Общая категория > 1941 - коротко о главном (igorg25)

1941 - кратко. Мост Jaz.

(1/1)

igorg25:
Наверное, самый упоминаемый в мемуарах после моста у Трехарочных ворот - мост Jaz. это - тот самый мост, по которому в различных воспоминаниях вели огонь минометчики 333сп (С.Смирнов), минометчики 125сп (в мемах 125сп), пограничники с Западного острова.

В реальности таинственным мостом оказалась переправа, наведеная немцами ниже БК по течению Буга.



Мост Jaz. 22.06.1941г.



igorg25:
Вполне удобное место, сюда шла дорога по немецкому берегу обводного канала, новому руслу Буга. Но не только это.


--- Цитата: Set от 15 Августа 2012, 15:56 ---Да-а-а, вот стоит только зацепиться за какую-нибудь мелочь, а там целый клубок может потянуться...
Рано, Олег, спасибо сказал :) Не все так просто.
В 1915 г. немцы на своей карте указали на этом месте "брод" -  "Furt/Ft."

Почему же поляки в Лондоне в 1943 г. нарисовали на этом месте нечто такое, названное ими гордо "плотина" - "Jaz"?

Довольно быстро нашелся оригинал - польская же карта 1931 г.:

Что за плотина там могла быть? Брод - это брод, не более того. Но плотина - это серьезное гидротехническое сооружение! Копаем дальше, на российских картах начала 20 в. на этом месте также обозначено нечто:

При более глубоком бурении (вплоть до 1839 г.), наконец-то оказывается, что:

Вот так открылась, для меня по крайней мере, интересная система обводнения рвов и каналов БК. Работала ли эта система? На одно из фоток Фогеля есть такой сюжет:

Она - искомая плотина? Если - да, то возникает вопрос с островом, который присутствует на картах и фото 1941 г.
Искусственного или естественного ли он происхождения? Или это просто обнажившаяся при снижении уровня воды в Буге часть существовавшего издавна брода/отмели?
Кстати, немецкая карта проясняет вопрос с картиной:

Nadelwehr - это "спицевая плотина" (http://de.wikipedia.org/wiki/Nadelwehr)
И еще одно фото Фогеля. которое, видимо, связано с этим местом:


--- Конец цитаты ---


--- Цитата: Set от 15 Августа 2012, 16:22 ---Спасибо, Александр!
Плотину, вероятно, поляки разобрали за ненадобностью - БК как крепость потеряла свое фортификационное значение.
А вот остров... Существовал ли он в 1915 г.?

--- Конец цитаты ---


--- Цитата: Егорыч от 15 Августа 2012, 16:31 ---Судя по последнему фото где вдалеке ж/д мост в Польшу (справа деревянный мост на взгорок где здание Бригидок?) острова не видно, скорее всего он наносной и образовался со временем естественным путем...

--- Конец цитаты ---


--- Цитата: DimDimich от 16 Августа 2012, 01:50 ---Эта плотина быстрого монтажа/демонтажа. Широко применялись в царской России, в основном у водяных мельниц. Быстро демонтировалась в конце зимы и монтировалась вновь после окончания паводка. В р-не Бреста применялись на Днепро-Бугском канале и на реке Пульва (Источник - мой конспект по "Механизации мостостроения", 2000 г. )
Погуглить конечно проще, но мы не ищем легких путей - я пошел в подвал и нашел общую тетрадку с конспектом. Препод был хороший, поэтому и вспомнил.
 :) :) :)

--- Конец цитаты ---


--- Цитата: DimDimich от 16 Августа 2012, 02:19 ---Но вот незадача - ледоход, а плотина не демонтирована. Война - не до плотины?


--- Конец цитаты ---


--- Цитата: Set от 16 Августа 2012, 09:15 ---Не демонтировали, конечно, из-за войны - Брест-Литовск оставили еще в августе. Ледоход - вряд ли, фото датировано 1915 г., т.е. преддверие зимы 1915/16.
А вообще, всегда ли Буг зимой замерзал?

--- Конец цитаты ---


--- Цитата: иван от 16 Августа 2012, 12:20 ---
--- Цитата: Set от 15 Августа 2012, 15:56 ---


--- Конец цитаты ---
На данном известном фото плотина системы Пуаре.
Особая система заключается в том, что плотина выполняется с разборной частью (стальные спицы или треугольные фермы), которые можно вынимать, регулируя пропускную способность плотины. Это бывает необходимо, когда надо пропустить лед или излишек воды.

Вытаскивание спицы из плотины(система Пуаре).

--- Конец цитаты ---

Навигация

[0] Главная страница сообщений

Перейти к полной версии