Автор Тема: Книга "Оленинский рубеж: История, воспоминания, документы, путеводитель"  (Прочитано 2360 раз)

Оффлайн Исследователь

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4380
  • Незадолго до ДМБ-86-осень
    • E-mail
Уважаемые коллеги, сегодня я, наконец, стал обладателем собственного экземпляра книги "Оленинский рубеж: История, воспоминания, документы, путеводитель" авторства Владимира Абдулгалимова, Анантолия Воронина и Нильса Иогансена - от одного из её соавторов, которому за этот подарок весьма благодарен.
Вот как представляется эта книга здесь - https://www.livelib.ru/book/1001930852-oleninskij-rubezh-abdulgalimov-v-voronin-a-jogansen-n :

"В книге рассказывается об истории строительства Ржевско-Вяземской линии обороны (линия обороны Фронта Резервных армий), сооружениях которые были там построены, о войсках, которые стояли на рубеже и о его недолгой боевой судьбе. По сути небольшой путеводитель для тех, кто хочет посмотреть сохранившиеся сооружения рубежа в районе поселка Оленино, потратив на это день-два"

и далее - более подробно:

"Ржевско-Вяземская линия обороны, протяженностью от Ржева до Брянска, планировалась к постройке еще в 30-е годы, и она могла бы стать второй линией обороны после так называемой “Линии Сталина”. В таком случае, ее строительство началось бы если бы не был подписан Пакт Молотова Рибентропа и к СССР не расширил бы свои границы на запад. Однако, произошло расширение и Советский Союз начал спешно строить линию обороны вдоль новой границы - так называемую “Линию Молотова”. “Линия Сталина” стала второй и “запасной”. “Линию Молотова” не успели построить к 22 июня 1941 года, кроме того, при ее проектировании были допущены ошибки - ее расположение в большей степени диктовалось политическими соображениями, чем фортификационными. “Линия Сталина” местами обветшавшая и утратившая вооружение, а кроме того часто незаполненная войсками не смогла оказать достойного сопротивления наступавшим немецким войскам. После начала войны начали спешно сооружать новую тыловую пока линию обороны, вытащив планы 30-х годов. И эта книга - одна из считанных единиц подобной литературы у нас в стране, представляет собой путеводитель по остаткам этой линии в Оленинском районе, на юго-западе Тверской области. Настоящий путеводитель для любителей военной фортификации, с описанием как подъехать на внедорожнике, и куда идти, чего опасаться и во что одеваться. Ну а кроме того, это краткое описание типов сооруженных укреплений, орудийных и пулеметных дотов, противотанковых рвов, командно-наблюдательных пунктов и даже мест установки морской артиллерии. Плюс рассказ о возведения этих сооружений. Десятки тысяч человек до сентября 1941-го года, местные жители, московские строители, заключенные-бытовики из ГУЛАГА, комсомольцы Тулы, Калуги, Чернигова и других городов, воспринимали свой труд как боевое задание, и ударными темпами, по 12-16 часов в день, рыли рвы, валили деревья под срубы для опалубки, кололи камень, маскировали сооруженное. При строительстве даже отводили реки и взрывали скалы, чтобы добыть камень для бутовки заливаемых бетоном коробок дотов. Кстати, нормы на землекопа были от 4 до 7 "кубиков", практически такие же как сейчас, и тоже учитывали нормы грунта и т.д. Авторы смогли разыскать в архивах воспоминания строителей, как рядовых комсомольцев, так и руководящих работников Моспромстроя, собрали свидетельства местных жителей о стройке и боях на рубеже. К сожалению, зарытый в землю труд тысяч людей практически не сыграл свой роли при начале "Тайфуна", рухнувший Западный фронт принудил командование сначала раздергивать части Резервного Фронта с линии на латание брешей, а потом выводить войска на более рубежи к востоку, но в тех нескольких случаях, когда укрепленная линия была занята войсками, и немцы атаковали ее в лоб, то тяжелые потери несли обе стороны".

А вот, что пишет об этой книге в своём ЖЖ - http://gistory.livejournal.com/236401.html - один из её соавторов:

"Район поселка и станции Оленино стал для меня отправной точкой к тому, чтобы заняться историей строительства так называемой Ржевско-Вяземской линии (сейчас я ее предпочитаю называть Третьей линией или линией обороны Фронта Резервных армий).
И вполне закономерно получилось, что окрестности вокруг Оленино изучены лучше всего. Этому способствовало несколько факторов и в первую очередь - число сохранившихся сооружений. Вторым очень важным фактором стала помощь местных жителей с которыми работает местный краевед. Потом мне еще повезло, в архивах обнаружился целый пласт воспоминаний о строительстве этого участка.
Все это вместе сходится в небольшую книжку, которую решено назвать "Оленинский рубеж".
Она планировалась как небольшой путеводитель для тех, кто хочет посмотреть рубеж, потратив на это день-два. В итоге получается книжка А5 порядка 180 страниц, в которой рассказывается об истории строительства, сооружениях которые были построены, о войсках, которые стояли на рубеже и о его недолгой боевой судьбе.
Плюс к этому десяток опорных пунктов для осмотра со схемами расположения ДОТов и ДЗОТов. В книгу умышленно включены только легкодоступные сооружения, до которых можно доехать на машине и дойти пешком, которые не находятся глубоко в лесу. Я считаю, что жизнь и здоровье туристов - надо беречь. Часть сооружений была на переднем крае "Ржевского выступа" где можно наткнуться на "эхо войны", кроме того там традиционно много клещей, кабанов и даже медеведи пробегают. Местные ходят в лес с осторожностью, которой нет у горожан.
Также в книге получился очень большой "архивный раздел" документов, которые я решил опубликовать. Сидеть на них я не вижу смысла - верю, что они пригодятся. ...".

На мой взгляд, у данной книги есть, но существенный недостаток - её тираж. Он составляет 150 экземпляров...
Так что спешите купить её в Сети или попытайтесь приобрести у самих авторов, о "координатах" каковых заинтересовавшиеся "Оленинским рубежом" могут поинтересоваться у меня в "Личном сообщении".
С уважением - К.Б.Стрельбицкий