ВОЙНА НА ДВА ФРОНТА
Всё больше фактов говорит за то, что защитники Крепости конкретно ВОЕВАЛИ с «западниками» (приписниками). И обстановка была нешуточная. У Смирнова и компании в их пересказе это были "переодетые диверсанты". Но мы -то знаем цену их словам... ЕЩЁ 22-го Фомин поменял гимнастёрку на форму рядового. Кижеватова не уличишь в духовной слабости, но даже он переоделся:
В.И. Зенкина вспоминает:
"Лейтенанта Кижеватова я привыкла видеть в форме пограничных войск, а теперь он был в пехотной..."
А о срывавших с себя знаки отличия молодых лейтенантов мы знаем из различных источников.
Но кто эти люди, державшие в страхе гарнизон ?
Бобрёнок С.Т.:
"И вот, откуда-то из щелей, из-под руин выползают во двор полка согнутые людишки, боязливо озираются по сторонам. Один, второй, пятый... Они идут без оружия, подняв руки. Иные ползком добираются до середины двора, пугливо вскакивают, бросают оружие и, тоже подняв руки, становятся на колени.
Пленные бегут, спотыкаясь о камни, согнув плечи под ударами прикладов. Среди них не видно раненых, не видно и рваных обожженных гимнастерок, окровавленных повязок. Нет, эти люди не ходили по шесть раз на день в штыковые атаки, не выносили из-под огня товарищей, не хоронили друзей, женщин, детей своих, руками роя могилы в горячих камнях завалов родных казарм, не стояли у амбразур. Они прятались в темных углах подземных казематов, вздрагивая от каждого взрыва, от каждого крика умирающих рядом товарищей..." (стр.94-95)
Ладно бы просто уходили в плен. Но они ВОЕВАЛИ...:
ЛЕУРДА Георгий Павлович, красноармеец 84-го стрелкового полка, рота ПВО:
"Когда война началась, в крепости не было ни одного офицера, они были все в городе Бресте. И наш командир роты добежал до крепости, переплыл через Мухавец, вбежал в Восточные ворота, и его сразила вражеская пуля. Он упал, смотрим, «западник» тащит с него сапоги. Полковой комиссар т. Фомин и говорит: «Леурда, бей гада!» Я приложился и ранил его. Тогда я подошел к нему и говорю: «Что же ты, гад, делаешь? Своего брата обдираешь!» Так я ему еще раз дал и добил его, обдиралу...
...что в 1939 г. освободили мы Западную Украину от поляков. Вот мы их и называем «западниками». В 1941 году взяли приписной состав в кадровые полки и прислали до нас на обучение, и их война захватила в крепости.
Они, эти «западники», изменили нашей родине. Мы ВЕЛИ ДВОЙНЫЕ БОИ: с немцами и с ними. Они стреляли нас в затылки. Они собирали разные трофеи и уходили домой. Но это НЕВАЖНО, ЧТО УХОДИЛИ, а ТО — СТРЕЛЯЛИ НАС в затылки. Тов. Фомин издал приказ: «Убрать всех изменников Родины»…
26 июня кто-то неизвестный подкрался и бросил гранату. Пулемет полетел на воздух, товарища тут же убило, а меня тяжело ранило в голову, и я был без памяти.
Меня ЗАБРАЛИ «западники» [26-ГО !] в плен. Я проснулся на той стороне Буга, привязанный к носилкам. Подошел ко мне «западник» и говорит: «Что, довоевался, краснож…й…»"
"Меня ЗАБРАЛИ «западники» в плен." Это не единственное утверждение. То же самое пишет и Бондарев, бывший свидетелем, как Акимочкина убили именно приписники:
Красноармеец Бондарев П.П. - заряжающий огневого расчета 2 огневой батареи 98 ОПАД:
"Меня вытащил из каземата мой замковый Володя Емельянов. Еще нас вытаскивали приписники не нашей части. Мы вначале подумали, что наши подошли и освобождают нас. Соколов попал в плен не как я, не раненый. Я видел - стоял Соколов, стоял Акимочкин, был пришибленный, но его держали. Потом выстрел - и он упал. Нас положили на повозки, привели лошадей и привезли к Бугу."
