Автор Тема: БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ  (Прочитано 2818924 раз)

Оффлайн Егорыч

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 9087
    • E-mail
Re: БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ
« Ответ #1890 : 18 Июля 2009, 16:55 »
Газета "Во славу Родины" 01.09.2004г.

"Лагеря военнопленных  (РККА) в районе Бреста в 1941г."

"«Из боевого донесения командира 45-й пехотной дивизии генерал-лейтенанта Шлиппера от 8 июля 1941 года узнаем, что во время обороны Брестской крепости только 23 июня с 18.30 сдались в плен около 1.900 русских. 24 июня пленены еще 1.250 человек. 26 июня «из дома, кирпичные стены которого толщиной в метр были разрушены, извлекли 450 пленных, часть которых принадлежала к коммунистической школе командиров». 30 июня в плен сдались 389 человек... В итоге “взято в плен: 101 командир, 7.122 младших командира и бойца».
Возникает вопрос: где они были размещены? Как было организовано питание? Многие из них имели раны, кто и где их лечил? Вопросы, на которые достоверно точного ответа нет. Ясно одно: распускать их гитлеровцы не собирались, кормить, поить, лечить - тоже, а чтобы не разбежались - собрали в одно место. Где же это место, куда попали почти все плененные в Брестской крепости? Ответ дают воспоминания Ю.В.Петрова, старшего ординатора хирургического отделения военного госпиталя, попавшего в немецкий плен на второй день войны. Вот что он пишет об этом  лагере ,  лагере  № 307 (под польским городом  Бяла   Подляска ), одном из первых  лагерей   военнопленных  Красной Армии.
«Отчетливо помню, - пишет Петров, - большое поле, обнесенное проволокой. Под открытым небом располагались тысячи советских  военнопленных . Маленький домишко, стоявший посредине поля, мы превратили в примитивную операционную и перевязочную, в которой от зари до заката солнца шла непрерывная работа, прекращающаяся только с наступлением темноты, так как у нас освещения не было». Петров говорит «мы». Кто эти мы? Это - советские врачи, в частности хирурги, попавшие в плен: Шелудко, Фанштейн, Ильин, Маслов, Маховенко, Щеглов. Они по долгу спасали людей.
«После настойчивых просьб, - пишет далее Петров, - (а я знал немецкий язык и мог объясняться без переводчика) мы получили кое-какие инструменты, перевязочные материалы и медикаменты. Мы убеждали немецких врачей и офицеров в том, что в таких условиях работать нельзя, что наши раненые нуждаются в настоящей хирургической помощи, но числа 8 июля нами было отобрано более 100 тяжелораненых, которые вместе с нами были доставлены в Брест, в Южный городок. Здесь был развернут так называемый «лазарет  для  советских  военнопленных ». Запомни, читатель, эту дату. 8-10 июля в Южном городке на базе бывшей советской воинской части начал создаваться не лазарет, а  лагерь   военнопленных! А что же было в  Бяла Подляске? Здесь началась дизентерия. «Фашистское командование решило всех дизентерийных больных перебросить в Брест, в Южный городок, - вспоминает Ф.П.Косенков, - а с ними врачей, средний медперсонал. И начальником лазарета ( лагеря ) был поставлен майор А.Э.Дулькейт, бывший командир 125-го стрелкового полка 6-й стрелковой дивизии 4-й армии». После разгрома немцев под Москвой в 1941 году в лагере все изменилось. Режим ужесточен. Установлены вышки с пулеметами, территорию окружили четырьмя рядами колючей проволоки. «Особо трудной была осень 1941 и весна 1942 года, - вспоминает военврач 333-го стрелкового полка Леонтьев. - Каждый день гибли красноармейцы, трупы их свозили в общий ров, укладывали штабелями и жгли. А дизентерия и тиф косили людей сотнями». За время существования лазарета (лагеря) через него прошло около 18 тысяч человек. Во время ликвидации его в мае 1942 года в живых оставалось около трех тысяч. Они были вывезены в другие лагеря. В их числе оказался и Дулькейт, который умер в 1945 году от туберкулеза в лагере  военнопленных  в Нюрнберге. В миру имя майора Дулькейта не исчезло, осталось в памяти, но таких были единицы, а другие - сотни тысяч - остались неизвестными. Неизвестный... Неизвестный… Неизвестный... Слово, ставшее по существу именем. Под ним числятся и те 15 тысяч рядовых и командиров, что погибли в лагере Южного городка, многие из которых попали в плен при обороне Брестской крепости. Первые советские военнопленные, которые стали и первыми в этой войне советскими неизвестными. Документы свидетельствуют об этом. В личном деле Ю.В.Петрова есть такой документ:
