Для примера :
Извините, вам запрещён просмотр содержимого спойлеров.
-
http://lib.rus.ec/b/568087/read Как видно из описания, прамы российские были улучшенные варианты шведских, естественно, что к 1801 г. датчане имели ещё более совершенные прамы, т.к. Дания была соседкой Швеции и её союзницей. Кроме того, прамы и плавучие батареи предназначались для борьбы с береговой обороной и поэтому имели а) пушки,мортиры и гаубицы крупного калибра; и б) более прочную конструкцию, нежели обычные корабли, в т.ч. и самые крупные, т.е. линейные. Нередко, борта и батарейные палубы прамов и плав.батарей имели дополнительную защиту, например, в виде металлических цепей. И даже особую конструкционную защиту. Так, например, при т.н. Большой осаде Гибралтара в 1779-1783 гг. французский инженер Мишо д’Арсон, в стремлении сделать плавучие батареи непотопляемыми и несжигаемыми, предложил срезать корпуса обычных кораблей, усилить борта дополнительными слоями обшивки, подпереть их песком, пробкой и перевить тросами для большей прочности. Батареи строились по особой схеме, со смещенным на борт твердым балластом, для уравновешивания отдачи, и с односкатной крышей для защиты людей. Орудия (на двух деках) размещались только с одного борта, другой, который не собирались подставлять противнику, имел широкие погрузочные порты. Толстые (3−4 фута) деревянные брустверы усиливались изнутри мешками с песком. Дранковое покрытие, которое собирались поливать водой, по замыслу было пожароустойчивым. Для этого предусматривались цистерны с водой и сложная система перепускных труб. Якоря снабжались железными цепями вместо канатов, чтобы их было не перебить ядром. Самая большая из батарей была в 1400 тонн, имела 21 пушку и 760 человек, самая маленькая 600 тонн, 6 пушек и 250 человек. По свидетельству очевидца, внешне они напоминали «длинный сенной сарай». И можно утверждать, что прамы и плав.батареи были по сути, своего рода, ФОРТИФИКАЦИОННЫМИ сооружениями ...