Здесь и факт пленения Соколова, киномеханика, будущего "сказочника" дивизиона. Попал в плен "не раненый", эзоповым языком мог в то время выразить своё отношение артиллерист. Таких "героев" в большинстве своём и тиражировал Смирнов. Про ТАКИХ историков писал один классик:
"Не то, чтобы обманывал...
ОБМАНЫВАТЬСЯ был РАД..."
Возможно, киномеханик и выдал Акимочкина. Сейчас точно не вспомню, но вроде где-то читал, что Акимочкин тоже сменил гимнастёрку.
Немного про "диверсантов":
Воспоминания участника обороны крепости А.Махнача:
"Фашисты засылали в крепость своих солдат и офицеров, переодетых в красноармейскую форму. Предательскими выстрелами в спину они убивали наших командиров.
…Это было на второй день обороны. Я лежал среди развалин и вел огонь из автомата ППД. Вдруг страшная боль пронизала мне левую ногу. Я оглянулся и увидел. Что среди убитых в метрах пятнадцати от меня лежит боец с пистолетом наизготовку. Я только собирался спросить у него. Кто мог стрелять со стороны нашей обороны, как он открыл по мне огонь. В ответ я выпустил из автомата остаток патронов. Убитый оказался переодетым унтер-офицером немецкой армии. В поединке с ним я получил три ранения. Одно из них было тяжелое: пуля вошла в стопу и дошла до коленной чашечки.
В тот же день ПЕРЕОДЕТЫЙ гитлеровец бросил гранату в каземат, где находились лейтенант А.Виноградов, заместитель политрука А.Смирнов и другие командиры нашего полка. Только благодаря ловкости и сообразительности одного из них не успевшая взорваться граната была выброшена из каземата назад."
Бобрёнок С.Т.:
"Луч еще раз проложил белую дорожку к пограничникам и погас. Первым почуял неладное Харченко. Он подполз к Найденову:
— Кто-то подбирается к нам...
Прислушались. Харченко снял с пояса гранату, поставил на боевой взвод. Никого. Но вот где-то в завалах заставы посыпалась щебенка. Найденов пополз в ту сторону.
— Стой! Кто идет?
Свои,— после небольшой паузы донеслось с развалин.
Скользнул луч прожектора, и в его свете Найденов увидел пилотку с красноармейской звездочкой. «Свои»,— облегченно подумал Найденов, но все же спросил:
— Откуда?
Вместо ответа прозвучал выстрел, какая-то темная тень метнулась сбоку и упала на Найденова. Боец увернулся в сторону, предупреждающе закричал:
- Харченко! и послал длинную очередь из автомата.
Харченко окружило несколько человек. Он успел выстрелить, вскочил и ударом приклада сбил первого из набежавших. Найденов рванулся к товарищу, провал несколько шагов и упал. Попытался подняться, но страшная боль в ноге приковала к земле. К нему сразу метнулось двое. Найденов встретил их огнем автомата. Рядом, в нескольких шагах, как дубинкой отбивался винтовкой Харченко.
— Что, взяли, гады?
Его окружили плотным кольцом. Враги не стреляли, решили взять пограничника живым. Кто-то из них ударил Харченко прикладом в спину. Боец грузно осел на колени, и тогда на него, израненного, навалились враги.
Из-под груды вражеских тел взметнулась рука Харченко с гранатой, ударила о камень.
— Прощайте, товарищи!..
Раздался взрыв...
Подоспевшие пограничники соседнего наряда, бойцы из подвалов уничтожили еще троих диверсантов. Забрали раненого Найденова.
В руинах остались трупы переодетых диверсантов: красноармейские брюки, гимнастерки, пилотки, но трикотажное белье и тяжелые кованые немецкие сапоги...
С этой ночи среди защитников крепости были введены пароль и отзыв. (с 22-го на 23-е)
С ПЕРЕОДЕТЫМИ диверсантами приходилось СТАЛКИВАТЬСЯ еще НЕ РАЗ. Они подло, в спину, убивали бойцов, охотились за нашими командирами, провокационно сдавались первыми в плен..." (стр.86)
А в подвале 333-го сп как будто все бойцы НАХОДИЛИСЬ В ЗАЛОЖНИКАХ на случай прихода советских войск в Крепость. Да сами убедитесь в свидетельстве незаинтересованного в "героической обороне" человека:
Вольнонаемная служащая 333 сп Чувикова Н.М. вспоминала:
"...Напротив комендатуры располагался 333 стрелковый полк. Здесь я работала вольнонаемным зубным врачом. Когда совершенно было разбито наше здание, мы перебрались в подвалы этого полка. Здесь я уже видела другую картину, здесь было МНОГО НАБЛЮДАТЕЛЕЙ, а не активных участников, с десятком таких было СТРАШНО оставаться, чем с одним пограничником. Здесь были и заключенные с тюрьмы Брестской крепости, которые беспрерывно агитировали сдаваться в плен, уверяя, что сопротивление бесполезно, но были и неплохие вояки. Перед самой войной сюда прибыло пополнение новобранцев из западных областей Белоруссии, и то ли узбеки, то ли туркмены, плохо говорившие по-русски...".
В связи с этим возникают вопросы к отдельным подразделениям 333-го сп:
1. Кто и с какой целью 22-го стрелял из арторудия по казармам 84 сп ? (следы остались)
2. Кто стрелял и отдавал приказ на стрельбу по возвращавшимся с Южного бойцам 84 сп по Холмскому мосту?
3. Кто закидал гранатами у окон подвалов казармы 333-го сп бойцов 132-го КОБ ?
Кожанов Дмитрий Федорович, из [состава] 132-го конвойного отдельного батальона Н.К.В.Д:
"...И еще нужно самый опасный участок (открытый) 20 метров. Только было надо молниеносным броском, под пулями автоматов врага [добраться] в нижние окна подвалов 333-го полка. Этот бросок тоже стоил [нам] потерь своих боевых друзей и ПОДРЫВОМ ГРАНАТ в СКОПЛЕНЬЕ у окон подвала..."
В связи с "обстановкой" в подвале 333-го уже не кажутся неправдоподобными и эти свидетельства:
"...Туда же (к мертвым) мы вскоре положили и Кижеватова"
"Также есть воспоминания Зиновьевой,что тело Кижеватова лежало в подвале западной части арсенала."
В связи с этим хочу привести прошлые высказывания форумчан и с некоторыми подискутировать:
Adv1seR от 21 Март 2011, 21:59
"Есть версия, что Кижеватова сдали и он был расстрелян? Так об этом после войны на каждом столбе было бы написано, как про Фомина. Выжившие пограничники, кто был с ним почти до конца, такой версии не выдвигали, хоть у них детали и расходятся. Можете опровергнуть?"
Пробую. Погибнуть от рук врага одно, а от рук "наших" другое. Гибель Фомина, как "великомученика", по всем канонам вписывается в ГЕРОИЧЕСКУЮ ЭПОПЕЮ ОБОРОНЫ. Чего не скажешь о гибели Кижеватова. Признать, что в "героическом подразделении", особенно с его ОФИЦИАЛЬНЫМИ героями, ТАКОЕ ВОЗМОЖНО ? Извините, но это нонсенс.
Теперь вы ответьте на вопрос: " Что могли выдвинуть в своё оправдание выжившие пограничники, знавшие о трагическом случае со своим командиром ?
Говорить правду ? Тогда будет спрос от сограждан и сослуживцев с них и нешуточный: "Почему не уберегли ?"
Говорить правду ? Тогда будет спрос от власть имущих: "Кто вам дал право порочить героические дела полка и подрывать устои ОБОРОНЫ ?
"Молчание-золото" - вот что выбрали выжившие невольные свидетели "порочащего" факта. Правду могли только сказать "левые" свидетели, не зависящие никоим образом от власть имущих и не состоявшие в воинском братстве с прямыми сослуживцами. Такой "левой" и была Зиновьева.
Andrey70 Ответ #123 : 22 Март 2011, 16:04 »
"Ведь уже точно известно, что в подвале 333СП, не было единого командования, сложилось несколько (судя по всему не больших) групп под командованием командиров 333 СП, позднее появилась группа пограничников Кижеватова и + масса неорганизованных солдат, сержантов и командиров, в принципе-толпа. Какая-то группа пошла на прорыв, толпа рванула за ними, Стало трудно, появилось несколько желающих в плен, и все толпа пошла в плен. Ведь было оружие и патроны еще были.... И этот сюжет неоднократно затем повторялся в многочисленных "котлах".
