Интересно сравнить с боевыми действиями в районе Нарвика : "..8 апреля германские эсминцы коммодора Бонте счастливо разминулись в Вест-фьорде с группой английского кораблей во главе с линейным крейсером «Ринаун», в 4 часа утра миновали маяк Барё и вошли в Уфут-фьорд. Здесь они натолкнулись на норвежский сторожевик «Кельт», а через несколько минут на второй — «Михаэль Сарс». Эсминец «Дитер фон Рёдер» сигналом приказал им вернуться в порт, для пущей убедительности сделав несколько выстрелов из 37-мм зениток. Но перед тем, как подчиниться, норвежцы успели передать тревожное донесение по радио на находящиеся в Нарвике броненосцы береговой обороны. Вскоре оба сторожевых корабля были захвачены ЭМ «Рёдер», который был оставлен на дозорной позиции у входа в фьорд.
Получив сообщение с «Кельта» о приближении немецкого соединения, капитан 2 ранга Аским приказал «Эйдсволлю» выйти из порта, а сам на флагманском корабле занял позицию в глубине Нарвикской гавани, чтобы держать под прицелом орудий вход в нее.
Батальону III/GJR 139 предстояло захватить расположенные у входа в фьорд батареи «Рамнес» и «Хавнес». Около 5 часов «Ганс Людеман» высадил роту с командиром батальона майором Гансом фон Шлеебрюгге на южном берегу, а с «Антона Шмитта» на северный берег сошла 6-я рота обер-лейтенанта Оберштайнера. При этом «Шмиттом» был остановлен норвежский сторожевик «Сенья», на который высадили группу захвата. Горные егеря по глубокому снегу карабкались на скалы, но каково же было их удивление, когда на отмеченных на картах местах не оказалось никаких батарей. Последующие поиски ни к чему не привели. Правда, роте Оберштайнера повезло больше: ей удалось найти хотя бы бетонные фундаменты под орудия. В 10 часов измотанные егеря получили приказ грузиться на корабли и идти на соединение с основными силами.
Разгадка этой курьезной истории была найдена позднее. Оказалось, что принятое еще в 1912 году решение установить батареи для защиты Уфут-фьорда так и осталось на бумаге, а германская разведка оказалась чересчур эффективной. Этот факт сыграет свою роль уже через несколько дней…
Тем временем «Ценкер», «Кёльнер» и «Кюнне» направились в Херьянгс-фьорд для высадки десанта в направлении Эльвегордсмуэна, чтобы захватить склады с оружием. Эсминцы должны были при необходимости оказать артиллерийскую поддержку, но этого не потребовалось. 3-й батальон под командованием майора Вольфа Хагемана занял поселок и продвинулся к озеру Хартвиг, где был создан опорный пункт. В захваченном арсенале оказалось 315 ручных пулеметов, 8 тысяч винтовок, большое количество патронов, а также больше тысячи мундиров и комплектов зимней одежды. Благодаря этому горные егеря генерала Дитля в последующих боях не испытывали недостатка в обмундировании, оружии и боеприпасах. В 08:30 в Эльвегордсмуэн прибыл «Эрих Гизе», отставший от группы из-за заливания машин.
Три оставшихся в его распоряжении эсминца, на борту которых остались штаб и 2-й батальон (майор Артур Хауссельс) 139-го полка, коммодор Бонте повел к Нарвикской гавани, но в 05:15 на их пути возник «Эйдсволль». Хотя стояла ненастная погода, а видимость не превышала нескольких кабельтовых, для норвежцев появление германских кораблей не оказалось неожиданным. Грянул выстрел из 210-мм орудия броненосца. Водяной фонтан поднялся перед носом одного из эсминцев, «Тиле» и «Арним» тотчас развернулись и скрылись в снежной пелене. Флагманский «Вильгельм Хайдкамп» застопорил машину и поднял примирительный сигнал «Высылаю шлюпку с офицером», заставив норвежцев прекратить огонь.
Немецкий парламентер капитан 3 ранга Генрих Герлах из штаба Бонте сообщил командиру «Эйдсволля» капитану 2 ранга Одду Виллоху, что немцы пришли как друзья и защитники, но предложил разоружиться. Виллох связался с Аскимом, но тот повторно приказал встречать противника огнем. Получив такой ответ, Герлах спустился обратно в шлюпку. Отойдя на безопасное расстояние, он выстрелил в воздух красную ракету, за которой без промедления последовал двухторпедный залп флагманского эскадренного миноносца. Следы торпед были почти не видны — густая утренняя дымка стелилась над водой. Удар пришелся в район носовых пороховых погребов «Эйдсволля». Страшный взрыв разнес старый корабль на куски. Из всей команды удалось спастись только шестерым морякам, 177 человек погибло.
