Fortification.ru

Общая категория => Общий => Тема начата: Vladimir от 03 Декабря 2015, 17:31

Название: Линия Салпа. Тропа Салпа.
Отправлено: Vladimir от 03 Декабря 2015, 17:31
Фортификационное сооружение «Линия Салпа» - крупнейший в Скандинавии военно-исторический объект. Его территория протянулась на 1200 км от побережья Финского залива  до Северно-Ледовитого океана.
По-русски «Салпа» означает «засов». Такое определение выбрано не случайно: линия Салпа возводилась для защиты Финляндии от вторжения со стороны Советского Союза. Но для этой цели использовать Линию так и не пришлось: советские войска не настолько глубоко проникли на финскую территорию. Впоследствии именно здесь прошли успешные переговоры о перемирии с СССР в 1944г.                                                                                                  Строительство Линии началось весной 1941 г. и осуществлялось руками финских добровольцев и лиц, непригодных к военной службе. Сооружали оборонительную линию на шведские деньги. Кроме того, Швеция помогала собрать добровольцев-строителей со своей стороны и даже организовала специальный строительный комитет в помощь сооружению военных укреплений соседней Финляндии.
В годы Второй Мировой войны строительство Салпы было приостановлено. В финской истории этот период носит название Jatkosota (война-продолжение). В начале 1944 года строительство возобновили и продолжали до конца войны с СССР.
Всего на Линии Салпа было построено 728 бетонных сооружений и использовано 315 км заграждений колючей проволоки. Большая часть фортификационных построек расположена на участке между Финским заливом и озером Кивиярве (Сайма). Дальше на северо-восток тянулись в основном полевые укрепления, стратегические участки защищались гранитными надолбами, бетонными ДОТ и артиллерийскими батареями.
Самый большой участок с постройками  Салпы  располагается  между озером  Кивиярве и Финским заливом.
Значительная часть полевых укреплений находится ближе к северо-востоку. 
Передовая линия - Миехикяля (Miehikkälä), Лаппеенранта (Lappeenranta), Улямаа (Ylämaa) Виролахти (Virolahti) - находится на узкой полосе между Сайменской озерной системой и Финским заливом. Тыловые линии - Леми (Lemi),Хамина (Hamina), Луумяки (Luumäki) - держат оборону на расстоянии 20-15 км.
Финны против танков использовали надолбы из гранита. Чаще всего их называли «зубы дракона»: надолбы представляли собой вкопанные рядами в землю валуны из гранита, высота которых доходила до 2-х метров. Как правило, рабочие устанавливали их вручную с помощью треноги и лебедки. Каждую отдельную глыбу ставили на «подушку» из гравия и песка и углубляли в землю примерно на 50 см.
Особенности природного ландшафта финны использовали максимально: множество строений Линии Салпа углубляются в гранитные скалы. Бункеры и ДОТ имеют очень прочные потолочные и защитные стены толщиной не менее 2.5 м. Естественные пещеры так же служили неплохим укрытием.
С 2004 года Линия Салпа стала открытым гражданским объектом. С момента окончания войны прошло много лет, а Салпа и по сей день имеет почти первозданный вид. Все строения (бетонные бункеры, траншеи, пробитые в  скалах пещеры) имеют хорошую сохранность.
Интересующимся фотификацией туристам предлагается специальный пешеходный маршрут – «тропа Салпа» (Salpa polku). Следуя по нему, можно прекрасно рассмотреть и потрогать фортификационные сооружения ЛС. Путь занимает около 50 км и тянется от Залива  до озера Юрикоярви (Juurikojarvi).
На «тропе», приблизительно, каждые пять километров расположены специальные стоянки для отдыха и ночлега. Они оборудованы чистыми  туалетами, местами для разведения костров, запасом дров и сооружениями для ночлега. В Финляндии ночевка в машине не разрешается, правда если очень «хочется» и никто не видит, то можно. Поэтому построен высокий настил, с крышей и боковыми стенами из бревен на котором можно разложить спальники. Часто стоянка находится на берегу озера. Тогда к оборудованию еще добавляется домик-раздевалка с «М» и «Ж» и наплавной причал для купания.
Линия Салпа имеет два музея. Один «Бункер-музей», расположен на пересечении ею трассы СПБ-Хельсинки. Приблизительно в двенадцати км от погранперехода  Валлимаа. Возле музея есть незатейливая автостоянка, на которой самодеятельные туристы могут оставить свою машину и с рюкзачком заняться осмотром сооружений в ближних и дальних окрестностях, даже на один-два дня. Можно пойти на юг до Финского залива, или до второго музея расположенного возле Миехикюли. Это в двенадцати км на север от Виролахти. Он создан на базе оборонительных сооружений в скальной гряде, чем отличается от «Бункер-музея». Сооружений и траншей, вырубленных в граните множество и они расположены на разных уровнях. Все освещены, находятся в идеальном состоянии и внутренняя атмосфера максимально приближена к боевой обстановке лета 1944 года.
В амбразурах, пробитых в граните, на станках стоят пулеметы Максим в полной готовности с подключенными шлангами водяного охлаждения. И если прихватить с собой из дома боезапас и приятеля поставить на действующий водяной насос, то можно пострелять, ощутив себя в 44-м году, пока сотрудники музея отвлеклись на  свои дела. Шутка, однако!
Возле музея в Миехикюле имеется тоже автостоянка, где самостоятельные посетители могут припарковать и оставить на денек-два автомашины. Никто их не трогает.
Сама «Тропа Салпа» хорошо обозначена, размечена вешками и натоптана. Проходит лесом, полями, болотами, скалами и частично по дорогам. При пересечении канав и ручьев  сооружены мостики, на скалах стоят лестницы, на болоте сооружены мостки. Сбиться с нее можно, а заблудиться в лесу не возможно. Все время чувствуешь на себе заботу партии и правительства. Финского, конечно!
По тропе лучше всего идти пешком и внимательно смотреть по сторонам, не пропуская дорожки вправо и влево. Они обычно ведут к боевым сооружениям. По  Линии можно путешествовать на велосипеде. Но, в этом случае впечатлений несколько меньше, да и частенько приходится тащить его на себе. Но, тем не менее! 

http://www.in-finland.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=344&Itemid=67 (http://www.in-finland.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=344&Itemid=67)

http://www.kolesa.ru/article/avtotur-vyhodnogo-dnja-voennyj-muzej-salpa-v-finljandii-2015-02-09 (http://www.kolesa.ru/article/avtotur-vyhodnogo-dnja-voennyj-muzej-salpa-v-finljandii-2015-02-09)

 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D0%BF%D0%B0 (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D0%BF%D0%B0) 

 http://www.aroundspb.ru/fort/salpa/salpa.php (http://www.aroundspb.ru/fort/salpa/salpa.php)

http://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g798818-d3535785-Reviews-Virolahti_Bunker_Museum-Virolahti_Kymenlaakso.html (http://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g798818-d3535785-Reviews-Virolahti_Bunker_Museum-Virolahti_Kymenlaakso.html)
Название: Re: Линия Салпа. Тропа Салпа.
Отправлено: Vladimir от 03 Декабря 2015, 17:48

(http://s2.uploads.ru/t/FATE7.jpg) (http://uploads.ru/FATE7.jpg)

Вот такими столбиками обозначена Тропа Салпа.

(http://s2.uploads.ru/t/1tpLA.jpg) (http://uploads.ru/1tpLA.jpg)

Или такими метками на деревьях или валунах. Что-бы не потеряться.

(http://s3.uploads.ru/t/0nVui.jpg) (http://uploads.ru/0nVui.jpg)

А такие указатели информируют ходока о ближайшей стоянке или направлении к  ДОТу , НП, бункеру.
Название: Re: Линия Салпа. Тропа Салпа.
Отправлено: Vladimir от 03 Декабря 2015, 18:20

(http://s6.uploads.ru/t/yzofA.jpg) (http://uploads.ru/yzofA.jpg)

Одна из стоянок для отдыха, расположенная метрах в восьмистах южнее "Бункер музея" на трассе СПБ-Хельсинки. Хранилище для дров с приспособлением для их колки, туалет, кострище.

(http://s7.uploads.ru/t/xrfSZ.jpg) (http://uploads.ru/xrfSZ.jpg)

Еще один костерок с навесом для ночевки там же. Стелешь кусок полиэтилена, на него пару спальников и на себя еще один. Класс! на свежем воздухе!

(http://s3.uploads.ru/t/bh6tV.jpg) (http://uploads.ru/bh6tV.jpg)

Краткая инструкция пользователя на разных языках, для большего охвата и просвещения туристов. Кстати, внутри очень чисто и висит туалетная бумага.

(http://s6.uploads.ru/t/H1tf5.jpg) (http://uploads.ru/H1tf5.jpg)

Название этой стоянки на навесе для отдыха и ночевки. Кстати, в окрестностях этой стоянки по лесу много ДОТов, убежищ для проживания личного состава, бетонированных НП.

Название: Re: Линия Салпа. Тропа Салпа.
Отправлено: Vladimir от 03 Декабря 2015, 19:44
(http://s6.uploads.ru/t/oesfA.jpg) (http://uploads.ru/oesfA.jpg)

Миехикюля. Под номером 11 обозначен второй музей Линии Салпа расположенный в скальном массиве. Соседний узел обороны в граните расположен чуть севернее в сторону Pulakorpi. Тропа Салпа показана пунктирно-точечной линией, проходящей через музей.
Если пойти по тропе вниз на юго-запад, то видно ответвление от нее к озеру. Там большая стоянка и укрепленный район обороны выдолбленный в камне. Пешком км три. Но можно проехать на озеро на машине.
Подобные информационные щиты не редкость на маршруте Тропы.

