"..И всё же, возвращаясь к заголовку статьи об «эвакуации немцев из Севастополя».
В целом, если считать эвакуацию героических румын и не менее героических тыловых крыс «люфтваффе» и «кригсмарин», было вывезено 64.563 человека.
В состав 17 армии из них входили только 21.457 раненых в\с.
Сколько успели немцы вывести за три последних ночи?
Точно известно, что гидросамолёты, подняли с потопленных судов 109 в\с, катера 83 человека.
Всего в Констанстанцу прибыло 25.697 солдат из них 6011 раненых.(по данным адмирала Бринкмана на опросе при расследовании "блестящей эвакуации" в "Гестапо")
Учитывая, что назвать действительную цифру ему было крайне не выгодно, оставим её сомнительной.
Учитывая вместимость судов, которые погрузили в\с, а таких было не более 20, в Констанцу вывезли чуть более 6 тыс. в\с.
Вот это всё, что осталось от 17 армии.
Лишь одна из дивизий осталась в строю, имея 600 в\с личного состава, остальные 6, были расформированы.
Остаётся открытым вопрос, сколько немцы, потеряли при переходе морем?
Смотрим.
Вот упоминания только о части из потопленных кораблей и катеров.
1. “Sperrbrecher-163” (570 брт.), 10 апреля У Сулины авиация потопила прорыватель минных заграждений
2. CNR-1468 лихтер (500 брт.). торпедные катера потопили
3. R-204 (2 погибших) Утром 11 апреля штурмовики Ил-2
4. (БДБ) F-564C2. В Севастополе 15 апреля авиация потопила быстроходную десантную баржу.
5 БДБ F-395C.в Ялте торпедные катера и самолёты потопили.
6. “Wagrein” (260 брт.) каботажный транспорт. У Ак-Мечети 16 апреля авиация потопила.
7. БДБ F-394C Западнее Севастополя авиация потопила
8. “Dordonj” (930 т.) лихтер. Торпедные катера.
9. “Tetir Ossag” (2793 брт.) танкер В районе Севастополя 17 апреля торпедные катера потопили Следовавший 22 апреля из Севастополя с конвоем) был сначала повреждён самолётами, а потом добит подлодкой М-35.
10. “Ardajal” (5695 брт.) румынский транспорт Следовавший в этом конвое получил тяжёлые повреждения.
11. “Leo” (409 брт.). В результате атаки штурмовиков Ил-2 47-го шап немецкого конвоя 24 апреля был потоплен.
12. UJ-104 (ex-KT-17) охотник (834 брт.), погибло 17 человек команды. 27 апреля был повреждён торпедным катером ТКА№.344 Корабль отбуксировали обратно в Севастополь где его взорвали 5 мая.
13. “Lola” (1193 брт.) транспорт. 29 апреля береговой артиллерией был повреждён.
У Севастополя 3 мая 9 бомбардировщиков А-20 13-го гв.дбап атаковали вражеский конвой и потопили:
14. охотник UJ-2304 (KFK-84).
На следующий день, 4 мая артиллерия потопила в севастопольской бухте
охотники UJ-2313
15. UJ-2314 (KFK-202),
16. транспорт “Junak” (444 брт.) 10 Пе-2 40-го бап потопили.
17. потоплен лихтер “Bessarabija” (1489 т.) Днём 5 мая в севастопольской бухте потоплен артиллерией.
18. БДБ F-132A потоплен в севастопольской бухте пикировщики Пе-2 40-го бап.
19. лихтер “Elbe-5” (500 брт.) На подходе к Севастополю 8 мая торпедные катера ТКА.№.344, №.304 и СМ-3 атаковали вражеский конвой и потопили его.
20. танкер “Prodomos” (877 брт.) В течение 9 мая советская авиация потопила в севастопольской бухте.
21. каботажный транспорт “Inga” 9 мая советская авиация потопила в севастопольской бухте.
22. сейнер “Nadja” 9 мая советская авиация потопила в севастопольской бухте.
23. грузовой мотобот “Hella” 9 мая советская авиация потопила в севастопольской бухте.
24. “Totila”(2773 брт.), 10мая 30 штурмовиков Ил-2 из 8-го гв.шап, 47-го шап и 10 торпедоносцев А-20 из 13-го гв.дбап
25. “Teja” (2773 брт.) 10мая 30 штурмовиков Ил-2 из 8-го гв.шап, 47-го шап и 10 торпедоносцев А-20 из 13-го гв.дбап.
