Общая категория > 1939

Бронепоезда nr.53 "Śmiały" и nr.55 "Bartosz Głowacki"

<< < (2/5) > >>

75:
С 1928 бронепоезд «Смелый» находился в составе 2-ой бронеэскадрильи, которая базировалась в Неполомицах . Перед началом второй мировой войны бронепоезд был модернизирован и выполнял задачу по патрулированию железнодорожной линии
В 1939 году, когда возросла угроза немецкого вторжения, бронеэскадрилью перебросили на запад.  Личный состав бронепоезда «Смелого» под командованием капитана Мечислава Малиновского, заместителя командира поручика Вацлава Элертовича, связиста подпоручика Мариана Пакины, командира первого взвода поручика Клауса Кароля, командира второго взвода поручика Станислава Давидовскего, командира технического взвода подпоручика Виктора Пивоварчика, врача подпоручика медицинской службы Збигнева Капиньскего, был мобилизован 27 августа 1939 года. После нападения Германии и начала второй мировой войны, восемь из 14-ти имевшихся в польской армии бронепоездов вступили в бой на западной границе Польши.



Obsada pociągu 1 września 1939

Dowódca: kpt. Mieczysław Malinowski († 1944 rok w Normandii)
Zastępca: por. Wacław Elertowicz
Oficer łączności: ppor. rez. Marian Patyna
Dowódca 1 plutonu ogniowego: por. Karol Kulas
Dowódca 2 plutonu ogniowego: por. Stanisław Dawidowski
Dowódca plutonu drezyn: sierż. pchor. Szoryn
Dowódca plutonu technicznego: ppor. Wiktor Jan Piwowarczyk
Lekarz: ppor. lek. med. Zbigniew Capiński

1 сентября 1939 года 4-я танковая дивизия под командованием генерала Ганса Рейнгардта c воздушной поддержкой Junkers 87 без труда перешла германско-польскую границу и двинулась в направлении Кшепице. Двумя часами позже немецкая армия вступила в бой с Волынской бригадой под командованием Юлиана Филипповича. Польская армия открыла ураганный огонь, в котором принимал участие и бронепоезд «Смелый», который постоянно маневрировал, поддерживая фронт польской армии. Немцам пришлось отступить. К 10 утра генерал-полковник Ганс Рейнгардт безуспешно провёл вторую попытку наступления. В 12 часов немецкая армия с большими усилиями заняла Мокру, однако занимала деревню недолго. Поляки артиллерийским огнём вынудили корпус Рейнгарда отступить. Немецкая пехота понесла большие потери от огня с бронепоезда «Смелый».

2 сентября ожесточенные бои шли на всех фронтах. Под Мокрой Волынская кавалерийская бригада отошла под Острав-Великопольский, где она пыталась сдержать продвижение противника под прикрытием бронепоезда «Смелого». Отойдя под Цикажев, он вступил в бой с 1-й танковой дивизией немцев, которая за первые два дня боев потеряла 8 танков Pz. Kpfw. II. Бронепоезду пришлось выдержать поединок с 11-м дивизионом 73-го артполка дивизии, с тремя батареями 105-мм гаубиц. Проявляя невероятное упорство и ловкость, «Смелый» неожиданно появлялся на разных участках боев, нанося противнику большие потери, но всё же вынужден был отступить на Колюшки, подвергаясь атакам авиации противника.

75:
В ночь на 3 сентября бронепоезд выдвинулся в сторону местечка Дзялошин. На пересечении железнодорожных путей с дорогой Рыбелице-Избиско, «Смелый» столкнулся с немецкой моторизированной колонной, в результате чего завязался тяжелый бой. После повреждения башни с 75-мм орудием и вспыхнувшего на платформе с боеприпасами пожара, бронепоезд был вынужден отступить и продолжить путь на Дзялошин, прикрывая левый фланг 1–й бронетанковой дивизии обстрелом немецких позиций. Но после того, как немецкие войска подтянули в бой тяжелую артиллерию, «Смелый» получил приказ отступить, и выдвинулся в сторону Лодзи, а затем на станцию Колюшки. Там, вместе с бронепоездом «Бартош Гловацки», он оставался до 5 сентября. После налета немецкой авиации на станцию Колюшки «Смелый» прикрывает отход основных сил польской армии, уничтожая за собой железнодорожные пути вплоть до 7 сентября.

8 сентября бронепоезд «Смелый» патрулирует участок железнодорожной линии Скирневцы-Журардов, далее, после получения приказа, направляется в Минск-Мазовецки, минуя Варшаву. 10 сентября «Смелый» прибывает на станцию Седльце, 12 сентября — на станцию Луков. Там было получено новое распоряжение по выдвижению в сторону Мендзыжеца-Подляского, а затем следует приказ об изменении направления движения в сторону Бреста-над-Бугом, куда бронепоезд и прибыл 13 сентября.