(http://s6.uploads.ru/t/ihC05.jpg) (http://uploads.ru/ihC05.jpg)

Еще одна стоянка для туристов на озере Pyyhinjarvi. На пути между двумя музеями.

(http://s6.uploads.ru/t/3LyhD.jpg) (http://uploads.ru/3LyhD.jpg)

Это домик для переодевания туристов желающих искупаться, "М" и "Ж". Справа просматривается грунтовая стоянка. За спиной само озеро. Если выезжать со стоянки на дорогу попадаете на большой пулеметный ДОТ ( по-фински KORSU- 272).

(http://s7.uploads.ru/t/g82Ot.jpg) (http://uploads.ru/g82Ot.jpg)

Помост и озеро.  Приезжают местные товарищи с детишками. Купаются. Можно вступить с ними в диалог на тему проникающего в Suomi талибана. Очень актуальная тема!
Кстати, в августе 2015 в Финляндии был громадный урожай черники и брусники. Местное население ягоды не собирает. Тут прилетает Мерседес (типа нашей Газели). Оттуда вываливаются пять бойцов черного цвета, типа из республики Чад, с громадными граблями и полиэтиленовыми бочками. Приветствовали меня коминтерновски поднятой рукой со сжатым кулаком. Мол: "Рот-Фронт"! И взялись за работу. Через пару часов лес освободился от черники, а бочки были полные. Озеро, к счастью, осталось на месте. С тем и укатили.
Вообще, в Финляндии принято со всеми здороваться. Даже в лесу!

(http://s7.uploads.ru/t/xVfuc.jpg) (http://uploads.ru/xVfuc.jpg)

А вот это еще одна стоянка. Абсолютно пустой дом. На втором этаже зал со сценой. Внизу небольшие комнатки и не большой зал с камином. Что-то вроде "народного дома" или бывшего местного клуба.
Слева, недалеко от клуба, два пулеметных ДОТа. За домом "зубы дракона", по берегу речки. И вокруг немеряно брусники.
Название: Re: Линия Салпа. Тропа Салпа.
Отправлено: Vladimir от 05 Декабря 2015, 13:57
            Музей Линии Салпа возле Миехикюля

(http://s3.uploads.ru/t/acDvZ.jpg) (http://uploads.ru/acDvZ.jpg)

Бронеколпак для наблюдения на ДОТе, врезанном в скальный массив.

(http://s7.uploads.ru/t/oX5RZ.jpg) (http://uploads.ru/oX5RZ.jpg)

Ходы сообщения вырубленные в граните.

(http://s3.uploads.ru/t/nrkxf.jpg) (http://uploads.ru/nrkxf.jpg)

Дот в скале.

(http://s3.uploads.ru/t/k4MyR.jpg) (http://uploads.ru/k4MyR.jpg)

Пулеметный станок, с пулеметом "Максим". На стене находится ручной насос для подачи воды охлаждающей ствол при стрельбе.

(http://s7.uploads.ru/t/U3ZFQ.jpg) (http://uploads.ru/U3ZFQ.jpg)

Схема установки пулемета в бронекапсуле ДОТа  KORSU-272.

(http://s7.uploads.ru/t/bDwPu.jpg) (http://uploads.ru/bDwPu.jpg)

Вход в боевой каземат Korsu/


Название: Re: Линия Салпа. Тропа Салпа.
Отправлено: Vladimir от 05 Декабря 2015, 17:19


(http://s2.uploads.ru/t/2Xipk.jpg) (http://uploads.ru/2Xipk.jpg)

Бронированные капсулы с амбразурами под пулемет и для наблюдения. Встраиваются в бетонный массив при строительстве сооружения.

(http://s7.uploads.ru/t/HxscR.jpg) (http://uploads.ru/HxscR.jpg)

Как выглядит огневая  точка со смонтированной капсулой можно посмотреть на плакате.

(http://s3.uploads.ru/t/m18NM.jpg) (http://uploads.ru/m18NM.jpg)

Разборная  быстрособираемая опалубка,  закупленная в Европе,позволяющая увеличить производительность строительства сооружений укрепрайона, которые использовались преимущественно как укрытия для личного состава.

(http://s7.uploads.ru/t/5ayS0.jpg) (http://uploads.ru/5ayS0.jpg)

Сооружение, на примере Pallokorsu 611, построенное с применением разборной опалубки.

(http://s6.uploads.ru/t/p3XZ2.jpg) (http://uploads.ru/p3XZ2.jpg)

Вот с помощью такой простой треноги с лебедкой строились знаменитые "Зубы дракона". Сотни тысяч противотанковых надолб вытесанных из гранита. Исключительно ручная работа!!!
Название: Re: Линия Салпа. Тропа Салпа.
Отправлено: Progressor от 08 Декабря 2015, 17:02
Пулеметный станок напоминает советский станок юшина(тот что "велосипедом окрестили"))))) видать седушка и внешний вид рамы нвевает ассоциации)))))
Название: Re: Линия Салпа. Тропа Салпа.
Отправлено: Vladimir от 08 Декабря 2015, 20:35

Ну да! С Юшина, похоже и скопировали!

(http://s7.uploads.ru/t/2ySao.jpg) (http://uploads.ru/2ySao.jpg)

Вот под этой скальной грядой с укрепузлом и проходит "шоссейка", по которой можно пострелять. (Шутка!)

(http://s3.uploads.ru/t/LYCj6.jpg) (http://uploads.ru/LYCj6.jpg)

Противотанковые "зубы дракона" в три ряда. Такая полоса идет километрами. У меня есть старое фото, на котором сняты солдатики с лопатами и  лошадь впряженная в телегу, на которой погружен один надолб! Смотришь и начинаешь задумываться, сколько же труда вложено в строительство противотанковых сооружений!!!

(http://s2.uploads.ru/t/Kv5td.jpg) (http://uploads.ru/Kv5td.jpg)

Пулемет в амбразуре подробнее. Шоссейка проходит внизу. Кстати, пулеметные амбразуры во всех ДОТах "открытого" типа. В отличии, например, от Карельского Укреп Района, где они преимущественно "шарового" типа. То бишь - "закрытые".

(http://s7.uploads.ru/t/xkAuC.jpg) (http://uploads.ru/xkAuC.jpg)

Колодец. Они имеются во всех сооружениях.

(http://s2.uploads.ru/t/4v7Mk.jpg) (http://uploads.ru/4v7Mk.jpg)

Типовая амбразура под 45 мм пушку.

(http://s2.uploads.ru/t/2dyFP.jpg) (http://uploads.ru/2dyFP.jpg)

Наблюдательный бронеколпак на ДОТе. Замаскированный под гранитный валун.
Название: Re: Линия Салпа. Тропа Салпа.
Отправлено: Vladimir от 08 Декабря 2015, 21:05
Вообще, следует отметить, что сооружения на ЛС имеются тех видов:
1. просто бетонные укрытия для проживания личного состава;
2. наблюдательные пункты с бронеколпаком и отсеком для проживания;
3. бетонные сооружения с казематом под один пулемет (как правило). Или под один пулемет и пушку. И помещением для проживания.

(http://s6.uploads.ru/t/EF6S8.jpg) (http://uploads.ru/EF6S8.jpg)

Вот такая оригинальная амбразура использована в одном из ДОТов.

(http://s2.uploads.ru/t/sGStE.jpg) (http://uploads.ru/sGStE.jpg)

(http://s3.uploads.ru/t/nxfUP.jpg) (http://uploads.ru/nxfUP.jpg)

Здесь сооружения в лесу и в скальном массиве. Одноэтажное и KORSU-144 в два этажа. По два боевых каземата. Для пулемета и пушки.

(http://s7.uploads.ru/t/lcm03.jpg) (http://uploads.ru/lcm03.jpg)

Типовой входной портал в сооружение с тыльной стороны. Без всяких "сквозников".

(http://s3.uploads.ru/t/FyGJc.jpg) (http://uploads.ru/FyGJc.jpg)

Или такой, незатейливый!

(http://s3.uploads.ru/t/lN9bc.jpg) (http://uploads.ru/lN9bc.jpg)

Кстати, типовая пулеметная амбразура. Видны два штыря (один внизу), для крепления "станка Юшина"!
Название: Re: Линия Салпа. Тропа Салпа.
Отправлено: Vladimir от 08 Декабря 2015, 21:30

(http://s3.uploads.ru/t/7MwSx.jpg) (http://uploads.ru/7MwSx.jpg)

Это вход в сооружение. Такие же двери между внутренними помещениями.

(http://s2.uploads.ru/t/7UxyI.jpg) (http://uploads.ru/7UxyI.jpg)

НП с замаскированным бронеколпаком с прорезями для наблюдения на крыше. А сколько лет прошло?!

(http://s2.uploads.ru/t/n3cCp.jpg) (http://uploads.ru/n3cCp.jpg)

Дверь во внутренние помещения. Вдали просматривается колодец.

(http://s7.uploads.ru/t/1i0lY.jpg) (http://uploads.ru/1i0lY.jpg)

Так выглядели жилые помещения для личного состава.

(http://s2.uploads.ru/t/LtIVw.jpg) (http://uploads.ru/LtIVw.jpg)

Бронекапсула под пулемет залитая бетоном. Такая вот амбразура получается.

(http://s7.uploads.ru/t/nezpO.jpg) (http://uploads.ru/nezpO.jpg)

Входной портал KORSU-186.