Около 05:45 в бой с двумя германскими эсминцами, пытавшимися приблизиться к пирсу, вступил «Норге». Залпы устаревших орудий ложились перелетами. Броненосец успел выпустить пять 210-мм и семь 150-мм снарядов. «Бернд фон Арним» ответил своим 127-мм калибром и выстрелил семь торпед. Пораженный двумя из них, «Норге» перевернулся и затонул вместе со 102 членами экипажа. Шлюпки германских эсминцев и стоявших в Нарвике торговых судов спасли 89 человек, в том числе и Аскима.{14} С гибелью «Норге» сопротивление прекратилось. Норвежские подводные лодки противодействия высадке не оказали (позже ушли в Харстад). Не сделали ни одного выстрела и «бофорсы» батареи «Фрамнес».
Тем временем «Георг Тиле» и «Вильгельм Хайдкамп» вошли в гавань и начали высадку. Нарвик удалось взять, практически не встретив сопротивления. Комендант города сразу отдал приказ о прекращении огня, затем отправился к Дитлю и лично ему сдался в плен. Десантники быстро заняли ключевые позиции в городе и окрестностях, и в 08:10 Дитль радировал в штаб XXI группы, что Нарвик в его руках. Во второй половине дня он собрал в «Гранд-отеле» представителей военных и гражданских властей и выразил им благодарность «за проявленное благоразумие, позволившее избежать лишних жертв». Не обошлось без курьезов: буквально на глазах у упоенных быстрой победой немцев майоры Спьельднэс и Омдаль вывели из города 180 не желавших сдаваться солдат, к которым прибилось еще двое моряков с броненосца «Норге». Они заняли позиции вдоль железной дороги, по которой доставлялась железная руда из Швеции, а затем отошли к северу на соединение со своими войсками.
Нарвик прежде всего был отправной точкой вывоза руды, и тем утром в его гавани находилось 27 торговых судов пяти национальностей.{15} Неожиданное появление военных кораблей привело к тому, что капитан немецкого рудовоза «Бокенхайм» выбросил свой транспорт на прибрежные скалы, настолько сильной была его уверенность в том, что это были англичане. Все британские суда были захвачены, но носить флаг противника им пришлось недолго…
Теперь коммодору Бонте было необходимо успеть заправить эсминцы для обратного перехода прежде, чем британский флот блокирует их в фьорде. Дело осложнялось тем, что в его распоряжении имелся только один танкер — «Ян Веллем» (11 776 брт), накануне вечером пришедший из секретной базы «Базис Норд» (под Мурманском) под видом торгового судна. Второй — сильно отставший от графика «Каттегат» (6031 брт) — около полудня 9 апреля был перехвачен южнее Будё норвежским кораблем охраны рыболовства «Нордкап» (капитан-лейтенант Йонсен). Сторожевик снял 34 человека экипажа танкера и потопил его, расстреляв из единственной 47-мм пушки.
В 14:30 флагманский эсминец пришвартовался к борту «Веллема» и начал заправку. Перекачка нефти проходила крайне медленно, так как переоборудованный из китобойной базы танкер мог обслуживать не более двух кораблей одновременно, затрачивая на каждый по семь-восемь часов. К вечеру был заправлен только «Хайдкамп», а «Ценкер» и «Кёльнер» еще стояли у борта танкера, поэтому было решено отложить выход группы в обратный путь на сутки. Эта задержка имела самые трагические последствия. Прозевав германскую высадку в Норвегии, англичане все же постарались продемонстрировать, что их флот еще правит морями. Велико же было удивление немцев, когда на рассвете 10 апреля у Нарвика неожиданно появились британские эсминцы…"- цитируется из "Захват Нарвика". Патянин Сергей Владимирович: «Везерюбунг»: Норвежская кампания 1940 г." :
http://www.norge.ru/weser13 Р.S. "Базис Норд" - "История создания этой тайной базы Кригсмарине берет свое начало в кабинетах ОКМ, где о необходимости организации заграничной базы для германского военного флота в районе Скандинавского полуострова основательно и долго думали. Но гросс-адмирал Редер обратился лично к рейхсканцлеру Гитлеру по данному вопросу лишь после начала Второй мировой войны.