Всё верно. Защитник, бывший там, об этом же:
Рядовой 333 сп В.В. Коваленко:
"— Были перебежчики. Об этом говорили нам, мы знали, что надо быть бдительными. Подвал был очень большой, соединяющий много казарм. Мы собрались там, никого не знаем, держимся только свои, все вместе, 3 отделение.
Все время выглядывали из подвала. Видели, как немцы к костелу подходили. А мы ходили в подвале друг за другом и решали: будем выходить или нет. Команды никакой не было. Однако разведка была. Кроме нас целый полк в подвале был."
cyrus Ответ #167 : 11 Ноябрь 2012, 20:06 »
"Позвольте выдвинуть следующую версию гибели А.М. Кижеватова. 23 июня. Наиболее активная часть бойцов ушла на прорыв с Семеновым и Потаповым. Прорыв окончился неудачей. Иллюзий насчет деблокирования Красной Армией и скорого окончания войны уже нет. В подвалах арсенала остаются ещё много людей, но активных бойцов среди них ничтожно мало. Тех кто хочет лишь одного - чтобы весь этот ад скорее закончился, становится всё больше. Кижеватов не зря переоделся в пехотную форму - на него как на энкаведешника идет охота. Кого-то его бойцы успевают обезвредить и расстрелять (по воспоминаниям С.Бобренка), но он чувствует, что основная масса, а среди них много "западников", "осадников", становится все более враждебной. Весь день 23-го идет мощнейший обстрел крепости, прерываемый только призывами немцев к её защитникам сложить оружие. В точности картину произошедшего в тот вечер в подвалах 333 сп мы уже никогда не узнаем. Но видимо в какой-то момент временного затишья масса бойцов, охваченная одним лишь желанием быстрее сдаться и тем самым выжить, рванула к выходу. Лейтенант Кижеватов встал у них на пути... На остальных пограничников могли попросту навести стволы: тех мало, а сдающихся в десятки раз больше. "Уйдите с дороги, а не то...!" Численный перевес был не в пользу защитников подвалов, остающихся держать оборону этого участка. После этого сдающиеся беспрепятственно вышли с белыми флагами и пошли через Тересполькие ворота навстречу немцам. А тело погибшего Кижеватова его бойцы отнесли в один из уголков подвала и оставили там до возможности окончательного захоронения. В воспоминаниях оставшихся в живых об этом - ни слова. Понять их можно: не смогли противостоять натиску идущих сдаваться и не смогли уберечь своего командира.... После этого кто-то ушел на другие участки продолжать борьбу, а кто-то остался с ранеными в подвалах арсенала. А 24-го немцы уже занимали этот участок крепости."
Согласен полностью. Добавить даже нечего.
ЕвроТатарин Ответ #169 : 11 Ноябрь 2012, 22:54 »
" Я, пожалуй, не стал бы называть версию Cyrusа откровенным бредом. Вечер 23 июня (после 17-18 часов) отмечен в немецких документах массовой сдачей (до 1900 человек в разных местах). Где-то в 20.00 рванули из подвалов 333 СП те, кто не мог сдаваться в плен (включая бойцов 132 ОБКВ). Считается, что этот прорыв возглавил Потапов, хотя, к примеру, тот же Ростал относит прорыв Потапова к 22 июня. Мог возглавить прорыв и Кижеватов. Но его вполне могли чуть раньше убить и "свои", те, кому он мешал сдаваться. Вполне могли. Приписники и западенцы в Цитадели были, и было их достаточно много. Об этом указывается и в ряде воспоминаний, и, главное, много таковых в картах в/п за 23 июня. Я навскидку сейчас посчитал - в картах в/п 65 человек, плененных в этот день, - уроженцы Брестской, Пинской, Полесской, Витебской и т.д. областей. А ведь в ОБД почти нет карт выживших... А еще и поубивали многих - как наши, так и немцы. Так что, данная версия имеет право на существование. А как там было на самом деле..."