(http://s2.uploads.ru/t/ZNPMF.jpg) (http://uploads.ru/ZNPMF.jpg)

В этом скальном массиве, в районе Раяйоки, выдолблены помещения под оборонительные сооружения. Наверху, кстати, не плохое место отдыха, а вниз идут удобные лестницы с ограждением. Все для трудящихся!

Название: Re: Линия Салпа. Тропа Салпа.
Отправлено: Vladimir от 08 Декабря 2015, 21:54

(http://s6.uploads.ru/t/yviCl.jpg) (http://uploads.ru/yviCl.jpg)

Старинная фотография, на стенде в скалах южнее Раяйоки, строительства комплекса сооружений ЛС. На вершину выходила вертикальная шахта с проходом на наблюдательную вышку и речку с одноименным названием.

(http://s2.uploads.ru/t/scHdN.jpg) (http://uploads.ru/scHdN.jpg)

Сегодняшний вид с той же точки. Внутри скал выдолблены громадные помещения. Энергии фотовспышки не хватает на снимок. Есть несколько выходов. Наверное здесь были КП. казармы и склады. Внутренние объемы впечатляют.

 (http://s3.uploads.ru/t/q6nHQ.jpg) (http://uploads.ru/q6nHQ.jpg)

(http://s7.uploads.ru/t/lgOM8.jpg) (http://uploads.ru/lgOM8.jpg)

 На Линии Салпа используются ТОТы. Кажется на базе башен наших танков захваченных в Зимнюю войну!
Для осмотра достопримечательностей по скалам сделаны лестницы.
Название: Re: Линия Салпа. Тропа Салпа.
Отправлено: Vladimir от 17 Декабря 2015, 17:13

Нашел у себя в папках финские фотографии из Инета, посвященные строительству "Зубов Дракона:

(http://s2.uploads.ru/t/xjePn.jpg) (http://uploads.ru/xjePn.jpg)

Вот такая команда из инженерного подразделения с лопатами двигается на строительство противотанковых заграждений. Будут устанавливать одну "надолбу".

(http://s6.uploads.ru/t/1zIZT.jpg) (http://uploads.ru/1zIZT.jpg)

Свежеустановленные полосы  заграждений с помощью лебедки и треноги, представленные в музее Мехикюля. И лошадки с телегой, конечно.

(http://s2.uploads.ru/t/adOyk.jpg) (http://uploads.ru/adOyk.jpg)

Получаются вот такие препятствия в три-четыре полосы. Иногда в две. Из натурального гранита. А его еще нужно "нарубить" и привезти.

(http://s7.uploads.ru/t/xB3Ug.jpg) (http://uploads.ru/xB3Ug.jpg)

И вот такие конструкции тянутся десятками и сотнями километров!

(http://s7.uploads.ru/t/6CEHN.jpg) (http://uploads.ru/6CEHN.jpg)

По лесам, берегам проходимых болот,.....   С гранитом у фиников дефицита не было. А если сюда добавить аналогичные заграждения Линии Маннергейма-Энкеля, построенные перед войной с Финляндией на Карельском перешейке до 1939 года и после подорванные нашими саперами, а  потом приплюсовать построенную в течении ВОВ оборонительную линию  VT, одновременно с Линией Салпа, начинаешь задумываться, где же они взяли столько гранита. Наверное обтесывали на каждом хуторе. Как китайцы, во времена Мао варили по домам сталь.

(http://s6.uploads.ru/t/qbj2N.jpg) (http://uploads.ru/qbj2N.jpg)
Название: Re: Линия Салпа. Тропа Салпа.
Отправлено: Vladimir от 17 Декабря 2015, 17:51
(http://s3.uploads.ru/t/YnUXi.jpg) (http://uploads.ru/YnUXi.jpg)

Это раритет наших дней на Карельском перешейке.

(http://s3.uploads.ru/t/OQ1l4.jpg) (http://uploads.ru/OQ1l4.jpg)

А здесь заграждения из бетона. В ногу со временем. Кажется, это на Линии VT. (Ваммелсуу-Тайпале). Она была построена взамен Линии Маннергейма, которую восстанавливать не стали, ближе к Ленинграду. Эта была прорвана в 44-м году в районе Кутерсельки. (ноне Лебяжье).

(http://s7.uploads.ru/t/5GvtU.jpg) (http://uploads.ru/5GvtU.jpg)

Видимо тесать гранит надоело. Наверное немцы стройматериалы подкинули. В войну они стали дружить. правда Маннергейм относился к этой дружбе осторожно и фюрера в Финляндию особо не допускал.

А теперь немного о "шариках":

(http://s7.uploads.ru/t/UL9Cd.jpg) (http://uploads.ru/UL9Cd.jpg)

Строительство укрытий и огневых точек "индустриальным" методом", с помощью разборной опалубки, которую можно потрогать в музее в Мехикюле. А если туда подъехать со своим бетоном, то и попробовать опалубку в деле.

(http://s6.uploads.ru/t/CqFjw.jpg) (http://uploads.ru/CqFjw.jpg)

На строительстве Линий Салпа и  VT применяли и механизацию того времени. Не только одну лошадиную силу.

(http://s3.uploads.ru/t/bFKRS.jpg) (http://uploads.ru/bFKRS.jpg)

Здесь финский пролетарий физического труда готовит к сдаче военной приёмке очередное сооружение. На заднем плане закупленная опалубка. Скорее всего эти работы ведутся на Карельском перешейке на Линии VT. На Линии Салпа подобных сооружения ощутимо меньше.

(http://s2.uploads.ru/t/09Skq.jpg) (http://uploads.ru/09Skq.jpg)

Панорама строительства. Наверное в районе Нахимовского озера.

(http://s2.uploads.ru/t/s9VKZ.jpg) (http://uploads.ru/s9VKZ.jpg)

(http://s6.uploads.ru/t/qkGfs.jpg) (http://uploads.ru/qkGfs.jpg)

Функционирующая огневая точка.
Название: Re: Линия Салпа. Тропа Салпа.
Отправлено: Vladimir от 28 Декабря 2015, 22:36

(http://s2.uploads.ru/t/zDE24.jpg) (http://uploads.ru/zDE24.jpg)

Еще одна огневая точка на Линии Салпа.

(http://s6.uploads.ru/t/0FOzT.jpg) (http://uploads.ru/0FOzT.jpg)

Внутреннее помещение с остатками воздуховодов вентиляции.

(http://s7.uploads.ru/t/PRfW3.jpg) (http://uploads.ru/PRfW3.jpg)

Информационный щит возле Korsu 310-443.

(http://s6.uploads.ru/t/F4og8.jpg) (http://uploads.ru/F4og8.jpg)

Скобы лестницы ведущей в наблюдательный бронеколпак.

(http://s3.uploads.ru/t/mb3D8.jpg) (http://uploads.ru/mb3D8.jpg)

Боевая пулеметная амбразура в бронекапсуле ДОТа.

(http://s3.uploads.ru/t/koIyP.jpg) (http://uploads.ru/koIyP.jpg)

Вход в Korsu 310-443.

(http://s6.uploads.ru/t/GyAkj.jpg) (http://uploads.ru/GyAkj.jpg)

Рядом расположенное, " быстростроящееся",   бетонное укрытие типа "Шарик". Попадается довольно редко.

(http://s7.uploads.ru/t/aSU1N.jpg) (http://uploads.ru/aSU1N.jpg)

Korsu 103. Пулеметный ДОТ. Находится прямо на одной из стоянок для отдыха, на "Тропе Салпа".





Название: Re: Линия Салпа. Тропа Салпа.
Отправлено: Vladimir от 28 Декабря 2015, 23:12

(http://s2.uploads.ru/t/TwFyt.jpg) (http://uploads.ru/TwFyt.jpg)

Korsu перекрывающий дорогу от местечка Равийёки, где у фиников, в настоящее время находится большой конезавод, к побережью Финского Залива.

(http://s6.uploads.ru/t/Brzs0.jpg) (http://uploads.ru/Brzs0.jpg)

 Напольная стенка одного из ДОТов. В амбразуре чья-то мишень для "пневматики".

(http://s2.uploads.ru/t/bK9wz.jpg) (http://uploads.ru/bK9wz.jpg)

KORSU.

(http://s6.uploads.ru/t/mhVdW.jpg) (http://uploads.ru/mhVdW.jpg)

Наблюдательный замаскированный колпак на ДОТе, стоящем на просеке.

(http://s2.uploads.ru/t/I3zAQ.jpg) (http://uploads.ru/I3zAQ.jpg)

Вот такой ход сообщения между Korsu.

(http://s3.uploads.ru/t/G57wf.jpg) (http://uploads.ru/G57wf.jpg)

Такое "удобство" на стоянке отдыха Тропы Салпа! Можно пожарить бифштекс, стейк, картошечку! Побаловаться шашлычком!  Дровишки всегда на готове!

(http://s7.uploads.ru/t/QrGDK.jpg) (http://uploads.ru/QrGDK.jpg)

Схема узла обороны в Равийёки. Это где конзавод.

(http://s7.uploads.ru/t/J7IFR.jpg) (http://uploads.ru/J7IFR.jpg)

Там же!

(http://s6.uploads.ru/t/oNKLt.jpg) (http://uploads.ru/oNKLt.jpg)

Памятная доска в Равийёоки.

(http://s2.uploads.ru/t/liCYy.jpg) (http://uploads.ru/liCYy.jpg)

А это крыша Korsu, с бронеколпаком посередине, на котром и установлены памятные раритеты.