75:
14 сентября передовые немецкие подразделения  вступили в огневой контакт с польскими отрядами в районе Бреста. В тот же день генерал Константин Плисовский (руководитель группировки «Брест») уведомил генерала Клебэрга о том, что часть немецких танковых и моторизованных соединений обходит Брест с северо-востока, устремляясь к позициям польской дивизии «Кобрин». Чтобы нейтрализовать маневр противника, Плисовский выслал в восточном направлении бронепоезд «Бартош Гловацкий» под командованием капитана Анджея Подгурского.  В районе Жабинки, в 20 километрах восточнее Бреста, с бронепоезда выгрузили взвод танкеток, переоборудованных в бронедрезины, которые вели разведку в сторону моста через речку Мухавец. Здесь они столкнулись с разведывательными бронеавтомобилями 3-й танковой дивизии немцев. В ходе боя три польские машины были подожжены, а две отступили. Дальнейшее продвижение немцев было временно приостановлено огнем бронепоезда. Однако, опасаясь быть отрезанным от Бреста, капитан Подгурский принял решение вернуться в город.

В это же время бронепоезд «Смелый» под командованием капитана Мечиспава Малиновского провел разведку в сторону Высокого, в северном направлении. Недалеко от станции Скоки, возле реки Лесная, он столкнулся с танками 10-й немецкой танковой дивизии под командованием Гейнца Гудериана. Бронепоезд произвел огневой налет, но затем был вынужден отступить. Предвидя, что противник вскоре захватит брестский железнодорожный узел, генерал Плисовский отправил оба бронепоезда в Ковель. Под мерный стук колес, преодолев мост через реку Муховец, бронепоезд покидал Брест над Бугом. 15 сентября "Смелый" в Ковеле.16 сентября бронепоезд был отправлен в Луцк.



75:
17 сентября поступило сообщение, что Красная Армия начала освободительный поход на Восток, и командир бронепоезда капитан Малиновски принимает решение выдвинуться в сторону Львова в целях укрепления боевой мощи при обороне города. Во Львов они прибыли вечером 18 сентября.

В полдень 19 сентября два батальона 5-й пехотной дивизии, поддержанные огнем «Смелого», атаковали немецкие позиции в южном направлении, достигнув линии Козельники—Пироговка. Атака, однако, была остановлена вечером после немецкой контратаки из леса, расположенного к югу от Пироговки. Оба польских батальона, неся потери, вернулись во Львов. Руководитель обороны города генерал Лангнер обсуждал с командным составом польского гарнизона план дальнейший действий. Предлагалось ночью прорваться всеми силами на Бобрку и далее на юг, в направлении границы с Венгрией, или же продолжать оборону в ожидании прибытия оперативной группы генерала Соснковского. В последующие дни бронепоезд «Смелый» регулярно совершал разведывательные выезды в район Каменки и Подзамче. 22 сентября команда бронепоезда сдалась советским войскам, вступившим во Львов.



Командир "Смелого" капитан Малиновски продолжил службу в составе союзных войск, дослужился до звания майора, погиб в бою во Франции в августе 1944 года.

Советское чекистское командование не побрезговало бронированным трофеем и нашло «Смелому» применение. После небольшого ремонта он превратился в бронепоезд № 75 войск НКВД с дислокацией во Львове. Командиром назначили старшего лейтенанта Мешкова.

В 1941 году, после начала Великой Отечественной, бронепоезд прикрывал отход советских войск из Львовского выступа. На стации Гусятин бронепоезд частично подорвали, дабы он не достался врагу.

Но на этом его жизнь не оборвалась. Немцы произвели ремонт и собрали из остатков двух бронепоездов один, включив его в состав действующих у себя в тылу. И вновь он сменил название, на этот раз на «Panzer Zug № 10».



1942-й год Panzer Zug № 10 провел на Украине, где охранял железные дороги от нападений партизан. После окружения 6-й немецкой армии под Сталинградом, был срочно отправлен на Восточный фронт, к Волге. Зимой 42-43 годов прикрывал отход фашистских войск от Сталинграда. Летом 43-го года бронепоезд снова появился на Украине. Партизанское движение принимало все более массовые формы, кроме того, в тылу немецких войск начали действовать диверсионные отряды НКВД, совершавшие частые нападения на железные дороги и другие коммуникации.



Множество таких отрядов скрывалось в полесских лесах, на границе Беларуси и Украины. Именно сюда, в район железнодорожной линии Ковель — Сарны и прибыл Panzer Zug № 10, но карьера на новом месте получилась у него короткая. Уже 13 июня бронепоезд подорвался на партизанской мине и был направлен в ремонт. После восстановления материальной части, Panzer Zug № 10 был разделен на два самостоятельных бронепоезда — Panzer Zug № 10 и Panzer Zug №11. Новые старые бронепоезда отправились в район Тернополя и Львова для охраны железных дорог от партизан.  Летом следующего года бронепоезда были модернизированы и вместе с другими частями немецких войск отошли на территорию Польши. Здесь, 13 января 1945 года, советские штурмовики превратили их в груду металлолома. Война для них закончилась. Австро-венгерский, польский, советский, немецкий бронепоезд, прошедший огонь трёх войн, обрел вечный покой

75:
Panzerzug 11 возле Тернополя, март 1944 года.


Советские солдаты рассматривают разбитый Panzerzug 10.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии