения] служ[бы] в Брестскую крепость.
«Суббота. Обычный рабочий день. Стоял в Южном городке. На сборах. Моего подразделения в крепости не было. Отсутствовали месяц. Продлили ещё на 2 недели.
В 8ч[асов] в[ечера] приехал в город из Южного городка, на Каштановую улицу. Обстановка мирная. Сходил в ж[еоезно-]д[орожную] баню, помылся и [пошёл] в парк 1-го мая. Был холостой. С товарищами гулял.
В парке обратил внимание на толпу народа. Глядим: в центре толпы два немецких офицера в форме. Вообще перед войной немцы вели себя нахально. Нарушали самолётами границу. Настроение испортилось. Ушли из парка домой. Легли спать.
Жил с товарищем из 333[-го] с[трелкового] п[олка], воентехником 3-го ранга. Включил радио (Весь абзац вычеркнут).
Жил с тов[арищем] Шмелёвым Фёдором, нач[альнком] бое[вого] питания 125[-го] с[трелкового] п[олка]. Воентехник 3-го ранга. Включили радио. Говорю Федьке: «Что будет, если начнётся война?».
А за 3 недели [до этого] полковник Попсуйшапко вызвал [нас] в штаб дивизии на совещание по вопросу рекогносцировки пограничной полосы. Вызвал на предмет построения боевой линии связи и бетонированных окопов. Вдруг звонят по телефону: 2 нем[ецких] сам[олёта] нарушили границу. Полковник говорит: «Война может начаться внезапно».
[Я] Вспомнил слова полковника. «Федька, что будет? Батальоны уведены из крепости за 30 километров на строительство укреп[лённого] района. День субботний. Нет напряжённости. Весь ком[андный] состав приехал вечером гулять в Брест. Что будет, Федька? В укреп[лённом] р[айо]не [остались одни] рядовые и сержанты, без командиров».
Уснули. В 4 ч[аса] загремело. Проснулись. Грохочет в крепости. Светло. Рассвет. Говорю: «Война!». Федька: «Нет, учение!». Снова удары. Падает штукатурка. Вскочили. Пистолеты в карманы. Мне бежать в подразделение, ему – в крепость. Бегом – в Южный городок (7 километров). Снаряды рвутся. Взбегаю на мост. Останавливаю машину. Сажусь. Еду. Гляжу – вытянулась из городка танковая бригада. Настроение улучшилось.
Но за 2 недели до войны приказали отдать боезапас на склад. Обращаюсь к подполковнику: «Дайте патроны!». «Пожалуйста!». Собрал 20.000 патронов. Явился в подразделение. Все на месте, кроме замполита. Ранен один ездовой.
Налаживаю связь с соседями. В ротах нет командиров и боезапаса. Подчинил роты себе. Приказал занять оборону. Ждали приказа. Встречаю ком[андира] 84[-го] с[трелкового] п[олка]. Спрашиваю у него: «Что делать?». «Занимайте оборону!». Началась арт[иллерийская] подготовка немцев по Южному городку. Мы – в окопах. Связываюсь с соседним арт[иллерийским] полком: «Есть ли патроны?» «Нет, у нас только снаряды. Занимайте оборону. Будем стрелять по немцам». Оттянули трактора пушки, но арт[иллерийская] подготовка не началась. 1 пушка только была. Прилетели немецкие самолёты, разбомбили пушки. Соседей уже нет.
Встречный ком[андир] говорит: «Отходите!». Отошли к старым укреплениям 1918 г[ода]. Приказ: «Прикрывать огнём отход наших войск!». Отбили немецкую разведку. Задачу выполнил. В 6 ч[асов] в[ечера] приказ: «Отходить с позиций!». Вижу: впереди пограничники тянуться. Подождал час их. Подошли они. Узнал, что сзади пограничников никого нет. Отходим. В хвойничек. Обогнала нас немецкая танковая колонна. Углубились в лес. Танки проскочили мимо. Мы – за танками, потихоньку. Дошли до Шебринского леса (18 к[и]л[о]м[етров] от Бреста). Кругом немцы. У деревни Франопаль [так в оригинале] немцы нас обстреляли. В кустах ко мне присоединилось 150 человек (всего [нас стало] уже 250 человек).
Ночь. Решил: идти на Беловежскую пущу. Не дошли дальше Бульковского леса. Встретил в лесу майора Дородных с 3 бойцами. Дородных приказал ночевать в лесу. Под утро перешли трактовую дорогу без боя. На 3-й день нашли проводника (карт [у нас] нет). Влодавское шоссе занято немцами. Патронов осталось 3.000. 25-го [ииюня] отошли ночью в лес. Дородных говорит: «Дальше никуда [не пойдём]. Организуем партизанский отряд». (25-го июня.)
Рассчитывали, что 3 дня немцев выгонят с советской земли. И я так думал. Ключ от квартиры [держал] в кармане. Дородных – как советник при мне. Быстро связался с местным активом. С 25 на 26 [июня] (в ночь) связался с Черняком – пред[седателем местного] с[ельского] совета. Договорились о помощи продовольствием. Вечером подвезли продовольствие. Нашли 3 радиоприёмника. База в Старосельском лесу. Собрали оружие, боеприпасы. Вырыли землянки.
Из 250 осталось 65 человек. Остальные разбрелись, сдались немцам. Но эти 65 – сплочённые, настоящие бойцы. Пытаемся наладить связь с [местным] партийным руководством. О крепости слышали: 9 дней её бомбят. Сведения поступили, что когда немцы на 2 день попытались зайти в крепость, их уничтожили наши. Разговоры о сопротивлении в крепости шли долго-долго. Рождались легенды. По слухам, крепость активно сопротивлялась 9 суток. В конце сентября услышали, что 2 лейтенанта скрывались в валах, обросшие вышли, но немцы их расстреляли. Но проверить эти слухи мы не имели возможности.
К зиме (вернее - зимой) там люди вытаскивали из крепости для отряда боезапас.
В отряд из крепости никто не приходил».
С уважением - К.Б.Стрельбицкий