(http://s7.uploads.ru/t/4btwA.jpg) (http://uploads.ru/4btwA.jpg)

А вот так на хуторе закрывают двери сарая. Вместо замков.
Название: Re: Линия Салпа. Тропа Салпа.
Отправлено: Vladimir от 29 Декабря 2015, 00:56


(http://s7.uploads.ru/t/akMKU.jpg) (http://uploads.ru/akMKU.jpg)

Карта на информационном щите музея южной части Тропы Салпа.
Название: Re: Линия Салпа. Тропа Салпа.
Отправлено: Vladimir от 30 Декабря 2015, 20:22
Конечно, что бы индивидуальное путешествие по Тропе Салпа, с осмотром оборонительных сооружений Линии Салпа, было наиболее комфортным и интересным, крайне желательно иметь для ориентации руководящий документ в виде карты нужного района Финляндии. Вот здесь ситуация весьма напряженная! Говорят, что где-то ее можно купить за 10 евро! Найти не удалось. В Инете, тоже полное отсутствие! Наши коллеги-знатоки, со вкусом описывающие свои путешествия, но не торопятся выложить секреты.
 А  в Финляндии мир не без добрых и отзывчивых людей! К примеру, в  бункер-музее.  Поэтому, посмотрев на пылающий огонь в глазах любознательного путешественника из соседнего дружественного государства, сотрудники музея, из сострадания, выделили безвозмездно, столь дефицитный буклет со всеми секретами. По-случаю!
Правда, на карте по Тропе,  указаны далеко не все KORSU. Приблизительльно одна треть.


(http://s7.uploads.ru/t/bKvjh.jpg) (http://uploads.ru/bKvjh.jpg)
Название: Re: Линия Салпа. Тропа Салпа.
Отправлено: Vladimir от 30 Декабря 2015, 20:40
Листы карт идут с севера на юг, до Финского Залива, с перекрытием.
Если по рисунку щелкнуть курсором, откроется картинка в хорошем разрешении. На ней. наверху, есть значок  для скачки файла этого рисунка.
Кстати, для живущих в Питере, возможна поездка для прогулки на выходные.

(http://s2.uploads.ru/t/VxhOG.jpg) (http://uploads.ru/VxhOG.jpg)

(http://s7.uploads.ru/t/pEoIm.jpg) (http://uploads.ru/pEoIm.jpg)

(http://s3.uploads.ru/t/B3Aqb.jpg) (http://uploads.ru/B3Aqb.jpg)

(http://s6.uploads.ru/t/rH1eE.jpg) (http://uploads.ru/rH1eE.jpg)

(http://s2.uploads.ru/t/5cxnb.jpg) (http://uploads.ru/5cxnb.jpg)
Название: Re: Линия Салпа. Тропа Салпа.
Отправлено: Vladimir от 30 Апреля 2016, 23:59
В Инете появился такой профессиональный труд:

 Э.Л.  Коршунов   А.А.Михайлов  А.И. Рупасов                               
                         
Линия «Салпа» – оборонительный рубеж на восточной границе Финляндии

По окончании Второй мировой войны, а более интенсивно – начиная с 1949 года, в ряде европейских стран велись работы по строительству новых и восстановлению имевшихся долговременных укреплений.

(http://s0.uploads.ru/t/hznQj.png) (http://uploads.ru/hznQj.png)

Рис. 1. Схема укреплений и аэродромной сети государств Северной Европы (фрагмент)

Так, например, во Франции эти работы велись на «линии Мажино»; в Италии – на границах с Австрией и Югославией, а также на рубеже р. Талья-менто; в Греции – на границах с Албанией и Болгарией; в Турции – на границах с СССР, вдоль Черноморского побережья, в зоне проливов Босфор и Дарданел-лы, а также в Восточной Фракии; в Норвегии – на границах со Швецией и Фин-ляндией, на рубежах рек Гломма и Ворма, а также в Северной Норвегии – на западном берегу Люнгенфиорд; в Дании – на юго-восточном побережье датских островов, в районе Копенгагена, а также на мысе Стевнс, о. Лангеланд и в районе Фредериксхавн (рис. 1).
Все это указывало на то, что военно-политическое руководство этих стран обращало особое внимание на оперативное оборудование театров воен-ных действий долговременными оборонительными сооружениями.
Не была исключением и Финляндия, в которой проводились оборонительные работы по совершенствованию укреплений линии «Салпа»2 (рис. 2).

(http://s1.uploads.ru/t/4yout.png) (http://uploads.ru/4yout.png)

Рис. 2. Схема сухопутных укреплений и естественных оборонительных рубежей Финляндии. 1949 год (фрагмент)

В 1940 г. после потери «линии Маннергейма» и установления новой советско-финляндской государственной границы, финны приступили к возведению вдоль восточной границы Финляндии линии оборонительных сооружений. Уже 22 марта 1940 г. в поместье Инкиля прошло созванное К.Г. Маннергеймом совещание, на котором было решено приступить к проведению фортификаци-онных работ. 28 марта Маннергейм назначил руководителем этих работ генерала Э.Ф. Ханелля (рис. 3). Чтобы ускорить ход работ Ханелль был временно назначен на пост начальника генерального штаба (первоначально – с 11 апреля по 18 июня 1940 г., но сохранил эту должность до 1942 г.) и повышен в звании – стал генерал-лейтенантом. Штаб по проведению работ разместился в Мюллюкоски. Был образован Отдел фортификации сухопутных сил (Maavoimien linnoitustoimisto). Планирование и строительство укреплений производилось с учетом физико-географических условий местности и оперативного значения направлений.

(http://sh.uploads.ru/t/Zi8sW.png) (http://uploads.ru/Zi8sW.png)

Рис. 3. Генералы Э. Ханелль (слева) и В. Туомпо

Название: Re: Линия Салпа. Тропа Салпа.
Отправлено: Vladimir от 01 Мая 2016, 00:28
11 мая 1940 г. Государственный совет (правительство Финляндии) согласился выделить на работы 550 млн. марок, добавив в сентябре к этой сумме еще 166 млн.7 марок. В 1941 году расходы на фортификационное строительство со-ставили 1 млрд. 100 млн. финских марок. Максимальное количество занятых на работах людей было весной 1941 г. – 35000 человек (в том числе около 900 шведских добровольцев).
Когда летом 1944 г. на Перешейке началось мощное советское наступление, финское командование с исключительным вниманием отнеслось к возможной роли, которую могли сыграть построенные в 1940–1941 гг. укрепления. 10 июля 1944 г. Маннергейм своим приказом присвоил этим укреплениям наименование Suomen Salpa («Засов Финляндии»). Именно с этого времени и стали использоваться названия «Линия Салпа», «позиция Салпа». Ответствен-ным за проведение дополнительных фортификационных работ был назначен генерал-лейтенант В. Хэгглунд. К концу августа 1944 г. на этих работах было занято около 30000 человек (рис. 4). Сами работы были прекращены только 24 сентября 1944 г. Советская сторона в Союзной контрольной комиссии проявила исключительный интерес к линии Салпа. Точные сведения были получены ею прямо в штабе в Мюллюкоски. С осени 1944 по весну 1945 гг. советские военные детально исследовали всю систему укреплений. В ходе осенней сессии 1945 г. Совета министров иностранных дел антигитлеровской коалиции советская сторона внесла предложение о сносе этих укреплений, но это предложение не получило поддержки. Поскольку в послевоенное время в Хельсинки не считали невероятным новое столкновение с СССР, то за укреплениями линии Салпа сохранялось определенное значение. Только в связи с принципиальными изменениями в оборонной политике Финляндии, произошедшими в 1970-е гг., эта линия окончательно утратила свое значение.

(http://sa.uploads.ru/t/Tvje1.png) (http://uploads.ru/Tvje1.png)
Строительство бетонного бункера. 1944 г.

В начале Второй мировой войны на линии «Салпа» находились крепостные батальоны и части мирного времени, обеспечивавшие мобилизацию и раз-
вертывание армии военного времени. В конце июня 1941 года на линии «Сал-па» сосредоточилась и развернулась отмобилизованная финская армия.

Озерный участок линии «Салпа»

На рубеже Райкку, Пункасалми, Сююспохья, о. Войсалмен-сари, Рутола, о. Туесари – линия «Салпа» состояла из отдельных позиций, оборудованных полевой фортификацией с включением в нее долговременных сооружений, прикрывающих дефиле и дорожные маршруты. Промежутки между основными дефиле и дорогами, как правило, были укреплены слабо.
Объем спроектированных работ по строительству долговременных со-оружений на Озерном участке полностью выполнен не был.
Наибольшее развитие в фортификационном отношении получили следующие участки:
– участок с долговременными укреплениями в районе Райкку, прикрывавший дорогу на Савонлинна;
– участки с полевыми и долговременными сооружениями, последовательно располагавшиеся на маршруте Сююспохья, Пумала, Ювя. Наиболее сильные укрепления находились в районе Пумала;
– участок с долговременными и полевыми сооружениями, располагавшимися западнее Лаппенранта по северным берегам озер и протоков. Укрепления прикрывали дорогу на Миккели и были достаточно развиты.
Глубина отдельных позиций в большинстве случаев была незначительной и ограничивалась препятствиями, линией огневых сооружений и убежищами вблизи переднего края. Глубина укреплений на Лаппенрантском участке достигала 6 км. В глубине обороны были расположены долговременные позиции для орудий крупного калибра.
Укрепления, построенные в 25–30 км от переднего края, по линии Хинтсала (28 км юго-западнее Савонлинна), Пумала, составляли вторую полосу обо-роны на Озерном участке.
Система укреплений на Озерном участке дополнялась инженерными за-граждениями на дорогах. Учитывая озерный и лесистый характер местности, следует полагать, что полоса предполья между госграницей и линией «Салпа» на фронте Райкку, Иматра могла быть оборудована густой сетью заграждений.
В целом, укрепления на Озерном участке представляли собой более слабую и менее законченную часть линии «Салпа». Однако относительная слабость укреплений в значительной степени компенсировалась водными преградами – Сайменской водной системой.
В послевоенный период, для наблюдения за линией «Салпа» были орга-низованы так называемые округа наблюдения. На Озерном участке было создано три округа: Иоэнсу, Савонлинна, Лаппенранта.