«АКТ, 2 июля 1961 г., г. Брест.
Мы, нижеподписавшиеся, участники боев в районе Бреста в июне 1941 г., Петров Ю.В. - доктор медицинских наук, участник обороны Брестской крепости, майор в отставке, Гаврилов П.М. - Герой Советского Союза, Бондарь И.Г., Терехов С.П., Хлебников Е.Г., составили настоящий акт в том, что нами в присутствии старшего научного сотрудника музея «Брестская крепость» подполковника запаса Маслюкова С.В. и представителя в/ч 43115 майора Аксенова И.А. определено и уточнено место массовых захоронений советских воинов, погибших в лагере военнопленных в Южном городке в июле 1941 года до расформирования лагеря в мае 1942 г. (Схема с указанием места захоронения прилагается).
За время существования лагеря, где фашистами были созданы нечеловеческие условия, из месяца в месяц росла смертность военнопленных. Особенно высокая смертность была в декабре 1941 г., в январе - марте 1942 г. В этот период ежедневно погибало от 80 до 100 советских воинов. Таким образом, за весь период существования лагеря погибли до 15 тысяч советских военнопленных, находящихся в лагере Южного городка. На месте массового захоронения, кроме советских воинов, никого не хоронили.
Настоящий акт составлен в трех экземплярах.
Подписи вышеназванных лиц».
Физическое уничтожение советских военнопленных было нормой  для  фашистских извергов. Подтверждают это не только наши исследования, но и известные зарубежные авторы. Так, в книге Александра Верта «Россия в войне 1941—1945» (М. “Прогресс”, 1967) известный английский дипломат и журналист, которого нельзя заподозрить в симпатиях к коммунистической державе, пишет: «Крупнейшим преступлением немцев после истребления евреев в Европе.... несомненно, является уничтожение голодом и другими способами, пожалуй, до трех миллионов советских военнопленных». И далее: «Мы стояли в Ровно... Неподалеку находится огромная масса русских военнопленных, которых держат под открытым небом. Их, должно быть, 80 тысяч. Они стонут, потому что умирают от голода... Я пошел посмотреть. За колючей проволокой находились десятки тысяч русских военнопленных. Многие были при последнем издыхании. Мало кто из них мог держаться на ногах. Лица их высохли, глаза глубоко запали. Каждый день умирали сотни, и те, у кого еще оставались силы, сваливали их в огромную яму».
О чудовищном отношении к советским военнопленным пишет в книге «Немереные версты» генерал-лейтенант, Герой Советского Союза, комдив 354-й стрелковой дивизии В.Н.Джанджгава:
«Возле деревни Тонкеля (это Семятичский район, который перед войной входил в состав Брестской области) обнаружен огромный ров, где фашисты закапывали расстрелянных военнопленных. Жители деревни называют это место “лагерем смерти”. ...С чем-то подобным дивизия уже встречалась в районе Слонима. Там нацисты, пытаясь перед отступлением замести следы своих кровавых преступлений, все рвы, доверху заполненные трупами расстрелянных военнопленных, сравняли бульдозерами. Машины останавливались у деревни Тонкеля. За околицей, огороженной тремя рядами колючей проволоки, небольшой участок. В центре его несколько полусгоревших деревянных строений. Вдоль проволочной ограды насыпь. Из-под земли торчат полуистлевшие трупы людей. Сколько их? Тысяча? Две? Три?»
Погибшие в немецком плену советские воины и командиры в абсолютном большинстве оставались безымянными. Об этом свидетельствует трагедия и военнопленных 4-й армии, защищавшей западные рубежи, в том числе и Брест, Брестский район, Брестскую крепость. К погибшим неизвестным в лагере Южного городка надо добавить и тех 7.200 рядовых и командиров из лагеря в «Красных казармах» возле д. Речица (ныне эта деревня поглощена Брестом). И вновь свидетельствует документ:
«Акт № 2 о злодеяниях немецко-фашистских захватчиков в районе села Речица Брестского района Брестской области.
