ХОД БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ : ".. Рано утром 7 апреля 1940 года крейсеры «Блюхер» и «Эмден» в сопровождении миноносцев «Меве» и «Альбатрос» покинули Свинемюнде и вскоре соединились в районе Киля с остальной частью южной группы вторжения. Отряд незамеченным дошел до Скагеррака, когда в 7 часов вечера его обнаружила и атаковала английская подлодка «Тритон», в свою очередь засеченная «Альбатросом» и давшая залп из неудобного положения. «Блюхер» благополучно уклонился от выпущенных торпед. Чуть позже другая английская подлодка, «Санфиш», также наблюдала немецкое соединение, но атаковать не смогла, хотя и сообщила о нем британскому командованию. Становится понятным, почему в немецкий отряд не были включены транспортные суда – англичане попросту не поняли, что он предназначен для высадки десанта.
Немецкий ордер беспрепятственно вошел в Осло-фьорд, где горели все навигационные огни (расчет на внезапность полностью оправдался). Норвежский патрульный корабль «Пол-III» (мобилизованный в 1939 году китобойный пароход, вооруженный одним 76-мм орудием) осветил прожектором шедший головным миноносец «Альбатрос» и открыл предупредительный огонь. Патрульный корабль не сумел нанести повреждений немецким кораблям и был взят на абордаж экипажем миноносца «Альбатрос». Капитан норвежского корабля капитан-лейтенант Лейф Велдинг-Олсен считается первым норвежцем, погибшим во Второй мировой войне.
Теперь «Блюхеру» и другим кораблям немецкого отряда предстояло пройти по фьорду около 100 км и преодолеть два укрепленных района. Вначале немцы должны были пройти между островами Болерне и Раной. Как только «Блюхер», следовавший со скоростью 15 узлов (предельно возможная скорость для узкого фарватера), вышел на траверз островов, с обеих сторон его осветили прожекторы, а затем раздался предупредительный выстрел, легший недолетом. Немецкие моряки четко следовали указаниям адмирала Кюммеца и не открывали огонь, продолжая движение. Подобное «миролюбие» удивило расчеты норвежских береговых батарей, и огонь на поражение был открыт с существенной задержкой: семь снарядов упали в 100–300 метрах позади колонны немецких кораблей. Единственное, что удалось сделать норвежцам, – погасить огни на фарватере, что привело к снижению скорости немецкого отряда до семи узлов.
8 апреля в 0 часов 45 минут «Блюхер» дал сигнал остановиться и начать высадку в районе базы в Хортене. Для этого часть войск с него и «Эмдена» пересадили на шесть сторожевых катеров типа «R» (Raumboote) и в сопровождении «Альбатроса» и «Кондора» отправили к берегу.
Около 5 часов 00 минут немецкие корабли подошли ко второму укрепленному району, расположенному в узком проходе Дробак. Перед преодолением второго укрепленного района для немцев сложилась весьма неблагоприятная обстановка: береговые батареи не были захвачены воздушным десантом, были извещены о появлении противника и, с учетом событий в первом укрепрайоне, могли открыть огонь. Разумным представлялось, послав миноносец, катер или тральщик, разведать поведение норвежских батарей и, в случае необходимости, прибегнуть к поддержке военной авиации. По не совсем понятным причинам контр-адмирал Кюммец принял решение о прямом прорыве, причем оставил головным не хорошо бронированный броненосец «Лютцов», а крейсер «Блюхер». Это решение адмирала выглядит особенно странным в свете наличия у него информации о минировании норвежцами фарватера. Вероятно, Кюммец стремился успеть в Осло одновременно с остальными десантными группами и, по возможности, быстрее захватить столицу, а также пребывал в плену внушенных разведкой иллюзий о мирном вступлении в Норвегию.В 5 часов 00 минут (по другим данным – 5 часов 20 минут) орудия калибра 150 и 280 мм батарей Кахольма и Копааса норвежского форта Оскарсборг (комендант – полковник Эрихсен) с обеих сторон открыли огонь с дистанции в 500 м (по другим данным – 1500 м) по «Блюхеру», шедшему со скоростью 7 узлов. Батарея из трех 280-мм орудий сделала два выстрела и добилась двух попаданий (один снаряд попал в пост управления огнем, а второй – в ангар левого борта, вызвав пожар складированных там ГСМ и боеприпасов десанта, что уничтожило два гидросамолета). Батарея из трех 150-мм орудий выпустила 25 снарядов, из которых около двух десятков попало в цель (попадания вывели из строя задний зенитный КДП правого борта и среднюю 105-мм установку, рулевую машину и связь с машинным отделением (руль заклинило в положении «лево на борт», и крейсер развернулся носом к берегу). Попытка немецких артиллеристов открыть ответный огонь не увенчалась успехом. Из-за повреждения главного артиллерийского поста управление огнем пришлось передать третьему артиллерийскому офицеру, находившемуся в носовом КДП, который со своей низкой точки не мог обнаружить ни одной отчетливо видимой цели. Фактически ответный огонь свелся к бесцельной стрельбе 105-мм пушек и зенитных автоматов, не причинившей оборонявшимся никакого вреда. К слову, уже после гибели «Блюхера» подавление уже выявленной им 150-мм батареи стоило броненосцу «Лютцов» трех тяжелых повреждений.
В 5 часов 08 минут экипажу удалось установить временную связь с машинами через центральный пост и ввести в действие аварийное рулевое управление.
В 5 часов 20 минут корпус крейсера был дважды поражен торпедами с левого борта. Обе торпеды попали в центральную часть корабля: одна – в котельное отделение №1, вторая – в переднее турбинное отделение. Противоторпедная защита в какой-то мере выполнила свое назначение, ограничив первоначальные затопления, но все нижние помещения между отсеками V и VII (носовые турбинные отделения и котельные отделения 1 и 2) наполнились дымом. Отказ турбогенераторов при неснижающейся нагрузке привел к быстрому выходу из строя обеих сетей – постоянного и переменного тока.
Норвежские батареи прекратили огонь по «Блюхеру» в 5 часов 23 минуты. Поврежденный крейсер все еще сохранял ход, имел крен около 10 градусов на левый борт и был охвачен пожаром, распространению которого способствовали боеприпасы десанта, погруженные на корабль с нарушением всех мыслимых правил. Огонь полностью прервал сообщение между носом и кормой крейсера, ограничив действие аварийных партий на верхней палубе. Во время тушения произошла детонация боезапаса, помещенного в торпедной мастерской, поэтому весь левый борт ниже носовой 105-мм установки и палуба в том же месте оказались вскрытыми. Командир принял решение поставить корабль на якорь, поскольку из сообщения постов борьбы за живучесть следовало, что правую и левую турбины удастся запустить примерно через час. Корабль стал на якорь восточнее острова Аскхольмен, пожары на его борту быстро распространялись, и их не удавалось локализовать.
Около 6 часов 00 минут произошел сильный взрыв в погребе отсека VII между котельными отделениями 1 и 2. Переборки между котельными отделениями оказались разрушены, а из бортовых нефтяных отсеков стала вытекать нефть, усилившая дымовыделение. Также оказались затопленными котельные отделения 1 и 2, переднее турбинное отделение, отделение генераторов №2 и отсек IV, в котором находились погреба зенитного боезапаса. После взрыва погреба поступление воды стало неконтролируемым, и крен корабля начал быстро увеличиваться.
Около 7 часов утра крен достиг 45 градусов, и капитан Вольдаг отдал приказ покинуть корабль..."