Южный участок линии «Салпа»

В полосе Южная Салпауселькя, Финский залив, финны стремились создать глубокоэшелонированную оборону с предпольем и тремя последовательно расположенными оборонительными полосами:
– предполье включало в себя местность, расположенную между госграницей и первой долговременной полосой обороны;
– первая основная полоса обороны – линия «Салпа» проходила от Аскола  через Хостикка  на Равийоки  и располагалась в 15–30 км от госграницы;
– вторая оборонительная полоса проходила зап. Тааветти , Ланки-ла, Хамина, на удалении 20–25 км от первой;
– третья полоса являлась естественной и проходила по р. Кюмийоки, в 25–50 км от второй полосы.

(http://s2.uploads.ru/t/rRiMI.png) (http://uploads.ru/rRiMI.png)

Аскольский участок линии «Салпа» (фрагмент)

(http://sf.uploads.ru/t/IKkLa.png) (http://uploads.ru/IKkLa.png)

Хостиккский участок линии «Салпа» (фрагмент)

(http://s0.uploads.ru/t/HrI7k.png) (http://uploads.ru/HrI7k.png)

Виройокский и Равийокский участки линии «Салпа» (фрагмент)

(http://s8.uploads.ru/t/uJaMk.png) (http://uploads.ru/uJaMk.png)

Участок н.п. Тааветти (фрагмент)

Название: Re: Линия Салпа. Тропа Салпа.
Отправлено: Vladimir от 04 Мая 2016, 13:18
Общая глубина обороны, с учетом предполья, составляла 60–100 км.
Из трех полос, в основном, была построена только первая – линия «Сал-
па». На второй – была произведена рекогносцировка и на танкодоступных
участках установлены противотанковые надолбы.
а) полоса предполья
В полосе предполья, в 10–20 км от первой долговременной полосы, было
начато строительство передовой позиции, состоящей из двух линий обороны,
которые после заключения перемирия в 1940 г. оказались перерезанными
нашей госграницей. Лишь левый фланг этих линий, от Лаппенранта до оз. Пу-
калусъярви, оставался на территории Финляндии.
Первая линия проходила по вост. окраине Лаппенранта , зап. берег
оз. Ханхиярви, Симола, Хюттиля, зап. берег оз. Пукалусъярви и вторая линия в 1–6 км от первой, по зап. окраине Лаппенранта, Вихтола, Пиенкукка, Хайка-
ла, зап. берег оз. Корнисен-ярви, Юлиярви.

(http://s7.uploads.ru/t/Hy4xg.png) (http://uploads.ru/Hy4xg.png)

Передовые линии строительством не были закончены и инженерные сооружения и препятствия были созданы только на отдельных участках, главным образом, на дорожных направлениях, где были установлены противотанковые надолбы в 2–4 ряда, отрыты противотанковые рвы и траншеи, устроены эскарпы и контрэскарпы, построены пулеметные гнезда, ДЗОТы, ячейки для истребителей танков . Расчистка обзора и обстрела перед передним краем была произведена не полностью.

(http://sg.uploads.ru/t/XORP3.png) (http://uploads.ru/XORP3.png)

На правом фланге, на участке оз. Тулинярви, зал. Виролахти была по-
строена Ваалимааская позиция , фортификационное оборудование ко-
торой было осуществлено полевыми и долговременными сооружениями.
Вдоль переднего края проходила сплошная траншея полного профиля,
оборудованная выносными одиночными и парными стрелковыми ячейками, от-
крытыми пулеметными площадками, ячейками для противотанковых ружей,
железобетонными и броневыми наблюдательными пунктами. В качестве огне-
вых точек (ОТ) использовались также танковые башни.
Деревоземляные, усиленные камнем, и сферические убежища для войск
были расположены в 20–50 м от траншей и на расстоянии 50–70 м друг от друга по фронту.

(http://s9.uploads.ru/t/3eM8N.png) (http://uploads.ru/3eM8N.png)

На участке от оз. Тулинярви до Хостикка строительство передовых линий
было не закончено. Здесь перед передним краем была произведена расчистка, а местами на ширину 250–300 м – сплошная вырубка леса.
Вдоль переднего края были отрыты отдельные окопы и на дорогах уста-
новлены препятствия.
б) первая долговременная оборонительная полоса
Первая оборонительная полоса на Южном участке представляла собой
наиболее законченную и оборудованную в фортификационном отношении
часть линии «Салпа». От Аскола (на южном берегу оз. Кивиярви) до Равийоки
(на берегу Финского залива) проходила непрерывная долговременная полоса
укреплений, дополненных значительным количеством полевых сооружений с
относительно развитой траншейной системой. Траншеи часто были прорубле-
ны в скалах .
Линия «Салпа» была построена на выгодном естественном рубеже,
изобилующем водными препятствиями, гранитными и каменистыми холмами,
скалами и лесными массивами.


Название: Re: Линия Салпа. Тропа Салпа.
Отправлено: Vladimir от 04 Мая 2016, 13:34

(http://s0.uploads.ru/t/zyWQH.png) (http://uploads.ru/zyWQH.png)

Передний край проходил, главным образом, по передним (восточным)
скатам командных высот, западным берегам озер и межозерным дефиле. Пе-
ред передним краем, обычно, были расположены открытые низины, заболоченные участки или водные преграды. Расчистка обзора и обстрела, как правило, была выполнена на ширину 500–1000 метров. Независимо от наличия сильных естественных преград, линия «Салпа» на всем своем протяжении была прикрыта искусственными противопехотными и
противотанковыми препятствиями (надолбами в 4–6 рядов ), противо-
танковыми рвами, эскарпами, проволочными заграждениями). Искусственные
препятствия устраивались также за водными преградами, что обеспечивало
устойчивость обороны в зимнее время. Огневая система строилась, как правило, на фланкирующем и косоприцельном огне из долговременных и полевых сооружений . Долины и дефиле простреливались огнем с двух, а местами с трех и более направлений. Основные огневые сооружения, особенно, орудийно-пулеметные ДОТ прикрывались огнем соседних огневых точек. Большинство сооружений имело хорошее применение к местности и маскировку. Значительная часть из них была врезана в передние или боковые крутости и не возвышалась над поверхностью земли. Некоторые огневые точки  имели недостаточную маскировку, в силу проведенных больших планировочных работ и заметности секторов обстрела. На линии «Салпа» для полевых войск были устроены отдельные убежищи убежища, совмещенные с ДОТ. Убежища располагались вблизи переднего края. Все это вместе увеличивало живучесть обороны.
Глубина обороны на дорожных маршрутах достигала 2–3,5 км, а на Ас-
кольском участке, где проходит шоссе и железная дорога на Коувола до 9
км. Глубина обороны создавалась, в основном, за счет построения сооружений, преимущественно, полевого типа, применения башен и бронеколпаков, установленных на деревянных срубах. На других участках линии «Салпа», где укрепления располагались за естественными препятствиями или на местности, труднодоступной для действий войск и танконедоступной, оборона имела незначительную глубину.
Наиболее сильно укрепленными и развитыми в глубину являлись:
 Аскольский участок, прикрывавший шоссе и железную дорогу на Коувола;
 Равийокский участок (вместе с Ваалимааской позицией), прикрывавший
Приморское шоссе и дорогу на Миехиккяля;
– сильными участками обороны также были: Ала-Хирваский, Касарис-
кий, Хавистский и районы – Хостикка, Миехиккяля.
Дорожная сеть на линии «Салпа» и в ближайшей глубине обороны была
развита достаточно и позволяла осуществлять маневр живой силой и техникой.
В послевоенный период для наблюдения за линией «Салпа» на Южном
участке был организован округ Тавести, границей которого на севере являлись:
искл. о. Сурр-Рапасало, искл. о. Туесаари (20 км зап. Лаппенранта).
 Округ делился на два района наблюдения с границей, проходящей через Кюлмяля (в сев.части оз. Сякяярви, включая участок наблюдения Миехиккяля).

в) вторая оборонительная полоса
В 1940 г. финны произвели рекогносцировку второй оборонительной по-
лосы и начали установку противотанковых препятствий. Полосу намечалось
построить, очевидно, долговременной, параллельно линии «Салпа», на удале-
нии 20–25 км от нее по линии: юго-зап. берег оз. Кивиярви, отм. 112,0, Веня-
ляйнен, зап. берег озер Курвиярви, Вироярви, Таскинен, Ланкила, Турниа, Валки, зап. берег оз. Каннусярви, сев. Лаутала, пст. Рейткалли, Хусула, Хамина.
Отрекогносцированная полоса проходила по лесисто-холмистой пересе-
ченной местности, возвышенности на отдельных участках имели у подножия
обрывы. Местность перед полосой была залесенной, со слабо развитой сетью дорог. Имелись отдельные возвышенности с резкими скалистыми обрывами. Полоса перед передним краем расчищена не была. На основных дорожных направлениях и в межозерных дефиле были установлены противотанковые надолбы в 2–4 ряда и вдоль переднего края отрыты отдельные небольшие участки траншей, которые во многих местах прорубались в скале.
В послевоенный период финны в районе второй оборонительной полосы
вели работы по расширению и выпрямлению дорог, что заслуживает внима-
ния.

г) третья естественная полоса по р. Кюмийоки
Река Кюмийоки является наиболее значительным естественным и такти-
чески выгодным рубежом на Южном участке. Река своим течением пересекает все дороги, идущие с востока на запад; истоком упирается в Озерный район, устьем – в Финский залив, что затрудняло обход водного рубежа с флангов.
Общая длина реки 208 км, она вытекает из оз. Пяйянне (севернее Лахти) и
пятью рукавами впадает в Финский залив в районе Котка. Она имеет извилистое русло и часто меняет направление, вследствие значительного количества водопадов быстрота течения река разнообразна – от 0,5
м/сек до 8–10 м/сек.
На участках с медленным течением река, как правило, замерзает в конце
декабря и освобождается ото льда в начале мая.
Ширина реки между порогами – 150–200 м, на порогах – 25–60 м, а на
озерах иногда более 1000 метров.
Глубина реки в среднем 8–10 м, в местах порогов – 3–4 м, в озерах, через
которые протекает река, глубина порой достигает 40 метров.
Наиболее удобным участком для форсирования р. Кюмийоки является
участок ст. Кория, Инкеройнен, где река течет в широкой долине, имеющей
скрытые подступы к реке. Берега непосредственно у уреза воды низкие; холмы, ограничивающие долину реки, являются командными высотами в равной степени, как на правом, так и на левом берегах. Преобладающая ширина реки 150–200 м.
Название: Re: Линия Салпа. Тропа Салпа.
Отправлено: Vladimir от 04 Мая 2016, 13:49
Характеристика долговременных фортификационных сооружений на
линии «Салпа»


Долговременные железобетонные фортификационные сооружения, воз-
веденные на линии «Салпа», по их тактическому назначению можно разделить
на две группы.
Первая группа – огневые сооружения (ОС), имеющие на вооружении
орудия противотанковой обороны (ПТО) и пулеметы.
Вторая группа – убежища и командно-наблюдательные пункты (КНП).
Огневые сооружения
а) тактико-техническая характеристика и система построения огня
Широко применявшиеся финнами система флангового огня кинжального
действия, а также система косоприцельного огня определили типы ОС. Фланговые сооружения строились правые и левые. Расположение боевых казематов относительно оси главного входа определяло это деление.
Ограниченный сектор обстрела из сооружений дополнялся маневренным
огнем орудий ПТО, устанавливаемых на открытых площадках вблизи сооруже-
ния. Укрытия для орудий ПТО или совмещались со входом в сооружение, или
строились в виде пристройки к основному сооружению. В целях создания до-
полнительного пулеметного огня, из одного и того же сооружения, на покры-
тии устанавливался пулеметный бронеколпак.
Огневые сооружения были посажены на местности во взаимодействии
друг с другом, дополняя и прикрывая своим огнем соседа. Амбразуры имели
различный горизонтальный сектор огня, например:
– орудийные – 63° (45-мм орудия),
– орудийные – 50° (76-мм орудия),
– пулеметные – 60° (станковые пулеметы),
– пулеметные – 38° (станковые пулеметы),
– пулеметные – 45° (ручные пулеметы),
– пулеметные бронеколпаки – 40°–60°.
В орудийно-пулеметных ДОТ, при наличии пулеметной амбразуры с сек-
тором 38° и орудийной – с сектором 63°, пулеметный сектор огня не полностью перекрывал орудийный. Такое построение секторов огня создавало условие, при котором в орудийном секторе образовывалась полоса, не простреливаемая станковым пулеметом. Орудийно-пулеметный огонь из сооружения дополнялся огнем автоматического оружия из наблюдательных щелей.
Для защиты входа устраивались амбразуры для ручного пулемета (авто-
мата) с раствором 45°. Оборона входной двери производилась при помощи за-
брасывания в тупик гранат из помещений сооружения. Для этой цели в тупике
у пола было предусмотрено отверстие трубы.
б) вооружение
Орудия ПТО в казематах были установлены стационарно и соединены с
амбразурой путем шарового шарнира , или ставились прямо на колеса.
Пулеметы устанавливались стационарно на вращающихся станках. Пуле-
меты в бронеколпаках устанавливались на вращающемся станке, который свя-
зывался с амбразурой колпака посредством шарового шарнира.
в) планировка сооружений
Входы в боевые сооружения располагались в тыльной стене на попереч-
ной оси сооружения, которая была перпендикулярна директрисе огня. Основ-
ной вход тупиковый, шириной 90–100 см.
Кроме основного входа в тыльной стене устраивался запасный лаз. От-
верстие лаза было заделано балками, которые могли быть разобраны изнутри сооружения. За тупиком был расположен тамбур-распределитель, связываю-
щий между собой отдельные помещения. В орудийно-пулеметных ДОТ пуле-
метный каземат располагался непосредственно у крыла сооружения, под его
прикрытием.
Кроме боевых казематов и убежища, в сооружении имелись: помещение
перископной (она же – командирская)32 и помещение под колпаком. В артсо-
оружениях предусмотривалась снарядная.
В двухэтажных сооружениях в нижнем этаже располагалось убежище и,
как правило, пулеметный каземат. В верхнем этаже, в одной вертикальной
плоскости над нижним казематом, был расположен пушечный каземат или по-
мещение для стрельбы лежа из противотанкового ружья .

(http://s6.uploads.ru/t/bdlY0.png) (http://uploads.ru/bdlY0.png)

г) оборудование
Охлаждение пулеметов – водяное. Вода насосом подавалась в расходный
бак, установленный на стене, откуда самотеком поступала кожух пулемета, а
затем системой труб отводилась в канализационный коллектор .
Вентиляция казематов приточная. При недостатке чистого воздуха (при
интенсивной стрельбе или химатаке) расчеты могли получать чистый воздух из подводящих вентиляционных труб, для чего присоединяли к ним индивидуальные маски34.
Отопление в убежище печное (плита-калорифер).
Управление осуществлялось с помощью переговорных труб и телефона.
Вводы кабеля связи были расположены у основания сооружения или у покры-
тия в тыльной стене.
Наружные и внутренние двери в сооружениях броневые, герметически
закрывающиеся.
Стояки (трубы от печей и вентиляции), выведенные на поверхность, име-
ли специальные гранатоулавливающие колена, в которые попадали гранаты при забрасывании их сверху. При разрыве гранаты был возможен вылет осколков из трубы на поверхность.
д) защитные толщи
При постройке сооружений на линии «Салпа» были учтены характерные
условия геологической структуры местности.
Для большинства сооружений основанием под фундамент служили ска-
лы. При посадке, сооружения врезались в скалы и в этом случае не имели железобетонного фундамента.
Для более органичной связи сооружений со скалами устанавливались ан-
кера, которые заделывались в скалы и связывались с арматурой стен.
Наличие на месте камня позволило осуществить обваловку сооружений
камнем, что увеличивало защитные свойства .

(http://s5.uploads.ru/t/YZvFb.png) (http://uploads.ru/YZvFb.png)

Пролеты между опорными стенами для покрытий от 200 до 260 см. При
необходимости изменить внутреннюю высоту помещений или при установке на
покрытии пулеметного бронеколпака, покрытие имело уступ. Обычная высота
помещений боевых казематов сооружений:
– 185 см для пулеметных казематов,
– 190 см для казематов с орудием 45-мм,
– 225 см для казематов с орудием 76-мм.
Высота нулевой линии от чистого пола сооружений в казематах для:
– пулеметов – 125 см,
– 45-мм орудий – 130 см,
– 76-мм орудий – 140 см.
е) конструктивные детали
Установленные в толще покрытия наблюдательные и пулеметные броне-
колпаки имели различную заделку. Наибольшее распространение получил бронеколпак, заделанный на 115 см; имела место заделка на 75, 105, 120, 167 см.
Бронеколпаки встречались трех видов:
– наблюдательные – тип М/39, М/40, М/41,
– наблюдательные с пулеметом – тип М/43,
– пулеметные – тип М/40, М/41, М/42, М/43.
На лицевой стороне бронеколпаков правильная форма амбразурного от-
верстия искажалась путем выжигания автогеном на поверхности различной
формы пятен, что улучшало маскировку амбразуры.
По форме бронеколпаки подразделялись на:
– круглые,
– овальные,
– в виде восьмерки.
Последняя форма была присуща пулеметно-наблюдательному колпаку, в
котором в расширенной части (диаметр – 1000 мм) помещался пулемет и в
меньшей половине (диаметр 800 мм) – наблюдатель, у которого, помимо щели
в лицевой стене, имелось в куполе по центру помещения отверстие (диаметр –
100 мм) для стереотрубы. Пулеметно-наблюдательные бронеколпаки (восьмерки) имелись двух типов:
– пулемет справа, наблюдатель слева ,
– пулемет слева, наблюдатель справа.