По замыслу адмирала, такая база Кригсмарине должна была иметь несколько назначений. Во-первых, стать передовой базой при наступлении на Британские острова. Во-вторых, основным опорным пунктом на кратчайшем пути германских судов из Атлантики в Тихий океан и обратно, А главное — быть опорой арктической системы Третьего рейха в советском секторе Арктики.
Безусловно, решающую роль в осуществлении этих планов, по мнению Эриха Редера, должна была сыграть тесная дружба с Советским Союзом. И он вновь не ошибся! Действительно, уже 17 сентября 1939 года, то есть не дожидаясь окончательного решения вопроса о создании базы» в Мурманск пришли лайнер «Бремен» и немецкие транспорты «Кордиллере» и «Сан-Луи» с грузами и техникой для будущей «Базис Норд». Но место, где должно было начаться ее строительство, было определено не сразу,
Кроме того, в связи с началом Второй мировой войны германская сторона обратилась к советскому руководству с официальной просьбой — разрешить длительную стоянку и межпоходовый ремонт кораблей Кригсмарине в мурманском порту. Но эта просьба была твердо отклонена советским руководством из политических соображений. Взамен были предложены два района мурманского побережья для базирования немецких кораблей — губы Териберская и Большая Западная Лица.
Выбор нацистов пал на последнюю, так как она не только была хорошо укрыта от чужих глаз сопками материка, полуострова Средний и полуострова Рыбачий, но еще и находилась рядом с советско-финской границей. Фактически Большая Западная Лида не только надежно скрывала немецкие суда, но еще и не позволяла разведчикам Северного флота следить за тем, что происходит в акватории тайной базы, так как находившиеся на побережье посты наблюдения СФ могли видеть лишь отдельные районы Мотовского залива, да и то только в ясную погоду. Вход в Западную Лицу тогдашние посты североморской СНиС вообще не видели.
Считается, что окончательное согласие советской стороны на создание тайной базы Кригсмарине на Кольском полуострове было получено 18 октября 1939 года, когда, по информации руководителя ФБР США Джона Э. Гувера, во Львове состоялась тайная встреча Адольфа Гитлера и Иосифа Сталина, где было подписано некое секретное соглашение, Правда, оба политических руководителя могли принять подобное решение и без личной встречи — например, в процессе личной переписки между И. Сталиным и А, Гитлером.
Что это было за соглашение, до сих пор остается тайной, но мы можем предположить, что один из его пунктов непосредственно касался организации новой нацистской базы.
Эта гипотеза основывается на следующем.
Семнадцатого октября 1939 года на докладе у Сталина: "…присутствовали Ворошилов, Кулик, Кузнецов, Исаков…" И затем: "…сразу же после возвращения Сталина в Кремль (19 октября 1940 года, — Авт.) с 20 часов 25 минут до полуночи у него состоялась беседа с В. Молотовым".
Рассмотрим внимательно статус всех вышепоименованных советских государственных и военных деятелей, с которыми за сутки до секретной встречи во Львове беседовал Иосиф Сталин.
Маршал Климент Ворошилов, маршал Григорий Кулик и адмирал Николай Кузнецов занимали в те годы высшие командные должности в Наркомате обороны, а Вячеслав Молотов был наркомом иностранных дел и куратором Северного морского пути. Встреча с ними руководителя советского государства вполне объяснима.
А вот почему сюда же был приглашен адмирал Иван Исаков, который в то время был председателем специальной военно-морской комиссии? Попробуем найти ответ.
Как известно, эта комиссия была создана для решения особых задач в интересах национальной обороны СССР. К 17 октября 1939 года благодаря работе комиссии адмирала Исакова Краснознаменный Балтийский флот получил от Эстонии, Литвы и Латвии военно-морские базы на балтийских островах Эзель (Саарема) и Даго (Хиума), а также балтийские порты Палдиски, Либава (Лиепая) и Виндава (Вентспилс). Таким образом, Советский Союз плотно охватил Финляндию с юга..." -
http://www.e-reading.club/chapter.php/132313/8/Zlobin_-_Arkticheskie_taiiny_tret%27ego_reiiha.html