1945 г. февраля 15 дня, мы, нижеподписавшиеся, прокурор Брестского района Муханов Б.А., председатель Речицкого сельсовета Бабрук А.К. и гражданин Речицы Назарук И.К., в соответствии с материалами расследования злодеяний немецких фашистов по с. Речица составили настоящий акт о нижеследующем:
1. На расстоянии одного километра от с. Речица находились «Красные казармы», где в июле месяце 1941 года немцами был организован лагерь для военнопленных, огороженный двумя рядами колючей проволоки. В данный лагерь было привезено до 8.000 человек красноармейцев, военнопленных. Выдавалась пища: щи из листьев капусты и 150 граммов хлеба один раз в день. Медпомощь совершенно отсутствовала.
2.Происходили расстрелы лиц, пытающихся бежать. Голодные люди доходили до того, что использовали в пищу трупы умерших военнопленных, за что “виновные” немцами расстреливались. Были частыми случаи, когда сбрасывали в яму живых, истязания и побои резиновыми палками проводились ежедневно и за мелкие провинности. Не отмечено ни одного случая, чтобы из этого лагеря были вывезены куда-либо живыми военнопленные. В декабре 1941 г. этот лагерь был закрыт, и в нем осталось не более 800 человек, остальные все остались в трех больших ямах общим размером 120х90х1,5 метра, находившихся рядом с лагерем».
В канун 50-летия Великой Победы на этом месте поставлен памятный знак.
Государственная архивная служба России (Госархив) в 1994 году в Москве издала «Справочник о местах хранения документов о немецко-фашистских лагерях, гетто, других местах принудительного содержания и насильственного вывоза граждан на работы в Германию и другие страны Европы в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».
В этом справочнике называются по г. Бресту:
- лагерь военнопленных в северо-восточной части города;
- лагерь военнопленных по улице Мещанской (ныне ул. Трудовая);
- лагерь военнопленных № 365 (под этим же номером был лагерь на территории военного городка,
г.Владимир-Волынск);
- лагерь № 251 (под этим номером были лагеря в Жучине (переведен в Брест) и Плоцке);
- лагерь на территории воинской части («Красные казармы») под Брестом.
«На территории Белоруссии оккупантами было уничтожено свыше 810 тысяч военнопленных» («Преступления немецко-фашистских оккупантов в Белоруссии в 1941-1944 гг.» Минск: «Беларусь», 1965. С.12).
На земле Бреста и Брестского района немало мест, где похоронены останки военнопленных и других защитников Родины:
- Двое неизвестных военнослужащих расстреляны вместе с мирными жителями в 1942 г. в д. Комаровка.
- Более 100 неизвестных воинов похоронены в братской могиле д. Чернавчицы.
- Неизвестный и мужественный летчик, что погиб в бою возле д. Литвины 22 июня 1941 года.
- Остались неизвестными летчики, чей прах лежит в могиле у д. Гершоны, и летчики, которые лежат на
кладбище д. Рагозно.
Неизвестны многие воины 75-й стрелковой дивизии, что лежат в лесах под д. Дубица, возле озер Рагознянское, Белое, Медное, под Домачево. Только жители д. Медно похоронили на второй-третий день войны более 30 погибших воинов этой дивизии.
В Госархиве Бреста в акте сверки братских и индивидуальных могил в Лютинском сельсовете от 6 июня 1945 года есть такая запись:
«...Имя - Неизвестный, звание - капитан, 45-я авиабаза, погиб 22 июня 1941 г., похоронен в д. Малые Зводы».
Неизвестные... В этом и наша вина: партии и правительства. Гитлер не ожидал, что военнопленных будет много. Вермахт (которому после споров между военными и СС были поручены советские военнопленные) создал специальный отдел, возглавляемый Г.Рейнике – «маленький Кейтель» (как его называли) до января 1942 года не вел списков попавших в плен, бежавших, погибших.
К декабрю 1941 года общее количество погибших советских военнопленных достигло 1.400.000 человек (сорок один процент), и все они, за малым исключением, остались под именем Неизвестный.
Я думаю, что могила Неизвестного солдата в Москве - символ нашего уважения и увековечения памяти неизвестных, погибших в боях с фашистами. Но это наследие России.
Говоря же о Республике Беларусь, смею утверждать, что она обязана иметь свою могилу Неизвестного солдата. Я лично готов хоть сейчас отдать месячную пенсию в фонд создания такого памятника и верю, что меня поддержат многие.