Название: Re: Линия Салпа. Тропа Салпа.
Отправлено: Vladimir от 04 Мая 2016, 14:18

(http://s7.uploads.ru/t/eK1hT.png) (http://uploads.ru/eK1hT.png)

Убежища и командно-наблюдательные пункты
а) тактико-техническая характеристика
Убежища (укрытия для войск) были возведены трех типов:
– железобетонные убежища с плоским перекрытием,
– сферические железобетонные убежища,
– крупные сооружения тоннельного типа, предназначенные для оборудо-
вания: убежищ, командных пунктов, медицинских пунктов, складов боеприпа-
сов и пр.
Убежища для войск были расположены в непосредственной близости от
траншей на расстоянии 20–50 м и на расстоянии 50–70 м друг от друга по
фронту. Железобетонные убежища строились, как правило, в районах с высо-
ким уровнем грунтовых вод. Для осуществления наблюдения, а также в целях
самообороны убежища имели установленные в толще покрытия наблюдатель-
ные и пулеметные колпаки (см. табл. 4). В некоторых случаях для усиления и
дополнения общей системы огня к убежищам были сделаны пристройки, пред-
ставляющие собой: боевые казематы, оголовки для пулеметных колпаков или
укрытия для противотанковых пушек.
Убежища соединялись с траншеями ходами сообщения. В некоторых
убежищах тупиковый вход использовался как укрытие для орудия ПТО. Обо-
рона тупиковых входов осуществлялась выводом в тупик трубы, через которую из сооружения в тупик забрасывались ручные гранаты.
Сооружения тоннельного типа емкостью от 1 до 4 взводов, расположен-
ные вблизи от переднего края, имели боевые казематы, из которых обеспечивалась самооборона и наблюдение.
б) планировка сооружений
– сооружения железобетонные с плоским перекрытием:
Вход в сооружение был расположен в тыльной стороне и представлял из
себя тупик, к которому был подведен ход сообщения. При наличии укрытия для пушки ширина входа увеличивалась до 200 см. Слева от входа боковая стена была продолжена до 4 м и выполняла функцию защитного крыла. Непосредственно за входом располагался тамбур, который был связан с одним из отсеков убежища. В зависимости от емкости, убежища состояли из 1, 2 или 3-х отсеков.
Отсеки связывались между собой промежуточным помещением. Это помеще-
ние использовалось для хозяйственных нужд личного состава, находящегося в
убежище.
Помещение для работы с картой непосредственно примыкало к шахте,
над которой был установлен наблюдательный БК. Отсюда же в отсеки убежищаbшли переговорные трубы.
– сферическое убежище:
Сооружение (круглой формы в плане) состоявшее из одного помещения,
вход в которое был непосредственно из примыкающего хода сообщения. Внут-
ренний диаметр убежища – 325 см.
– убежища тоннельного типа:
Вход в убежище осуществлялся с поверхности земли. Количество входов
зависело от величины убежища и колебалось от одного входа до трех. Откры-
тый вход переходил в наклонную потерну, которая постепенно опускалась на
требуемую отметку заложения основных помещений сооружения.
Главные входы потерны соединяли, таким образом, основное помещение
с поверхностью земли. В случае разрушения или завалов входов были преду-
смотрены запасные выходы через шахты и подъэтажники оголовков.
Помимо входных потерн и основного помещения, убежища имели ряд
второстепенных соединительных потерн, заканчивавшихся вертикальными
шахтами. В исключительных случаях шахта непосредственно заканчивалась
бронеколпаком, заделанным в бетон.
Основное помещение убежища представляло собой прямоугольник (в
плане), с рядом карманов, в которых находились различные помещения.
Входные потерны на своем протяжении были разделены поперечными
железобетонными перемычками на ряд отсеков, выполняющих функции тамбу-
ров. Поперечные перемычки имели герметические бронедвери.

(http://sg.uploads.ru/t/CJVck.png) (http://uploads.ru/CJVck.png)

в) оборудование
Для наземного типа убежищ оборудование состояло из нар, фильтро-
вентиляционной системы, отопления, водопровода и канализации.
Печь-калорифер одновременно служила для приготовления пищи.
В покрытии имелось отверстие для установки штыревой антенны. В убе-
жищах с укрытием для орудия ПТО антенна могла устанавливаться в помеще-
нии для укрытия орудия. Сферические убежища представляли собой простей-
ший тип убежищ с естественной вентиляцией. Для отопления в них устанавливалась печь, дымовая труба которой имела противогранатное устройство. Убежища тоннельного типа имели вентиляцию приточно-вытяжную.
Сооружения оборудовались водоснабжением, канализацией и отоплением
(печное или центральное – водяное). Для обеспечения бесперебойной работы
агрегатов сооружения и улучшения его боеспособности объекты такого типа,
как правило, снабжались самостоятельными силовыми станциями. Для необхо-
димого запаса топлива предусматривалось помещение.
Для приготовления пищи было выделено специальное помещение с необ-
ходимым оборудованием и помещение для хранения запаса продовольствия.

Название: Re: Линия Салпа. Тропа Салпа.
Отправлено: Vladimir от 04 Мая 2016, 16:25
г) защитные толщи

Высота помещений типовая 200–220 см, минимальная высота – 190 см.
Внутренние опорные стены толщиной 70, 90 и 100 см. Тупиковые стены,
как правило, 100 см, но имели место и стены 90 см. Пролеты между опорными
стенами не превышали 300 см. Сооружения, врезанные в скалы, обладали конструктивными особенностями. Фундамент у этих сооружений отсутствовал, а стены были решены в виде железобетонной облицовки котлована. Покрытие
опиралось непосредственно на скалу, при этом толщина покрытия составляла
160–210 см.
Стены и покрытие наземных железобетонных убежищ были армированы
– покрытие горизонтальными сетками, стены – вертикальными.
У сферического убежища сфера толщиной 80 см. Фундаментная плита (15
см) покоится на подготовке из тощего бетона той же толщины. Стены сферы
имели гибкую арматуру, расположенную от внутренней поверхности стен на
глубине 30 см, и состоящую из двух рядов сферических сеток, связанных хомутами. Арматура стен и фундамента не связывалась. Фундаментная плита являлась вкладышем по периметру стен. Для восприятия растягивающих усилий,при давлении грунта на плиту, она имела в растянутой зоне сетку.
Основные размеры сооружения:
– внутренний диаметр – 325 см;
– внутренняя высота – 240 см.
Вентиляционные и дымовые трубы были заделаны в толщу бетона в при-
ливах у стен.
В местах с низким уровнем грунтовых вод сооружение полностью за-
глублялось в грунт.
Тяжелые сооружения тоннельного типа представляли собой потерны, вы-
работанные в скальных грунтах.
Выработка представляла собой вертикальные стены, на которые опирался
свод. В целях создания улучшенных условий в главных потернах, они имели
внутреннюю деревянную обделку. Обделка представляла стойчатую каркасно-
обшивную конструкцию с двухскатной кровлей. На восприятие нагрузок от
скального грунта, в случае его обрушения конструкция обделки не была рас-
считана. Все второстепенные соединительные потерны обделки не имели.
Название: Re: Линия Салпа. Тропа Салпа.
Отправлено: Vladimir от 04 Мая 2016, 16:29
Противотанковые и противопехотные заграждения

Независимо от наличия сильных естественных рубежей, почти повсеместно уделялось большое внимание устройству искусственных противотанковых и противопехотных заграждений, поддерживаемых фланкирующим огнем
орудий ПТО и пулеметов.
Наличие заграждений, созданных искусственно за водными преградами,
обеспечивало устойчивость обороны в зимнее время и свидетельствовало о том,что озера не считались серьезным препятствием для танков в это время года.
а) противотанковые заграждения
Основными видами противотанковых заграждений являлись: противотан-
ковые рвы и гранитные надолбы. Кроме этих двух разновидностей имело место устройство эскарпов и контрэскарпов.
Противотанковый ров треугольного профиля: ширина поверху – 5–6 м,
глубина 2,5–3 м; крутости рва были не одеты. Вынутая земля была спланирована и замаскирована. На открытых участках местности рвы маскировались подручным материалом. Для этой цели использовались редкие плетни из хвороста или ельника. Обычно плетни были уложены по форме рва. Заболоченные участки местности рвов не имели. В исключительных случаях на этих участках рвы отрывались на неполную глубину.
Противотанковые гранитные надолбы, как один из типов препятствий,
получили широкое распространение ввиду наличия на местах строительства
большого количества камня. Надолбы имели размеры: высота от 0,7 до 2 и более метров, основание – около 1 кв. м. Устанавливались надолбы в два, четыре и пять рядов, в зависимости от важности участка, на котором они были поставлены. Расстояние между надолбами в ряду 1,0–1,5 и более метров. Расстояние между рядами – 0,5–1,0 метров.
У всех основных дорог готовые надолбы были подняты на деревянные
клетки, которые позволяли быстро сбросить глыбы на дорогу. Не некоторых
участках надолбы были установлены в специально отрытом рве, глубиной 0,6–0,8 метра, так, чтобы они не закрывали обзора и обстрела, и затруднялось их разрушение орудиями прямой наводки. Между первым и вторым рядам надолб была установлена проволочная сеть на деревянных кольях.
В целях усиления заграждения из надолб, перед ними в 40–70 м были от-
рыты противотанковые рвы треугольного профиля. Вынутая из рва земля пла-
нировалась перед рвом, а в тыльном бруствере устраивались траншеи, оборудованные стрелковыми ячейками.
На танкоопасных участках, на важных дорогах, были оборудованы эскар-
пы и контрэскарпы.
Название: Re: Линия Салпа. Тропа Салпа.
Отправлено: Vladimir от 04 Мая 2016, 16:33
б) противопехотные заграждения

Противопехотные заграждения обычного типа, состояли из сети на высо-
ких или низких деревянных кольях. Колья иногда маскировались укладкой на
их верхних концах кусков торфа. Проволочные сети были поставлены в 3 и 5
кольев, в сочетании с сетью на низких кольях. Обычно проволочные заграждения располагались с внешней стороны рва. На важных дорогах у переднего края проволочная сеть на низких кольях была уложена вдоль дороги по обеим ее сторонам. Проволочные заграждения всегда прикрывались ружейно-пулеметным огнем. Основной огонь – пулеметный из ДОТ, причем, как правило, это огонь флангового действия.
Противотанковые и противопехотные препятствия могли дополняться
подрывными средствами, которые планировалось устанавливать в зависимости
от важности участков обороны.