Оффлайн Егорыч

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 9087
    • E-mail
Добрый день!
"Исследователь", большая признательность за публикуемые материалы!
Что-то уже попадалось в различных изданиях, что-то узнается впервые, в любом случае богатая почва для осмысления и переосмысления истории обороны.
В двойне, захватывающе читать эти строки когда только вчера был именно у валов Восточного форта, опять поднимался на руины ДНС. И сейчас направляюсь в крепость навстречу с администрацией Музея и ребятами с форума.
"Исследователь", - исследования общими усилиями энтузиастов продолжаются!!!

С уважением,

Егорыч

Оффлайн Set

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 1828
    • E-mail
С прибытием, уважаемый Константин Борисович!
Прям таки новогодний сюрприз!
Большое спасибо за РГАЛИ! Материалы очень ценные и придутся здесь на форуме очень к месту.
С уважением,
Андрей

Оффлайн КАЮР

  • Global Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 3027
... Была уже ветка писем из архива Смирнова , которая погрязла в обсуждениях писем ... ЕМНИП ... Какие будут предложения , чтобы публикуемые Архивы не затерялись среди прочих постов ? ? ?

Оффлайн Исследователь

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4380
  • Незадолго до ДМБ-86-осень
    • E-mail
Оттуда же (лл.38об. – 40 об.):
Михальчук Людмила Леонтьевна 1906 г[ода] р[ождения], б[ес]п[артийная]. Работает в Брестском родильном доме мед[ицинской] сестрой.
С 1935 года жила в крепости, работала в военном госпитале. А до этого работала в Варшаве. Имеет высшее фармацевтическое образование, но, не имея диплома, всю жизнь работает как мед[ицинская] сестра, т[о] е[сть] средний мед[ицинский] персонал. Играло роль и то, что [она по национальности] – русская.
Рассказ:
«При поляках и наших – старшая операционная сестра.
Нач[альником] госпиталя перед войной был Петров Юрий Викторович, живущий [ныне] в Ленинграде. Адрес: Ленинград «67» Павильон 25. Кв.5. больница Мечникова [Так в оригинале].
[Впрочем, Петров – не начальник, а просто хирург].
Перед войной    из госпиталя эвакуировали больных в Пинск и в Минск по приказанию начальства.
Я напряжённой обстановки не чувствовала. Хотя днём и летали немецкие самолёты. Не слышала разговоров о войне. Жила на ул[ице] Маяковского, [дом] 57 (с Петровым в одной квартире). Семья – мать, сёстры, братья. Все вечером в субботу были в сборе дома. И Петров тоже, вернувшийся после операции. Легли спать. Первый сон. Проснулись от грохота. Вскочили. Петров одел шинель. Подождали 5 минут. Петров ушёл в город (ходили через Валы, через Холмские ворота. Госпиталь находился на Южном острове). Огонь по городу - сильнейший. Снаряды перелетали через дом.
Я до крепости не дошла. Дошла только на 2-й день. Ужас. Содом и Гоморра. В 8 или 7 утра в городе уже были немцы. Они шли по 2 – по 3 [человека]. Люди бежали голые, кое-как одетые. Примерно в 10 утра по домам стали ходить немцы. И к нам вошли. Человек 5 – 6. Обыск. Увидели мундир и шинель (другую) Петрова. На столе Петрова – учебники. Сестра кричит: «Доктор, доктор!». Приказали не выходить. Через час вижу на углу группу людей, которых немцы повели на расстрел.
Ночь беспокойная. На 2-й день люди просят: «Идите в госпиталь, помогать раненым. Кругом раненые». В крепости – стрельба, не утихающая 2 или 3 недели. В госпиталь пошла вместе с несколькими медиками (на рукве у меня повязка с красным крестом). Сразу, в 1-й день была разрешена смена «хирургии». Но в сам госпиталь [мы] не попали. Собирали раненых на улице. Переносили в городскую больницу к доктору Ильину. Раненые – мужчины, женщины, дети. Одетые и раздетые. Военные и гражданские. Носили раненых весь день.