Валентин РОССИХИН.
Брест
 
Лагеря ... (Глава из книги "Плен")

"Огородил меня стеною, чтоб я не вышел, отяготил оковы мои".

...Со сторожевых вышек подвижные прожектора периодически освещали весь  лагерь , а также примыкающую к нему территорию. Турельные пулеметы на вышках держали под перекрестным огнем весь  лагерь .       
     Немецкий солдат Пауль Кернер-Шредер в своих воспоминаниях описывает, как происходила сдача караула на сторожевой вышке в  лагере   Бяла-Подляска  (Польша) летом 1941 г. "Часовой, отстоявший смену, давал очередь в толпу пленных в центре  лагеря , как доказательство, что сдал исправное оружие. А в центре оставалось несколько трупов


ДАЛЬНЕЙШЕЙШАЯ судьба тех кто выжил нам в основном известна,
а остальные...
Вот так КАЮР :-[
« Последнее редактирование: 18 Июля 2009, 17:07 от Efim »

Оффлайн Alexander

  • Частый посетитель
  • Сообщений: 67
Re: БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ
« Ответ #1891 : 20 Июля 2009, 15:43 »
Про фильм можете почитать здесь http://www.ibrest.ru/forum/viewtopic.php?t=4
www.ibrest.ru - сайт про историю города и крепости

Оффлайн АВА

  • Посетитель
  • Сообщений: 2
    • E-mail
Re: БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ
« Ответ #1892 : 20 Июля 2009, 20:39 »
По поводу военнопленных. Со слов отца в Бяла Подляску их гнали пешком. Лагерь представлял огороженное колючей проволокой поле на котором вповалку лежали люди, в центре - огороженный проволокой барак. Только отец не называл его лазаретом а говорил что там содержались высшие офицеры и генералы в т.ч. Голод, дизентерия и людоедство, во всяком случае трупы с вырванными ягодицами и бёдрами он видел (Нигде в советское время я не читал про людоедство. Прочитал в 2001 г. в книге "Память"). Потом больных и раненых перевели в Хим.городок. Там тоже умирали. В 1971 г. отец показывал офицерам место где был ров с телами умерших (немцы засыпали каждый слой трупов негашёной известью). Режим охраны поначалу в Хим.городке был таким что удавалось бежать. Что отец и сделал в группе из 6-ти человек. Спасибо Ростиславу Алиеву - теперь я точно знаю когда он попал в плен, 26.06 - в участке кольцевых казарм, примыкавшем к Трёхарочным воротам (со своим пулемётом он контролировал мост), когда основная масса бойцов погибла под рухнушими перекрытиями (отец всё время считал что это была авиабомба). Собственно я догадывался, почему отец после встреч со Смирновым и выхода его книги, о крепости практически ничего не рассказывал. А когда я приставал к нему прокомментировать ту или иную страницу коротко отвечал "Брехня", да и все фильмы о войне он комментировал так. Зная отца как безупречно честного человека, прошедшего и подвал гестапо и подвал МГБ, наблюдая его встречи в крепости, в т.ч. и в 1971 г. (с людьми которые считали друг друга погибшими) я понимаю - они просто хотели подороже отдать свою жизнь, не считая это подвигом и в этом смысле это действительно была героическая оборона. Во всяком случае наблюдая за отцом в Крепости я невольно ставил себя на его место и не думаю что попади я в те условия смог бы выдержать. Крепкие люди. Вечная им память.