СВЕТЛАЯ ГОЛОВА...
Gurock Цитата: ЕвроТатарин от 11 Ноябрь 2012, 22:54
"Маленькая поправка - "западники" квартировались на Северном укреплении.В Цитадели что им делать? Тем более в таких количествах чтоб превышать пограничников и 132-ой НКВД. И 1900 опять же "в разных" местах.А разные места это Госпитальный остров,Северо-Западная часть Кобринского укрепления,та же территория 131-го артполка которые были захвачены уже в первый день."
Привязка "западников" к Северному относительна. Тогда объясните разницу между "западниками" (Леурды) и "приписниками" ("не нашей части"), бравшими в плен Бондарева и Акимочкина 25.06. По всем канонам уже после 23-го (большой сдачи) "западников" и "приписников" не должно было быть вообще в Крепости. Или в лагерь, или домой. А они находились и воевали с нашими. "Не нашей части" могли вполне быть и из 333-го.
ЕвроТатарин Ответ #171 : 11 Ноябрь 2012, 23:32 »
"За поправку спасибо... Но и бойцов 132 ОБКВ в подвалах 333 СП было далеко не большинство. Из всего бат-на (точнее, из тех, кого война застала в БК) точно есть только 43 человека, которые погибли или попали в плен вечером 23-го и в другие дни. Но при этом нужно учесть определенное количество раненых при утреннем прорыве остатков б-на из своих казарм в подвалы 333 СП. Это раз. Второе - подвал - это все же не одна комнатка, где все сидели вместе. Не думаю, что все бойцы из 132-го стояли на дверях и не пускали других сдаваться. Ломанулся народ, Кижеватов попытался их остановить и схлопотал пулю или ножик. Это дело нехитрое, тут и среагировать никто бы не успел... Ну и третье - некоторые бойцы б-на находились совсем в других местах, а не в подвале 333 СП. Так что, все могло быть... Но, опять же, как версия, а не действительный факт. А версии, как пишут в дудухтивах, нужно рассматривать все, даже самые неприятные...
Кстати, а не знаете ли случайно, куда подевались пленные поляки из Бригидок? Они ведь тоже раньше 23-го в плен к немцам попасть не могли...
УМНИЦА ! А про поляков просто БОМБА !
Помимо Чувиковой, которая чуть выше, читаем ниже:
Ветфельдшер А.К. Леонтьев:
"С первых дней войны поляки средних лет (взятые на три месяца на переподготовку, находившиеся в нашей части) пытались сдаться, сеяли панику и страх. Возвращаясь однажды с очередной вылазки за водой, я увидел, что поляк, который должен находиться в амбразуре с пулеметом, бежит навстречу мне с амбразуры с белым полотенцем и кричит «немцы». Машинально выстрелил ему в затылок, подбежал к амбразуре и «пересек» с Дегтярева немцев со связками гранат. Из другой амбразуры тоже открыли огонь, атака была отбита, немцы не поднялись."
Трухин В.В.:
"Однажды поляки и часть наших пытались сдаться, начали выходить на плац, мы дали огонь с левого крыла и центра над головами – вернулись назад."
Потом наверное жалели, что "над головами"... Ведь ТЕ им припомнили.
Я намеренно не стал включать сюда уже УСТАНОВЛЕННЫЕ случаи "ДРУЖЕСТВЕННОГО ОГНЯ", ХОТЯ ПРИ ВНИМАТЕЛЬНОМ ИХ РАССМОТРЕНИИ тоже возникают сомнения в его "ДРУЖЕСТВЕННОСТИ". (Тема раскрыта ранее в разделе Южного острова). Кто-то же правоцировал первым открытие огня по своим. Выкосили в прямом смысле слова 84 сп "свои". Да какие к чёрту свои ? Приписники или западники...
От "второго фронта" потери были тоже значительные. Но об этом тоже
НИКТО И НИКОГДА НЕ НАПИШЕТ...
И"второй фронт" может следует переименовать во "ВТОРУЮ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ВОЙНУ С БЕЛОПОЛЯКАМИ" ? (ПЕРВАЯ была в 1919-1921)