Петров забежал домой за документами на 2-й день. Он был в форме. Он забежал вечером потихоньку. Сказал: «Иду спасать Родину!». Прощались мы минут 15 или 10 – не дольше. Оставил нам книги, записи и диплом: «Буду жив – заберу, умру – родным перешлите». Петров – честнейший человек.
Жители Бреста говорили: «Наши бьются в крепости». Слышалась непреркращающаяся канонада. Я старалась разузнать – где мои сослуживцы, что с ними? Пропал брат – инженер, строивший ДОТы. Оказалось, брат успел удрать в Россию.
На квартиру пришёл старик: «Ваш знакомый Петров – в Южном городке, сидит в лагерях». Переоделись мы с сестрой «пид деревенских», взяли бидоны, пошли к лагерю. Лагерь был обнесён проволокой. Вернулись ни с чем. Потом через старика получили от Петрова записку: «Подходите с той-то стороны». Снова пошли. Смотрим – стоит Петров. Передали ему кусок хлеба и крохотный ломтик сала. В лагере было 10 врачей. «Мы, - писал Петров, - получаем по одной картошке в день, а солдаты ничего не получали и ели человечину – мертвецов». Эпидемия сыпняка в лагере. Передавали Петрову кисель и молоко. Позже мы получили благодарственную записку за подписью 10 врачей. Не помню по прошествии какого времени из Замостья пришла открытка от Петрова: «Сижу в лагере». Чтобы наладить ему пересылку прод[овольственных] посылок, мы сфабриковали фиктивные документы, удостоверяющие, что Петров – наш родственник (двоюродный брат матери). Начали ему регулярно помогать.
Встречалась с Петровым в 1945 году, когда он возвращался и плена из Германии. Петров остановился у нас на несколько дней.
На 5[-й] день я тяжело заболела и не вставала с постели 3 месяца. После болезни я уже нигде не работала».
С уважением - К.Б.Стрельбицкий

Оффлайн Коломыч

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 2502
    • E-mail
Константин Борисович! спасибо за инфу! много правда перелопатить надо, но курочка по зёрнышку........ ещё раз спасибо!

« Последнее редактирование: 31 Января 2015, 19:02 от Adv1seR »
словом можно - убить! словом можно - спасти! словом можно полки за собой - повести!

Оффлайн Исследователь

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4380
  • Незадолго до ДМБ-86-осень
    • E-mail
Добрый день!
"Исследователь", большая признательность за публикуемые материалы!
Что-то уже попадалось в различных изданиях, что-то узнается впервые, в любом случае богатая почва для осмысления и переосмысления истории обороны.
В двойне, захватывающе читать эти строки когда только вчера был именно у валов Восточного форта, опять поднимался на руины ДНС. И сейчас направляюсь в крепость навстречу с администрацией Музея и ребятами с форума.
"Исследователь", - исследования общими усилиями энтузиастов продолжаются!!!
С уважением, Егорыч
И Вам, Егорыч, взаимная признательность!
Разумеется, делать всё лучше именно общими усилиями (кстати, это - государственной девиз не столь далеко от Бреста лежавшей в своё время Австро-Венгерской империи - латинское "Viribus unitis"). Постараюсь вносить в это в новом году посильный свой вклад.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий

Оффлайн Исследователь

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4380
  • Незадолго до ДМБ-86-осень
    • E-mail
С прибытием, уважаемый Константин Борисович!
Прям таки новогодний сюрприз!
Большое спасибо за РГАЛИ! Материалы очень ценные и придутся здесь на форуме очень к месту.
Спасибо за приветствие и за оценку старому знакомому!  :)
С уважением - К.Б.Стрельбицкий