Оффлайн Rostal

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 1776
Re: БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ
« Ответ #1893 : 21 Июля 2009, 17:55 »
Интересные фоты.
На первой - непонятно что?
На последней - это вид от автобата?
Было бы очень интересно вид на 333 сп сзади от 455 сп - ну то есть от плаца с той стороны сзади чтобы убедиться - точно ли карл поразил 333 сп?
Танки - ИМХо фото сделано в июле - августе 1941 когда в крепость стаскивали всю технику, превратив её в склад.
 
С таежным  приветом
Ростислав
Skype:aliev.rostislav

Оффлайн ava

  • Посетитель
  • Сообщений: 47
Re: БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ
« Ответ #1894 : 22 Июля 2009, 11:10 »
А нет ли здесь кого-то, кто бы работал по теме Брест-Литовской крепости в РГВИА? Хотелось бы поприставать с традиционным вопросом... ;)

Оффлайн Бородачѣнковъ Димитрий

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 1228
  • ДИГГЕРСКАЯ ГРУППА БРЕСТА
    • E-mail
Re: БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ
« Ответ #1895 : 22 Июля 2009, 19:55 »
КОЛЛЕГИ! КОМУ, МОЖ, ИНТЕРЕСНО БУДЕТ.... САЙТИК ХОРОШИЙ... ПО ПОГИБШИМ И ПРОПАВШИМ БЕЗ ВЕСТИ....
http://www.obd-memorial.ru/

РОСТАЛ: Как ты там, друг??? :-)  Где пропал то??? Закинь мне в личку свой телефон нынешний....
e-mail: lexbrest@gmail.com

Оффлайн Alexander

  • Частый посетитель
  • Сообщений: 67
Re: БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ
« Ответ #1896 : 23 Июля 2009, 09:51 »
по теме Брест-Литовской крепости в РГВИА много материалов здесь http://www.ibrest.ru/arch.php
www.ibrest.ru - сайт про историю города и крепости

Оффлайн ava

  • Посетитель
  • Сообщений: 47
Re: БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ
« Ответ #1897 : 23 Июля 2009, 10:45 »
по теме Брест-Литовской крепости в РГВИА много материалов здесь http://www.ibrest.ru/arch.php

Спасибо. Меня, в общем-то, интересует вполне конкретный вопрос, может Вам встречалось какое-то упоминание по этому поводу? Летом 1915 г. из Севастополя в Брест-Литовскую крепость были отправлены 4 10" пушки, боезапас, личный состав. Известно ли Вам что-либо об этом: где располагались позиции, была ли закончена установка к моменту поступления приказа об эвакуации крепости, что стало с личным составом и орудиями???

Оффлайн Alexander

  • Частый посетитель
  • Сообщений: 67
Re: БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ
« Ответ #1898 : 23 Июля 2009, 14:00 »
Увы, пока в списках документов из РГВИА про пушки из Севастополя не было упоминания...
www.ibrest.ru - сайт про историю города и крепости

Оффлайн ava

  • Посетитель
  • Сообщений: 47
Re: БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ
« Ответ #1899 : 23 Июля 2009, 14:13 »
Alexander
Понятно... Буду надеяться, что когда-то какое-нибудь документальное свидетельство да обнаружится... Просто пока что никаких зацепок нет: ни фамилии офицера, под чьей командой этот эшелон уходил из Севастополя, ни даты прибытия и никаких фактов о последующей судьбе...