* * *
С начала 2004 г. линия «Салпа» перешла в разряд гражданских объектов.
В начале 2008 г. фортификационные укрепления линии «Салпа» перешли в ведомство государственного агентства по управлению недвижимостью (SenaattiKiinteistöt), которая подчиняется Министерству финансов. На данный момент статус фортификационных укреплений приравнен к статусу объектов охраняемых Законом о сохранении культурного наследия (Muinaismuistolaki).

Сведения об авторах:
Э.Л. Коршунов
Начальник научно-исследовательского отдела (военной истории Северо-западного регионаРФ) Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ
А.А. Михайлов
Научный сотрудник научно-исследовательского отдела (военной истории Северо-западного региона РФ) НИИ(ВИ) ВАГШ ВС РФ, доктор исторических наук, доцент
А.И. Рупасов
Ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН, доктор исторических наук
Название: Re: Линия Салпа. Тропа Салпа.
Отправлено: sandal от 04 Мая 2016, 16:57


Ну теперь я спокоен,  ;) ;)если война с китаем - будет куда эмигрировать :P встречай нас несчастных Суоми красавица :-\ :-\ :-X :-X
Название: Re: Линия Салпа. Тропа Салпа.
Отправлено: Vladimir от 05 Мая 2016, 00:48
Ясен пень!!!
Название: Re: Линия Салпа. Тропа Салпа.
Отправлено: Vladimir от 07 Октября 2016, 11:45
Случайная встреча с питерским путешественником-велосипедистом по  Суоми,  на стоянке Линии Салпа  Takamaa.

(http://sf.uploads.ru/t/mShVq.jpg) (http://uploads.ru/mShVq.jpg)
Название: Re: Линия Салпа. Тропа Салпа.
Отправлено: Vladimir от 07 Октября 2016, 12:57
   
  Оборонительный район Линии Салпа -  Хостикка.

Прикрывает пересечение нескольких дорог.

(http://s7.uploads.ru/t/Vx7Sh.jpg) (http://uploads.ru/Vx7Sh.jpg)

На схеме обозначены не все бетонные укрепления.

(http://s8.uploads.ru/t/guC3V.jpg) (http://uploads.ru/guC3V.jpg)
(http://s1.uploads.ru/t/OtM9Y.jpg) (http://uploads.ru/OtM9Y.jpg)





Сооружение В166\167. При этом "167"-е вырублено в скале:

(http://sf.uploads.ru/t/hS2Al.jpg) (http://uploads.ru/hS2Al.jpg)
(http://s6.uploads.ru/t/iPvGO.jpg) (http://uploads.ru/iPvGO.jpg)
(http://s7.uploads.ru/t/zbFBG.jpg) (http://uploads.ru/zbFBG.jpg)

(http://s2.uploads.ru/t/njwcq.jpg) (http://uploads.ru/njwcq.jpg)
(http://s6.uploads.ru/t/mcjZu.jpg) (http://uploads.ru/mcjZu.jpg)
(http://s1.uploads.ru/t/K3G48.jpg) (http://uploads.ru/K3G48.jpg)

Долговременная пулеметная огневая точка В-150, прикрывающая межозерный перешеек, с соответствующим текстовым сопровождением на стенде. За одно  описывающим типовые сооружения ЛС.

(http://s7.uploads.ru/t/zamvK.jpg) (http://uploads.ru/zamvK.jpg)
(http://s2.uploads.ru/t/v12kw.jpg) (http://uploads.ru/v12kw.jpg)
(http://sd.uploads.ru/t/3ntps.jpg) (http://uploads.ru/3ntps.jpg)
(http://s6.uploads.ru/t/nKcVI.jpg) (http://uploads.ru/nKcVI.jpg)

Почему-то запертый на замок, с грозной надписью,  ДОТ В-132  укрепрайона Хостикка, с соответствующим описанием подобных инженерных сооружения Линии Салпа.

(http://s3.uploads.ru/t/Ltl53.jpg) (http://uploads.ru/Ltl53.jpg)

Такое вот печальное место возле Хостикки.

(http://s6.uploads.ru/t/ROd6P.jpg) (http://uploads.ru/ROd6P.jpg)

Стоянка с "рогами" . На дороге неподалеку от озера Валкярви.

(http://s9.uploads.ru/t/yCWmB.jpg) (http://uploads.ru/yCWmB.jpg)
(http://s2.uploads.ru/t/Y1pKk.jpg) (http://uploads.ru/Y1pKk.jpg)

Вход в тоннель недостроенного сооружения  В304\107 возле Kirppu, в скальном массиве. С пояснениями.


Название: Re: Линия Салпа. Тропа Салпа.
Отправлено: Vladimir от 07 Октября 2016, 18:28
  Оборонительный район Линии Салпа - Аскола.

Расположен на южном берегу озера Кивиярви. Перекрывает шоссе и железную дорогу из Иматры, Лаппеенранты на Коувола и далее на Хельсинки. ( Километрах в двадцати западнее Лаппеенранты. На шоссе стоит указатель. Слева стоянка. А справа и слева от шоссе - группа бетонированных огневых точек.

(http://se.uploads.ru/t/3xPJk.jpg) (http://uploads.ru/3xPJk.jpg)

В левом верхнем углу схемы местечко Аскола и соответствующий музейный комплекс. Подведено электрическое освещение. Воссоздана внутренняя обстановка. Лежат буклеты с историческим уклоном. На территории стоят указатели и за полчаса можно осмотреть часть укрепления. Служащих там нет, сплошное самообслуживание.

(http://s2.uploads.ru/t/Yt4E1.jpg) (http://uploads.ru/Yt4E1.jpg)

Справа от"ДОТа" просматриваеся танковая башня.  ТОТ. Башня от советского танка попавшего к финнам в Зимнюю войну.

(http://s3.uploads.ru/t/IVA2e.jpg) (http://uploads.ru/IVA2e.jpg)

(http://sh.uploads.ru/t/WzQgX.jpg) (http://uploads.ru/WzQgX.jpg)

(http://s8.uploads.ru/t/mgoh5.jpg) (http://uploads.ru/mgoh5.jpg)

(http://s0.uploads.ru/t/abEGI.jpg) (http://uploads.ru/abEGI.jpg)

(http://sa.uploads.ru/t/GYkQP.jpg) (http://uploads.ru/GYkQP.jpg)

(http://se.uploads.ru/t/2T0DF.jpg) (http://uploads.ru/2T0DF.jpg)

(http://sh.uploads.ru/t/KEzU4.jpg) (http://uploads.ru/KEzU4.jpg)



(http://se.uploads.ru/t/pFGJT.jpg) (http://uploads.ru/pFGJT.jpg)

Бронеколпак ДОТа прикрывающего железную дорогу из Иматры на Хельсинки.  Ж. д. колея сразу за елями внизу. Просматривается опора  подвески контактного провода.
Название: Re: Линия Салпа. Тропа Салпа.
Отправлено: Vladimir от 08 Октября 2016, 00:45


  Еще фото Линии Салпа:

(http://s9.uploads.ru/t/XIL90.jpg) (http://uploads.ru/XIL90.jpg)

(http://sh.uploads.ru/t/UdoFj.jpg) (http://uploads.ru/UdoFj.jpg)

(http://sg.uploads.ru/t/azliW.jpg) (http://uploads.ru/azliW.jpg)

(http://s4.uploads.ru/t/iyjHE.jpg) (http://uploads.ru/iyjHE.jpg)

(http://s9.uploads.ru/t/JL85y.jpg) (http://uploads.ru/JL85y.jpg)

(http://s7.uploads.ru/t/jPSX6.jpg) (http://uploads.ru/jPSX6.jpg)

(http://s6.uploads.ru/t/PvH3z.jpg) (http://uploads.ru/PvH3z.jpg)

(http://sf.uploads.ru/t/SXjUI.jpg) (http://uploads.ru/SXjUI.jpg)

(http://s3.uploads.ru/t/Y5nTJ.jpg) (http://uploads.ru/Y5nTJ.jpg)

(http://s1.uploads.ru/t/6XqEK.jpg) (http://uploads.ru/6XqEK.jpg)

(http://s4.uploads.ru/t/6bScw.jpg) (http://uploads.ru/6bScw.jpg)

(http://s1.uploads.ru/t/LEV9T.jpg) (http://uploads.ru/LEV9T.jpg)



Название: Re: Линия Салпа. Тропа Салпа.
Отправлено: Vladimir от 10 Декабря 2016, 11:11

Фрагменты отечественной "километровки"  Р35-115_116. Правда, не последнего "рОзлива", но вполне пригодной для путешествия. Некоторые современные дороги представлены пунктиром.

(http://s7.uploads.ru/t/rtZhe.png) (http://uploads.ru/rtZhe.png)

АСКОЛА и ее южные окрестности.

(http://s7.uploads.ru/t/nV6uk.png) (http://uploads.ru/nV6uk.png)

ХОСТИКА и ее окрестности.

(http://sf.uploads.ru/t/i07Pa.png) (http://uploads.ru/i07Pa.png)

МИЕХЯККЮЛЯ и ее скверные окрестности.