Корабли конвоя с трудом сдерживали атаки авиации до полудня. В полдень “Teja” поразила торпеда, и оно тоже затонуло.
26. БДБ F-335 тот же конвой
27. буксир “Banat” тот же конвой, та же атака авиации.
28. G-3211 сторожевой катер, потоплен артиллерией в тот же день.
29. “Lus” сторожевой катер, потоплен артиллерией в тот же день.
30. “Sturmfogel” сторожевой катер, потоплен артиллерией в тот же день.
31. сапёрно-десантные катера PiLB.319 и PiLB.402.
32. транспорт “Geiserich”(712 брт.), потоплен днём 11 мая, когда от мыса Херсонес в Констанцу отошёл последний конвой.
По нему беспрерывно наносили удары самолёты. 11 штурмовиков Ил-2 8-го гв.шап
33. транспорт “Danubius” (1489 брт.) потоплен 6 Ил-2.
34. охотник UJ-310 (ex- KFK-194) те же 6 Ил-2 в тот же час.
35. танкер “Friederike” (ex- “Firuz”) (7327 брт.), тяжело повреждён ПЛ Л-4, на буксире доставлен в Констанцу.
36. UJ-2303 (ex-KFK-83) охотник, артогонь и авиация
37. G-3106 “Anderten” сторожевой катер, потоплен.
38. G-3162 “Tilli” сторожевой катер, потоплен авиацией.
39. “Romania” (3152 брт.) плавбаза, повреждена авиацией и добита торпедными катерами ТКА №.301, №.353
40. Транспорт “Durostor” (1309 брт.) повреждён ударом 12 Пе-2
и потоплен подлодкой А-5.
41. БДБ F-130A . Повреждённую авиацией, расстреляла артиллерией подлодка С-33
В Севастополе немцы подорвали повреждённые транспорты “Kazak” (759 брт.) и “Erzherzog Karl” (378 брт.).
Если вы обратите внимание, то заметите, что большая часть кораблей и потоплена именно за три ночи «эвакуации немецкого гарнизона». До сих пор спор между немецкими и русскими историками сводится к тому, сколько потеряли немцы 28.000 или 42.000 военных.
И всё же, факты говорят, что никакой «организованной эвакуации» из Севастополя не получилось.
Прав был генерал Цейцлер, когда говорил:
«При эвакуации морем можно будет спасти лишь незначительную часть войск, это решение, приведёт к катастрофе…»
Он даже не предполагал, сколь незначительно всё будет.
Приведу рассказ Гельмута Клаусмана, рядового 111-я пехотной дивизии :
"В Севастополе уже полным ходом шла эвакуация из города, русские с одного края вошли в город, и власти в нём не было никакой. Каждый был сам за себя.
Я никогда не забуду картину, как нас на машине везли по городу и машина сломалась. Шофёр взялся её чинить, а мы смотрели через борт вокруг себя. Прямо перед нами на площади несколько офицеров танцевали с какими-то женщинами, одетыми цыганками. У всех в руках были бутылки вина. Было какое-то нереальное чувство. Они танцевали, как сумасшедшие. Это был пир во время чумы.
Нас везли на барже в Констанцу. Всю дорогу нас бомбили и обстреливали русские самолёты. Это был ужас. Нашу баржу не потопили, но убитых и раненых было очень много. Вся баржа была в дырках. Чтобы не утонуть, мы выбросили за борт всё оружие, амуницию, потом всех убитых, и всё равно, когда мы пришли в Констанцу, то в трюмах мы стояли в воде по самое горло, а лежачие раненые все утонули. Если бы нам пришлось идти ещё километров 20, мы бы точно пошли ко дну! Я был очень плох. Все раны воспалились от морской воды. В госпитале врач мне сказал, что большинство барж было наполовину забито мертвецами".
Полная версия рассказов немцев :
http://lib.rus.ec/b/173922/read . И это была катастрофа, 17 армия перестала существовать ..." -
https://www.proza.ru/2010/09/26/1417 Р.S. Безусловно, что точных и полных данных к 12 мая 1944 г. о потерях и трофеях противника не имелось, но странно, что составители секретного доклада лично товарищам Сталину и Берия, не усмотрели следов масштабной катастрофы, а заметили лишь то, что «о тщательности эвакуации противника говорит и то обстоятельство, что ни по пути отступления противника, ни в самом городе нет более или менее значительного количества боевой техники (как это имело место в других освобожденных городах Крыма), исключая несколько выведенных из строя пушек и подожженных автомашин», как говорится в докладе...